12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья46
МКОУ ООШ №6
Россия, Ставропольский край, село Донское
4

Мастер – класс на тему: «Разработка лекции «Народные промыслы с. Донского» для школьного музея «Родина»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6



















Мастер – класс на тему:

«Разработка лекции «Народные промыслы с. Донского» для школьного музея «Родина»»














Разработала

Емельянова Н.И.,

учитель истории и обществознания

МКОУ ООШ №6 с. Донского

Труновского района

Ставропольского края













Цель: ретрансляция преподавательского опыта проведения внеурочного занятия с использованием метода исторического исследования при разработке лекции для школьного музея. 

Задачи:

1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

2.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.

3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.


Методические цели:

1. Познакомиться обзорно с понятием народные промыслы.

2. Приобрести практический опыт использования самоанализа деятельности.

3. Наметить пути использования метода исторического исследования в собственной педагогической деятельности.


Раздаточный материал для участников: презентация, тексты статьи районной газеты «Нива», свистульки.


Ход занятия

Приветствие

- Здравствуйте. Я, Емельянова Н.И., учитель истории и обществознания, предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по внеурочной деятельности по теме «Разработка лекции для школьного музея»

II. Мотивация

Играет музыка, учитель: - Эй, Лизавета, куды направляеси в такую рань? И быков запрягла. Куды собралася?

- Да поеду у Гамановку продавть. Глянь, у мене и кувшины, сделала 2 кумчана, ну и свистульки дитям, а как жи ж?


Такой диалог вы могли услышать на хуторе Умрихин в ХIХ веке, когда на территории нашего региона поселились крестьяне - выходцы из Курской, Тульской, Орловской, Черниговской губерний. Это люди разных профессией: кузнецы, стекольщики, кровельщики, плотники, а также мастера по изготовлению глиняных изделий.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии? (о народных промыслах)

- Чтобы узнать какие народные промыслы были в с. Донском, предлагаю поработать в группах, а результатом нашего труда, я надеюсь, станет лекция для школьного музея.

- Вы разделены на 3 группы «Историки - исследователи», «Технологи», «Искусствоведы - литераторы». Каждой группе предлагается поработать с материалом районной газеты «Нива» от 28.01.98г., ответить на требуемые вопросы, и составить рассказы по следующим темам:

1. История зарождения детской глиняной игрушки в нашем селе.

2. Процесс изготовления детской глиняной игрушки.

3. Русская свистулька - часть жизни народа на протяжении многих веков.


III. Работа в группах


Группа «Историки - исследователи»

Задание: прочитайте отрывок статьи и составьте рассказ об истории зарождения детской глиняной игрушки в нашем селе.

Для этого ответьте на вопросы:

Где изготавливали глиняные игрушки?

Где находились мастерские?

Кто стоял у истоков народных промыслов?

С чьим именем связано возникновение в нашем селе местной керамики?

Кто был председателем артели «Жаркий труд»?

Как звали мастера гончарного цеха?


«У истоков народных промыслов» (районная газета «Нива» от 28.01.1998)

t1681229577aa.pngТут я хочу остановиться на истории зарождения в нашем селе изготовления глиняной дет­ской игрушки. В 20-е годы ее из­готовляли народные умельцы в виде свистульки - будь то ослик, со­бачка, уточка, петушок, курочка или фигурка барышни или дородной купчихи с двумя свистульками.

Где изготавливали глиняные игрушки?

Одиночные домашние мастерские, а потом и артели быстро росли.

Где находились мастерские?

На участках строительства жилых домов с восточной стороны улицы Парти­занской, что у объездной дороги, выше переулка Широкого, найдены свалки битых игрушек, где были мас­терские промыслов.

О чем говорят свалки битых игрушек? (о массовом производстве детских глиняных игрушек)

Кто же стоял у истоков народных промыслов?

Одним из них оказалась Елизавета Захаров­на Польская, прожившая 110 лет.

А жила она и творила чудо-игрушки на хуторе Умрихин. Она и рас­крашивала игрушки, и обжигала, и возила их продавать по селам и на рынок г. Ставрополя.

С чьим именем связано возникновение в нашем селе местной керамики?

Татьяна Алексеевна Малахова - одна из тех, с кем связано возникновение в нашем селе местной керамики. Продукция, которую производил коллектив артели “Жаркий труд”, пользовалась большим спросом не только в нашем селе, но и далеко за его пределами.

Кто был председателем артели «Жаркий труд»?

Председателем артели был Семен Григорьевич Сластенов.

Как звали мастера гончарного цеха?

Учил меня делать из глины кувши­ны, кумчаны, чашки, горшки, кружки и другую домашнюю утварь мастер гончарного цеха Трофим Сидорович Филиппенко. У мастера все быстро и ловко получа­лось.



Группа «Технологи»

Задание: прочитайте отрывок статьи и составьте рассказ о процессе изготовления детской глиняной игрушки в нашем селе.

Для этого ответьте на вопросы:

Как делали кувшины и глиняные игрушки?

Какой материал использовали для изготовления кувшинов и игрушек?

Какие животные помогали перевозить глину?

Расскажите о процессе изготовления кувшина.

Расскажите о процессе изготовления свистулек.


«У истоков народных промыслов» (районная газета «Нива» от 28.01.1998)

«t1681229577aa.png А как вы делали кувшины? - спра­шиваю у Татьяны Алексеевны,

раз­глядывая ее натруженные руки, от­ложив на время фотографии артельщиков (на снимке вы видите один из тех кувшинов, который Т.А. Малахова подарила музею).

- Делали их руками.

Какой материал использовали для изготовления кувшинов? Посуду, игрушки изготавливали из глины.

Какие животные помогали перевозить глину?

Глину мы возили из карье­ра на верблюдах. Запрягали Ваню и Катю (так их звали) в тележку и возили. Запрягаться они очень не любили и не терпели, когда их обижали или смеялись над ними. Бывало, и доставалось некото­рым, кто хотел пошутить над этими огромными «кораблями пустыни» - такой плевок получали от них, что ведро воды требовалось, чтобы отмыться. А в принципе это были спокойные, трудолюбивые животные, которые нам очень по­могали, - рассказывала о своей трудной, но интересной профес­сии Татьяна Алексеевна.

Процесс изготовления кувшинов: Брали глину, смешивали ее с глеем (3:1), а затем за­сыпали в месилку. Замешивали все это с помощью лошадей. Замесив, смесь заносили в гончарный цех, строгали ее ножами, клали на стол и вымешивали руками, чтобы не было ни единого комочка не размятой гли­ны или камушка. А потом уже крути­ли на большом деревянном кругу. Вытянешь его (кувшин), выгладишь, проволочкой срежешь и ставишь сушить. А дня через три, как кув­шины полностью высохнут, стави­ли их в печь для обжига, предва­рительно смазав дегтем и обсыпав глазурью. После обжига кувшины становились как полированные - и смотрелись красиво, и были гигие­ничными, что позволяло держать в них молоко, масло и другие про­дукты.

В день их делали по 50 штук, по объему от литра до шести. А самые большие - 12, 18 и 24-лит­ровые кумчаны делал сам мастер. Вместе со мной работали Раиса Картавцева, Аксиния Кофанова, Мария Ананьева, Нина Есина, Петр Поздняков. Про­верял нашу работу технорук Александр Трофимович Ку­черов, всегда строго следивший, чтобы не было брака.

Процесс изготовления свистулек. Свистульки делали по образцу. Один мастер придумывал игрушку и лепил ее. Он ставил готовую игрушку на стол, а другие мастера лепили такие же свистульки. Лепили по очереди. Один мастер делал игрушечную форму, другой доделывал, прилеплял крылья или гребешок птичке, барыне – руки, шляпку. Это называется поточная работа. И так игрушка переходила из рук в руки, пока не была готова полностью. При изготовлении нельзя применять стальные стеки, лучше деревянные.

Выразительность и простота - главные критерии лепки. И вот свистулька готова. Сколько радости вызывала она у детей!


Группа «Искусствоведы и литераторы»

Задание: прочитайте дополнительную литературу о свистульках и составьте рассказ «Русская свистулька - часть жизни народа на протяжении многих веков»

Для этого ответьте на вопросы:

Какие поверья связаны со свистульками?

Каково знаковое значение свистулек?

Что такое окарина?

Свистульки в устном народном творчестве.


Изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц - всегда одновременно сказочных и реальных. Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах. Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана, уточки, курочки и др.

Со свистульками в народном фольклоре связано много легенд и поверий.

Первое поверье. Свистульки использовали для отпугивания нечистой силы.

Другая легенда говорит, что игрушка способна переманивать на себя болезни.

Третья легенда гласит, что свистульки могли снять порчу с человека и вернуть ее на того, кто ее послал. Расставлять свистульки надо напротив окна для защиты детей от зла и болезней. В некоторых областях России даже проводился обряд с названием Свистопляска или Свистунья.


У каждой свистульки в виде животных было знаковое значение.

Конник - знак солнца и неба.

Коза, корова - знак плодородия, в ней заключен хлебный дух поля.

Барыня с ребенком (со свистком)- хранительница очага, связана с культом плодородия. Одной рукой прижимает ребенка. Как земля умножает зерно, так женщина умножает род человеческий.

Медведь - "Ведающий, где мед" - не имя зверя, а знак тайны, доступной только посвященным. Медведь наш Баран - Знак богатства, знатности и жизненного успеха.

Птица - олицетворение весны, тепла, солнца. Главный смысл- оберег.

Петух - Знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета. Главный смысл- оберег.

Утка - знак хорошего урожая. "Где утка шла - там рожь густа" - говорили в народе. Главный смысл- оберег. В русском фольклоре добрые герои оберегали себя от беды, овладев птичьим языком и обернувшись птицей.




Что такое окарина?

Глиняная свистулька - это род свистковой сосудообразной флейты с устройством для вдувания воздуха и несколькими отверстиями и называется она окарина. Окарина, в переводе с итальянского, означает «гусёнок». По виду она напоминает сосуд причудливой формы с отверстиями.

Окарина - древний духовой музыкальный инструмент, аналоги которого появились примерно 12 тысяч лет назад. В музыкальной практике используются глиняные, деревянные и фарфоровые разновидности окарины разных размеров и форм. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати (1836 – 1925)) в 1860 году разработал современную форму этого инструмента - настроил свистульку как глиняную флейту.


Свистульки - игрушки нашли отражение в устном народном творчестве, в поэзии:

Сказка «ЧУДО-СВИСТУЛЬКА»

Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку. — Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама. — Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник. Мама улыбнулась и хитро спросила: — А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку? — Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике. — Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть. На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка. — Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик. — У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать. На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку. Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов. Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.


Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка. — Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой. Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха. Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник. Вечером он рассказал маме: — Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это. Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку. — А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама. — Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела. — Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.

***

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

-Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

-Донская я!


***

Зачитываете стихотворение

В руки я возьму свистульку

Буду трели выводить

Деревянная свистулька,

Будет громка нам, свистеть.

(свистит и продолжает)



Ой, свистулечка какая,

Глиняная птичка,

Необычная, смешная

Птичка невеличка!



Вывод: Игрушки – свистульки - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.


Выступление групп

- Ну что ж, давайте подведем итоги нашей деятельности, соберем весь материал воедино, пополним наш школьный музей новой лекцией «Народные промыслы с.Донского»


Заключение

А как же обстоит дело сейчас? Григорий Бубнов, житель Донского, продемонстрировал авторскую коллекцию керамических музыкальных инструментов (окарин) в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве на выставке "Не боги горшки обжигают". Одну из них он любезно предоставил нам. Современные мастера глиняной игрушки считают свою продукцию лучшим средством от депрессии. Посвистишь - поднимается настроение и для здоровья полезно. Взрослым свистулька поможет поставить голос, для детей вылечит от бронхита. Проверим? (свистят) Художественный свист


Спасибо за внимание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.