Мастер-класс «Эффективные приёмы работы с информацией» (фрагмент урока русского языка)
Мастер-класс
Эффективные приёмы работы с информацией
Фрагмент урока русского языка по программе Н.В.Нечаевой 3 классе.
Автор: Хаустова Людмила Станиславовна, учитель начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №7 имени В.И.Ефремовой» г.Усинска Республики Коми
Предмет «Русский язык», 3 класс УМК «Система Занкова»
Тема урока: «Союз как часть речи. Роль союзов»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Оборудование:
Рабочая тетрадь «Русский язык №2», 3 класс – авт. Н.В.Нечаева, Н.Е.Воскресенская, упражнение 25
Мультимедийный проектор
Образовательная цель:
Формирование умения работы с информацией
Личностные УУД
умение выделять нравственное содержание поступков на основе различения персональных и моральных норм;
Регулятивные УУД
умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;
Познавательные УУД
умение находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах необходимую информацию, ответ на вопрос;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
умение работать с различной информацией;
умение представлять результаты данных в виде простейших таблиц
Коммуникативные УУД
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться, приходить к общему решению;
развитие навыков взаимоконтроля.
№ |
Приём работы с информацией |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1 |
Приём « Вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос» |
Сейчас вам предстоит прочитать текст о человеке, имя которого известно во всем мире. Как вы думаете, кто это может быть? Предположите. |
Ответы детей |
|
2 |
Первичное чтение текста Как гласит легенда, ж_тель Греции Герострат реш_л пр_славиться. Он х_тел, чтобы вся стр_на знала и говорила о нём. Но он не стал ни знаменитым поэтом, ни с_лачом, ни видным политиком. Тогда Герострат реш_л разрушить ч_до света – храм Артемиды, и ночью он п_джёг его. Каменные стены, стойки и колонны уст_яли против огня, но в пожаре п_гибли д_р_вянные укр_шения. Сгорели и стропила, на которых крепится крыша. Она рухнула и разрушила почти весь храм.
|
Читают текст |
||
3 |
Проверка своих предположений по тексту.
|
Подтвердился ли ваш прогноз? О ком этот текст? |
Ответы детей |
|
4 |
Приём «Выберите правильный ответ» |
- Каковы причины поступка Герострата? Он хотел разрушить храм. Он хотел построить свой храм. Он хотел стать знаменитым. Он сделал это по чьей-то просьбе. Процитируйте из текста. - Что стало следствием этой причины? Докажите. (Цитата из текста) |
Выбирают и отмечают ответ
Ответы детей |
|
5 |
Информационная минутка. |
Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Толпы людей со всего мира стекались к его подножию, чтобы поклониться богине Артемиде - покровительнице и всего живого на Земле – и поразиться красоте храма. Храм простоял всего сто лет. Он мог бы простоять тысячелетие, а простоял всего сто лет. В роковую ночь, 356 г. до н.э. житель города Эфеса, базарный торговец Герострат сжег храм Артемиды. |
|
|
6 |
Приём "Встреча с героем" |
Представьте, что вам выпала возможность встретиться с этим человеком? У вас есть возможность задать всего один вопрос. Какой? |
Ответы детей |
|
7 |
Орфографическая работа |
Вновь обращаемся к тексту. Вставьте пропущенные орфограммы, устно решая орфографические задачи. Сколько насчитали орфограмм Назовите.
|
Вставляют пропущенные орфограммы. Ответы |
|
8 |
Прием «Сводная таблица» |
Заполните таблицу, распределяя орфограммы по столбикам. |
Работают в паре Проверка |
|
9 |
Поиск информации |
Имя Герострат стало нарицательным и используется в устойчивом выражении «Геростратова слава». - Как вы думаете, что оно обозначает? - Где можем узнать? (словарь, интернет, спросить у взрослых) 2 человека ищут значение фразеологического оборота в «Справочном бюро» (необходимо выбрать нужный словарь и найти значение фразеологизма); 2 человека ищут ответ в Интернете; остальные спрашивают у взрослых.
|
Предположения детей Поиск информации
Запись в тетради.
Проверка. (Геростратова слава – позорная, дурная слава) |
|
10 |
Кроссворд |
А сейчас вас предстоит разгадать кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по содержанию текста
- Можно ли Герострата назвать героем? (Ответы детей) – Почему? |
Работа в группе
По горизонтали вставляют слова, отвечая на вопросы, по вертикали получают слово «герой». |
|
11 |
Знаково-символическое моделирование. Приём «Ассоциации» |
- Запишем слово герой в тетрадь – какая орфограмма в этом слове? - Придумаем картинку - символ, как запомнить букву Е (устная работа) |
Ответы детей |
|
12 |
Составление пословицы |
Составьте пословицу: Герой за славой … не гонится … бежит и торопится (запись в тетради) Какие еще пословицы о славе и героизме вы знаете?
|
Составляют пословицу |
|
13 |
«Составление кластера» |
- Кого же мы называем героем? Какими качествами должен обладать настоящий герой? |
Дети на карточках, в виде колонн храма пишут качества, которыми, должен обладать настоящий герой, и в итоге, получается храм Артемиды
|
|
14 |
Рефлексия |
Мы с вами воссоздали модель храма Артемиды. Я желаю вам, обладать теми качествами, которые вы здесь написали, и чтобы вас никогда не коснулась «Слава Герострата» |
|
Список литературы
Фразеологический словарь для школьников/ Сост.Т.А.Химина.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002.-480с.
https://masterok.livejournal.com/6079195.html
Рабочая тетрадь «Русский язык №2», 3 класс – авт. Н.В.Нечаева, Н.Е.Воскресенская, упражнение 25