МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
(МБОУ СОШ №49 г.Шахты)
346535, ул.Кошевого, 17а, г.Шахты, Ростовская область, тел./факс 28-19-50 e-mail.mousosh49@rambler.ru
Мастер-класс по русскому языку «Мини-проекты на уроках русского языка»
Петрова Наталья Васильевна.
При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ возникает необходимость обобщения и систематизации значительного объема теоретического материала. Как процесс повторения учебного материала из скучного и однотипного превратить в интересный и высокоэффективный? Современные педтехнологии представляют значительный перечень методов и приемов. Я хочу обратить внимание на метод мини-проектов. Несмотря на то, что мини-проект не требует больших затрат времени, этот метод доказал свою эффективность в формировании у школьников умений самостоятельно ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. В процессе работы школьники обучаются умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими, станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. Выделяются следующие типы проектов: 1.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
Изменения затронувшие тестовую часть ОГЭ по русскому языку ставят перед учителем задачу максимальной оптимизации использования теоретического материала из раздела «Орфография». Орфографический анализ слова требует знания видов орфограмм, выделения среди других, условий написания. Практико-ориентированные проекты способны справиться с поставленной задачей. Практический и теоретический материал берется с сайтов «Решу ОГЭ» (rus-oge.sdamgia.ru), Рустьюторс, сайт Захарьиной.Я представляю мастер-класс по повторению орфограммы «О – А в корнях с чередованием». Учитывая, что написание данных корней зависит от ударения, значения слова, сочетания согласных, суффикса класс делится на четыре группы. С целью оптимизации учебного процесса учащиеся, входя в класс, берут жетоны. Их можно оформить в виде листочков (клен, дуб, береза, рябина), снежинок, просто карточки с цифрами 1,2,3,4, написанными на обороте. Следует избегать разноцветных жетонов. В соответствии с жетоном формируются группы.
После приветствия на этапе активизации знаний учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (раздаточный материал) с последующей самооценкой по шаблону (написан на отвороте доски)
Активизация познавательной деятельности
Орфографический анализ
Вставьте буквы. С каким видом орфограммы вы работаете.
1) К..САТЕЛЬНАЯ (касательная)
2) ЗАГ..РЕТЬ (загореть)
3) ВЫМ..КНУТЬ (вымокнуть)
4) УР..ВНЕНИЕ (уравнение)
5) Р..СТИТЕЛЬНОСТЬ (растительность)
6) ПРЕДЛ..ЖИТЬ (предложить)
7) З..РНИЦА (зарница)
8) ПЛ..ВАТЬ (плавать)
9) ТВ..РИТЬ (творить)
10) ПОКЛ..НИТЬСЯ (поклониться)
Учащимся предлагается определить вид орфограммы и заполнить ИНСЕРТ, в соответствии с которым будут поставлены цели мини-проекта.(Определить условия написания О-А в корнях с чередованием)
Инсерт
+ Знаю и умею применять | ….. |
? сомневаюсь, не уверен в своих силах | ….. |
- не знаю, хочу узнать | …. |
Учащимся предлагается сделать записи в тетради. На данный этап отводится 5-7 минут.
Работа над мини-проектом.
Учитывая, что материал по сложности равнозначный, темы мини- проектов раздаются учителем произвольно, в виде жеребьевки. Используя теоретический материал с сайта «Решу ОГЭ», на котором зарегистрированы учащиеся, школьники приступают к выполнению проекта: распределяют обязанности, заполняют паспорт проекта, самостоятельно находят, изучают и обсуждают информацию, готовя словарную работу. Паспорт проекта дан в виде шаблона, который заполняют учащиеся. Данный этап занимает 10 минут.
Паспорт проекта
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Первый этап: «погружение в проект». | |
Формулировка проблемы, целей, задач. Активизация учащихся. | Выбор темы, осмысливание целей и задач. |
Второй этап: организация деятельности. | |
Организация учащихся, распределение ролей, определение последовательности выполнения этапов работы. | Формирование групп, планирование работы, распределение обязанностей, определение конкретных задач для каждого участника группы. |
Третий этап: осуществление деятельности | |
Консультирование, контроль, помощь учащимся. | Активная самостоятельная деятельность: поиск информации, обмен мнениями. Запись чернового варианта, составление произведения собственного сочинения, оформление работы для презентации. |
Четвертый этап: презентация работ. | |
Обобщение результатов, резюмирование. | Демонстрация проектов и практических работ перед одноклассниками. |
Пятый этап: подведение итогов. | |
Подведение итогов обучения, оценка деятельности, объявление отметок | Активное слушание. Обмен мнениями. |
Представление проекта.
Представление проекта и его защита проходит в форме изложения правила, акцентирования внимания на условиях написания гласной, иллюстрация слов-исключений. По ходу представления проекта учащиеся класса делают записи в тетрадях. Составленная практическая работа используется на последующих уроках.
Оценивание проекта
Каждый учитель вправе разработать с учащимися свою систему оценивания проекта. Однако в основу должны быть положены основные принципы педагогики.
Оценивание мини-проекта
| 1 | 2 | 3 | 4 |
научность | | | | |
системность | | | | |
доступность | | | | |
наглядность | | | | |
сознательность и активность | | | | |
Последний пункт оценивается внутри группы.
Таким образом, учащиеся на уроке получат оценки, систематизируют учебный материал, приобретают навык самостоятельной работы с информацией. Прием мини-проектов можно применять не только на урока, но и на элективных курсах.
Галина Меркулова