12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Мария Николаевна2813
Люблю поэзию серебряного века.
Россия, Ярославская обл., Углич

(М.М. Бахтин в «Эстетике словесного творчества» писал о том, что «… всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей…, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определенной ситуации, с определенным речевым намерением, оно уже проникается моей экспрессией».

Это высказывание побудило меня к рождению идеи проведения уроков развития речи, построенных «от слова к тексту».

Результативность процесса осмысления и присваивания слова увеличивается при включении в урок произведений музыки и живописи.

Т.о, в процессе исследования слова у школьников рождаются замыслы собственных текстов. И вот плоды их творчества.

Чем мне нравится подобная работа.

Она интересна детям. Участвуют все. И что для меня очень важно, подобная организация деятельности позволяет включить в процесс тех детей, которых принято считать «3». Они на таких уроках не боятся говорить, исчезает дидактогения. Это отличники опасаются сказать неправильно.

Подобная работа позволяет одновременно включить в деятельность аудиалов, визуалов, кинестетиков, право и левополушарных детей. На первый взгляд, кажется, что происходит коллективная, парная работа, на самом деле - скрытая индивидуализация.

Происходит обогащение словарного запаса, формирование всех УУД.

 

Урок-импровизация

Добрый день, друзья. Еще лежат снежные сугробы, а на проталинах уже видишь голубые, как небо,  цветочки – маленькие, тихие, нежно пахнущие. И начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых, испугалась зима и сдалась.

Стынут подснежники на жестоком ветру, одиноко им, неуютно и невдомек, наверное, что это от них вот-вот пустится бежать наутек последний снег…

А потому я предлагаю вам посмотреть на это крохотное чудо – Подснежник – и открыть некоторые тайны, проникнуть в «душу» этого слова.

(На фоне видеоролика чтение стихотворения А.Майкова «Весна».)

Аполлон Майков
«Весна»


Голубенький, чистый
    Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
    Последний снежок...

Последние слезы
    О горе былом
И первые грезы
    О счастье ином.

 

- Красиво. Красиво?

- А теперь выделим слово, с которым будем работать, которое будем исследовать. Ребята, свои ответы вы записываете в ваши рабочие листы, которые подпишите.

- Определим, о чем сказал автор, какова тема текста?

- Подснежник.

- Весна – время появления подснежников как символа пробуждение природы.

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

- Весна. И т.д. первоцвет, вестник, посланник, разведчик, предвестник.

В Англии даже существует праздник - День Подснежника, который отмечается 19 апреля и символизирует наступление теплых солнечных дней.

В разных странах подснежник называют по-разному. Объясните, почему ему дали такие названия.
Англия – «снежная капля», «снежная сережка»
(Форма цветка напоминает каплю, а форма бутона – удлиненная, как сережка)
Франция - «снегосверлитель»
(Появляется сквозь снег)
Болгария – «кокиче», т.е. задира
(Бросает вызов зиме, холоду) 
- У настоящего подснежника есть еще одно название «галантус», что в переводе с латинского означает
«гала» - молоко
«антус» - цветок, т.е. цветок молочно-белого цвета.

- Опишите этот цветок. А какой он у Майкова?

- Какой формы стебли и листья? Цветки? А у автора?

- Давайте сами попробуем создать это произведение природы, свой неповторимый, необыкновенный цветок. (рисуем подснежник под ролик)

- Вот и готовы подснежники, покажите их. Какие замечательные они у нас получились. Они все разные, как и в природе. Вы никогда не встретите двух одинаковых цветков, как и двух одинаковых людей. Объясните, почему они разного цвета, разной формы?

Все верно. Одинаковых нет. Так и должно быть. Природа создает разные явления, и мы с вами видим, воспринимаем и чувствуем тоже все по-разному. И это правильно. Так должно быть.

- Давайте представим, что мы оказались на полянке, усыпанной подснежниками. Что чувствуем? Какое настроение? (Холод, аромат и т.д.)

Музыка Чайковского «Времена года» «Апрель». (музыка)

 Работа в группах. «Синквейн»

группа 

Подснежник 
Маленький, первый
Выглянул, пришел, принес
Подснежник появился самым первым.
Разведчик


II группа
Подснежник
Белый, нежный
Распускается, пробивается, выглядывает
Цветки подснежника похожи на созвездия.
Весенний цветок

- Таким образом, мы наполнили слово смыслом, содержанием, присвоили его.

- Я прошу вас, используя рабочий материал урока, создать свой мини-текст «Первая улыбка весны». Какая я? Что возникает душе, когда видишь эти цветы?

- Чтение текстов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.