12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костарева Ирина Геннадьевна1065
Имею 2 образования - техническое и педагогическое. Педагогический стаж 27 года, в кадетском корпусе - 22.
Россия, Красноярский край, Лесосибирск
Материал размещён в группе «Информатика - Новый взгляд»
4

Мастер-класс по предмету информатика и ИКТ: «Использование цифровой фотографии в процессе изучения предмета информатика и ИКТ»

Мастер-класс по предмету информатика и ИКТ

«Использование цифровой фотографии
в процессе изучения предмета информатика и ИКТ
»

Аннотация к материалам мастер – класса

 

Проблема, над которой я работаю в течение нескольких лет и имею устойчивые положительные результаты: «Реализация интегрирующей функции предмета информатика средствами инновационных методов обучения», в частности одним из методов является создание проектов на основе использования цифровой фотографии в процессе изучения предмета информатика и ИКТ.

Одним из инновационных методов обучения является метод проектов, который реализуется с использованием современных информационных технологий.

Применение  информационных  технологий  в  работе  с  кадетами разного возраста  в  настоящее  время  находится  в стадии разработки,  а  внедрение  новых технологий обусловлено  необходимостью  значительных  перемен  в  системе   общего  образования  в  соответствии  с  новым  федеральным  законом  «Об  образовании  в  Российской  Федерации». 

Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники.

В условиях информационного общества, когда знания в мире стремительно устаревают, необходимо не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить их приобретать самостоятельно и уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.

Успешность обучения зависит от уровня владения умениями планировать, организовывать и контролировать собственные учебные действия.

Сформированность рациональных умений приводит к решению учебно-познавательных задач наиболее коротким и экономным путем, а это способствует положительной мотивации учащихся, а она в свою очередь благотворно влияет на приобретение учащимися высоко развитых умений учиться.

Актуальность проблемы формирования особых художественных и технических знаний и умений кадет обусловлена введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Также актуальность обусловлена требованием  постоянного совершенствования методов и способов использования компьютерной техники в обучении технологиям и приемам обработки графического рисунка (фотографии) средствами редакторов, изучаемых в школе. А также возможность использования фотографий для изучения возможностей графического редактора.

От цели усвоения конкретных предметных умений в рамках отдельных учебных дисциплин общее образование переходит к цели развития личностных, познавательных умений кадет, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию. 

Компьютерная графика – это раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений.

Разбудить в человеке творца можно только с помощью глубоко личностной мотивации. Одним из таких, мобилизующих факторов следует считать личный интерес  и здоровое любопытство, что так свойственно подрастающему поколению. Первое знакомство учеников с результатами своей работы в программах компьютерной графики с собственными фотографиями имеет решающее воздействие на построение всего учебного процесса. Требуется пробудить в человеке неподдельный интерес, убедить в возможности собственных способностей. Доказать лёгкость и доступность компьютерных графических технологий для каждого.  Зародить в человеке мысль о вероятности достижений ещё более высоких результатов. «Поступки – плоды помыслов. Были разумны помыслы – будут хороши поступки». (Б. Грасиани).

Более 90% информации здоровый человек получает через зрение или ассоциирует с геометрическими пространственными представлениями. Компьютерная графика имеет огромный потенциал для облегчения процесса познания и творчества, она позволяет развивать у обучающихся пространственное воображение, практическое понимание, художественный вкус. Понятие «компьютерная графика» очень часто трактуется по-разному. Из одних источников компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере. Из других – компьютерная графика – это новая отрасль знаний, которая, с одной стороны, представляет комплекс аппаратных и программных средств, используемых для формирования, преобразования и выдачи информации в визуальной форме на средства отображения компьютера.

По мнению художника Максима Викторовича Кудерского, члена Союза художников России, компьютерная графика – это вид искусства. Причем по творческим затратам, как он считает, создание произведения искусства средствами компьютерной графики даже более трудоемкое дело, чем обычная работа живописца.

Практический опыт выполнение заданий с фотографиями в процессе изучения компьютерной графики с учениками различных возрастов,  выявляет возрастание интереса обучающихся к смежным, не имеющим отношения к цифровым технологиям, дисциплинам. А также вырабатывается практический навык работы с фотоизображением, который можно использовать в любых условиях.

Компьютерная программа любой сложности, прежде всего, инструмент в руках творца – человека. Только знания и умения пользователя одушевляют, придают неповторимость результатам работы в любой программе.

Опыт применения в проектах фотографии обеспечивает индивидуализацию обучения, создание положительной мотивации, активизацию познавательной деятельности, стимулирование инициативы, отрабатывает навыки социального взаимодействия.

Работа над проектом включает определенные этапы выполнения, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Применение данного метода дает стабильно высокие результаты обучения учащихся по предмету информационно – коммуникационные технологии и интегрируемым предметам.

Повышен интерес учащихся к предметам, сформирована положительная мотивация обучения, в работе осознанно осуществляются межпредметные связи.

Учащиеся с интересом выполняют учебные и учебно-воспитательные проекты, участвуют в различных конкурсах, конференциях, выставках, где занимают призовые места.

Мастер-класс «Машина времени»

Аннотация:

Работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию зачетной системы по предмету «Информатика и ИКТ» в 9-11 классах. Автором предлагается разработка мастер-класса с использованием репродукций произведений живописи русских и зарубежных художников 18 – 19 веков, обработанных средствами современных компьютерных технологий.

ЦЕЛЬ мастер-класса: Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер – класса:

Обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ КГБ ОУ «Лесосибирский кадетский корпус» Костаревой И.Г.

Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класс проблемы.

Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класс.

Оказание помощи участникам мастер - класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Цель работы в данном проекте: Научить создавать реалистичный образ современного человека в картинах маслом художников 18-19 веков.

Задачи:

Знакомство с программой Paint.net – с окнами «Слои», «Журнал», «Палитра», «Инструменты», а так же с меню «Эффекты»;

Знакомство с технологическим алгоритмом работы в программе;

Проведение фотосессии;

Формирование навыков обработки изображения, художественного интереса, вкуса, развитие воображения, практического понимания;

Выполнение индивидуальных творческих работ.

Длительность – 40-45 минут

Требуемое оборудование: персональные компьютеры для участников, проектор для демонстрации презентации, установленная программа Paint.net .

Ход работы участников:

Выбрать подходящий образ из картин маслом.

Сфотографироваться в нужной позе.

Перенести фотографию с фотоаппарата на ПК.

Выделить лицо, скопировать его на отдельный слой и перенести этот слой на выбранную картину, масштабировать его.

Добиться реалистичности, редактируя вставленный слой и используя соответствующие фильтры.

Поместить свою работу в презентацию (слайд должен содержать исходную картину, фотографию и результат деятельности).

Мастер-класс «Машина времени»

Открыть программу Paint. Net.

Пуск - Paint. net

Файл – Открыть – Рабочий стол – Исходные.

Открываем выбранный портрет

Изучаем особенности поворота головы, направление взгляда…

Делаем собственный снимок.

Открываем его вторым файлом в программе.

В первом файле создаем новый слой: правый нижний угол – Слои – создать новый слой.

Переключиться на собственное фото – выделить лицо инструментом Выбор прямоугольной области.

После выделения, скопировать в буфер обмена данными и вставить на новый слой в первой картине:

Размеры картины и фотографии не будут совпадать, поэтому – Увеличить полотно картины по запросу, и пока маркеры вставленной области активны, с нажатой клавишей SH IFT, уменьшить лицо до нужного размера.

Разместить фото НА картину, прикинув пропорции и поменять местами слои.

Увеличив масштаб (правый нижний угол), начать аккуратно стирать слой картины, при этом, ПЕРЕКЛЮЧИТЬСЯ на слой 2.

Используя меню Эффекты – Художественные – Картина маслом, довести качество лица до схожего на картине.

А также, используя инструменты Пипетка, Кисточка, Ластик исправить особенности лица, дорисовывая необходимое.

Возможно использование инструмента Клонирующая кисть:

В работе так же для коррекции возможно использование Меню Коррекция – Изменение уровней, Кривые…

При сохранении выбрать расширение JPEG.

В ходе проведённой работы была изучена проблема формирования и развития познавательной активности у обучаемых с психолого-педагогической точки зрения, рассмотрены возрастные особенности учащихся классов, представлены требования к системе задач, разработана специальная система заданий, способствующая развитию познавательной активности учеников, а также методические особенности её применения.

Результаты проведённого педагогического эксперимента показали положительные изменения в познавательной сфере учащихся, что подтверждает предположение об увеличении мотивационной активности школьников в направлениях изучения фотографии и способах их обработки, и позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности применения данной системы обучающих заданий в курсе информатики, а также об её эффективности с целью развития познавательной активности учащихся.

Проведенная работа не претендует на исчерпывающее решение проблем и противоречий в образовании кадет. В качестве продолжения работы разрабатываются и применяются задания развивающей системы по теме «Основы компьютерной графики» в курсе информатики средней и старшей школы.


 

Список литературы:

Барышникова М.Ю., Карелова Е.И., Клецин В.И., Шумихина Т.А... Информационные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. – 168 с.

Белкин П.Ю., Женова Н.А. Основы Интернет-технологий для учителя. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. – 112 с.

Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -Мн.: Высш. шк., 1998.

Иванов В. Microsoft Office System 2003: Учебный курс. - СПб: «Питер», Издательская группа BHV, 2004. - 640с.: ил.

Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.

Шафрин Ю.А. Информационные технологии. - 3-е изд., - М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2000.-336с.

Современные педагогические технологии как объективная потребность.  М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005.

http://akvis.com/ru/articles/digital-photographing/photo-enhancement.php - Цифровая фотоазбука

http://club-edu.tambov.ru/methodic/cg/general/glava1_1.html -  Компьютерная графика. История появления и области её применения

http://cyberleninka.ru/article/n/mediagramotnost-kak-aktualnaya-sostavlyayuschaya-informatsionnoy-kultury-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta - Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста


 

Костарева Ирина Геннадьевна, учитель информатики

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лесосибирский кадетский корпус», город Лесосибирск

Опубликовано в группе «Информатика - Новый взгляд»


Комментарии (2)

Фоминова Елена Владимировна, 17.08.18 в 15:55 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал.
Костарева Ирина Геннадьевна, 17.08.18 в 16:04 0Ответить Пожаловаться
Всегда пожалуйста:) Рада, если пригодится)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.