12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна124 Воткинск Материал размещён в группе «Урок литературы» |
Мастерская письма "Дом - это..." (по роману И. С. Шмелёва "Лето Господне")
Дом-это... ( творческая мастерская письма в 5 классе)
«Вся вселенная должна стать храмом...»
Цель: Через собственные ощущения дома обратить ребенка к ощущению дома главным героем изучаемого произведения.
1. Индуктор (создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного обсуждения к предмету обсуждения.)
Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает вашу душу. Запишите это слово на лист бумаги.
2. Произнесите вслух, что записали. ( Остальные учащиеся вслушиваются в эти слова и понравившиеся записывают на свой листок.)
3. (Мастер (учитель) пишет на доске слово «Дом».)
Вчитайтесь, вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Запишите его на свой листок, а в столбик напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.
4. Произнесите вслух те слова, которые захотели произнести.
5. Игра Постройка дома. Участвующим в игре раздают карточки с ролями: Ты будешь кирпичиком.
Ты будешь камнем.
Ты будешь известкой.
Ты будешь глиной.
Ты будешь деревянной балкой.
Ты будешь песком.
Дети запоминают свои роли. Мастер выбирает себе роль строителя или архитектора.
Строитель ( архитектор ) произносит слова: "Я строю дом, и мне нужен кирпич".
Тот, кто играет роль кирпича, должен встать со своего места и присесть на корточки. Когда будут названы все предметы, мастер произносит: "Дом готов".
6. Сядьте и опишите необыкновенный дом, который вы построили во время игры.
7. Социализация.
8. Напишите слова "Идеальный дом". Попробуйте создать миниатюру на эту тему.
9. Дети пишут сочинение - миниатюру на тему "Идеальный дом".
10. Социализация ( несколько учащихся зачитывают свои сочинения). Остальные участвуют в афишировании.
11. А теперь закончите предложения:
"Дом -это..."
"Мой дом..."
"Дома мне интересно..."
"Я люблю..."
"Я хочу..."
Дети записывают свои предложения на листочки.
12. Социализация, Дети зачитывают свои работы. Вот, что они написали: "Дом - это убежище души." "Дом - это опора." "Дом - это родник счастья".
"Я хочу построить дом из кирпичиков понимания, кирпичика взаимопомощи, кирпичика чистоты, кирпичика мудрости, здоровья, улыбки, любви. Я хочу закрыть свой дом крышей хорошего настроения." "Мой дом основан на чувстве справедливости," "Я люблю в своем доме всех." ,"Я в доме счастлив."
Но, к сожалению, встретились и такие мысли: "Дом - это затвор. Он закрыт от друзей и близких." "Дом - это проходной двор, где беспорядочно ходят разные люди."
( На данном этапе дети готовы воспринимать, осознавать, анализировать, впитывать в себя чувство дома, которое принадлежит главному герою романа И.С. Шмелева "Лето Господне".)
1. Какие ассоциации у вас возникают от параллели слов "Дом — Ваня Шмелев"?
Напишите свои соображения на листочках. ( Дети работают.)
2. Социализация, Каждый зачитывает свои записи, Мастер выписывает на доску самые яркие и интересные. Вот, что может получиться:
"Дом для Вани - это сказка, миф." "Дом для Вани - это малая вселенная." "Дом - это папа Вани." "Дом - это чувства Вани, его душа," "Дом — это покой и тепло."
3. Самоконструкция (индивидуальная работа с текстом).
Давайте посмотрим, какие чувства рождаются в душе Вани в его доме. Еще раз перечитаем две первые части главы "Чистый понедельник". Выпишите слова, в которых вы увидели состояние души Вани Шмелева. Но прежде чем вы приступите к работе, я хочу напомнить вам слова Горкина: "Не поймешь чего, доскажет сердце... Ты только сердце свое слушай..."
4. Социализация и афиширование;
"Свет холодный, скучный..."
"Голо и скучно..."
"Пропала радость..."
"Напевает приятно, грустно..,"
"Радостное до слез..."
"Радостная молитвочка..."
"Что - то особенное вокруг нас, невидимое и страшное..."
"А душа трепещется и плачет.»."
"Много, так много радостного..."
"Мне делается страшно..."
5. Подчеркните ключевые слова наших записей (скучно, грустно, радостно, страшно.)
6. А теперь обратимся к главам "Крещение", "Масленица". Сделайте ту же работу самостоятельно.
7. Социализация, афиширование. На доске появляется запись: «...весело полыхает печка...» «... отец кричит, такой веселый...» «...всем весело и радостно и страшно...»
« ...чистота-то, духовная высота какая...»
« ...смутно во мне мерцает..."
«... звоны - вызывает оно во мне...w
«...веселыми санями с веселыми конями…, с игривыми переборами…»
«...осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое...»
«...с ласкою глядел на всех...»
« ...и теперь еще для меня жива яркая радость...»
8. Социоконструкция (работа в группах). Я предлагаю вам стать группой авторов — составителей словаря чувств Ивана Шмелева». При составлении своего словаря вы можете опереться на этот список слов, отражающих эмоции и чувства: весело, празднично, приподнято, блестяще, искрясь, бодро, игриво, бойко, живо, ослепительно, лучисто, феерично, возвышенно, мечтательно, одухотворенно, сердечно, задумчиво, трепетно, проникновенно, чутко, чарующе, лирично, мечтательно, пугливо, застенчиво, смущенно, стыдливо, растерянно, кротко, боязно, порывисто, горяч, тихо, ревностно, самозабвенно, упоенно, мятежно, затейливо, насмешливо, иронично, благоговейно, благостно, молитвенно, покаянно, смиренно, лелеюще, жизнеутверждающе, любовно, трогательно, причудливо, загадочно, призрачно, мистически, колдовски, обворожительно.
9. (Ребята представляют свои словари и рецензируют словари других.) (Ребята перечисляют героев произведения.)
Их много, и все они связаны с Ваней. Он об этом сам говорит. Найдите эти слова в главе « Масленица». ( « Все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне зашедшего на убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном». А не кажется ли вам, что в этих словах Вани слышится и наше утверждение, что дом для героя – вся вселенная?
10. Наложите свою ладонь на чистый лист бумаги. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой дом. Назовите главного человека в вашем доме. (Ребята работают). В доме Вани тоже живут люди. Кто они? Кто является главным человеком в его доме?
11. Социоконетрукция. (Работа в группах.) Давайте попробуем создать модель Дома - вселенной и расселить в него жильцов.
12. Социализация. Обсуждение групповых моделей.
13.Социоконструкцня. Коллективная работа по созданию модели дома - вселенной Вани Шмелева. (Составляя эту модель ведем разговор о системе образов и пространстве произведения).
Мастер читает строки из стихотворения Арсения Тарковского « Вегул»
Все меньше тех вещей, среди которых
Я в детстве жил, на свете остается.
Где лампы — « Молнии»?
Где черный порох?
Где черная вода со дна колодца?
А теперь задумайтесь, нет ли в вашем доме старинных заброшенных вещей, но к которым вас все еще тянет. Напишите названия этих вещей на листочках.
16. Афиширование. (Ребята помещают на доску свои листочки с названиями вещей.)
17. В доме Вани тоже есть. Французский писатель А. Труайя заметил, что Шмелев « умеет сообщать вещам трепетную жизнь, которую чувствует читатель». Что же это за такие необычные вещи, живущие в доме Вани?
18. Самоконструкция. Найти в первой части повести «Праздники» название этих вещей. Выписать их на отдельные листочки, обязательно с краткой характеристикой этой вещи и указанием главы, в которой вы встретили эту вещь. (Дома ребята делают эту работу но друг им главам.)
19. Социализация и социоконструкция. А теперь представьте, что вы входите в дом - музей Вани Шмелева, где собраны эти вещи. Экскурсоводов в этом музее нет. И нам будет трудно гулять по залам музея. Поэтому мы сейчас создадим путеводитель по дому музею Вани Шмелева. (Ребята зачитывают свои записи и составляют путеводитель, выбирая листочки с самыми интересными записями»)
20. Вот что у нас получилось:
« Приносят « масленицу» из бань в подарок. Такая радость! На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки, в елках стойком на колышках — вылепленные из теста и выкрашенные сажей медведки и волки, а над горами и елками - пышные розы на лучинках, синие, желтые, пунцовые...» всех цветов. И над всем этой масленицей подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители.» ( Масленица)
« Я рассматриваю подаренные мне яички. Вот хрустальное - золотое, через него - все волшебное. Вот — с растягивающимся жирным червячкам, у него черная головка, черные глазки бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками , уточками, резное - костяное... И вот фарфоровое - отца. Чудесная напорошка в кем... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника с мохом, за стеклом в золотом ободке, видите в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба.» («Пасха»)
«Горкин прибирается в каморке, смотрит на свет баночку зеленого стекла, на которой вылито Богоявленье с голубком и «светом». Отказала ему ее прабабушка Устинья, и такой не найти нигде." («Крещенье»).
«Прабабушка Устинья, бывало, маково молочко к сытовой кутье давала,.. Кутья у него священная, пахнет как будто ладанцем от меду... "(«Крещенье»).
« В круглой высокой клетке, затянутой до половины зеленым коленкором, с голубоватым «небом», чтобы на разбил головку о прутики, неслышно прошивал жавороночек...» («Благовещенье»)
"Горкин идет важно, осторожно: медаль у него на шее, из Синода!.. Медаль серебренная, в три нуда... за добросердие по Храму Божию." ( "Благовещенье")
"Горкин пасочницы.,, делает... он режет кривым резачком дощечку... вот винограды сейчас пойдут..., потом вырезают священный крест, иродово копье и лесенку - на небо !" ("Пасха" )
"Ширмочки разноцветные, и звезды за ними меняют цвет: вот золотая стала, а вот голубая, красная... а вот простая." ("Царица небесная")
"Царица Небесная...Иверекая заступница... Под легкой, будто воздушной сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над младенцем..." ("Царица Небесная" )
"Беленькая красавица березка. В церкву пойдет, молиться, у Троицы поставлю,..Везде у икон березки, И по углам березки, в передней даже.,. И на воротах наставлены березки, и на конюшне, где медный крест, и даже на колодце..." ( "Троицын день" )
"Погляди - ка , чья харя — то... Я оглядываюсь на маски. Харя что - то и мне не понравилась — скалится и вихры торчком..." ("Крещение" )
"В передней граненный кувшин, крещенский: пойдут за святой водой. Прошлогоднюю воду в колодец выльют, - чистая, как слеза ! Лежит на салфетке свечка, повязанная ленточкой - пометкой: будет гореть у святой купели, и ее принесут домой..." ( "Крещение" )
"Медный надгробный Крест... Крест до того старинный, что мел его не берет, кирпичиком его надо чистить: прямо, как золотой, сияет..." ( "Михайлов день" )
"Подвешивают ее на стенку... две серебряные святые птички, а головки - как девочки, и над головками даже крылышки, и тренещут... Силы это Бесплотные.
Шесто — кры —лые это Серафимы, серебрецом литы, в Хотькове монашки изготавливают..." ( "Михайлов день" )
"На полочке, сухие просвирки, серенькие совсем, принесенные добрыми людьми, - иерусалимские, абонские, соловецкие..." ( "Михайлов день" )
"На бархатной дощечке самые главные святыньки: колючка терна ерусалимского с горы Христовой; сухая оливковая ветка, от садов ифаманских взята, пилат — камень, с какого —то священногорского древнего порожка, песочек ерданский в пузыречке, сухие цветки, священные..," ( "Михайлов день" )
"И еще много святостей: кипарисовые кресты и крестики и пояски с молитвой, камушки и сухая рыбка..." ("Михайлов день" )
21. Давайте и мы окунемся в священный огонь свечи. Почувствуем ее тепло, тепло и счастье мирного дома. (Звучит музыка.) Послушаем свое сердце. Что оно услышало, что оно говорит нам ? (В ходе работы мастерской эти вопросы остаются без ответа. Дети ищут ответы на поставленные вопросы дома, самостоятельно.)
Мастер читает слова: Счастлив тот дом, где пребывает мир... где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей. Там благодать Господня…
Какие ассоциации у вас возникли после знакомства с домом Вани. Запишите эти слова на листочках.
22.Социализация. Мастер выписывает на доску самые яркие, значащие слова: Покой. Уют, теплота, любовь, гармония, храм.
23.А теперь попробуйте все, о чем шел разговор в нашей мастерской, связать воедино и продолжить слова темы нашего занятия ДОМ - это... ( Можно предложить сделать эту работу дома.)
24.Рефлексия. Пожелания вашему дому, попробуем это представить.
Руки над головой, пальцы соединены - это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди — много света в доме.
Глаза вверх — мир дому. Глаза вниз - покой дому. Глаза вправо - добро дому. Глаза влево - любовь дому.