12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Крылова Елена31

Фрагмент учебного урока, включающий учебные задания, направленные на развитие читательской грамотности.

 

 ФИО разработчика заданий - Крылова Елена Владимировна

Место работы, должность - ГБОУ АО АСШИ № 1 г. Архангельска, учитель русского языка и литературы.

 

Текст В.М.Пескова для подготовки к написанию сочинения – рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку. 

(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.

(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.

(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.

(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.

(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21) Через минуту уже весь вагон помогал нам.

(22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:

– Ничего. (24)Поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?

(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.

(30)Достал?

(31)Достал, – засмеялся отец.

(32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

(34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».

(36)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. (37)А потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.

(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41) Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

(По В.М. Пескову*)

* Песков Василий Михайлович (1930–2013) – советский писатель, журналист, путешественник.

 

 

 

 

п/п

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

ВЕРНЫЙ ОТВЕТ

Примечания

1.

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Книга была дорогой.

б) Мальчик дал соседу - летчику свой адрес.

в) Книжки в войну потерялись.

г) Книга исчезла между двойными окнами вагона.

Б) Отец дал летчику адрес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес.

2.

Почему автор так подробно описывает случай из своего детства?

Он получил яркий жизненный урок

 

3.

Какова основная мысль текста? Проиллюстрируйте основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на неё в виде рисунка, схемы, кластера.

 

Хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

На рисунке – много улыбающихся людей, солнце..

 

 

4.

Подберите синонимы к слову «бескорыстный» 

Благородный, великодушный

 

5.

Соотнесите даты и события, запишите цифру и соответствующую ей букву.

 

1.через 2 недели

А) я стал центром внимания.

 

2. почти 30 лет

Б) уже весь вагон помогал нам.

3. через несколько дней

В) пришёл почтальон и принёс нам большой пакет.

4. на полчаса

Г) отец дал мне деньги

5. через минуту

Д) С того времени прошло

 

1 – г

2- д

3- в

4-а

5- б

 

6.

Какие литературные произведения о проявлении БЕСКОРЫСТИЯ вам известны?

 

А. Платонов "Юшка",

В.Г. Распутин "Уроки французского",

И. А. Бунин «Лапти»,

А. Гайдар «Тимур и его команда» и др.

 

 

7.

 

Какая книга басен И.А.Крылова могла быть у мальчика?

 

 

 

См. Приложение

 

Под номером 6,так как 1936 года издания. Все остальные увидели свет позже.

Действие рассказа происходит в довоенное время (в войну книжки уже потерялись)

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1


 

1. t1685479208aa.png


 


 


 

2


 

2t1685479208ab.jpg


 


 


 

3

t1685479208ac.jpg


 


 

4

4t1685479208aa.png


 


 


 


 

5

t1685479208ad.jpg


 

6


 

t1685479208ae.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.