12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина730





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

М.Е. Салтыков-Щедрин «Гений сатиры»








Разработала:

Кузнецова Ирина Юрьевна,

преподаватель русского языка и

литературы































Новокузнецк, 2022





















СОДЕРЖАНИЕ




Стр.


ВВЕДЕНИЕ

4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ

6

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

7


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13


СПИСОК ИСПОЛьзуемой литературы

14


ПРИЛОЖЕНИЕ

15




















ВВЕДЕНИЕ

В 2022 году 27 января исполнилось 196 лет со дня рождения русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина. Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России. Он писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым, Н.В. Гоголем. М.Е. Салтыков - Щедрин – писатель вошел в историю литературы как мастер гротеска, смелый экспериментатор с жанровыми формами. Он создатель сюжетов и образов, в которых противоестественно соединяются чаяния автора и неприглядная будничность, народ и власть, суд и беззаконие. Для читающей России Салтыков был совестью нации: приобрел огромный авторитет благодаря злободневности своих произведений, резкому неприятию крепостничества, открытой поддержке народных интересов.

         Темперамент общественного судии, деятельная и активная натура не позволяли писателю ограничиться только областью литературы и публицистики: он был общественным деятелем, честным и ответственным чиновником.

Цель: развитие интереса к личности и творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

образовательные:

расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя;

способствовать закреплению ранее усвоенных знаний об анализе художественного произведения;

развивающие:

способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;

способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

способствовать развитию эстетического вкуса, познавательного процесса, интеллектуальных способностей обучающихся;

воспитательные:

воспитывать духовно-нравственную культуру студентов;

пробудить любовь к художественному слову.





































1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ

Материалы из методической разработки могут быть использованы как для учебного занятия, так и при проведении внеклассного мероприятия. Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников и студентов.

Место проведения мероприятия: библиотека колледжа. Данное мероприятие можно проводить и в аудитории. Рекомендовано проводить мероприятие для нескольких групп, не более 20 человек, так как предполагается групповая форма (обучающиеся делятся на команды).

Предварительная подготовка: студентам необходимо заранее прочитать сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Самотверженный заяц», «Коняга», «Премудрый пискарь» и «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Верный трезор» и др.

Оформление: портрет М.Е. Салтыкова – Щедрина, выставка его произведений, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение (классическая музыка), видео о жизни писателя. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
















2 СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

t1642346075aa.gif

Ведущий. Сегодня родился русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков – Щедрин. Он писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым, Н.В. Гоголем. Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова – Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.

Ведущий. Давайте вспомним биографию писателя (просмотр видео или студенты зачитывают биографию М.Е. Салтыкова – Щедрина). Приложение 1. Ведущий. Вам предлагается разгадать криптограмму. Написав вместо чисел соответствующие им буквы, вы прочтете высказывание о Салтыкове-Щедрине его современника.

Криптограмма «Салтыков-Щедрин»

«

11

6

9

20

10


11

21


9

12

8

12

7






11

12

26

6

25


10

2

3

21

16

20

17

21

11

11

24

25



14

10

8

10

9

10

17


16

7

10

17

10

19


2

10

7

21

21


13

10

8

15

9

6

19


20

12

9

,

9

12

9


-




16

12

7

20

24

9

10

17

-

3

21

4

8

6

11

»

.






11

.

13

.

19

21

8

11

24

26

21

17

16

9

6

1

.























1.16-14-12-16--5-13-10-7- родовое имение писателя.

2.7-6-23-21-1- учебное заведение, в котором вслед за Пушкиным учился писатель.

3.14-8-10-20-6-17-10-8-21-19-6-22- одно из первых произведений Салтыкова-Щедрина.

4.17-22-20-9-12- город, где Салтыков-Щедрин отбывал ссылку.

5.11-3-21-4-8-6-11- «Губернские очерки» впервые вышли под этим псевдонимом.

6.14-10-26-21-25-10-11-16-20-12-22 16-20-12-8-10-11-12 - последний роман писателя, написанный по детским воспоминаниям.

7.2-12-8 12-11 11-21-14-10-19-11-22-3-6-1- название сказки.

8.13-21-11-21-8-12-7-24- герои, попавшие на необитаемый остров.

9.14-21-16-9-12-8-15- «премудрый» герой Салтыкова-Щедрина.

Ответы:

Криптограмма

«Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков-Щедрин» Н.Г. Чернышевский


1. Спас-Угол

2. Лицей

3. Противоречия

4. Вятка

5. Н.Щедрин

6. «Пошехонская старина»

7. «Баран непомнящий»

8. Генералы

9. Пескарь.

Ведущий. Студентам предлагается разделиться на 2 команды.

Задания для команд. Вам необходимо отгадать название сказки. Студенты загадывают друг другу загадки, по которым они должны отгадать название сказки:

В этой сказке два Ивана поживали,

Щи на ужин поедали,

Бедный был и был Богатый,

Были рядом у них хаты.

Соседи»)

Он обычно серый, белый,

В этой сказке он умелый,

Мудрый в этой сказке он,

Что за зверь тут так умен?!

Здравомысленный заяц»)

Как они его искали,

Без него как жить - не знали,

Без него не есть не пить,

Как себя им прокормить?!

Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»)


Был отец и мать мудры,

Сам был мал, но всё ж удал,

Рыбы, раки даже блохи,

При желании обижали.

Премудрый пискарь»)


Ведущий. Расшифруйте названия сказок Салтыкова-Щедрина. Каждой команде выдаются листки с заданием (ребусы).



, ,,,,

1.t1642346075ab.jpgt1642346075ac.jpg



,, Б,2,1,3+ый

t1642346075ad.jpgt1642346075ae.jpg2.




t1642346075af.jpg,,, ,+й

3t1642346075ag.jpgt1642346075ah.jpg









4. и,3, е,2,

t1642346075ai.jpg

t1642346075aj.jpgt1642346075ak.jpg





Ответы: 1. «Коняга». 2. «Бедный волк». 3. «Самоотверженный заяц». 4. «Карась-идеалист».

Ведущий зачитывает вопросы викторины, участники команд по очереди отвечают на вопросы.

Викторина

1. Назовите настоящую фамилию писателя?

Ответ: Салтыков (псевдоним: Николай Щедрин).

2. Назовите автора, чьи сказки имели один из подзаголовков: «Для детей от 7 до 70 лет».

1. А.С. Пушкин

2. М.Салтыков-Щедрин

3. Л.Толстой

4. К.Паустовский

Ответ: 2

3. Сколько написал сказок М. Е. Салтыков-Щедрин?

1. 23

2. 18

3. 32

4. 35

Ответ: 3

4. Из какой сказки Салтыкова-Щедрина:

1. «Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

2. «В некотором царстве, в некотором государстве жил был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот... глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! — Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не было. Скорее всего — сам умер».

1. «Дикий помещик».

2. «Коняга».

3. «Как один мужик двух генералов прокормил».

4. «Премудрый пескарь».

Ответ:

1 — «Как один мужик двух генералов прокормил», 2 — «Дикий помещик», 3 — «Премудрый пескарь».

5. Главным «оружием» писателя является:

1. Реальное изображение действительности

2. Смех.

3. Яркое изображение характеров.

4. Революционность.

Ответ: 2

6. Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не принадлежит:

1. «Пошехонская старина».

2. «Господа Головлёвы».

3. «История одного города».

4. «Накануне».

Ответ: 4

7. Сколько лет прожил премудрый пискарь в одноименной сказке? (100 лет с лишком).

8. Основное занятие Коняги? (Тяжёлый труд. «Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели, "произведения" возит»)

9. Что помещик, одичав, не успел приобрести? (Хвост)

10. Закончите фразу. «Надо так прожить, чтобы тебя никто …» (… Не заметил)

"Слава тебе, господи!! ……" (… Жив! )

Сколько было ума у пискаря? (Ума палата)

Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? («С неба: через губернский город летел строившийся рой мужиков»)

13. Отгадайте героя сказок Салтыкова-Щедрина.

1. …думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»? (Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

2. … «весь с головы до ног оброс волосами», «а когти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках»? (Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – сказка «Дикий помещик»).

3. … «жил дрожал и умирал дрожал»? (Пескарь – «Премудрый пескарь»).

4. … сразу же после свадьбы побежал от молодой жены на съедение к волку, чтобы выручить брата жены? (Герой сказки «Самоотверженный заяц»).

14. В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные слова (названия сказок).

«Богатая овца» («Бедный волк»), «Городское наводнение» («Деревенский пожар»), «Трусливый волк» («Самоотверженный заяц»), «Глупая щука» («Премудрый пескарь»), «Домашний крестьянин» («Дикий помещик»), «Сказка о том, как 2 министра 1 чиновника заморили» («Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»), «Умник» («Дурак»). 

Подведение итогов. Награждение участников.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


М.Е. Салтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества. 

М.Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. «Сказки (для детей изрядного возраста)» - итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова- Щедрина, итог его творческого пути. Сказки Салтыкова-Щедрина прежде всего учат любви, взаимопомощи, а также другим добродетелям, и надолго остаются в памяти детей и взрослых. 

Данное мероприятие способствует лучшему усвоению, систематизации знаний, развитию у студентов эстетического восприятия и оценки явлений жизни, художественно воплощенных писателем. Материал, подобранный к мероприятию, доступен для восприятия обучающихся. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности обучающихся, уровень их способностей и познавательная активность.  Такое мероприятие направлено на глубокое и осознанное усвоение знаний студентами, развитие их творческих способностей, культуры речи и гармоничное развитие личности в целом.















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Интернет источники

1. Фестиваль «Открытый урок»: сайт. – Москва, 2022 -.- URL: http://festival.1september.ru/

2. Образовательный портал России «Образовака»: сайт. – Москва, 2022 -. - URL: https://obrazovaka.ru/

3. Электронная библиотека Lib.ru: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина: сайт. – Москва, 2022 -. - URL: https://ilibrary.ru

4. Учебно-методический сайт: викторина по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина: сайт. – Москва, 2022 -. - URL: https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/literatura/viktorina-po-skazkam-saltykova-schedrina



















ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Биография писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина

    М. Е. Салтыков родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол (Тверская губерния). Семья была дворянской, со старинными корнями. И со стороны матери, и со стороны отца в роду присутствовали известные истории личности. Отношения Михаила с семьёй не сложились (он был шестым ребёнком). Атмосфера в ней царила тягостная и недружелюбная. Детство было омрачено тягостным впечатлением от жёсткого обращения родителей с крепостными и с собственными детьми.

    На первых порах Михаил учился дома, а образование получил в Московском дворянском институте, после которого отправился на учёбу в легендарный Царскосельский лицей. Период пребывания в заведении, где учился А. С. Пушкин, приобрёл для Салтыкова очень большое значение, поскольку там он почувствовал призыв к литературному творчеству. Одновременно с этим именно в лицее будущий писатель впервые столкнулся с «прелестями» русской бюрократии. Многие обобщённые образы, возникшие позже в прозе Салтыкова-Щедрина («помпадуры», «военачальники», «ташкентцы») – родились от лицейских впечатлений.

   В 1844 году Салтыков начинает службу в Петербурге. Свои силы молодой чиновник отдаёт не только своим рабочим обязанностям, но и Петрашевскому кружку, который он активно посещает. Участники кружка следовали идеям утопического социализма, а на своих заседаниях беспрерывно спорили о том, как лучше переустроить Россию. Салтыков не был согласен с мнением большинства петрашевцев, что произвести коренные перемены в стране можно лишь посредством воспитательных средств, как на том настаивали участники кружка. Он полагал, что нужные более действенные меры.

    В 1848 году была опубликована его повесть «Заступное дело». За это произведение автор был арестован и отправлен в ссылку в Вятку – по высочайшему распоряжению. Причиной столь суровой реакции были найденные в «Заступном деле» опасные идеи, которые уже нанесли немалый вред Западной Европе. Не понравилось властям и аллегория, при помощи которой писатель изобразил Россию.

    Ссылка продолжалась с 1848 по 1856 год. Литературная деятельность оказалась для него под запретом. Но так как Салтыков продолжал службу в качестве чиновника особых поручений, то материала для изучения всех глубин русской жизни у него было предостаточно. Из ссылки писатель вернулся в 1856 году и за год создаёт целый цикл произведений, получивших название «Губернские очерки».

    Последующее десятилетие (1858 – 1868) Салтыков-Щедрин посвятил как плодотворной литературной деятельности, так и административной. За это время он сделал поэтапную карьеру, пребывая в качестве губернатора то в Рязани, то в Твери. Был он также председателем казённой палаты в различных городах России. Все свои усилия Салтыков-чиновник прикладывал к тому, чтобы пресечь любые попытки беззакония и бюрократизма, за что получил прозвище «вице-Робеспьер». Подобную оценку можно назвать наилучшей характеристикой той деятельности, которую проводил Салтыков на своём посту. В 1868 году он получил чин генерала и отправился на покой. В отставке он уже полностью посвятил себя литературному труду.

    Его писательская деятельность делится на несколько периодов. Начало – несколько повестей, в том числе, и злополучное «Запутанное дело». Следующий период – 50 – 60-е годы, определяющим для которого стал цикл «Губернские очерки», а также роман-сатира «История одного города», в котором едкое повествование о вымышленном городе Глупове явилось отражением ситуации России 1860-х годов. Ещё один важный этап – роман «Господа Головлёвы» (1875 – 1880), где его сатира выходит на новый уровень.

   В 1883 – 1886 годах создаются знаменитые «щедринские сказки», которые можно назвать действительно выдающимся достижением. Здесь фирменная сатира писателя, его язык и художественные приёмы переплелись с фольклорным материалом. Используя эзопов язык, Салтыков-Щедрин сумел сказать своё слово протеста даже в условиях жёсткой цензуры. В 1887 году писатель создаёт роман «Пошехонская старина».

   Кроме литературного и чиновничьего труда в жизни Салтыкова-Щедрина существовало и другое важное дело – редакторская деятельность в журнале «Отечественные записки». Эстафету он принял у его предыдущего редактора – Н. А. Некрасова. Пока же Некрасов был жив, оставался в числе ведущих сотрудников издания. В «Отечественных записках» были опубликованы такие произведения Салтыкова-Щедрина, которые не появились ни в одном другом журнале.

   Усиленный труд в разных областях был основой жизни Михаила Евграфовича. В личной жизни он был несчастен. Свою будущую жену Елизавету Болтину он полюбил, когда той было всего двенадцать лет. Он дождался подходящего возраста Елизаветы и вступил с ней в брак, но союз не сложился. Через какое-то время Елизавета Аполлоновна разочаровалась в муже и перестала соблюдать супружескую верность и приличия. Дело зашло настолько далеко, что Салтыков-Щедрин не был уверен в том, что их дети – сын и дочь – его дети. По крайней мере, только сына писатель по каким-то своим причинам признавал своим.

   Душевные муки добавляли и другие неприятности: плохое здоровье, переживания по поводу постепенно исчезающей связи с читателями. Скончался писатель 28 апреля 1889 года, а погребение его состоялось через несколько дней – 2    мая на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Как того и желал Салтыков-Щедрин, могила его расположена рядом с могилой И. С. Тургенева.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.