12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кравченко Раиса Николаевна133

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

при исправительном учреждении











Литературно-музыкальная композиция,

посвящённая 80-й годовщине снятия блокады Ленинграда

«Ради жизни на Земле!»













Подготовила:

Кравченко Раиса Николаевна,

классный руководитель 6а класса







Январь 2024 г.







Цель: познакомить учеников с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

Задачи.

Образовательные:

расширить знания о Великой Отечественной войне, о подвиге жителей Ленинграда и воинов, защищавших город;

Развивающие:

развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

Воспитательные:

воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, к погибшим защитникам города Ленинграда;

способствовать формированию чувства уважения к людям, пережившим блокаду;

сделать данное мероприятие ярким и незабываемым.

Оформление: зал украшен плакатами, фотографиями военных лет, выставка книг о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда, рисунками учеников.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация «Ради жизни на земле» записи песен и музыки военных лет. Участники: обучающиеся 3,5-11 классов, педагоги.










































Ход мероприятия.

1.     Вступительное слово учителя

Здравствуйте, гости нашего мероприятия. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше мероприятие.

1 вед. - Мы посвящаем его прорыву блокады Ленинграда.

2 вед. И пока мы живы, мы должны хранить и передавать память о тех страшных для всего народа днях из поколения в поколение, о восьмистах семидесяти двух днях блокады.

1вед. Опять война, Опять блокада, - А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».

И может показаться: Правы и убедительны слова.

Но даже если это правда, такая правда не права!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна.

2 вед. Гитлеру были ненавистно имя города на Неве. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.

1 вед.: Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов. Гитлер планировал захватить Ленинград за три недели.

2 вед События с 8 сентября 1941года до 27 января 1944года вошли в историю под названием «Блокада Ленинграда».
1 вед. Кто-то помнит об этом со школьной скамьи, Кто-то — с первых ступеней детсада…

В необъятной стране нет, пожалуй, семьи, Где не знают, что значит — блокада…

2 вед. Блокада- слово, с которым связывают горе, страх и… мужество. Да, именно мужество. И сегодня мы с вами в этом убедимся,  окунувшись  сегодня на несколько мгновений в историю.

Просмотр видео-фильма «Блокадный Ленинград. Голос жизни»

1вед: Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

2 вед.Чтец:

Девчонка руки протянула, головой – на край стола. Сначала думали – уснула, А оказалось – умерла: Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон, учитель, выдавил, что снова

Уроки – после похорон.

Песня «Дети войны». 1 вед.: Немцы считали, что они задушили, уничтожили город. Им казалось, что в таких условиях просто невозможно выжить. Однако город жил, работал, боролся. К станкам вставали дети, женщины и старики.

2 вед.: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, уничтожат в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Недаром 30 января 1942 году Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

1вед: Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

2 вед. Виктор Новиков в своей книге «Блокада снится мне ночами» рассказывает о своем, пожалуй, самом большом потрясении. Виктор давно не видел своего друга Сергея, и узнав, что из квартиры, где жила его семья, уже вывозили трупы, собрался с силами и решил навестить его: «Накануне мама испекла лепешки из овса, она выменяла у кого-то овес на отцовские часы, и я попросил две лепешки, чтобы отнести Сереже... Мной овладел страх. Я стоял перед дверью комнаты Сергея, не решаясь ее открыть. Потом тихонько вошел. В углу под полками книг я увидел Сергея. Он был укрыт одеялами. На подушке виднелась только его голова. Он не удивился моему приходу, как будто мы с ним виделись совсем недавно. Освободил из-под одеяла тощую руку и подал мне. Улыбнулся, как будто вспомнил наше прошлое, и сказал: -Молодец, что пришел. Я ждал тебя.

Я с испугом всматривался в его лицо. Лицо было худое и опухшее. Страшное лицо. Я не узнавал его, только большие глаза были его –Серегины». К лепешке Серега не притронулся, только слабым голосом попросил почитать ему о Томе Сойере. Закончив чтение на месте, когда кошка стаскивает с лысой головы мистера Доббинса парик, Витя закрыл книгу и повернулся к другу. Серега был мертв. На лице его застыла улыбка.

Вед.1Дмитрий Лихачев в своей книге «Правда о ленинградской блокаде»писал: «Я думаю, подлинная жизнь –это голод, все остальное –мираж. В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие –мерзавцы, злодеи, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее».

Песня «Ленинградцы»

2 вед. И все-таки большинство ленинградцев проявили себя как те, которых называют героями. Те, кто смог остаться человеком в нечеловеческих условиях, те, кто из последних сил подавал руку помощи ближнему.

Чтец:

По безлюдным проспектам оглушительно-звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Леденистый брезент прикрывал ее кузов -

Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке,

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,

Вез он сало и масло, вез консервы и водку,

И махорку он вез, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ ,был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрел грузовик на другую планету.

Вдруг навстречу лучам -синим, трепетным фарам -

Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука, - плавно, медленно, сыто...

-Стоп! -сказал лейтенант. -Погодите, водитель.

Я,-сказал лейтенант,-Здешний все-таки житель. -

И шофер осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.

И вошел...И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки...Бледные губки...

Старичок семилетний в потрепанной шубке.

-Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!..

-И достал лейтенант свой паек из кармана.

Хлеба черствый кусок дал он сыну: -Пожуй-ка,

-И шагнул он туда, где дымила буржуйка.

Там, поверх одеяла -Распухшие руки.

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, Что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына:

Был мальчишка в отца -Настоящий мужчина!

И когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку,

-Приезжай! -Закричал ему мальчик вдогонку.

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука, - плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол.

Тот же самый кусок -Ненадкушенный, черствый

-Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему подложила.

Потому, что была настоящей женою,

Потому, что ждала, потому, что любила.

1 вед. Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города . Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. Даже в самое тяжёлое время – зимой 1941-1942 гг. были ежедневно открыты для читателей 22 библиотеки.

2 вед. Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской.» Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде в суровом 1942 году, в большом зале Филармонии.

1 вед. Им холод кровавит застывшие губы, смычки выбивает из рук скрипачей, Но флейты поют, надрываются трубы, и арфа вступает, как горный ручей. И пальцы на лёд западающих клавиш бросает, не чувствуя рук, пианист… 2 вед. Концерт начался! Невидимый диктор сказал Ленинграду: «Вниманье! Играет блокадный оркестр!..» И музыка встала над мраком развалин, Крушила безмолвие тёмных квартир. И слушал её ошарашенный мир…


фрагмент исполнения 7-й Ленинградской симфонии Шостаковича.

1 вед.: Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе против фашистов. С невероятными трудностями в город доставляли небольшие партии продуктов, топлива. Простые граждане собирали и передавали посылки с вещами для жителей и защитников блокадного города. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

2 вед. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни». 1 вед.: Она пролегла ледяными полями, «Дорогою Жизни» назвали её. И жизнь пробивалась сквозь холод и пламя, Бомбёжки, метели и взломанный лёд.

2 вед.Чтец: И было так: на всем ходу машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду, ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк. Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак: их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил, поджег их от мотора –
И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне – до зари.
Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на заре –
125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

Исполняется песня «Дорога жизни», Игоря Растеряева

1 вед.: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13тысяч трупов.

(Звучит песня-клип« Ленинградцы mp4).

2 вед. Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!

1 вед.: В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной.

2 вед. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.

(Звучит фонограмма сообщения Левитана о прорыве блокады Ленинграда)

1 вед .Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен 27 января 1944 года. Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

2 вед. 27 января 1944 года, в 20 часов 00 минут, 24 залпа из 342 орудий возвестили человечеству о том, что Ленинград выстоял, победил, полностью ликвидировал блокадное кольцо.

Песня «Непокоренный»

1 вед.Чтец: За залпом залп. Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика – гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют, и лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – Салют! Сегодня ленинградцы плачут…

1 вед. За стойкость и героизм в период 900-дневной блокады Ленинград получил звание город-герой, а его защитники были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Клип «Ленинградская блокада»

2 вед.:

Но разве может кто-нибудь забыть,
Кто был под грозным,
Под военным небом,
Кому пришлось блокаду пережить,
Кто плакал над кусочком малым хлеба?
Кто близких здесь своих похоронил,
Запомнил звук «Воздушная тревога»,
Кто на Большую землю выходил
По той ледовой Ладожской дороге?

1 вед.: Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников.  Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек.

2 вед. В суровые дни блокады умерло от голода 641 тыс. горожан (по другим подсчетам их было 850 тысяч), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек и обстрелов.

1 вед. К январю 1944 года в городе из почти 3 миллионов человек осталось 560 тыс.человек. Многие дети блокадного города так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.

1вед.Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища:

2 вед.. Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…

Рядом с ними солдаты – красноармейцы.
1вед. Их имён благородных мы здесь
Перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Звучит «Реквием» В.А.Моцарта. видео «Пискаревское кладбище»

2 вед. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была девятисот дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Фильм «Ленинградский метроном»

1 вед. Мужество ленинградцев, доблесть защитников города Ленинграда навсегда сохраняется в благодарной памяти потомков.
2 вед. Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.

Звучит песня «города-герои. Ленинград»

1 вед. Он не дрогнул в бою, бастион над Невою. Он в едином строю был со всею страною.

Лютый холод и сотни тревог - Всё он вынес и всё превозмог.

2 вед. Тихо волны стучат о гранитные плиты. Сколько б дней не промчалось - ничто не забыто. Не забудет народ наш герой тот январский салют над Невой.

1 вед. Мы благодарим за внимание всех участников нашего мероприятия. Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.