12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щербакова Наталья Владимировна28
3

Методическая разработка урока «Двигатель внутреннего сгорания»

Методическая разработка урока по физике

для обучающихся 8 класса на тему: «Двигатель внутреннего сгорания»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Содержательная цель: формирование знаний о понятии «тепловой двигатель»;

Деятельностная цель: создание оптимальных условий для раскрытия интеллектуального потенциала и развития коммуникативных навыков, для самостоятельного получения новых знаний о тепловом двигателе, его устройстве и принципе работы.

Задачи урока:

Образовательные:

формирование представлений о понятии тепловой двигатель;

Развивающие:

развитие логического мышления, внимания, памяти;

развитие самостоятельности, коммуникативных способностей;

Воспитательные:

воспитание познавательного интереса к предмету;

воспитание умения работать в группе, слушать и принимать точку зрения других, участвовать в диалоге, ответственности.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Метапредметные:

умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение общей цели и путей ее достижения;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Предметные:

представление о понятии тепловой двигатель, его устройстве и принципе работы;

формирование навыков оценивания информации с позиции её свойств.

Формы работы учащихся: работа в парах, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

- ТСО: презентация, компьютер учителя, комплекс 3Д-анимации «Эврика», мультимедийный проектор, экран, очки.

- Раздаточный материал: наборы приборов для проведения эксперимента.

Технологии: технология развивающего обучения, технология критического мышления, проблемное обучение, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Учебно-методический комплекс: Перышкин А.В. Физика .8 кл.:учебник /А.В.Перышкин.-4-е изд.,стериотип.-М.:Дрофа,2016.

План урока:

Этап мотивирования на учебную деятельность (2 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой обучающихся на урок.

Этап актуализации знаний (3 мин.)

Фронтальная работа (учебный диалог с обучающимися, выполнение кроссворда).

Этап построения проекта и выхода из создавшейся ситуации (7 мин.)

Работа в парах (определение темы, цели и задач урока по заданию учителя);

Фронтальная работа (учебный диалог).

Этап реализации построенного проекта (15 мин.)

Работа в группах (работа по учебнику);

Фронтальная работа (учебный диалог с обучающимися);

Индивидуальная работа (записи в тетради )»;

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (2 мин.)

Фронтальная работа (учебный диалог, возврат к пробному действию).

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (8 мин.)

Индивидуальная работа ( выполнение практического задания);

Этап включения в систему знаний и повторения, на котором формулируется домашнее задание (2 мин.)

Фронтальная работа (учебный диалог, решение проблемной задачи).

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин.)

Индивидуальная работа (заполнение карточки)

Рефлексия.

8. Ход урока:

Этап урока: мотивирование на учебную деятельность.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Формируемые УУД:

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: смыслообразование;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

На экране высвечивается кроссворд с вопросами к нему (приложение 1).

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на плодотворную работу.

Организует учебный диалог с обучающимися.

 

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Концентрируют внимание на словах учителя.

 

Этап урока: актуализация знаний .

Цель этапа: осознание потребности открытия новых знаний и умений.

Формируемые УУД:

Познавательные: осознание и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные: выполнение пробного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует учебный диалог с обучающимися. Предлагает ответить на вопросы учителя к кроссворду (приложение 1 ):

2.Создает проблемную ситуацию при ответе на выделенное в кроссворде слово , так как обучающиеся не обладают досточными знаниями для ответа.

Отвечают на предложенные вопросы учителя к кроссворду,заполняют его.

 

Сталкиваются с проблемной ситуацией при ответе.

Осознают потребность открытия новых знаний и умений, вычленяют индивидуальные затруднения.

 

Этап урока: этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

Цель этапа: формулировка целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Личностные: самоопределение, смыслообразование;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений, координирование разных позиций.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует учебный диалог с обучающимися для определения темы и цели урока:

- о чем мы будем говорить на уроке?

- как узнать, что такое Двигатели?

- как узнать устройство и принцип действия теплового двигателя ?

- как узнать примение тепловых двигателей?

2.Формулирует вместе с обучающимися тему, основную цель, задачи и план урока (вся информация высвечивается на экране)

В ходе учебного диалога отвечают на вопросы и выбирают способ, который позволит получить новое знание

 

 

 

 

Формулируют тему, основную цель и задачи урока, исходя из того, какие знания и умения помогут разрешить затруднение. Планируют свою деятельность.

 

Этап урока: реализация построенного проекта.

Цель этапа: создание проекта выхода и применение его на практике.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, подведение к понятию, структурирование знаний, подведение под понятие, поиск и выделение необходимой информации из текста;

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива;

Личностные: смыслообразование, осознание ответственности за общее дело;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует учебный диалог с обучающимися:

Предлагает сформулировать определение понятию « тепловые двигатели » (На столах у детей находится карточка с заданием к эксперименту и оборудование для его проведения. Инструктирует обучающихся, напоминает правила техники безопасности при работе . Предлагает сделать опыт и ответить на вопросы к нему).(приложение 2).

 

Инструктирует обучающихся, следит за их деятельностью. Организует работу в группах (класс делится на 3 группы).

1 группа-конструкторы-устройство ДВС

2 группа-механики-принцип работы.

3 группа-экологи-применение ДВС,плюсы и минусы применения двигателей

 

Проводят опыт .Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют определение понятия «Тепловой Двигатель», исходя из ответов на вопросы учителя. Записывают определение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Читают текст из учебника (§22 , стр. 64-67), анализируют текст параграфа, обсужают в группах и записывают ответы.

 

 

 

 

Этап урока: этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; проведение коррекции.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Регулятивные: коррекция, самооценка;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договоренностей и согласование общего решения.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует фронтальную работу

(просит представителя от каждой группы рассказать свою часть информации.Для этого в помощь предлагает просмотреть без звука ролик №20 «Двигатель внутреннего сгорания» комплекта «Эврика» .

Для ответа 1 группе- время просмотра ролика с 00.40-01.46; 2 группе-01.47- 05.26) 9приложение 3).

Рассказывают свою часть информации, Просматривают ролик.

делают записи в тетрадях. Комментируют увиденное . Слушают ответы одноклассников. Дополняют ответы.

 

 

 

Этап урока: этап самостоятельной работы .

Цель этапа: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений обучающихся; проведение коррекции.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, обобщение, аналогия, выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, использование критериев для обоснования своего суждения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предлагает обучающимся вернуться к предыдущему заданию, но теперь прослушав ролик со звуком,выявить пробелы в знаниях.

 

Прелагает выполнить задание по карточке (приложение 4 ,5):

-выберите основные элементы теплового двигателя

- расположите в правильной последовательности такты двигателя .

Слушают, решают пробное задание, вызвавшее затруднение. Выявляют пробелы в знаниях. Обосновывают свой ответ.

 

Работают самостоятельно над практическими заданиями, предложенными учителем. Обсуждают его.

 

 

Этап урока: этап включения в систему знаний и повторения, на котором формулируется домашнее задание.

Цель этапа: фиксирование полученного знания, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, подготовка к восприятию следующих разделов предмета.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Личностные: самооценка;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, использование критериев для обоснования своего суждения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Подводит итоги работы .

Организует учебный диалог с обучающимися:

- для чего нужны тепловые двигатели ?

- что нужно для работы теплового двигателя?

-кто создал первый тепловой двигатель и как они совершенствовались?( последний вопрос вызывае затруднение,так как этой информации нет в учебнике,поэтому ответ на данный вопрос послужит в качестве домашнего задания)

Д/З : §22,история создания тепловых двигателей

Оценивают свою деятельность на данном этапе.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы: тепловые двигатели-это устройства, в которых внутренняя энергия топлива преобразуется в механическую энергию. Для работы теплового двигателя нужно чтобы система вернулась в прежнее состояние.

Задают вопросы по выполнению домашнего задания, записывают в дневник

 

 

Этап урока: этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Личностные: самооценка на основе критерия успешности;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует совместную рефлексию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке (приложение 6).

1. Осуществляют эффективность своей деятельности на уроке. Включают новое знание в систему знаний.

2. Определяют личностный смысл изучения темы. Анализируют свою деятельность на уроке: соотносят цели и полученные результаты.


 


 

 

Приложение 1.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1)Один из способов изменения внутренней энергии тела

2) Источник энергии,используемый на транспорте ,в промышленности и быту

3)Кинетическая,потенциалтная,внутренняя

4)Дерево даешь-съедает,от воды –умирает

5)От этой величины зависит скорость движения молекул

6)Единица измерения мощности

7)Процесс соединения молекул горючего с кислородом,при котором выделяется Е

8)Единица измерения энергии

9)Один из видов теплопередачи

Приложение 2.

 

Экспериментальное задание

Использование внутренней энергии воздуха

Приборы и оборудование: пробирка, калориметр, горячая вода, картофель

Ход выполнения эксперимента

Перевернуть пробирку вверх дном

Осторожно нажимая на пробирку, выдавить кружок из картофеля – это будет пробка для пробирки

Перевернуть пробирку вниз дном и опустить её в горячую воду

Пронаблюдать происходящий процесс

Сделать вывод, используя ответы на вопросы:

А) что произошло с внутренней энергией воздуха в пробирке, когда её погрузили в воду?

Б) к чему привело изменение внутренней энергии воздуха?

В) что произошло с внутренней энергией воздуха в пробирке после вылета пробки?

Г)За счет чего была совершена работа воздухом?

Д)Можно ли систему вернуть в исходное состояние и как это сделать?

Ответы на вопросы:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Вывод:


 

Приложение 3

t1667761417aa.png

t1667761417ab.png

Приложение 4

Выберите основные элементы присутствующие в устройстве теплового двигателя:

Поршень, якорь двигателя, клапаны, индуктор, распределительный вал, щетки, кольца, свеча зажигания ,кожух.


 

Приложение 5

1-рабочий ход

2-впуск

3-сжатие

4-выпуск


 

Приложение 6

 Рефлексия.

Прежде чем покинуть класс просьба заполнить таблицу

 

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересно / не интересно

 

Ответы подчеркнуть

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.