12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хакимова Елена Марселевна67
Россия, Башкирская респ., Благовещенск
2

Методическая разработка урока на тему: «Семья как социальный институт»



Конспект урока по обществознанию

Тема урока: семья и брак

Цель: углубление и конкретизизация знаний обучающихся о семье как об одном из социальных институтов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задачи:

Сформировать у студентов представление об исторических изменениях семейно-брачных отношений, видах и функциях семьи как социального института; прояснить вопросы государственной политики в области поддержки семьи, материнства и детства.

Продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных материалов; развивать опыт публичных выступлений.

Способствовать воспитанию положительного отношения к семье и положительным взаимоотношениям людей в ней.

Планируемые результаты

Личностные

- формирование представления о семье, как одном из самых древних социальных институтов.

Предметные

- умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме;

- умение применять в дискуссии понятийный аппарат обществоведческого знания.

Метапредметные

- владение работы с учебной и неучебной информацией;

-способность организовывать и регулировать свою деятельность;

- способность эффективно взаимодействовать в группе.

- развивать умение анализировать события, факты, давать им

аргументированную оценку.

Тип урока: урок-исследование;

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная;

в группе.

Оcнащение урока: медиапрезентация к уроку, социологические словари, карточки с заданиями, дополнительные материалы – приложения, листы оценивания, листы рефлексии.

3.2 Методическая разработка урока

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деят.-ть

студ.-в

I Проблемно-мотивационный

2.Информационный

3.Аналитический

4. рефлексивно-оценочный

Посмотрите на слайды, что объединяет все эти фото?

Наш сегодняшний урок будет посвящен семье и браку. Запишите тему.

Однако семья сегодня имеет ряд проблем. Посмотрите на фото, сформулируйте проблемы современной семьи.

Рост количества неполных семей, разводов, незарегистрированных браков, и другие проблемы, позволяют сегодня говорить, что семья как социальный институт находится в кризисной ситуации.

Тема семьи является актуальной для многих наук. Этот социальный институт существует уже со времен первобытного человечества, но и сегодня ежедневно по всему миру происходит объединение людей в семьи.

Однако, существует мнение, что институт семьи изжил себя, он уже не нужен, и не играет никакой роли в современной жизни.

А что вы думаете по этому поводу?

Согласитесь, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, нашего житейского опыта мало. Для того, чтобы больше узнать о семье предлагаю провести наш урок в виде научно-практической конференции, куда будут приглашены представители социально-гуманитарных наук. Каждая группа ученых представит нашему вниманию материалы, которые позволят нам вернуться к решению проблемы еще раз и более полно попытаться ответить на вопрос: является ли семья необходимой современному обществу?

На нашей конференции присутствуют представители следующих наук:

Историки. Они расскажут нам как изменялся институт семьи от его возникновения до сегодняшнего дня.

Социологи. Их задача сформулировать функции современной семьи

Психологи. Ознакомят присутствующих с видами семьи

Юристы – раскроют понятие семья и брак.

Политологи. Познакомят нас с основными направлениями семейной политики в России.

Журналисты. Расскажут нам о проведенном ими исследовании по указанной теме среди молодежи.

Формат научно-практической конференции позволит всем представителям наук обменяться знаниями и достижениями по своей проблематике с другими учеными, обсудить важные спорные вопросы и составить общее понятие о семье на современном этапе развития общества.

Сейчас я попрошу вас ознакомиться с материалами, содержащими необходимую информацию по вашей теме. Работая с материалами, составьте краткий отчет по теме, с которым выступите перед остальными участниками конференции. Чтобы работа в группах была четкой, в каждой группе есть свой руководитель, который оценит в конце урока вклад каждого ученого в работу группы. Поэтому прошу вас быть активными и работать слаженно и быстро.

1 группа историки.

Выделите основные этапы исторического развития семьи как социального института.

- как вы думаете отчего зависело появление новой ступени в развитии семьи?

2 группа социологи

Каковы основные функции семьи?

- какие из функций по вашему мнению утратили большее значение в современной семье? Почему?

Какие функции наиболее характерны современной семье?

3 группа психологи

Какие виды семей выделяются?

Какие современные виды семей появились? Почему это произошло, с какими изменениями это может быть связано?

4 группа юристы

В чем разница понятий семья и брак?

Какой брак называют гражданским?

Мы продолжим нашу работу с другими выступающими. Однако сначала давайте попробуем сделать портрет современной семьи.

У каждой группы на столе лист и маркер выделите 2-3 ключевых слова, которые по-вашему характеризуют современную семью, и запишите их на лист. Объединим ваши записи и получим наше видение этого явления.

Создание кластера.

Так все же вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. Ответьте на этот вопрос снова. Семья как социальный институт – развивается или умирает?

Современные ученые продолжают споры по данному вопросу. Однако большинство склоняется к тому, что семья продолжает развиваться, взамен отмирающих функций, актуализируются новые, появляются другие виды семей, о которых не приходилось говорить ранее. Семья как древнейший социальный институт продолжает существовать.

Все выше изученное - теория, а так ли все на практике? Попросим группу журналистов осветить результаты опроса, который был проведен в нашем колледже.

5 Группа журналисты

Каково ваше мнение, для современного молодого человека семья - важный элемент?

Как вы думаете, какие семейные ценности помогают укрепить брак? Посовещайтесь, и составьте перечень семейных ценностей, которые, по вашему мнению, должны существовать в семье. Ответы аргументируйте.

Выслушаем ваши предложения. (по 2 от группы)

Семья – важнейшая ячейка современного общества. Ее ценности позволяют передавать важнейший духовный, эмоциональный опыт от поколения к поколению. Именно в семье происходит полноценное развитие человека, его первичная социализация, это понимают и на государственном уровне

Проанализируем следующие данные. О чем они свидетельствуют?

- прирост населения (2000,2014 г)

Исходя из этих данных попытайтесь ответить почему необходима государственная политика в области семьи и брака?

5 группа – политологи

Какие меры поддержки семьи, проводятся сегодня?

А какие бы вы предложили дополнительные меры для укрепления семьи и брака? Ответ аргументируйте

 

Наша сегодняшняя конференция была насыщена полезной и интересной информацией. Позвольте мне в ее окончании предложить каждой группе создать синквейн – особую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Правила составления синквейна на слайде.

Сейчас я попрошу оценить работу в группах каждого руководителя ваших групп.

А теперь, пожалуйста, оцените себя, подчеркнув нужное слово в карточке. Это позволит и вам и мне еще раз оценить урок вашими глазами.

Дом. Задание эссе на тему:

Запись темы в тетрадь

 

Аргументированные ответы

Работа в группах

Выступление представителей каждой группы.

Выполнение записи конспекта в тетрадях.

Обсуждение в группах.

Запись и создание кластера.

Аргументированные ответы

Выступление группы.

Составление перечня.

Анализ данных

Аргументированные ответы

Аргументированные ответы

Составление синквейна

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.