12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зюкова Наталья Николаевна1773
Работаю учителем начальных классов МБОУ СОШ п. Тыр
Россия, Хабаровский край, п. Тыр
11

Методическая разработка урока: русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»



Предмет: Литературное чтение

УМК: « Гармония»

Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка)

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Предметные умения:

- формирование способа анализа сказки (событие, персонаж, автор, язык);

- формирование способов интерпретации сказки (выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование);

- развитие речевого «чутья» (особенности повествования, определение настроений персонажей);

Метапредметные умения:

Регулятивные:

- формирование умения корректировать ошибки, неточности;

- формирование контрольно-оценочных действий;

Познавательные:

- формирование способов поиска новой информации;

- формирование умения пояснять незнакомые по смыслу слова;

Коммуникативные:

- формирование умений отвечать на вопросы по тексту сказки;

Личностные умения:

- проявлять желание читать произведения устного народного творчества;

- проявлять эмоциональное отношение к герою произведения;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Оборудование:

Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс, ч.3, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012г

Мультимедийная презентация /data/edu/files/w1463118850.pptx (Лисичка со скалочкой)

Приёмы работы: «удивляй», технология критического мышления, обращение к личному опыту.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Улыбнемся, детвора!
Заниматься нам пора.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

- У каждого из вас лежит маршрутный лист, на котором отражены все этапы урока. На уроке мы будем оценивать себя сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо подтянуться).

Актуализация знаний.

- А сейчас в маршрутном листе вам нужно соединить название животного и его сказочное прозвище. Если вы справитесь с заданием, то узнаете, кому из животных не хватило прозвища. Этот персонаж станет главным героем сегодняшнего урока.
(Работа с таблицей)

- Назовите, как вы соединили название животного и его сказочное прозвище.

- Какое животное осталось без прозвища? (Лиса)

- Проверьте правильность выполнения работы по таблице.

- Оцените свою работу.

(Показ таблицы на доске.)

- Героиней нового произведения на уроке будет Лиса. Вспомните, как Лису называют в литературных произведениях. (Лисичка-сестричка; плутовка; Патрикеевна)

- А кто знает, что обозначает слово ЛИСА? (слово лиса произошло от слова лисый – желтоватый, рыжий цвет)

- Какой по характеру бывает лиса в произведениях? (хитрая, лживая, изворотливая)

- В произведениях какого жанра можно встретить эту героиню? (В сказках)

- Давайте вспомним названия сказок, где героиней была лиса. («Лиса и заяц», «Лиса и медведь», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Кот, лиса и петух»)

- Почему же в сказках так часто главной героиней оказывается лиса? (Наверное, народ осуждает хитрость, обман, лесть и заставляет задуматься, что нельзя вести себя так, как лиса)

- Подумайте, могут ли в этой книге быть произведения о лисе? Как об этом можно догадаться?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Лисичка со скалочкой». Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с произведением «Лисичка со скалочкой»; научиться бегло и грамотно читать произведение; узнать, какой по характеру проявила себя лиса; выяснить, чему учит сказка.)

- Перед вами солнышко. Посмотрите на него и попытайтесь выбрать, чем бы вы хотели заняться на этом уроке?

(На доске солнышко, в центре которого размещено слово «хочу» и ряд слов)

*читать

*слушать

*играть

*отвечать на вопросы

*обсуждать

*инсценировать

*петь

*прыгать

*спать

- А теперь я заменю слово ХОЧУ на слово МОГУ.

- Что произошло с вашим выбором? Он изменился?

- На уроке постараемся работать дружно, помогая друг другу и, тогда у нас получится выполнить все виды работ, отмеченные вами.

 

Осмысление: первичное восприятие и усвоение нового материала.

- Послушайте произведение и определите его жанр. Подумайте, как можно доказать ваш выбор.

(Показ учителем презентации: иллюстраций к сказке и чтение текста)

- В маршрутных листах отметьте жанр произведения.

-Докажите ваш выбор жанра произведения. (Троекратное повторение; лиса разговаривает как человек и общается с людьми на равных; добро побеждает зло; используется приём повтора песни)

- Проверьте правильность выполнения работы по таблице.

(Показ таблицы на доске.)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Откройте учебник страница 93, назовите автора произведения.

- Как вы понимаете: «русская народная сказка»?

- О ком рассказала нам сказка?

- С чего начался обмен у лисички? (Со скалочки)

- Как встретили хозяева лисичку со скалочкой? (Неприветливо)

- Почему же лисичку пустили переночевать? (Просила скромно, ласково, хитрым голоском - убедила хозяев в том, что не потеснит их.)

- Что лиса говорила людям, чтобы ей поверили?

- С какой интонацией голоса нужно читать, произносить эти слова? Выберите в таблице слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо, требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)

- Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса, чтобы ей поверили. (Выразительное чтение слов учащимися)

- Как лиса обманывала людей? (Ночью сжигала скалку, съедала курочку, гусочку и взамен просила что – то другое)

- Что говорила лиса, когда просила что-то взамен?

- С какой интонацией голоса она это произносила? Выберите в таблице слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо, требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)

- Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса. (Выразительное чтение слов учащимися)

- В тексте вам встретились мало употребляемые слова в нашей речи. Каким способом можно узнать значение этих слов?

- В маршрутных листах прочитайте слова в первой колонке, найдите значение этих слов во второй колонке и соедините.

СКАЛКА

Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться

ПОТЕСНИТЬ

Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего-нибудь (например, тесто раскатывать)

ЮРКНУЛА

Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить.

ТРЕПАТЬ

Юрким движением скрыться куда-нибудь, скользнуть

(проверка выполнения работы учащимися)

- Назовите, как соединили слово со значением.

- Проверьте правильность выполнения работы по таблице и оцените себя.

(Показ таблицы на доске.)

 

Физминутка для глаз: упражнение для глаз «Тренажёр»

 

Вторичное закрепление учебного материала

- Какие виды работ на уроке уже выполнили? (Слушали, отвечали на вопросы, учились выразительно читать слова лисички.)

- Переходим к следующему виду работы: чтение. Прочитайте сказку «в парах» по предложению и проверьте, какого события нет среди перечисленных пунктов плана. Допишите этот пункт плана.

Лисичка с курочкой.

Лисичка с гусочкой.

Лисичка с девочкой.

Лисичка и собачка.

- Какого события нет среди перечисленных пунктов плана?

- Что узнали в этой части текста?

- Как озаглавили эту часть?

- Проверьте правильность выполнения задания по таблице.

(Показ таблицы на доске.)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Мозаика»: каждая группа (класс поделить на 5 групп) получает пакет с карточками. На карточках находится текст одной из частей сказки. Ваша задача: прочитать текст каждой карточки и соединить в нужной последовательности; проверить правильность выполнения работы по учебнику; подготовить группой выразительное чтение данной части сказки.

- Назовите заголовок части сказки.

- Вспомните критерии оценивания выразительного чтения.

(проверка выполнения детьми работ)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Как заканчивается первая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге во вторую деревню и поёт песенку.)

- Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.

- Как заканчивается вторая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге в третью деревню и поёт песенку.)

- Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.

- Для чего в сказке используют приём повторения? (Хотели показать, как удачно лиса обманула людей и довольная собой она направлялась в следующую деревню.)

- Закройте глаза, представьте, как выглядит лисичка в сказке.

- Опишите лисичку, как вы её представляете. (В красивом рыжем меховом наряде, хитрые глазки блестят от удачного обмана, довольная собой)

- Этот образ довольной лисички сохраняется в сказке от начала и до конца сказки? Докажите свой выбор.

 

Физминутка

Ой, ты, лисонька-лиса,

Пройдись по лесу, краса,

Ты зверушкам улыбнись,

Низко в пояс поклонись.

С зайцами попрыгай вместе,

С волком покружись на месте,

С белкой спрячь ты урожай,

Никого не обижай!

- Как перехитрили лису? Прочитайте в тексте предложения, где об этом говорится.

- Как была наказана лиса?

- Давайте составим характеристику главной героини. В маршрутных листах отметьте слова, характеризующие поведение лисы в сказке.

Характеристика Лисы

Хитрая

Умная

Храбрая

Добрая

Злая

Выносливая

Трудолюбивая

Лживая

Расчётливая

- Назовите слова, которые вы отметили. Докажите свой выбор.

- Проверьте правильность выполнения работы и оцените себя.

(Показ таблицы на доске.)

- Ребята, кому из вас понравилась сказка, поднимите руку.

- Что понравилось в сказке?

- Что не понравилось в сказке?

- Чему учит нас сказка? (Обманывать нехорошо; на чужом горе своё счастье не построишь.)

- В маршрутном листе прочитайте пословицы. Выберите и подчеркните пословицу, которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой». Докажите свой выбор.

Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.

Дружба - великая сила.

На обмане далеко не уедешь.

- Назовите пословицу, которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой». Докажите свой выбор.

- Подумайте, к кому из героев подходит эта пословица. Почему?

- Проверьте правильность выполнения работы.

(Показ таблицы на доске.)

- Оцените правильность выполнения работы.

- На нашем «солнышке» остался ещё один лепесток: инсценирование. Обсудите с товарищем по парте как нужно подготовиться к инсценировке эпизода сказки?

Определить количество героев в тексте (части текста)

Распределить роли;

Обозначить границы реплик героев, автора;

Отработка выразительности чтения реплик героев;

(распределение по группам заданий для инсценировки: 1 группа - «Лисичка со скалочкой», 2 группа – «Лисичка с курочкой», 3 группа – «Лисичка с гусочкой».)

- Оценивать работу будем по критериям:

Умение передать образ героя;

Техника речи: внятность, выразительность

- На подготовку к инсценировке вам предоставлено 4 минут.

(Проверка выполнения работы учащимися)

 

Рефлексия

- Сегодня на уроке вы все молодцы: рассуждали, слушали, играли. Какие задачи поставили в начале урока?

- Удалось ли нам выполнить их?

- Оцените свою работу на уроке:

Старался, у меня всё получилось.

Старался, но были ошибки.

У меня не получилось, но я буду стараться.

 

Домашнее задание

- Каждому из вас хочу предложить буклет с домашним заданием: выберете понравившиеся задания и выполните к следующему уроку.

Найди и прочитай русские народные сказки

Найди и запиши пословицы,

которые подходят к теме сказки:

Нарисуй главную героиню сказки:

Спасибо дети за урок

Сегодня каждый мне помог.

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.