12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Пичугина60
Пичугина Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Педагогический стаж - 20 лет. Увлекаюсь фольклористикой, этнографией, журналистикой.
Россия, Томская обл., с. Кожевниково
Материал размещён в группе «Классные мероприятия»
1

Методическая разработка Внеклассное мероприятие «Великий сын земли Поморской» (Урок-праздник, посвящённый М.В. Ломоносову)

Методическая разработка

Внеклассное мероприятие

«ВЕЛИКИЙ СЫН ЗЕМЛИ ПОМОРСКОЙ»

(Урок-праздник, посвящённый М. В. Ломоносову)

Автор: Пичугина Наталья Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Кожевниковская СОШ №1»,

Томская область, Кожевниковский район, с. Кожевниково


 

Аннотация

Данное мероприятие - урок - литературный праздник – является внеклассным, не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью урока является вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую и самостоятельную познавательную деятельность.

Мероприятие имеет интегрированный характер, связано со многими учебными дисциплинами, носит практико-ориентированную направленность, поскольку в процессе подготовки и в ходе урока формируется целостное представление учащихся о личности великого русского учёного М. В. Ломоносова, о его роли и месте в отечественной науке. Урок – праздник будет интересен учителям русского языка и литературы, всем тем, кто интересуется литературой, историей, художественной культурой.

Класс – 5А

2. Дата проведения урока – 23.11.2015

3. Тема урока – «Великий Сын Земли Российской»

4. Тип урока – нетрадиционный

 

Цели урока:

Обучающие:

- формирование у учащихся новых понятий (ода, смальта и др.);

- обобщение и систематизация знаний о великом русском учёном М. В. Ломоносове;

- отработка навыков развития связной речи, выразительного чтения;

Развивающие:

- развитие мышления (формирование умений классифицировать факты, анализировать материал, делать обобщающие выводы);

- развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план ответа; развитие умений частично-поисковой, исследовательской деятельности);

- развитие самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие умения вести дискуссию, умения выслушивать ответы одноклассников и формировать собственную точку зрения; развитие умений действовать самостоятельно);

- развитие познавательной активности учащихся, творческого и интеллектуального потенциала детей.

Воспитательные:

- воспитание добросовестного отношения к труду, настойчивости в достижении поставленных целей на примере жизни М. В. Ломоносова;

- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

- воспитание дисциплинированности;

- воспитание патриотизма и гордости за Великого Сына России;

 

Оборудование урока:

1) На уроке использованы ТСО: мультимедийная установка, компьютер;

2) Использованы наглядные средства обучения: портреты М. В. Ломоносова, выставки книг о М. В. Ломоносове; на отдельном столе располагаются исследовательские работы учащихся 5А класса, посвящённые жизни и творчеству М. В. Ломоносова;

3) Оформлена доска: написана тема урока, эпиграф к уроку

 

Содержание урока:

Данный урок не является программным, это внеклассное мероприятие, посвящённое обобщению и систематизации знаний о великом русском учёном М. В. Ломоносове. Он является заключительным в рамках внеурочной деятельности по изучению роли М. В. Ломоносова в российской науке.

Урок – праздник разработан в соответствии с возрастными особенностями пятиклассников. Задания были доступными, логичными, имели элемент научности.

Учащиеся самостоятельно добывали информацию о великом учёном в течение достаточно длительного времени (примерно на протяжении месяца), писали исследовательские работы на различные темы. Впервые учащиеся ознакомились с понятиями «ода», «цивилизация», «дерзанье», «смальта» и др. На уроке закреплялись, обобщались и систематизировались знания, полученные ранее (например, об открытиях М. В. Ломоносова, о вкладе учёного в развитие российской науки). Данный урок способствовал развитию связной речи учащихся.

Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся, был направлен на развитие мыслительных процессов детей, внимания, умения вести диалог и т.д.;

Содержание урока способствовало развитию интереса к учению.

 

Структурные элементы урока:

Подготовительный этап:

- вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность – написание исследовательских работ, посвящённых М. В. Ломоносову (тематика исследовательских работ: «Детство и юность М. В. Ломоносова», «Учёба М. В. Ломоносова в Германии», «Открытия М. В. Ломоносова в области физики и химии», «Основные факты биографии М. В. Ломоносова»)

2. Организационный этап:

- Приветствия учителя и учащихся; подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока; организация внимания; психологический настрой на сотворчество, сотрудничество учителя и учащихся на уроке; акцент внимания на слове «праздник» (вспомним праздничные даты ноября)

3. Этап усвоения новых знаний:

- работа с эпиграфом урока;

- «открытие» новых знаний – работа с литературоведческими понятиями;

- систематизация и обобщение знаний, полученных учащимися в процессе исследовательской деятельности, об открытиях М. В. Ломоносова в различных областях научных знаний;

- способами активизации на данном этапе урока были: использование средств ТСО; связь материала урока с ранее изученным, а, значит, знакомым материалом; вовлечение учащихся в дискуссию; использование доступного уровня изложения;

4. Этап проверки понимания учащимися нового материала:

- проверка глубины понимания учащимися учебного материала;

- разнообразие заданий, направленных на развитие творческой, интеллектуальной одарённости учащихся;

- работа с пословицами и поговорками, объяснение их сути;

5. Этап подведения итогов занятия (рефлексия):

- анализ деятельности учащихся на уроке;

- выступление экспертов по проверке и оценке исследовательских работ учащихся;

- «проба пера»: чтение наизусть четверостиший – клятв по теме «Мы – потомки М. В. Ломоносова»;

- подведение итогов урока (возвращение к эпиграфу: Почему в теме урока все слова написаны с большой буквы?; беседа по вопросам: Что нового узнали? Чему научились?)

- самооценка учащихся и оценивание работы класса в целом, работы в малых группах; аргументирование выставленных отметок

 

Методы обучения:

В рамках данного урока – праздника учителем использовались следующие словесные методы:

- объяснение;

- беседа;

- работа с печатным словом.

На разных этапах урока были использованы: объяснительно-иллюстративные методы; методы проблемного обучения; методы организации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации. При подготовке к мероприятию огромное внимание уделялось методам самостоятельной познавательной (исследовательской) деятельности.

Данные методы, на мой взгляд, способствовали целям и задачам урока; способствовали активизации познавательной деятельности учащихся; были эффективными и результативными.

 

Современные образовательные технологии на уроке:

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в рамках данного урока были использованы современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно, результативно распределять учебное время на уроке.

Педагогические технологии

Результаты;

на каком этапе данного урока используется СОТ

Проблемное обучение

Проблемная ситуация была использована на этапах: усвоение новых знаний; рефлексия. Цель СОТ - организация активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемной ситуации; в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

Данная СОТ была активно использована на подготовительном этапе урока, а также во время работы в малых группах: «сильные» учащиеся освоили азы проектно-исследовательской деятельности и подготовили мини-сообщения на разных этапах урока. «Ценность» СОТ: «сильные» учащиеся утверждаются в своих способностях, «слабые» получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Исследовательские методы в обучении

Данная СОТ даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. СОТ использовалась на подготовительном этапе урока.

Технология использования в обучении игровых методов

Данная СОТ особенно ярко проявилась на этапе усвоения учащимися новых знаний – артистичное, творчески-индивидуальное прочтение стихотворения Н.А. Некрасова о М. В. Ломоносове ученицей. Роль СОТ: расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

На разных этапах урока осуществлялось сотрудничество - совместная развивающая деятельность учителя и учащихся. В ходе формирования общей (коллективной) точки зрения о роли М. В. Ломоносова в мировой науке, в групповой работе учащихся осуществлялось сотрудничество «ученик – ученик».

Информационно-коммуникационные технологии

Разработка презентации к уроку, использование Интернет - ресурсов.

Организация учебной работы на уроке:

На разных этапах урока сочетались разнообразные формы работы:

- индивидуальная работа (на подготовительном этапе: поиск новой информации; исследовательская деятельность учащихся);

- групповая форма работы (на этапе проверки учащимися усвоения новых знаний: работа с пословицами и поговорками);

- коллективная форма работы (на всех этапах урока: формирование общей точки зрения о вкладе М. В. Ломоносова в развитие отечественной науки).

На уроке удачно чередовались разные виды учебной деятельности: чтение, выразительное чтение, слушание, говорение, письмо, фронтальная работа; участие в дискуссии; работа с наглядностью и средствами ТСО; ответы на вопросы.

Знания и умения в некоторых видах деятельности (например, в исследовательской) оценивали сами дети, выступившие в роли экспертов. В ходе урока учащиеся продемонстрировали умение грамотно выражать собственные мысли; умение слушать и слышать собеседника; умение анализировать и делать выводы; умение грамотного ведения дискуссии; умение сравнительного анализа.

 

Система работы учащихся:

В ходе всего урока учащиеся были организованны, активны, с готовностью вступали в дискуссию, высказывали собственную точку зрения. Большую роль сыграла подготовительная работа к мероприятию, в ходе которой учащиеся получили первоначальное представление об учебно-исследовательской работе; на начальном этапе овладели навыком написания проектно-исследовательской работы.

Некоторые учащиеся заранее получили домашнее задание: учили наизусть стихотворения о М. В. Ломоносове; заучивали фрагменты его произведений; изучали факты биографии из жизни учёного. К выполнению домашнего задания все дети подошли ответственно, добросовестно. Кроме того, с группой учащихся были составлены четверостишия – клятвы «Мы – потомки М. В. Ломоносова» («проба пера»)

 

Общие результаты урока:

На мой взгляд, урок достиг поставленных целей и задач. Мероприятие было насыщенным, эмоциональным. Использовались разнообразные методы и формы работы. Присутствующие на уроке представители администрации школы, родители обучающихся оставили положительные отзывы от урока.

 

Алгоритм подготовки учителя и учащихся к данному мероприятию

Задумка урока – сентябрь 2013 г.

Подготовка – октябрь – ноябрь 2013 г.

Проведение – ноябрь 2013г.

Защита исследовательских работ – 20 декабря 2013 г.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Изучение классного коллектива:

1. Изучение индивидуальных, возрастных особенностей учащихся;

2. Проверка сформированности учебных умений;

3. Изучение отношения учащихся к разным формам учебной деятельности;

4. Изучение общей культуры и норм поведения учащихся

1. Проведение классного часа с последующим обсуждением в рамках деятельности НОУ:

«Великие учёные мира. М. В. Ломоносов»;

2. Групповое занятие (в рамках НОУ) по теме «Азы исследовательской деятельности»;

3. Занятие в рамках НОУ: «Я начинаю исследование»;

4. Определение участников и тематики исследовательских работ;

5. Индивидуальные консультации по написанию исследовательских работ учащимися

Редактирование учебно-исследовательских работ;

Индивидуальные и групповые консультации;

19 ноября (День Рождения М. В. Ломоносова) – классный час по теме «Всё испытал Он, всё проник»;

Индивидуальные задания учащимся (найти и выучить стихи о М. В. Ломоносове; изучить интересные факты биографии учёного);

«Проба пера»: написание учащимися четверостиший - клятв по теме «Мы – потомки М. В. Ломоносова»

Опубликовано в группе «Классные мероприятия»


Комментарии (1)

, 10.02.16 в 16:18 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, Наталья Валентиновна! Спасибо большое за Вашу разработку! Очень интересно и познавательно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.