Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «В память о собаках войны»
Методическая разработка внеклассного мероприятия,
посвящённого 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне,
«В память о собаках войны».
Тихонова Ирина Анатольевна,
учитель географии и биологии
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»
Цель: дать представление о роли собак во время Великой Отечественной войны, показать значимость отношений собак и человека в военное время.
Задачи:
1. Рассказать обучающимся о роли собак на войне;
2. Расширить представления о подвигах животных в военное время;
3. Способствовать воспитанию любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.
4.Воспитывать чувство гордости за победу народа в Великой Отечественной войне.
Оформление зала: воздушные шары, выставка книг «О подвигах животных в годы ВОВ», выставка детских рисунков на тему «Собаки на войне», плакаты на тему «День Победы».
Подготовительная работа с детьми: подготовить выступления детей (творческие группы из разных классов), распределив материал информационного блока между ними.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа установка, экран.
Ход мероприятия:
На экране заставка – слайд №1- открытка День Победы. Приглушённо звучит мелодия «День Победы». Музыка стихает. На сцене появляются ведущие.
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья. В этом году 9 Мая салют прогремит в честь 75-ой годовщины Дня Победы. Прошло уже столько лет, но в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
2 ведущий: События военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов. Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими четвероногими друзьями: собаки (слайд №2).
Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.
1 ведущий: Они бок о бок боролись рядом с человеком, вывозили раненых, бросались под танки и взрывали вражеские поезда. Они голодали, мерзли и мокли в окопах вместе с нашими воинами-героями и помогали им сохранять душевные силы и здравый рассудок в те страшные и кровавые дни испытаний.
2 ведущий: Несмотря на то, что их служба широко не афишировалась, они помогли спасти сотни тысяч человеческих жизней, пожертвовав собою, и приблизили Великую Победу, благодаря которой мы имеем возможность жить и свободно развиваться сегодня.
1 ведущий: Вспомним же сегодня подвиги собак на войне и скажем им и героям, сражавшимся за свободу нашей Родины, СПАСИБО.
Внимание на экран
«Четвероногим героям посвящается»
https://www.youtube.com/watch?v=7Xevcx7WH0I
2 ведущий: Собаки - самые преданные и верные друзья человека — 68.000 собак (и не только овчарок, а даже крупных и умнейших дворняжек), боровшиеся в 168 отрядах на фронтах Великой Отечественной войны.
1 ведущий: О подвигах ездовых и санитарных собак вам расскажут ребята из ____класса. Слайд №3
1 ученик: Около 15 тысяч упряжек ездовых и санитарных собак, зимой на нартах, а летом на специальных тележках, под огнем и разрывами снарядов, вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых бойцов и подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов.
2 ученик: Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны тюменца Сергея Соловьева: «Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненым однополчанам. Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считанные минуты…
3 ученик: На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому.
4 ученик: Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание.
5 ученик: Рядовой Дмитрий Трохов вместе со своим боевым напарником лайкой Бобиком, стоявшим во главе собачьей упряжки, вывезли с передовой 1580 раненых за 3 года войны. Дмитрий Трохов был награжден орденом Красной Звезды, тремя медалями «За отвагу».
6 ученик: Овчарка Мухтар, которую обучал ефрейтор Зорин, вынес с полей боя более 400 тяжелораненых солдат и смог спасти своего контуженного взрывом проводника..
7 ученик: В годы войны санитару за 80 человек, вынесенных с поля боя, присваивали звание Героя Советского Союза, а героические собаки довольствовались миской похлебки и похвалой.
Худож.номер: сценка « Воспоминания солдат» (выступают _____________)
Солдат 1: Знаешь, а ведь в сорок первом, зимой, собака меня спасла
Солдат 2: Как это?
Солдат 1: С поля боя вытащила раненного, под таким огнем!
Солдат 2: Как это? Санитарная собака, что ли?
Солдат 1: Ну, да! Лежу. Кругом снаряды рвутся, все трещит, грохочет, понимаю, сейчас добьют. И вдруг чувствую что-то горячее и мокрое на лице. Глаза открываю, зверь меня лижет.
Солдат 2: Да ты что собаки испугался?
Солдат 1: Да не испугался, просто не ожидал я, а она мне бок подставила. На боку сумка с красным крестом
Солдат 2: Ого!
Солдат 1: Я от туда флягу достал, попил и отключился. Ну, не знаю, сколько я так пролежал, но когда очнулся, собака была рядом.
Солдат 2: А-а ждала. Значит, чувствовала, что живой еще.
Солдат 1: К ней сани были привязаны. Я на них кое- как перевалился и она меня потащила.
Солдат 2: Ого!
Солдат 1: В воронки, в рытвины ныряла, от огня прячась и вот ведь, вытащила.
Солдат 2: Да, надо же! Ай да умница, собачка, жизнь тебе спасла.
2 ведущий: О собаках-миноискателях на войне вам расскажут ребята из __класса. Слайд №4:Из донесений северо-западного фронта
1 ученик: Трудно себе представить, но за годы войны примерно 6.000 собак миноискателей обнаружили, а сопровождавшие их вожатые саперы обезвредили более 4 миллионов мин, фугасов и других взрывчатых веществ!!!
2 ученик: Применение собак-миноискателей имеет большое значение в работе инженерных частей. Наличие собак сокращает подрывы личного состава при разминировании. Собаками очищаются полностью минные поля без пропуска мин, что невозможно сделать при работе миноискателем и щупом.
3 ученик: Собаки разыскивают мины всех систем: отечественные мины и мины противника, металлические, деревянные, картонные, наполненные разнородными видами взрывчатых веществ.
4 ученик: Ленинградский колли Дик стал настоящей знаменитостью. В личном деле пса-миноискателя записано: «Призван на службу из Ленинграда и обучен минно-розыскному делу. За годы войны Дик обнаружил более 12.000 вражеских мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и других городов.
5 ученик: Главный подвиг Дик совершил в Павловске». Всего лишь за час до взрыва Дик обнаружил в фундаменте Павловского дворца фугас в две с половиной тонны с часовым механизмом. К счастью для нашей культуры, саперам удалось вовремя разминировать здание дворца.
6 ученик: После Великой Победы легендарный пес Дик, несмотря на множественные ранения, был неоднократным победителем выставок собак. Пес-ветеран дожил до глубокой старости и был похоронен с воинскими почестями, как и подобает герою.
7 ученик: слайд №5
А легендарный пес-миноискатель Джульбарс занял особое место в военной истории. Он был обычной дворнягой, но благодаря уникальному природному чутью и высокопрофессиональным тренировкам, Джульбарс стал настоящим асом в минно-розыскной службе. Незаурядное чутьё Джульбарса отмечали саперы, разминировавшие могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве.
Муз.номер: «Нюрка» песня про собаку сапёра Мухина (В.Верстаков)
1 ведущий: Собаки – связисты на войне. Приглашаем ребят из ___класса. Слайд №6
1 ученик: Эта специальность была очень востребована, поскольку связь на войне была одной из составляющих успеха в любой операции. В сложной боевой обстановке, а порой в непроходимых для человека местах — по глухим лесным зарослям и болотам, обученные собаки-связисты доставили свыше 200.000 боевых донесений, они проложили 8.000 км телефонного провода для установления связи между военными подразделениями.
2 ученик: Иногда даже тяжело раненые собаки доползали до места назначения и выполняли свою боевую задачу. Связной собаке Альме немецкий снайпер первым выстрелом прострелил оба уха, вторым – раздробил челюсть. И все же Альма, истекая кровью, донесла важный пакет до места назначения.
3 ученик: В боях под Днепродзержинском овчарка Мечта вожатого Петра Себрова не успела пробежать с крайне важным донесением и ста метров, как осколком снаряда у нее срезало ошейник. Портдепешник упал на землю. Бойцы увидели, что собака вернулась, разыскала его, подняла и побежала дальше, неся портдепешник в пункт назначения в зубах.
4 ученик: Знаменитая собака-связист Норка за 1942-1943гг. доставила 2398 боевых донесений.
5 ученик: Рядовой Терентьев за время пребывания на фронте со своей Жульбой доставил 4516 боевых донесений, а младший сержант Пучинин за три военных года с помощью овчарки по кличке Казбек доставил 4125 боевых донесений.
6 ученик: Другой легендарный пес-связист Рекс доставил 1649 донесений. При форсировании Днепра у Никополя в феврале 1944 года, телефонная связь между 101-м полком на одном берегу и батальоном на другом прервалась всего через десять минут после того, как была установлена. Все остальное время связь между подразделениями осуществлял пес Рекс вожатого Николая Больгтынова, который три раза в течение дня переплывал Днепр с донесениями. Днепр в этой части был особенно широким, а февральская вода ледяная, кроме того, сильное течение уносило пса. Но Рекс героически три раза доставлял важнейшие документы под ураганным артиллерийским и пулеметным огнем. Он был несколько раз ранен.
7 ученик: В ходе Никопольско-Криворожской операции, штаб одного из батальонов 197-й стрелковой дивизии оказался отрезанным противником. Связь полностью отсутствовала, и бойцам требовалась немедленная помощь. Вся надежда людей была на собаку Ольву вожатого Бычкова. Ей с большим трудом пришлось пробиваться к своим под интенсивным обстрелом. Умница Ольва сумела доставить донесение и даже вернулась с ответным сообщением, что помощь высылается. Вскоре атака на штаб была отбита.
8 ученик: В период затишья между боями, на связных собак надевали специальные вьюки и они доставляли на передовую письма и газеты. Случалось, что собакам доверяли доставку орденов и медалей в подразделения, куда невозможно было пробраться из-за сплошного обстрела.
Видеофрагмент: реконструкция боевых действий с собаками в годы войны https://www.youtube.com/watch?v=WK2jptK75wQ
2 ведущий: Собаки – истребители танков. Про них вам расскажут ребята из ___класса. Слайд №7
1 ученик: Про этих четвероногих самоотверженных героев писать особенно больно. За время войны собаки подорвали более 300 фашистских танков. Собаки-истребители погибали вместе с танком.
2 ученик: На счету 299 собак-истребителей танков – 300 единиц вражеской бронетехники. Выжить смогла только одна собака, и то по счастливой случайности.
3 ученик: «Собака побежала к танку, шел страшный бой, осколком срезало вьюк с взрывчаткой, и ранило саму собаку, она полежала немного, а потом все-таки добежала обратно к своему вожатому, но задание выполнила – танк был взорван. Но это – единственный случай, когда истребитель танков остался в живых», — рассказал ветеран Центральной школы военного собаководства Владимир Леонидович Швабский.
4 ученик: Поздней осенью 1941 года во время битвы под Москвой группа вражеских танков повернула назад, заметив несущихся на них собак, начиненных взрывчаткой. Немцы боялись таких псов-подрывников больше, чем противотанковых орудий.
5 ученик: Собаки-подрывники героически отличились в боях на Огненной дуге. Так, 6 июля 1943 года, на второй день Курской битвы, на Воронежском фронте в полосах обороны 52-й и 67-й гвардейских стрелковых дивизий, собаки подорвали три танка, остальные повернули назад. Всего, в течение того дня, подразделения собак - истребителей танков подорвали 12 фашистских танков.
6 ученик: В дальнейшем потребность в таких собаках отпала, так как танковая и артиллерийская мощь Советского Союза возросла настолько, что могла свободно противостоять немецкой армии и без такого рода затрат. Подвиг советских собак-истребителей танков в нашей стране увековечен памятником под Волгоградом Слайд №8
Худож.номер: стихотворение «В память о собаках войны» Сергея Ерошенко для вас прочитает _________________________________
Сколько сказано слов.
Может чья-нибудь муза устала
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны…
Только кажется мне,
До обиды написано мало
О собаках-бойцах,
Защищавших нас в годы войны!
Стёрлись в памяти клички.
Не вспомнить теперь и мордашку.
Мы, пришедшие позже,
Не знаем совсем ничего.
Лишь седой ветеран
Ещё помнит собачью упряжку
В медсанбат дотащившую
С поля боя когда-то его!
Связки мин и гранат
Относили собаки под танки.
Защищая страну
И солдат от нависшей беды.
После боя бойцы
Хоронили собачьи останки.
Только нет там теперь
Ни холма, ни креста, ни звезды!
Батальон окружён,
Ни еды, ни снарядов, ни связи.
Свистопляска вокруг
И осколков и пуль круговерть.
С донесением псы
Пробирались и близили праздник.
Всем, даруя свободу,
А себе, зачастую, лишь смерть.
И собачья честь
Не замарана подлым предательством!
Жалким трусом из псов
Не отметил себя ни один!
Воевали они
Без присяги, но всё ж с обязательством
Вместе с Армией Красной
Уничтожить фашистский Берлин.
И когда в майский день
На могилы приходим святые.
И святое храня
Мы минуту молчанья стоим.
То пускай эта дань
И огонь, и цветы полевые
Будут памятью светлой
Будут скромной наградой и им!
1 ведущий: О диверсионные собаках в годы войны вам расскажут ребята из __класса. Слайд №9
1 ученик: Диверсионные собаки подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. Собака должна была проникнуть на железнодорожное полотно, дернуть за рычаг освобождения от боевого вьюка, выдернуть воспламенитель — и подрывной заряд был готов к диверсии.
2 ученик: Собаки – диверсанты соблюдали закон тишины, они никогда не подавали голоса, так как это могло демаскировать группу. Если в группе был такой четвероногий боец, то успех был обеспечен на 80%. Собаки – диверсанты проходили строгий отбор по ряду качеств, самое главное из них – это четкое и мгновенное выполнение команд.
3 ученик: Незаурядные способности в этом опасном деле проявила овчарка Дина — первая собака-диверсант в Красной армии, поступившая на передовую из Центральной школы военного собаководства, где она прошла курс обучения истребителя танков. В батальоне собак-миноискателей Дина приобрела вторую специальность — минера, а позже успешно освоила и третью профессию — диверсанта.
4 ученик: Дина принимала участие в «рельсовой» войне в Белоруссии и в 1943 году вошла в специальную диверсионную группу высококвалифицированных собак, которые были тщательно проверены специальной комиссией штаба фронта. Через несколько дней диверсионная группа c собаками была заброшена в тыл противника. Долгое время от диверсантов не было никаких известий. И наконец, пришло радостное сообщение: «Сработала Дина».
5 ученик: Дина выскочила на рельсы перед приближающимся немецким воинским эшелоном, сбросила вьюк с зарядом, зубами выдернула чеку капсюля-воспламенителя, скатилась с насыпи и умчалась в лес. Дина была уже рядом с минерами, когда прогремел взорвавшийся эшелон.
6 ученик: В краткой сводке говорилось: «19 августа 1943 года на перегоне Полоцк – Дрисса подорван эшелон с живой силой противника. Уничтожены 10 вагонов, выведен из строя большой участок железной дороги, от взорвавшихся цистерн с горючим на всем участке распространился пожар. С нашей стороны потерь нет».
7 ученик: Так успешно закончилась уникальная и пока единственная в боевой практике операция с применением собаки-диверсанта. За ее подготовку лейтенант Дина Волкац была награждена орденом Красной Звезды. В конце войны Дина еще дважды отличалась при разминировании города Полоцка, где в одном из случаев нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину-сюрприз.
8 ученик: После войны Дину прикомандировали к музею боевой славы. Здесь она и дожила до глубокой старости. В музее военной славы школы военного собаководства на специальном стенде, посвященном операции 19 августа 1943 года, висят фотографии всех участников операции, включая Дину.
Худож.номер: стихотворение «Собакам войны» (читают __________)
Расскажу я о тех!
О ком сказано в общем-то мало!
О собаках войны!
И о жертвенном Подвиге их!
Как упряжки собак!
Под разрывы снарядов, спасая!
Вывозили израненных!
Не щадя своих жизней и сил!
А, как шли напролом!
Защищая Родную границу!
Вся застава в ружье!
И ватага отважных собак!
Полегли, как один,
Не позволив пройти дальше фрицу!
Ведь команда «Вперед!»!
Означала для всех, как приказ!
Псы отчаянно дрались!
Фрицам в горло вгрызались!
И на взлете в упор!
Получали свинец!
Братья старшие с младшими!
Там на веки остались!
И одна им на всех!
Слава, Память и боль, наших с вами сердец!
Сколько жизней спасли!
Обезвредив коварные мины!
Ну, а сколько родных?!
Вас, под танки бесстрашно легло!
Не забудем мы то!
Как спасали солдатские жизни!
Сколько Шариков, Жучек!
Геройски в войне полегло!
И с далеких времен!
Нашим предкам служили вы верно!
Вы всегда исполняли!
Свою преданность, Долг и приказ!
Потому мы и любим!
И ценим вас, младшие братья!
И спасибо Творцу!
Что есть братья такие у нас!!!
2 ведущий: слайд №10
На историческом Параде Победы 24 июля 1945 года были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все роды войск. Вслед за сводными полками фронтов, полком Военно-морского флота и колоннами боевой техники по Красной площади прошли героические собаки со своими проводниками.
1 ведущий: На том историческом параде за «коробкой» солдат с собаками шел главный кинолог Международной федерации служебного собаководства подполковник Александр Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, поскольку он нес на руках бойца 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады — собаку по кличке Джульбарс.
2 ведущий: Героического пса с перебинтованными лапами и гордо поднятой головой, пронесли по Красной площади, в знак его особых заслуг перед страной, на поношенном кителе генералиссимуса Сталина.
1 ведущий: Слайд №11
Страшные годы Великой Отечественной войны наш народ преодолел только благодаря мужеству, храбрости и бессмертному подвигу людей, рядом с которыми сражались их самые преданные помощники и друзья — служебные собаки.
2 ведущий: Давайте же не забывать, что они сделали для нас и передадим нашу благодарность и память о них следующим поколениям. Чтобы подобный кошмар никогда не повторился.
Информационные источники:
1)Реконструкция боевых действий с собаками в годы войны https://www.youtube.com/watch?v=WK2jptK75wQ
2)Собаки-герои на фронтах Великой Отечественной войны https://tailytales.ru/2017/05/08/9138/
3)«Четвероногим героям посвящается»