12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Короткова Екатерина Николаевна22
3

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Природные лекарственные средства"


Презентация
PPTX / 3.22 Мб

/data/files/v1638107533.pptx (Презентация)Технологическая карта занятия внеурочной деятельности


Короткова Екатерина Николаевна

Кружок внеурочной деятельности «Азбука безопасности» (5-7 класс)

Тема занятия: Природные лекарственные средства

Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний с элементами исследования

Цель: сформировать у учащихся убеждение, что каждый человек, собирающийся в поход, должен знать, какими природными лекарственными средствами можно воспользоваться в случае получения травмы в условиях вынужденной автономии;

Задачи:

- в игровой форме познакомиться с некоторыми лекарственными растениями;

-способствовать воспитанию у учащихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности; бережного отношения к природе.

-продолжить развитие познавательного интереса и коммуникативных способностей учащихся.

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

- формирование культуры безопасности в области оказания первой помощи в условиях автономного существования и грамотного

использования природных лекарственных средств.

Метапредметные:

- познавательные УУД: знать какими природными лекарственными средствами можно заменить медицинские препараты, их действие и

способы применения;

-регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель; владеть основами самоконтроля, принимать на себя

ответственность, проявлять инициативу и самостоятельность; высказывать свое предположение.

-коммуникативные УУД: организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе (находить общее

решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение), развивать умение слушать и понимать речь других

Личностные:

- положительное отношение к познавательной деятельности, усвоение правил безопасного поведения в условиях автономного

существования, правил грамотного оказания первой само- и взаимопомощи, а также использования природных лекарственных

средств с учётом сложившейся обстановки.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для групп, гербарные образцы растений, оборудование для практического исследования





п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Проверяет готовность к занятию, приветствует обучающихся

Приветствуют учителя

Р: самоконтроль

Л: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

2

Определение темы занятия.

Предлагает ребятам поработать с раздаточным материалом (четверостишия)

Читают четверостишия, обсуждают, выдвигают гипотезы

Р: формулирование темы занятия после предварительного обсуждения

К:умение слушать друг друга и определять единое мнение

3

Целеполагание и мотивация.


Задаёт проблемные вопросы, предлагает разгадать кроссворд

Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы учителя

П: умение выдвигать предположения, анализировать информацию

Р: определяют цель и план действий

Л: мотивация, осознание ограниченности знания

4

Открытие новых знаний

Создаёт проблемные ситуации, загадывает загадки, обращает внимание на слайды презентации, организует исследование и работу с дополнительными источниками информации

Разгадывают загадки, осуществляют поиск информации, выступают с сообщениями, выполняют исследование

П: осуществление поиска необходимой информации, смысловое чтение, практическое применение знаний

Р: умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей

К: умение слушать и воспринимать речевую информацию товарищей

5

Рефлексия.


Предлагает ребятам оценить личностную значимость занятия

Размещают изображение растений в определенную колонку

Р: умение осуществлять анализ результатов деятельности

К: умение аргументировать свою точку зрения, выражать собственное мнение

Л: понимают значение знаний для человека и принимают его



Сценарий занятия:


Организационный момент

Определение темы занятия. (приложение 1)

На каждом столе – подборка стихотворений. Ребята читают их и пытаются определить тему занятия.

***

Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Достань аптечку ты в дороге
И смело дальше в путь иди.

***
А лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.

***
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!

***
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

(На работу отводится 2 минуты, после чего представители групп озвучивают свою гипотезу. Учитель записывает на доске.)

Варианты: первая помощь, аптечка, лекарственные травы.

t1638107341aa.gif

Подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез. (приложение 2)

Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Разгадав его, мы найдём ключ к теме сегодняшнего урока и повторим материал.

Потребность организма в воде.

Неконтролируемый процесс горения.

Поможет обогреться, приготовить пищу, отпугнёт диких зверей.

Участник дорожного движения.

Они детям – не игрушка.

Прибор для определения сторон горизонта.

Это и вид костра, и временное жилище в летнее время.


Итак, ключевое слово «Аптечка» совпадает с некоторыми из ваших гипотез. Сформулируйте определение, используя опорные слова: (на доске)

Набор, лекарства, инструменты, предназначение, оказание, помощь

Аптечка - это набор лекарственных средств и инструментов и предназначенных для оказания первой помощи пострадавшему.



Учитель: Травмы можно получить как на пикнике выходного дня, так и в месячном походе. Большая удача, если рядом есть врач или опытная медсестра, способные оказать пострадавшему квалифицированную помощь. Но, как правило, рассчитывать приходится лишь на собственные силы и на то, что имеем с собой. Хорошо, если уходя в поход или выезжая на пикник, мы подготовились заранее и собрали аптечку, укомплектовав её всем необходимым. А если в условия автономного существования мы попали вынужденно, например, заблудились? Что же делать, если человеку нужна первая помощь, а аптечки нет?

Сформулируем тему занятия.

Природные лекарственные средства. СЛАЙД №1

Целеполагание и мотивация.

Прослушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Роберта Рождественского и попытайтесь сформулировать цель.

В степях родных, лесах,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.


Мы с вами живем в лесной зоне, и нас окружает огромное количество растений, многие из которых являются готовыми лекарственными средствами, которые могут пригодиться в условиях вынужденного автономного существования. Только надо их знать, ребята, и уметь ими пользоваться.


Открытие новых знаний.


Учитель: Волшебная целительная сила растений и трав известна людям с древнейших времен. В лечебных целях растения и травы использовали задолго до возникновения письменности. А лечились в те времена исключительно дикорастущими растениями. Утоляя голод, первобытный человек выделял и анализировал различные свойства растений: рвотное, слабительное, возбуждающее, снотворное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, ядовитое и др. Вот так, запоминая целебные свойства растений, человек научился использовать их сознательно при том или ином заболевании. Сейчас в нашей стране используется для лечения около 3000 различных веществ и препаратов, причем 1/3 медикаментов вырабатывается из лекарственных растений.

Существует целая наука о лечении лекарственными растениями. Для того, чтобы узнать как она называется, из карточек с буквами на ваших столах попробуйте составить слово

(фитотерапия) СЛАЙД № 2


Учитель: Итак, вернемся к аптечке: основной составляющей походной аптечки является перевязочный материал. А наиболее частые травмы – это раны и порезы.

? Обратите внимание на фото растений в конверте и попытайтесь определить, какие из них можно использовать в качестве кровоостанавливающих и перевязочных средств?.

(подорожник, крапива, лопух, рогоз, сфагнум, сосна, иван-чай)


Загадка: Тонкий стебель у дорожки

На конце его серёжки.

На земле лежат листки

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг

Лечит ранки ног и рук. (подорожник) (СЛАЙД № 3)


Работа с источником: книга «Зелёные страницы» с.20 (изучите текст и найдите подтверждение тому, что о лечебных свойствах подорожника люди знали давно)

Практика: ребятам предлагается лист комнатного растения (предполагается – подорожник), необходимо на практике показать правила его применения (промыть в воде, растереть до появления сока или размельчить, а потом приложить к больному месту и забинтовать)

Учитель: Подорожник останавливает кровь, снимает боль, помогает заживлению ран. Отвар листьев рекомендуется как отхаркивающее средство при кашле. Сок подорожника незаменим при сильных ушибах и растяжениях связок, а также при укусах ос и шмелей.


Загадка: У забора, где дрова

Летом выросла трава.

В руки ту траву возьмёшь

Больно руку обожжешь.

То не чудо, и не диво

А обычная … (крапива) (СЛАЙД № 4)


Работа с источником: книга «Зелёные страницы» с.24 ( изучите текст и найдите ответ на вопрос: Какое лечебное действие оказывает крапива?)


Учитель: Эта лекарственная трава растет повсеместно, и найти ее не составит труда. Листья крапивы двудомной способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление тканей. Сок и измельченные листья используют при лечении нагноившихся ран. Настой крапивы используют как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. Его принимают внутрь для заживления ран и как противолихорадочное средство.


Загадка: Выпускает он листы

огроменной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких

Если их не обойдешь

На себе их все найдёшь. (лопух) (СЛАЙД № 5)


Учитель: Лопух большой — отменный лекарь. Он помогает остановить кровотечение, излечить рану. Соком молодых листьев закапывают порезы, потертости, отваренные листья лопуха прикладывают к гнойным ранам. Отвар корней обладает жаропонижающим действием.


Загадка: Что за травка угощает на лугах, в лесной глуши

Человека - добрым чаем, пчёл – нектаром от души?

Чьи высокие макушки розовеют на опушке?

Лето красное встречай – расцветает… ( иван-чай) (СЛАЙД № 6)


Учитель: Пух иван-чая можно использовать в качестве ваты, так-же как и сердцевину болотного растения рогоз (СЛАЙД № 7)


Учитель: А еще в качестве природного перевязочного материала можно использовать мох (СЛАЙД № 8)

Рассказ ученика с использованием гербарного материала. Во время ВОВ многим раненым партизанам спас жизнь мох сфагнум. Этот мох в большом количестве растет на верховых болотах. Их так и называют – сфагновые болота. Он способен впитывать в себя в несколько раз больше жидкости, чем весит сам. Есть у него преимущество: он распределяет влагу равномерно во всех направлениях. И только после того, как пропитается весь, выделения выступают на поверхность. Поэтому повязка меняется реже и пациенту обеспечивается покой. Особенно важно это во фронтовых условиях, когда медицинский персонал перегружен. При отсутствии бинтов и ваты – сфагнум выполнял роль перевязочного средства. Кроме этого, сфагнум обладает бактерицидным свойством – способностью подавлять развитие болезнетворных бактерий. Если раны были гнойные, то сфагнум не только впитывал гной, но и обеззараживал, способствовал быстрейшему заживлению ран.

Демонстрация опыта (впитывание жидкости мхом)


Загадка: С елью стройной мы родня

Обе зелены и колки.

Но длиннее у меня

И названье и иголки. (сосна) (СЛАЙД № 9)


Учитель: Кора молодой сосны или ели с легкостью заменит бинт.

Рассказ ученика: Сосна – одно из древнейших лекарственных растений. Её хвою включали в состав компрессов и припарок ещё 5 тыс.лет тому назад. В Древнем Египте смола сосны входила в бальзамирующие составы. Почки сосны обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным, дезинфицирующим действием.

Ветки сосны богаты аскорбиновой кислотой. Во время Великой Отечественной войны сотрудники Ботанического института им. В.Л. Комарова разработали способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду. Дело в том, что в хвое содержатся в доступной форме микроэлементы – цинк, медь, железо, молибден, имеется большое количество витаминов С, Е, К, которые укрепляют иммунитет, восстанавливают силы организма. Это также необходимо во время длительного автономного существования.


Игра- исследование «Целебный чай»

Представители от каждой группы пытаются определить по запаху в каком стакане заварена хвоя сосны (хвоя сосны, смородина, черёмуха, облепиха)


Рефлексия.


Учитель: Вернемся к началу занятия. Я просила вас отложить карточки с изображением растений, которые можно использовать в качестве перевязочного материала. Оказывается надо было использовать все. Сейчас я попрошу вас любую карточку с растением разместить на доску в определенную колонку:


Было интересно, узнал много нового, могу применить на практике

Было скучно, я всё это знал




Всем спасибо! Наше занятие окончено. Будьте здоровы!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.