12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Элеонора Варламова78
0

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


































1. Общие положения.


1.Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенной готовности» (далее – Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи педагогам дополнительного образования в организации образовательного процесса.

1.1.Методические рекомендации адресованы педагогам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.

1.2.Методические рекомендации разработаны с учетом всех ниже названных нормативно-правовых документов.

1.3.Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при организации образовательного процесса в организации дополнительного образования в период режима «повышенной готовности».


2.Нормативно-правовые основания реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:

2.1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

2.2 Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196);

2.3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226);

2.4. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

2.5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

2.6. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", региональные нормативно-правовые акты о введении в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории субъектов РФ режима повышенной готовности.

2.7. Нормативно-правовые акты региональных органов исполнительной власти о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

2.8. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.


3. Организация образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


3.1. Учреждение дополнительного образования вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством РФ (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).

3.2. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ).


4.Необходимые условия для осуществления образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


4.1. Педагогам дополнительного образования при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенной готовности» рекомендуется:

 выбрать действующую модель для организации учебного процесса при переходе на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий, при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях режима «повышенной готовности»;

изучить и выбрать образовательные ресурсы (платформы, сайты, средства проведения видеоконференций, мастер-классы и др.);

установить программу для организации онлайн-занятий, научиться в ней работать, протестировать (подключить несколько обучающихся);

организовать информационную, методическую, организационную и техническую поддержку обучающихся;

составить расписание занятий с учетом методических рекомендаций Министерства просвещения РФ;

ознакомить обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с расписанием занятий;

разработать для обучающихся задания (необходимые материалы, видео-лекции и видео-уроки, презентации, мастер-классы и др.);

организовать обратную связь с обучающимися;

еженедельно размещать на официальном аккаунте творческого объединения, учреждения дополнительного образования информацию об  образовательной деятельности в своем объединении;

вести учет результатов электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий через журнал учета работы педагога по установленной форме.

оказывать учебно-методическую помощь обучающимся, их родителям, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

4.2. Действия обучающихся в режиме электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Подготовительный этап:

ознакомиться с расписанием занятий на неделю на сайте учреждения;

получить ссылку на проводимое занятие в формате онлайн (в день проведения занятия);

ознакомиться с материалом для самостоятельного изучения: видео-урок, тестовое задание, теоретический материал и др. (в день проведения занятия);

подключиться к трансляции, получить инструкцию от педагога (за 5

минут до начала).

На занятии:

работать онлайн, работать на образовательной платформе, выполнять задания и инструкции педагога.

Форс Мажор:

при возникновении технических проблем (неполадки с сетью Интернет) обозначить проблему, получить задания и рекомендации по их выполнению.

Обратная связь:

сдать работу на проверку в указанные сроки (фото в чат группы, электронная почта);

получить обратную связь от педагога по результатам проверки своей работы.


4.3.При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие учащиеся).


4.4.При реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенной готовности» рекомендуется обеспечить внесение изменений в некоторые её структурные элементы.

 5. Основные понятия при осуществлении образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий


5.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дополнительного образования, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, развития обучающихся, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом.

5.2. Электронное обучение – это система обучения при помощи информационных и электронных технологий.

5.3. Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя. Целью использования университетом ДОТ является предоставление возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства (или временного пребывания) в удобное время и в удобном темпе.

5.4. Кейс-технология – интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудио-, видео- и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.

5.5. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.

Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные. Асинхронные технологии реализуют распределенное обучение, а синхронные - истинно дистанционное обучение. Использование сетевых технологий для электронного обучения с применением дистанционных технологий.

Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) - средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести к примеру:

Форумы. Удобство их использования заключается в публичном обмене опытом, знаний и любой другой информации. Достаточно создать новую тему или присоединиться к существующим, затем оставить свои сообщения или комментарии. Информация будет доступна всем участникам процесса, что позволит в любой момент ответить или прочитать сообщение, или комментарий. Все проведенные дискуссии можно прочитать и добавить свой ответ к ним в любое время.

Электронная почта. Этот вид связи подходит только для персонального «адресного» общения, делая затруднительными публичные обсуждения.

Wiki-сайт. Относительно новый и популярный способ обмена информацией. Это - веб-сайт, содержимое которого наполняется любым участником обучения, с возможностью многократного редактирования и внесения новых данных. Групповое участие в создании материала делает процесс интересным, вовлекая обучающихся в формирование базиса знаний.

Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) - это средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса предоставляет возможность непосредственного общения в реальном времени.

Видео-конференции. Общение проходит в непосредственном контакте с педагогом и обучающимися.

Текстовые конференции (чаты). Наиболее распространенными вариантами общения являются персональные чаты между двумя участниками процесса обучения. Однако, при необходимости, чат может быть публичным с тремя и более участниками процесса дистанционного обучения.

6. Модели организации образовательного процесса при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


6.1. При реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования могут быть применены следующие модели:

Обучение с веб-поддержкой в образовательном процессе, при очной форме обучения в среде электронного курса, до 30% времени по освоению дисциплины отводится на эту работу;

Смешанное обучение − образовательный процесс, построенный на основе интеграции аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности, с использованием и взаимным дополнением технологий дистанционного и электронного обучения;

Онлайн-обучение. Большая часть учебного процесса (90-100%) осуществляется в электронной среде, характеризуется высокой интерактивностью учебного контента и регулярностью взаимодействия учащихся, как с педагогом, так и друг с другом.

6.2. При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в период «повышенной готовности» учреждении дополнительного образования могут применяться следующие модели:

6.2.1.Интеграция очных и дистанционных форм обучения для обеспечения продолжения образовательного процесса в условиях введения в образовательных организациях режима карантина или невозможности посещения занятий по причине погодных явлений;

6.2.2.Полностью дистанционное обучение - использование режима, при котором образовательная программа осваивается полностью удаленно. Данный вариант помогает обеспечить доступность получения образования для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также для тех, кто не может регулярно посещать образовательные организации и для учащихся, временно находящихся в другом городе;

6.2.3.Дистанционное обучение и кейс-технологии. Модель дифференцированного обучения, где электронные ресурсы используются для углубления учебного материала для продвинутых обучающихся, либо в качестве дополнительных разъяснений для обучающихся на начальном уровне обучения. При этом предусматриваются онлайн консультации педагогов, система тестирования и контроля, совместные проекты;

6.2.4.Модель обучения на базе видеоконференций. Эта модель дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены учебного кабинета как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных учащихся, с которыми педагог и обучающиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно данная модель требует присутствия учащихся (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте. Наиболее эффективные информационно-телекоммуникационной ресурсы (ZOOM, Skype, Webinar, Instagram и другие).

7.Формы организации образовательного процесса в условиях реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

7.1.В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности:

Видеолекции (личные, указанные в образовательной программе в качестве ресурсов дистанционного обучения, ссылки на интернет-ресурсы, свободно распространяемые ресурсы по проведению онлайн вебинаров);

видеоконференции, форумы, дискуссии;

семинары (онлайн-семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых ресурсов проведения вебинаров);

видео-консультирование, в том числе в форме вебинаров;

дистанционные конкурсы, мастер-классы;

веб – занятия, виртуальные экскурсии.


Контроль результатов обучения (выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, в т.ч. посредством видеоконференцсвязи).

7.2.Для организации электронного обучения наиболее эффективным являются следующие формы учебного инструментария:

лекция, представляющая собой последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как презентации, нелинейно, с ветвлениями или условными переходами между страницами, либо комбинированно, с использованием обоих вариантов;

глоссарий, позволяющий создавать и поддерживать список определений в формате словаря с возможностью производить поиск и перемещение по записям, используя алфавит, категории, даты и имена и автоматическим преобразованием в ссылки терминов глоссария встречающихся в тексте;

база данных, расширяющая возможности глоссария и позволяющая определять произвольную структуру записей (данных) и поддерживающая такие типы полей, как: дата, картинка, ссылка, текстовая область, текстовое поле, файл, число, широта/долгота;

тест с созданием единой базы тестовых заданий, используемых в тестах различных курсов, обеспечением возможности при необходимости автоматического оценивания и определением различных ограничений по работе с тестом: время начала и окончания тестирования, задержки по времени между попытками, количество попыток, пароль на доступ, доступ только с определенных сетевых адресов и др.;

задание, дающее возможность учащемуся дать ответ в виде текста, файла, нескольких файлов;

семинар, позволяющий проводить многопозиционное и многокритериальное оценивание работ;

вебинар, обеспечивающий возможность проведения видеолекций и видеоконференций непосредственно в курсах, позволяющий гибко управлять ролями (участник, модератор), использовать наряду с видеовещанием, белую доску, а также загрузку графических файлов любым из участников сессии.

форум: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос- ответ;

чат с использованием поддержки, картинок, математических формул и т.п.;

опрос, используемый для голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу;

блог, позволяющий каждому участнику образовательного процесса вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте для просмотра другими пользователями.


7.3. В зависимости от способа коммуникации педагога и обучающегося можно выделить следующие формы организации электронного обучения, каждый из которых характеризуется спектром педагогических методов и приёмов обучения.

- обучение в группе, предполагающее активное взаимодействие всех участников учебного процесса;

- индивидуальное обучение, основанное на взаимодействии учащегося с образовательными ресурсами, а также с педагогом в индивидуальном обучении;

- самообучение, организуемое посредством взаимодействия, учащегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы;

7.4.Основными элементами организации электронного обучения являются следующие: 7.4.1. Многоканальность доставки образовательного контента с помощью используемых ИКТ;

7.4.2.В качестве средств доставки контента или обеспечения повышения ее эффективности могут выступать:

локальная сеть учебного заведения или информационно- образовательная среда, взаимодействие в которой происходит посредством сети интернет;

компьютеры и презентационное оборудование в совокупности с используемыми в процессе очных занятий презентациями, анимацией и пр.

7.4.3.Средства поддержки методической работы педагогов дополнительного образования: (электронная библиотека, Медиатека, электронный каталог, офлайн методическая библиотека МБУ ДО ЦДТ.

7.4.4.Для учета результатов образовательной деятельности, используется электронная система учета уровня освоения программного материала.


8. Онлайн-сервисы для организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных технологий в учреждении дополнительного образовани.


8.1.Платформа Zoom (https://zoom.us/) условно бесплатная платформа для групповых конференций (до 100 участников). Длительность групповых звонков до 40 минут, возможность видео- и аудиозаписи звонка. Простая и надежная облачная платформа для видео- и аудио конференцсвязи, чатов и веб-семинаров с использованием различных мобильных, настольных и конференц-систем.

8.2.Мессенджеры WhatsApp, Telegram - организация в основном текстовой коммуникации групп и малых групп;

8.3.Платформы YouTube, Вконтакте (Vk live), Instagram live – возможность организации онлайн-трансляций занятий и моментальной обратной связи с обучающимися; возможность участия нескольких педагогов-лекторов;

8.4.DISCORD (https://www.discord.com/) платформа голосового, видео- и текстового общения. Предоставляет возможность одновременного подключения до 50 челове, бесплатную учебную платформу с закрытым доступом, текстовые каналы для организации уроков, семинаров и домашних заданий, голосовые каналы для личных бесед, групповых обсуждений и даже консультаций, учебную среду для проведения занятий в режиме реального времени.

8.5. Информационно-методический портал «Образование» (http://dopedu.ru/) - информационный портал системы дополнительного образования детей, который содержит материалы по нормативно-правововому обеспечению, методическую мастерскую, образовательные программы, профессиональные объединения.

8.6.Лекториум (https://www.lektorium.tv/) платформа содержит более 5000 видеолекций и 100 онлайн-курсов, которые можно использовать для самообучения или для организации дистанционного обучения.

8.7.Портал «Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ)»- большое комьюнити школьников и студентов со всей страны, увлеченных созданием мира будущего и новыми технологиями, научными исследованиями, стартапами, проектами и воплощением их в жизнь. На портале https://kruzhok.org собраны лучшие онлайн-ресурсы для дистанционного обучения и участия в кружках. Даёт доступ к лучшим курсам, технологическим проектам и соревнованиям, удалённым стажировкам в технологических компаниях и стартапах. К сбору и структурированию информации может присоединиться каждый желающий.

8.8.ДШИ. ОНЛАЙН (https://www.dshi-online.ru/) Онлайн - проект по эстетическому воспитанию детей и подростков в сети. На платформе представлены курсы, мастер-классы, вебинары.

​​​​​​​ 8.9.Stepik ( https://https://stepik.org ) - платформа массовых открытых онлайн-курсов, открытый онлайн-конструктор учебных курсов, как полностью дистанционных, так и для дополнения очных образовательных программ, создание онлайн диагностического инструментария освоения дополнительных образовательных программ.

8.10. Культура.РФ (https://www.culture.ru) - Просветительский проект, посвященный культуре России.

8.11. "Россия - моя история" (https://myhistorypark.ru) - мультимедийные парки «Россия – Моя история» это гигабайты истории в 23 городах. Каждый парк это — увлекательное путешествие, авторские инсталляции, кинотеатры, интерактивы и квесты.














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.