Методические указания по выполнению практических работ по теме «Системы счисления»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Тема: Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
Цель занятия: изучение приемов перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.
Порядок работы
Сложите числа А + В (табл. 1.1) следующим образом:
-сложите А(10) -> В(10) в десятичной системе счисления, результат обозначьте S(10)
-переведите число А(10) -> А(2) в двоичную систему счисления;
-переведите число В(10) -> В(2) в двоичную систему счисления;
-выполните сложение двоичных чисел А(2) + В(2), результат обозначьте S(2);
-получившееся число S(2) -> S(10) переведите в десятичную систему счисления. Результат должен совпасть с результатом первоначального сложения десятичных чисел.
Запишите действия в тетрадь для Практических работ.
Таблица 1.1
Варианты заданий |
Исходные числа |
|
А |
В |
|
1 |
11 |
7 |
2 |
8 |
22 |
3 |
15 |
9 |
4 |
9 |
18 |
5 |
27 |
3 |
6 |
5 |
29 |
7 |
19 |
6 |
8 |
4 |
17 |
9 |
12 |
8 |
10 |
7 |
13 |
11 |
13 |
9 |
12 |
8 |
12 |
13 |
14 |
9 |
14 |
6 |
21 |
15 |
18 |
7 |
16 |
3 |
25 |
17 |
25 |
4 |
18 |
9 |
17 |
Для проверки правильности выполнения действий по переводу чисел из одной системы
счисления в другую и для выполнения операции сложения двоичных чисел воспользуйтесь программой <<Калькулятор>>:
-запустите программу: Пуск -> Программы -> Стандартные -> Калькулятор;
-в меню Вид установите режим Инженерный;
-в появившемся окне программы «Калькулятор» изучите переключатели,
которые используются для перевода чисел из одной системы счисления в другую:
Hex - в шестанадцатеричную систему счисления;
Oct – в восьмеричную,
Dec – в десятичную,
Bin – в двоичную;
-выполните задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую
на «Калькуляторе», набирая числа на табло, а затем нажимая соответствующую кнопку для перевода.
Контрольные вопросы
1.Что называется системой счисления?
2.Какие виды систем счисления вы знаете?
3.Как осуществляется перевод целых чисел из двоичной системы счисления
в десятичную и наоборот?
4.Каким образом осуществить перевод вещественных чисел из двоичной системы
счисления в десятичную и наоборот?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Цель занятия: изучение приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Порядок работы
1.Заполните табл. 1.2.
Таблица 1.2
Система счисления |
Основание |
Цифры |
Двоичная |
||
Восьмеричная |
||
Десятичная |
||
Шестанадцатеричная |
2.Переведите целые числа из одной системы счисления в другую, используя правила перевода, и результаты занести в табл. 1.3.
3.Переведите дробные числа из одной системы счисления в другую и результаты занесите в табл.1.4.
Таблица 1.3
Десятичная |
Двоичная |
Восьмеричная |
Шестанадцатеричная |
20 |
- |
- |
|
45 |
- |
||
173 |
- |
||
348 |
- |
Таблица 1.4
Десятичная |
Двоичная |
Восьмеричная |
Шестанадцатеричная |
0,12 |
- |
- |
|
0,27 |
- |
||
0,84 |
- |
||
0,123 |
- |
4.Переведите вещественные числа из одной системы счисления в другую и результаты занести в табл.1.5.
Таблица 1.5
Десятичная |
Двоичная |
Восьмеричная |
Шестнадцатеричная |
17,25 |
- |
- |
|
54,725 |
- |
||
83,34 |
- |
||
124,63 |
- |
5.Выполните перевод представленных в табл. 1.6. чисел из одной системы счисления в другую и результаты занести в эту же таблицу.
Двоичная |
Восьмеричная |
Шестнадцатеричная |
Десятичная |
1001,011 |
- |
- |
|
175,61 |
- |
||
D2A.17 |
- |
6.Выполните арифметические операции в позиционных системах счисления и результат занесите в табл. 1.7.
Операция |
Результат |
1110(2)+ 1001(2) = |
|
17(8) + 23(8) = |
|
1А(16) + 24(16) |
Контрольные вопросы
1.Какие системы счисления бывают?
2.Чем отличается двоичная система счисления от десятичной?
3.Каким образом осуществляется перевод целого числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную?
4.Как перевести дробное число из десятичной системы счисления в двоичную?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Тема: Системы Счисления
Цель занятия: самостоятельная работа по проверке и контролю приобретенных навыков по переводу чисел из одной системы счисления в другую.
Порядок работы
Письменно ответьте на вопросы и выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Номер варианта определятся преподавателем.
Вариант № 1
1. Что такое информация и информационные процессы?
2. 115(10) = ?(2); 543,7(10) = ? (2) ; 110111,011(2) = ?(10).
Вариант № 2
1. Что такое информационный процесс передачи информации и каковы средства передачи информации (приведите примеры)?
2. 145(10) = ? (2); 133,233(10) = ? (2); 11001100,1101(2)= ?(10).
Вариант № 3
1. Приведите примеры, подтверждающие наличие и общность информационных процессов в живой природе, обществе и технике?
2. 153(10) = ?(2); 396,48(10) = ?(2) ; 1 111,001(2) = ?(10) .
Вариант № 4
1. Что можно делать с информацией? Какие способы обработки информации человеком вы знаете? Приведите примеры.
2. 155(10) = ?(2) ; 126,507(10) = ? (2) ; 110 111,101(2) = ?(10) .
Вариант № 5
1. В каком виде человек получает информацию?
2. 144(10) = ?(2) ; 301,75(10) = ?(2) ; 10 101 101,0111(2) = ?(10) .
Вариант № 6
1. Что такое информация и управление? Каково назначение обратной связи?
2. 214(10) = ?(2) ; 83,73(10) = ?(2) ; 10 110 111,01019(2) = ?(10) .
Вариант № 7
1. Каким образом человек хранит информацию? Какие существуют виды памяти?
2. 151(10) = ?(2) ; 178,110(10) = ?(2) ; 110 101,101(2) = ?(10) .
Вариант № 8
1. Что такое система счисления? Какие системы счисления бывают? Что такое позиционная система счисления?
2. 156(10) = ?(2) ; 178,110(10) = ?(2); 1 101 011,1101(2)=?(10) .
Вариант № 9
1. Какое кодирование и почему применяется в ЭВМ? Назовите единицы измерения информации.
2. 234(10) = ?(2) ; 166,35(10) = ?(2) ; 10 011 111,0101(2) = ?(10) .
Вариант № 10
1. Что представляет собой язык как способ представления информации?
2. 222(10) = ?(2) ; 154,078(10) = ?(2) ; 11 101 111,011(2) = ?(10) .
Вариант № 11
1. Что представляет собой информатика как наука? Фундаментальная и прикладная наука информатика. Что такое информационные технологии?
2. 221(10) = ?(2) ; 136,215(10) = ?(2) ; 10 111,101(2) = ?(10) .
Вариант № 12
1. Как осуществляется преобразование числовой, текстовой и другой информации в двоичные коды?
2. 187(10) = ?(2) ; 111,315(10) = ?(2) ; 11 110 111,01(2) = ?(10) .
Вариант № 13
1. Почему двоичное представление информации входит в число основных принципов работы современных компьютеров?
2. 195(10) = ?(2) ; 246,115(10) = ?(2) ; 10 111 011,1011(2) = ?(10) .
Вариант № 14
1. Что такое обозначает термин «информация». В каком виде существует информация? Какими свойствами обладает информация?
2. 145(10) = ?(2) ; 133,233(10) = ?(2) ; 11 011 100,1101(2) = ?(10) .
Вариант № 15
1. Что представляет собой информационный процесс передачи информации? Какие информационные процессы существуют в природе, обществе и технике?
2. 237(10) = ?(2) ; 129,213(10) = ?(2) ; 10 100 010,1001(2) = ?(10) .
Вариант № 16
1. В чем заключается информационная деятельность человека?Что такое информационное общество?
2. 149(10) = ?(2) ; 214,111(10) = ?(2) ; 10 001 001,01(2) = ?(10) .
Вариант № 17
1. Что представляет собой язык как способ представления информации? Естественные и формальные языки.
2. 163(10) = ?(2) ; 315,95(2) = ?(10) .
Вариант № 18
1.Что такое информационные ресурсы и информационные технологии?
2. 177(10) = ?(2) ; 214,143(10) = ?(2) ; 10011 101,1001(2) = ?(10) .