12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Ольга Васильевна3151
Учитель начальных классов.
Россия, Башкирская респ., Уфа
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
14

Методический материал для проведения урока по идейно-эстетическому анализу произведения В.М.Гаршина «Сказание о гордом Аггее»

Методический материал для проведения урока по идейно-эстетическому анализу произведения В.М.Гаршина «Сказание о гордом Аггее».

Предлагаю свою систему вопросов по идейно-эстетическому анализу произведения В.М.Гаршина «Сказание о гордом Аггее».

У. Что мы прочитали: сказку, рассказ или что-то другое?

Д. Мы прочитали сказание (легенду).

У. Что такое сказание (легенда)? Прочитайте.

Д. Сказание (легенда) – это художественное произведение, в котором повествуется об исторических, религиозных или бытовых событиях. Сказание похоже на фантастическую сказку. Сказания (легенды) бывают народные и авторские.

У. Чем «Сказание о гордом Аггее» похоже на сказку?

Д. В сказке происходят чудесные события, конец сказки радостный, в ней происходит борьба между добром и злом, герой преодолевает многие испытания.

У. От чьего имени ведётся повествование?

Д. Повествование ведётся от имени автора произведения.

У. Найдите начало сказания. Зачитайте.

В литературе такой абзац называется зачином. Зачин – традиционное начало, одинаково повторяющееся в разных сказках, былинах и других произведениях фольклора.

Но не только зачин, как в сказках и былинах. Из него мы узнаём как жил правитель Аггей: «Был он славен и силён: дал ему господь полную власть над страною; враги его боялись, друзей у него не было, а народ во всей области жил смирно, зная силу своего правителя. C женою своею жил в ладу, но держал и её строго, так, что не смела она сама заговаривать, а ждала, пока не спросит её или не скажет ей что-нибудь муж. Жил так Аггей один, точно на высокой башне стоял». Узнаём, сколько слуг у него было, которых он считал недостойными.

По содержанию начало «Сказания о гордом Аггее» гуще, насыщеннее чем зачин, поэтому по богатству содержания мы можем назвать его экспозицией «Сказания о гордом Аггее».

Итак, начало «Сказания о гордом Аггее» включает в себя элементы и зачина, то есть фольклорное начало, и элементы экспозиции, присущей таким литературным произведениям как рассказ, повесть.

У. Какие слова помогают нам раскрыть характер Аггея?

Д. Славен, силён, боялись, возгордился, держал строго; жил один, точно на высокой башне стоял; хоть одиноко да высоко.

У. В «Толковом словаре» Ожегова записано: «гордый» – исполненный чувства собственного достоинства, сознающий своё превосходство. А как вы понимаете значение слова «гордый»?

У. С каким произведением А.С.Пушкина можно сравнить начало (зачин) «Сказания о гордом Аггее»?

Д. Начало «Сказания о гордом Аггее» похоже на начало сказки А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке»:

Негде в тридесятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело…

У. Сколько эпизодов в «Сказании о гордом Аггее» можно выделить? Какие?

В церкви.

Охота на оленя.

Встреча с пастухом.

Беседа с извозчиками.

Возвращение в родной город.

Покаяние Аггея.

Сомнения жены.

Поводырь Алексей.

У. Как автор описывает внешний вид Аггея в церкви?

Д. Пришёл он туда с женою своею в пышных одеждах: мантии на них были златотканые, пояса с дорогими каменьями, а над ними несли парчовый балдахин.

У. Каким показывает Аггея следующий отрывок: «И впереди их и сзади шли воины с мечами и секирами и довели их до царского места, откуда им слушать службу. Вокруг них стали начальники да чиновники».

Д. Аггей от всех отгородился, никого не хочет знать.

У. Что означают слова: «мантия», «протопоп», «святое писание»?

Д. Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща.

Протопоп – старший священник.

Святое писание – Библия.

У. Какие слова из святого писания вызвали гнев Аггея? Почему?

Д. Гнев Аггея вызвали слова из святого писания «богатые обнищают, а нищие обогатеют». Аггей сказал, что он славен, богат и не может обнищать.

У. В литературе такой абзац называется завязкой. Завязка – начало развития событий, описанных в художественном произведении.

У. Почему протопоп ничего не ответил Аггею?

Д. Это слова, сказанные Богом, они истинны и не подвергаются сомнению.

У. Что Аггей приказал сделать с протопопом и как характеризует его этот поступок ?

Д. «И разъярился правитель. Протопопа велел заковать в кандалы и посадить в темницу, а лист, на котором те слова были написаны, велел из книги выдрать. А правитель Аггей пошёл в свои палаты пировать и на пиру пил, ел и веселился». Аггей грозный, жестокий, своенравный, бессердечный, властный, упрямый, себялюбивый, невежественный.

У. Прочитайте описание оленя. Как вы думаете, почему автор так подробно его описывает?

Д. В детстве В.М.Гаршин целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, ягоды, наблюдал за насекомыми, ящерицами, лягушками, изучал повадки зверей. Зародившуюся в это время любовь к природе он сохранил на всю жизнь. Может быть, этим объясняется детальное описание оленя.

У. Как вы думаете, что хотел сказать олень Аггею?

Д. Олень хотел предупредить его об опасности. Хотел помочь ему.

У. Можно вспомнить о том, что олень встречается в произведениях многих писателей. Вот как описывается олень в произведении Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»: «Это был олень. Настоящий десятирогий красавец олень, самое благородное из лесных животных». А в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» олень помог Герде добраться до дворца Снежной королевы: «Он опустил девочку на землю, поцеловал её, и на глазах у него заблестели крупные прозрачные слёзы».

У. Какой элемент из русской народной сказки встречается в этом эпизоде?

Д. Аггей думал: «Направо пойдёт – пропал, а налево – мой!»

У. Левый путь в русских народных сказках связан с колдовским. Здесь же левый путь – начало испытаний для Аггея.

У. Какие устойчивые выражения, характерные для волшебных сказок использовал В.М.Гаршин в своём произведении?

Д. «Добрые люди», «хлеб-соль», «чистое поле», «будь что будет», «иди с миром», а также пословица «не всякая ложь в ложь поставится».

У. Какие слова выбрал автор, чтобы показать гнев Бога?

Д. «Разгневался господь на Аггея. Призвал он к себе ангела и повелел ему, приняв на себя вид Аггея, одеться в его платье, сесть на коня и ехать в город».

У. За что Аггею было дано такое наказание?

Д. Наказание за то, что Аггей считал себя выше других людей.

У. Что такое «сажень», «лука (реки)»?

Д. Сажень – русская мера длины, равная 2 м 13 см.

Лука (реки) – изгиб реки

У. Почему пастух побил Аггея? Правильно ли он поступил?

Д. Пастух с презрением отнёсся к пастуху и хотел его ударить. Пастух просто защищался.

У. Что такое «лощина», «зипун», «береста»?

Д. Лощина – долина с пологими склонами.

Зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из сукна.

Береста – верхний слой коры берёзы.

У. Что значит «и отошло тогда у него сердце»?

Д. Пастух успокоился.

У. Почему пастух пожалел Аггея? Как этот поступок характеризует пастуха?

Д. «Напрасно я человека изобидел: может он шальной какой или сумасшедший» - думал пастух. Пастух отходчивый, добрый, жалостливый, он дал Аггею мешок, чтобы тот мог одеться.

У. Как вы понимаете значение слова «шальной»?

У. В «Толковом словаре» C.И.Ожегова записано: «шальной» – то же, что и шалый, значит неуравновешенный, сумасбродный, ошалелый, непостоянный.

У. Как отблагодарил Аггей пастуха?

Д. Никак не отблагодарил. «Пошёл Аггей, ни слова не сказавши».

У. Что значит «сердце у него разгорается»?

Д. Аггей злится, гневается.

У. От какой мысли застыдился Аггей?

Д. Он хотел наказать пастуха, но вспомнил про мешок и застыдился.

У. Почему Аггей, встретив извозчиков, не сказал им правду?

Д. Аггей вспомнил пастуховы побои и испугался.

У. Как отблагодарил Аггей извозчиков?

Д. Поблагодарил их Аггей, спросил, как зовут и где их найти, и пошёл в город уже повеселее.

У. Куда Аггей устроился на работу, и трудно ли она ему давалась?

Д. Аггей нанялся за малые деньги кирпичи на стройку носить. Трудна ему работа: все плечи в кровь с непривычки истёр, а сам весь будто разбитый.

У. За что вновь был наказан Аггей?

Д. Он написал жене письмо, а она не поверила этому письму и приказала наказать Аггея.

У. Что испытывал Аггей ночью после наказания?

Д. И телу его было больно, а на душе и того хуже: гнев бессильный и ярость терзали его, а хуже мучения нет.

У. Докажите, что простые люди очень сильно боялись правителя?

Д. «Грозный у нас правитель: вчера увидела я его на улице, со страху чуть не упала».

У. Почему, увидев правителя, бежал Аггей в ужасе из города?

Д. Он узнал ангела Божия.

У. Найдите слова, передающие психологическое состояние Аггея после того, как он оказался в лесу?

Д. «Проснулся он ночью, и дико ему стало. …И горько плакал Аггей. Вспомнил он всю жизнь свою и понял, что не за выдранный лист наказал его господь, а за всю жизнь. Долго лежал он и плакал, каясь в грехе своём и прося у Бога помощи и силы. И послал ему господь силу».

У. В чём раскаялся грозный и жестокий правитель?

Д. Он понял, что он такой же человек, как и все люди и должен помогать им, облегчать их жизнь.

У. Мрачная, тёмная ночь сменяется утром. Как говорит об этом автор?

Д. Рассвело; Аггей встал и вышел из леса, и пошёл на светлый божий мир, к людям.

У. Как вы понимаете выражение «светлый божий мир»?

У. В «Толковом словаре» И.С. Ожегова записано: «светлый» – радостный, ничем не омраченный, приятный; ясный, прозрачный, излучающий сильный свет.

У. Почему жена правителя решила, что её муж на неё разгневался?

Д. Он стал смирный и добрый, на неё смотрит кротко, не по-прежнему, скажет ласковое слово и уйдёт в свою горницу.

У. Что ответил ангел на её вопрос?

Д. «Ничем ты меня не прогневала, любезная моя жена, но я дал богу обет три года не знать тебя. Вот уже третий год наступает, и скоро ты будешь жить по-прежнему с мужем своим».

У. Какой приказ дал ангел в образе правителя? Зачитайте отрывок.

Д. Ангел дал приказ собрать по всей области нищих и убогих.

У. С какими словами обратился к собравшимся ангел?

Д. Рад видеть вас всех, добрые люди: милости прошу хлеба-соли откушать.

У. Как поводырь помогал слепым?

Д. «Рассадил он их по местам, а сам стал служить: розлил им по мискам похлёбку, пироги роздал, мясо нарезал, ложки в руки дал. Едят слепые, а он от одного к другому ходит и служит им».

У. Почему, увидев правителя, поводырь задрожал и побледнел весь?

Д. Он узнал ангела божия.

У. Какой ответ поводыря понравился ангелу?

Д. Нет, великий правитель, не нищий я. Слуга я нищим.

У. Каким именем назвался поводырь?

Д. Поводырь сказал, что люди зовут его Алексеем.

У. Что означают слова ангела: «Не всякая ложь в ложь поставится»?

Д. Не всякая ложь считается ложью. Бывает ложь во имя спасения.

У. В каком эпизоде Аггей использовал ложь ради своего спасения?

Д. Это эпизод встречи Аггея с извозчиками.

У. В переводе с греческого языка, Аггей означает праздничный, веселящий.

В переводе с греческого языка, Алексей означает защитник.

Кому стал защитником Алексей?

Д. Алексей стал защитником всех бедных, слабых и угнетённых.

У. Какие выводы можно сделать, сопоставив внешности поводыря и правителя?

Д. Поводырь много испытал, «в густых кудрях седины много серебрится, да лицо почернело от ветра и солнца».

У. Почему улыбался ангел, когда плакал Аггей и что он сказал Аггею?

Д.Ангел радуется, что Аггей раскаялся в грехах своих и во всей жизни своей и говорит Аггею: «Кончилось наказание твоё. Возьми мантию правителеву, возьми меч, и жезл, и шапку правителеву. Помни, за что ты наказан был, и правь народом кротко и мудро, и будь отныне братом народу своему».

У. Почему Аггей отказался от прежней жизни и власти?

Д. Он не хотел оставить слепых своих братьев и просил отпустить его в мир к людям.

У. В литературе такой абзац называется развязкой. Развязка – исход событий в литературном произведении.

У. Почему народ жалел своего правителя?

Д. Народ жалел своего правителя, который сначала гордым был, а после кротким стал.

У. Какой эпизод в «сказании» был самым напряжённым?

Д. Покаяние Аггея.

У. Этот эпизод является кульминацией произведения, высшей точкой сюжета. Случившееся ночью определило всю дальнейшую жизнь Аггея.

У. Мы проанализировали все эпизоды «Сказания о гордом Аггее». Теперь попробуем определить какова же идея произведения? Во имя чего оно написано?

Д. Мораль в том, что Аггей познал участь простого человека, он многое понял и пережил. Поняв, за что наказал его господь, он полностью изменил свою жизнь и обрёл любовь к людям.

У. Здесь уместно вспомнить «Поучение Владимира Мономаха детям». В нём написано: «Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте. Гордости не имейте в сердце и в уме».

У. Вспомните пословицы, которые соответствуют главной мысли «Сказания»?

Д. Живи просто – проживёшь лет со сто.

Не гляди высоко, запорошишь око.

Выше головы носа не поднимай.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Кто нужды не видал, и счастья не знает.

Сытый голодного не разумеет.

Себялюб никому не люб.

Добрые умирают, а дела их не пропадают.

У. С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке и кто его автор?

Д. Мы познакомились с произведением В.М.Гаршина «Сказание о гордом Аггее».

У. С произведением, какого жанра мы познакомились?

Д. Это сказание или легенда.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Ильина Оксана Геннадьевна, 03.05.17 в 20:42 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!
Осипова Ольга Васильевна, 04.05.17 в 05:08 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за ваш отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.