12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дурнева Светлана1030
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Методический материал по теме:

                                 «Песни времён Великой Отечественной войны»

Казалось бы, когда весь мир охвачен безумием кровопролитных сражений, людям недосуг заниматься песенным творчеством. Ведь на кону стоит жизнь… Своя, родных, близких, соотечественников… Прежде всего, нужно одержать верх над врагом, остаться в живых, вернуться к семье.

Однако на войне люди продолжают петь. Они поют о родном доме, о желанной победе, о погибших товарищах. Песни военных лет помогают выдержать тягости фронтовой жизни, поднять боевой дух, найти в себе силы двигаться дальше через «не могу».

Великая Отечественная война стала колоссальным потрясением для всех советских граждан. Дать отпор фашистским захватчикам помогли военные песни 1941 – 1945 годов. Они поддерживали наших воинов на передовой, придавали силы рабочим в тылу и ни на секунду не позволяли усомниться в будущей победе над гитлеровскими захватчиками.

Когда нацисты были повержены, советские композиторы написали великолепные послевоенные песни о Великой победе в Отечественной войне. Более того, современные артисты продолжают развивать эту тему, посвящая ВОВ новые музыкальные композиции.

На войне нельзя оставаться без надежды на хорошее, без веры в жизнь и в победу. А оставаться без любви — все равно что сразу сдаться в плен врагу. Стихотворение-посвящение, стихотворение-легенда «Жди меня» стало родным для каждого солдата Великой Отечественной. Каждый раз, когда его переписывали от руки, оно словно перерождалось — бойцы вкладывали в него свою любовь, свои смыслы, свою боль и надежду.

История создания песен.


Для большинства россиян это главная песня времен Великой Отечественной войны. Даже если вы не помните слова произведения от начала до конца, фраза «Вставай, страна огромная!» наверняка промелькнула у вас в голове, когда вы узнали, о чём пойдет рассказ.

1«Священная война»

Патриотическую композицию Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача часто называют гимном защиты Родины, и это определение не кажется преувеличением.

Поначалу её не рекомендовали повсеместно исполнять, так как необходимо было убеждать народ в скорой победе, а «Священная война» явно настраивала людей на тяжёлые и затяжные бои. К середине осени стало ясно, что сражаться с фашистами предстоит ещё долго, и композицию начали ежедневно включать по радио. Она звучала сразу после традиционного боя курантов.

Обвинения в плагиате. В девяностые годы в некоторых печатных изданиях были опубликованы статьи, утверждающие, что слова песни «Священная война» сочинил не Лебедев-Кумач. Авторство приписали учителю из Рыбинска Александру Боде, умершему в 1939 году. Якобы Александр Адольфович еще в начале 1916 года написал похожее стихотворение.

https://cloud.mail.ru/public/7SbX/X8b1u9W4X (Священная война)

2. Песня «Катюша»

На самом деле, это довоенная песня композитора Матвея Блантера на слова поэта Михаила Исаковского.

Первые строки Михаил Васильевич написал в начале тридцать восьмого года. Ему быстро дались первые два четверостишья, а затем работа застопорилась:

«Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти «на высокий берег, на крутой» и запеть песню…»

28 ноября 1938 года впервые прозвучала песня «Катюша».

Вы задумывались, о ком поётся в «Катюше»?

Исаковский не рассказывал, подразумевал ли он реальных людей. Автор рассказал, откуда взялась идея ввести в текст «Катюши» бойца Красной Армии:

«Время тогда было тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан: не очень спокойно было и на западных наших границах.»

Так «Катюша» стала патриотической песней.

Когда началась война с фашистами, многие популярные довоенные песни отправились с советскими воинами на фронт. В окопах родились многочисленные народные версии слов песни «Катюша». Главная героиня примерила на себя роли партизанки, санитарки и бойца Красной Армии.

Уже в начале Великой Отечественной солдаты назвали «катюшами» мобильные реактивные миномёты. Скорее всего, прозвище появилось из-за маркировки «КАТ» на снарядах.

Сегодня известно более ста вариаций текста песни «Катюша». Её перевели на греческий, итальянский, французский и многие другие языки. Также известно множество народных переложений. Всё это говорит о невероятной популярности знаменитой музыкальной композиции.

https://cloud.mail.ru/public/zR1Y/8HtQrnjTJ ( Катюша)

3. Песня «Синий платочек»

Песня «Синий платочек» была безумно популярна в Советском Союзе, а в наши дни её любят не только в Российской Федерации, но и далеко за её пределами. Особенно востребована она была в годы Отечественной войны- поднять боевой дух на фронте и скрасить тяжелые будни тружеников тыла.

Слова песни «Синий платочек» написал советский поэт-песенник, драматург, переводчик и сценарист Яков Гольденберг(Галицкий).

Несомненно, самую известную и популярную версию песни исполнила Клавдия Шульженко. Она тоже выступала на фронте, где познакомилась с военным корреспондентом Михаилом Максимовым. Артистка попросила его переписать слова песни «Синий платочек». По её задумке, обновлённый текст необходимо было посвятить ВОВ.

https://cloud.mail.ru/public/RW4q/NXRv4RJCt ( Синий платочек)

4. Песня «В землянке»

Военная песня «В землянке» – это одно из самых трогательных и мелодичных музыкальных произведений времён Великой Отечественной. Стихотворение «Бьётся в тесной печурке огонь» берёт за душу своей искренностью, ведь автор не понаслышке знал об опасностях фронтовой жизни и тоске по семье.  

Алексей Сурков написал его сразу же после того, как чудом вырвался из окружения и едва не погиб, а предназначались эти душещипательные строки жене поэта, с которой его разлучила война.

Наталья Суркова, дочь поэта, рассказывала, что идея родилась из фразы, которую тогда произнёс Алексей Александрович: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти – четыре шага».Писатель Евгений Воробьёв и Михаил Савин принесли ноты и слова песни «В землянке» в «Комсомольскую правду» и сами спели её в редакции.25 марта 1942 года вышел номер газеты, в котором было опубликовано стихотворение.

Далее началось триумфальное шествие «Землянки» по фронтам Великой Отечественной. Народ искренне полюбил её за трогательные слова и красивую музыку.

https://cloud.mail.ru/public/3YcC/uASaeTeKZ ( В землянке)

5. Песня «Эх, дороги…»

Многие считают эту знаменитую композицию народной и думают, что она родилась в годы Великой Отечественной войны. Действительно, песня «Эх, дороги», или просто «Дороги», похожа на фольклорные произведения, однако её авторы хорошо знакомы советским меломанам.Она появилась на свет, когда нацистская Германия уже капитулировала, но в памяти ещё были свежи воспоминания о кровопролитных боях и бесконечных фронтовых дорогах. «Дороги» сочинили поэт-песенник Лев Ошанин и композитор Анатолий Новиков. Авторам также приходилось выступать в роли певцов:

«Нас стали приглашать в школы. Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята.

- «Что же произошло, почему ребятишки, школьники поют эту песню, она же солдатская? И тут мы поняли, что ребята своим сердечком очень сильно, глубоко чувствуют эти военные взрослые дороги. В песне заключены для них и похоронка на отца, и бомбоубежище, и недетские военные страхи. И пели мальчишки и девчонки ее необычно, «со слезой». Не всегда знаешь, как «сработает» твоя песня…»

Маршал Жуков, — отвечая на вопрос корреспондента «Комсомольской правды», назвал «Дороги» одной из трех лучших песен войны.

https://cloud.mail.ru/public/em6a/aDiDSXist ( Эх дороги…)

6. Песня «Жди меня»

Стихотворение «Жди меня» впервые было опубликовано 14 ян­варя 1942 года в газете «Правда». В войну оно пользовалось необы­чайно широкой популярностью и глубокой любовью у солдат.

— Стихи «Жди меня»— вспоминал Константин Симо­нов,— я написал не то в самом конце июля, не то в первых числах августа сорок первого года в Мо­скве, когда, вернувшись с Запад­ного фронта, готовился к отъезду на Южный фронт. Написал я их тогда, не думая о печати... На музыку «Жди меня» положено многими композиторами — и профессиональными, и самоде­ятельными. Наиболее известна музыка Блантера.

«Уважаемый Константин Симонов!

Пишет автоматчик, гвардии старшина, награжденный двумя медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Ваше стихотворение «Жди меня» переходит из уст в уста каждого молодого и пожилого бойца, оно размножено и переписано в миллион блокнотов и записных книжек. На концертах самодеятельности, с эстрады читают Ваши стихи, которые тепло встречаются всеми. Они доходчивы до солдатского сердца...

Баскаков Дмитрий, полевая почта 48715»

В феврале 1942 года в газете «Правда» появилось стихотворение Симонова «Жди меня». Поэт нашёл простые слова, которые каждый солдат мог считать своими: это была просьба к жене, к невесте, к любимой, к той, что ждёт дома и вглядывается тревожными ночами в темноту. Слова шли от сердца, и вырезанное из газеты стихотворение многие хранили в кармане гимнастерки...

7. Песня партизан ««Шумел сурово брянский лес»

В октябре 1943 года советскими войсками был освобождён от фашистских захватчиков город Брянск. В освобождении принимали участие белорусские и украинские партизанские отряды, а вдохновляла партизан замечательная песня «Шумел сурово брянский лес», сочинённая в конце 1942 года поэтом Анатолием Софроновым и композитором Сигизмундом Кацем.

- Особенно нам нужна песня для партизанских отрядов. Брянский фронт вдоволь снабжает партизан боеприпасами и продовольствием. А из леса всё время радируют: «Патроны и оружие мы сами отберём у врага, а вот песню как трофей не возьмёшь. Пришлите песню, если хорошая, петь будем».

За день до премьеры в ДКА позвонили из Политуправления и, узнав, что песня готова, приказали её авторам срочно собраться и через два часа вылететь в партизанский лагерь. О том, что было дальше, рассказывает Анатолий Софронов:

«Обоих нас в самолёт не взяли. Он был загружен боеприпасами, медикаментами, мукой и солью... Самолёт благополучно сел на замёрзшее озеро. А вскоре после посадки, ночью в партизанской землянке впервые я, как сумел, спел песню о том, как «шумел сурово брянский лес». Металось пламя фонаря, партизаны примолкли, слушая внимательно. Потом они стали тихо подпевать, с первого раза запомнив мотив. Я им оставил стихи и ноты. Там был слепой гармонист, которому срочно поручили разучить новую песню с молодыми партизанами. Так начиналась жизнь нашей песни».

8. Песня «Случайный вальс»

2 февраля 1943 года победо­носно закончилась Сталинградс­кая битва.

— А через несколько дней,—рассказывает Евгений Долматов­ский,— мы с композитором Мар­ком Фрадкиным уже ехали в эше­лоне на новый фронт — будущую Курскую дугу. Поезд шел медлен­но, часто останавливался, и мы стали сочинять песню. Когда эше­лон пришел в Елец, «Случайный вальс» - так мы назвали новое произведение — был закончен. Песня удалась. Она быстро рас­пространилась среди бойцов.

В те дни мало кто знал, что в основе этой песни лежит конкретный эпизод. О нем рас­сказал Фрадкину летчик Василий Васильев.

Как-то пришлось ему побы­вать поздним вечером в неболь­шой деревушке в прифронтовой полосе. Вдруг офицер услышал звуки музыки — местная моло­дежь танцевала под старый, раз­битый патефон... Он подошел по­ближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Васильев при­гласил ее на вальс. Разговорились, он спросил, как ее зовут, она от­ветила — Зина. Но тут пришлось проститься — засигналил шофер, пора в путь.

Вот, собственно, и все. Но хо­тя с тех пор прошло много време­ни, молодой офицер не может за­быть эту девушку.

— Вот вы — композиторы, песни сочиняете,— сказал он Фра­дкину.— У меня к вам просьба: напишите песню о том, что я рассказал. Если все точно опишете, Зина поймет, что это о нас с ней. Может, она услышит, откликнет­ся и вам напишет...

«Случайный вальс» передава­ли по радио в исполнении Леони­да Утесова. Однажды на радио композитору пришло письмо из той деревушки, о которой расска­зал ему летчик. Писала Зина: «Вот со мной произошла похожая ис­тория. Не обо мне ли эта песня?» И далее просила узнать адрес мо­лодого офицера.

— Мы связались с авиасоеди­нением, где служил лейтенант,— рассказывал Фрадкин,— Но Василий Васильев уже не мог ответить Зине: в одном из воздушных боев он погиб смертью героя, не поже­лав выброситься с парашютом над территорией, занятой гитле­ровцами...


Презентация " Музыка Великой Отечественной войны"
PPTX / 4.27 Мб

9. Песня «Заветный камень»

Летом 1941 года советские моряки героически обороняли от фашистов свою святыню - город Севастополь. В воинские части были откомандированы писатели, поэты и композиторы с единственным заданием - поднимать дух бойцов, фиксировать в своих произведениях их подвиги, словом, создавать творческую летопись тех незабываемых дней.

Среди них были известный поэт Александр Жаров и молодой композитор Борис Мокроусов. Став свидетелями кровопролитных боёв  за  каждую  пядь  севастопольской земли, они решили создать песню, и Жаров даже написал первую строку:

«Холодные волны вздымает лавиной широкое Чёрное море».

Песня «Заветный камень» была в репертуаре Утёсова одной из самых любимых, он называл её «царь-песней»:

«Когда я услышал «Заветный камень», меня эта песня необычайно взволновала. Взволновала потому, что это рассказ о судьбе человека, о мужестве наших моряков, о вере в победу...Это песня не только сегодняшнего дня, она и в будущем будет принадлежать людям. Она будет говорить о той великой победе, которую завоевал наш, народ».

https://cloud.mail.ru/public/sCgi/fX7qGbtyC ( Заветный камень)

10.Песня «Здесь птицы не поют»

Песню к фильму «Белорусский вокзал»(1970) писал по заказу. Режиссёр Андрей Смирнов попросил меня написать песню. Я стал пробовать. Надо было сочинять, слов­но «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, говорили, пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнил­ся фронт. Я как бы воочию увидел этого фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возник­ли слова. По-моему, в фильме песня испол­нена именно так, как и должна была прозву­чать: без особенного умения, на нерве.

Я вздумал аккомпанировать себе на пиа­нино в присутствии композитора Шнитке, писавшего музыку к фильму, делать это при нём было особенно трудно. Но вдруг имен­но он, один-единственный, сказал: «Послу­шайте, а ведь это же очень интересно». И тут же воспроизвёл песню сам, и мы начали петь дуэтом. И тогда запела вся группа…(Б. Окуджава)

Первой исполнительницей песни в филь­ме «Белорусский вокзал» стала заслуженная артистка РСФСР Нина Ургант, сыгравшая медсестру Раю.

«Героиню Ургант назвали самым прекрас­ным образом русской женщины на войне. Требовалось только одно; спеть и не запла­кать. Сколько лет прошло, но не было с той поры ни одной встречи со зрителями, где бы актрису не просили спеть песню из филь­ма. И она всегда отвечала: «Нет». Эта песня – судьба, песня – жизнь, она не для концерта…»

https://cloud.mail.ru/public/DbVK/3LV36aoKj (Здесь птицы не поют)

11. Седьмая, «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича

Является грандиозным музыкальным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского (советского) народа. 22 июня 1941 года Д. Шостакович находился в Ленинграде. Война застала его в консерватории, на рабочем месте. Шостакович неоднократно подавал заявление об отправке его на фронт добровольцем, а затем в народное ополчение, но ему трижды было отказано. Военком объяснил композитору, что в качестве музыканта он будет более полезен стране. Тогда Шостакович настоял, чтобы его приняли в войска противовоздушной обороны.

Работу над седьмой симфонией композитор начал еще в 1939 году. В этот период гитлеровские войска уже захватили Европу и приблизились к границам Советского Союза. В воздухе пахло войной. Шостакович, как тонко чувствующий человек, не мог пройти мимо темы нашествия. Первая часть симфонии была закончена до наступления блокады, 3 сентября, а 8 –го числа сомкнулось блокадное кольцо. Но композитор не прекращает работы. Он берет партитуру с собой на дежурства и в моменты передышек продолжает неистово писать. Создание второй и третьей частей завершается в конце сентября. Сам Шостакович говорит, что никогда ранее он так стремительно не создавал свои произведения. Сочинение захватило его. Желание показать мощь и торжество народа, борющегося за свободу, не оставляло великого музыканта. Финал симфонии написан 27 декабря в Куйбышеве, куда Дмитрий Дмитриевич был эвакуирован. Давался финал труднее всего. В период, когда Красная Армия отступала и терпела поражение, необходимо было показать торжество добра и справедливости над злом и жестокостью. Народ находился в подавленном состоянии, испытывая страх и тревогу. Но композитору и гражданину великой страны необходимо было преодолеть сомнения и ужас, и он сделал это!Впервые великое творение было исполнено в Куйбышеве 5 марта 1942 года оркестром Большого театра под управлением С. Самосуда. Исполнение транслировалось по радио на территории СССР и других стран. До начала трансляции состоялось выступление автора. Затем прошли концерты в Москве, Новосибирске. Через год после нападения Германии на СССР, 22 июня 1942 года, состоялось исполнение симфонии № 7 Шостаковича в Лондоне, в июле — в Америке.

https://cloud.mail.ru/public/a3yD/uKGHLkgFC (Симфония № 7 Шостаковича)

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПРЕМЬЕРА

Чрезвычайное значение придавалось исполнению шедевра в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, который Гитлер наметил для проведения банкета в гостинице «Астория», состоялась Ленинградская премьера Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

Несломленные голодные музыканты оркестра Ленинградского радиокомитета совершили подвиг, поднимая дух жителей блокадного города и всех граждан страны. Музыка звучала не только в зале филармонии, но и в каждом доме, на улицах и площадях из репродукторов. К исполнению были подключены силы артиллерии. Пока звучала музыка, они не давали ни малейшей возможности врагу бомбить и обстреливать город, открыв мощный огонь по позициям противника. Операция получила название «Шквал». Один из артиллеристов, Николай Савков, посвятил этому событию стихи.

В зале филармонии были зажжены все люстры и светильники. Такого торжества зрители не видели с начала войны. Вместе с представителями ленинградской интеллигенции в зале присутствовали военнослужащие, моряки, бойцы ПВО. Музыка оказала столь сильное психологическое воздействие на слушателей, что некоторые при исполнении темы нашествия рыдали, и даже падали в обморок.

Трансляцию слышали и в немецких окопах. Гитлеровцы не могли поверить, что музыка звучит из города, который они считали уничтоженным. Именно в тот день враги поняли, что не смогут победить в войне с народом, преодолевшим страх, голод и смерть. Впоследствии седьмая симфония стала именоваться «Ленинградской». Так назвала ее поэтесса Анна Ахматова.

Ленинградская симфония, как символ победы над темными силами, звучала 21 августа 2008 года в Цхинвале, в 2015 году в Донецке. Жизнеутверждающая музыка великого Шостаковича помогает побеждать.



Дата проведения: с 28 апреля по 13 мая
Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.