12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цуканова Валентина Геннадьевна1600
Педагог дошкольного образования. Окончила педагогической колледж по специальности - воспитатель, затем ВУЗ - преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Имею 5 лет педагогического стажа, на данный момент занимаю должность заместителя заведующей ДОУ
Россия, Забайкальский край, Чита
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №28»



для педагогов

Введение в Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного образования (ФГОС ДО)




Содержания:

          Что учитываются в ФГОС ДО?

    Какие принципы заложены в ФГОС ДО?

    На какие цели и задачи направлен ФГОС ДО?

    Назовите 5-ть направления развития и образования ребенка?

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны быть?

    Что такое развивающая предметно-пространственная среда?

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать.

    На какие 3 полифункциональных зоны должна делится группа ДОУ?

    Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников

    Целевые ориентиры выпускника ДОУ по ФГОС ДО





ЧТО УЧИТЫВАЮТСЯ В ФГОС ДО?

В Стандарте учитываются:

    индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

    возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.



КАКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЛОЖЕНЫ В ФГОС ДО?

Основные принципы дошкольного образования:

    полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    сотрудничество Организации с семьёй;

    приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

    учёт этнокультурной ситуации развития детей.





НА КАКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕН ФГОС ДО?

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

    повышение социального статуса дошкольного образования;

    обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

    обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

    сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

    охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

    создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

    способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

    обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

    формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.



НАЗОВИТЕ 5-ТЬ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА?

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

      социально-коммуникативное развитие;

      познавательное развитие;

      речевое развитие;

      художественно-эстетическое развитие;

      физическое развитие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ИНВЕНТАРЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ?

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развива­ющая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития инди­видуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и ин­тересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

• содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе тех­нические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познава­тельную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспе­риментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревно­ваниях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно­пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

    трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависи­мости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возмож­ностей детей;

    полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использо­вания составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

    доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе де­тей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, по­собиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно­эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.



ЧТО ТАКОЕ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА?

«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей до­школьного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»





В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ И ГАРАНТИРОВАТЬ….

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

    охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную само­оценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной ра­боте, уверенность в собственных возможностях и способностях;

    максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Орга­низации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития де­тей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного эта­па, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

    построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрос­лыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

    создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непре­рывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических ра­ботников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профес­сиональных потребностей и мотивов;

    открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрос­лых с

детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учи­тывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

    создание равных условий, максимально способствующих реализации различ­ных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадле­жащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здо­ровья.



НА КАКИЕ 3 ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОНЫ ДОЛЖНА ДЕЛИТСЯ ГРУППА ДОУ?



Зона делиться на 3 полифункциональные зоны:

    Зона спокойной деятельности (уединение, виде работ с малой активностью) – 20%

    Зона активной деятельности (основные виды деятельности в течении дня) – 50%

    Учебная зона – 30%

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИГРОВОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

    Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

    физические риски,

    психологические риски,

    нравственные риски.

    Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

    Принцип соответствия

    возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

    индивидуальным особенностям,

    специальным особенностям ребенка.

Принципы оценки безопасности игровой продукции.

    Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

    Психофизиологическая безопасность - соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

    Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на пси­хическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

    Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.



ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВЫПУСКНИКА ДОУ

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

    ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

    ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

    у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

    ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

    ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.