12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
власова Наталья Николаевна3570 Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород |
Методика проведения деловой игры с использованием ИКТ
учитель физики Власова Н.Н.
Выступление на МО учителей физики
Методика преподавания повторительно-обобщающего урока в форме деловой игры с использованием ИКТ
Введение
В настоящее время каждый преподаватель ставит перед собой задачу не только сообщить обучающимся определенные знания, но и научить обучающихся думать, развить их мысль, творческую инициативу, самостоятельность.
Важнейшая цель образования — это формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Одним из способов развития ключевых компетенций служат деловые игры. Занятие проводится на заключительном этапе изучения темы в форме деловой игры продолжительностью два академических часа.
Использование ИКТ на занятиях позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию обучающихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого на занятия, значительно улучшает чёткость в организации работы обучающихся.
Для проведения занятия не требуется специального программного обеспечения, достаточно стандартного пакета приложений Microsoft Office (Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point).
Опыт работы показывает, что подготовка к итоговым занятиям для обучающихся всегда сопряжена с психологическим дискомфортом. Поэтому, большое значение при подготовке к занятиям данного типа является создание атмосферы сотрудничества обучающихся и преподавателя.
Методическая цель работы: показать методику и технику проектирования повторительно-обобщающего урока по специальным дисциплинам на основе технологии развивающего обучения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
Цель рассматриваемого занятия – обобщение знаний по теме и выявление уровня усвоения знаний каждым обучающимся по теме.
Основная задача занятия – формирование навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развитие».
Главными задачами проведения деловой игры выступают:
- обобщение, активизация и закрепление знаний обучающихся, приобретенных при изучении темы;
- анализ, синтез, интерпретация материала в ходе деловой игры;
- практическое применение полученных знаний, планирование хода действий;
- развитие навыков по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь.
В процессе занятия каждый из обучающихся зарабатывает две оценки:
- индивидуальную – выставляется по окончанию выполнения теста;
- коллективную – выставляет по результатам работы команды на занятии
На каждом этапе установлен средний балл. В конце баллы за все конкурсы суммируются и к ним добавляются суммарный балл за тестирование группы.
Для выявление уровня усвоения знаний по теме обучающимися применяется компьютерное тестирование. Компьютерный тест создан в программе презентационной графики Microsoft Power Point с использование программирования. Основной принцип используемого теста в том, что обучающийся получает два результата:
- оценка проверки знаний обучающегося,
- баллы, которые обучающийся принес своей команде.
Учебный процесс организован так, чтобы каждый обучающийся стремился решить учебные задачи своими силами, и умел работать в группах.
Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего обучающегося не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать.
Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности, дают возможность отличиться обучающимся, не обладающими хорошими знаниями, служат началом для самовыражения их личности.
Форма деятельности (игровая ситуация) на различных этапах командного зачета способствует формированию и развитию у обучающихся основных компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, общекультурных, социально – трудовых
На подготовительном этапе у обучающихся формируются общекультурные компетенции, т.е. владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника при проектировании дизайна эмблемы и рекламного буклета. Формируется ценностно-смысловые компетенции - умение формулировать цели создания фирмы, выбор названия, распределение обязанностей.
В процессе игры формируются коммуникативные и информационные компетенции обучающихся, включающие знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В процессе применения знаний и умений на практике при выполнении заданий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; организовывать ее, преобразовывать, сохранять и передавать при помощи реальных объектов — компьютера. Следовательно, формируются информационные компетенции обучающихся. Также формируются учебно-познавательные компетенции, предполагающие умение оценивать начальные данные и планируемый результат, умение оформлять результаты своей деятельности наиболее оптимальным способом.
На этапе «Подведение итогов» формируются социально-трудовые компетенции, предполагающие умение анализировать достоинства и недостатки аналогов собственного продукта, умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношения. Также формируются информационные, коммуникативные, общекультурные компетенции.
Методические рекомендации по проведению занятия
Занятие проводится с использованием игровой ситуации - соревнования между командами на базе компьютерного класса или лаборатории экспериментальной физики. Проведение занятия обеспечивается компьютерами (количество зависит от числа команд) с установленным на них пакетом приложений Microsoft Office.
Число команд зависит от числа обучающихся. Необходимое условие - количество людей в команде одинаково и не менее 5 человек.
Подготовка к занятию
1.Познакомить обучающихся с планом работы на занятии (за неделю).
2.Познакомить с должностями и их обязанностями.
3.Домашнее задание обучающихся:
- разделится на группы (количество группы зависит от числа обучающихся);
- распределить роли, придумать атрибуты (название, эмблему, рекламный буклет);
- подготовить презентацию - визитную карточку.
4.Подготовить компьютерный класс:
Столы необходимо расставить так, что бы четко прослеживалось деление на группы.
На каждый стол необходимо сделать табличку с названием, в которой в последствии указывается состав обучающихся.
5.Каждой команде предоставляется четыре компьютера.
6.Проверить наличие и работоспособность необходимого оборудования и программного обеспечения;
7.Проверить работу тестирующей программы.
План - конспект занятия (с использование средств ИКТ)
Тема занятия: Обобщающее повторение по теме
№ занятия: (уроки темы)
Актуальность использования средств ИКТ: наглядное представление заданий, результатов работы, автоматизация проверки знаний, экономия учебного времени
Тип занятия: обобщения и систематизации знаний и умений…….
Вид занятия: командный зачет
Форма проведения: деловая игра
Цель занятия: систематизация и обобщение знаний по теме…..
Задачи:
образовательная | обобщить знания по…..; закрепить умение……; |
воспитательная | формировать сознательное отношение к выполнению заданий в коллективе: умение работать индивидуально и в группе, самостоятельно распределять обязанности, сообща решать поставленную задачу; формировать у обучающихся добросовестное отношение к работе в команде, чувствовать ответственность за правильность и точность ответов; |
развивающая | самостоятельность мышления; творческая активность обучающихся; стремление к самоанализу, умению обобщать. |
Материально-техническое обеспечение занятия:
карточки с текстами;
зачетный лист команды;
песочные часы (таймер)
Аппаратное и программное обеспечение:
персональные компьютеры с пакетом приложений Microsoft Office,
мультимедийный компьютер
Межпредметные связи: информатика и ИКТ, деловая культура.
Организационная структура занятия
Этап, время | Задачи | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Функции и основные виды деятельности преподавателя | Форма организации деятельности обучающихся |
Организация начала урока | Организация внимания обучающихся, обеспечение полной готовности к работе | Настрой обучающихся на работу | ||
Обобщение и систематизация знаний | Повторить основные вопросы теории | Организация разминки | Участие в опросе | |
Проверить теоретические знания | Выполнение теста (компьютерный вариант) | Контролирование результатов выполнение задания | Индивидуально выполняют тест, самостоятельно проверяют правильность выполнения | |
Применить знания в нестандартных условиях | Наглядное представление задания | Организация работы, контролирование | Групповая работа | |
Применение знаний и умений (30 мин) | Закрепить полученные знания, продемонстрировать умения по их применению | Выполнение задания | Консультирование, контроль | Оформление документов за компьютером |
Применить знания в нестандартных условиях | Наглядное представление задания | Контролирование | Индивидуальное выполнение заданий | |
Перевод результатов работы с электронного формата в бумажный | Групповое представление результатов работы | |||
Подведение итогов урока | Дать анализ и оценку успешности достижения цели | Наглядное представление числовой информации средствами деловой графики | Подведение итогов, разъяснение результатов | Ознакомление с результатами |
Рефлексия | Наглядное представление задания | Организация работы | Индивидуальное выполнение задания | |
Объяснение домашнего задания | объяснение домашнего задания | Поясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание в тетрадь |
Список источников
Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ – компетенции / Информатика в школе, 2012 - №17-24
Деловая игра как способ развития ключевых компетенций обучающихся / Информатика и образование, 2012 - №10
Технологическая карта занятия
Дидактическая структура занятия | Методическая подструктура занятия | Признаки решения дидактических задач | |||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | |||
Организационный момент | Информационно-рецептивный | Объяснение | Сообщение темы, целей, способов работы. | Презентация, атрибуты команды | Фронтальный | Готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся в ритм занятия | |
Применение понятий | Репродуктивный | Опрос Тест | Теоретическая разминка Учащиеся отвечают на вопросы: 1 правильный ответ – 1 балл Выполнение теста на компьютере | Презентация, компьютерный тест, вопросы для опроса карточки с документами | Индивидуальный. Часть команды отвечает на вопросы, двое проходят тест; затем меняются, двое оформляю эмблему и буклет | Самостоятельное выполнение предложенных заданий, требующих применение знаний в знакомой ситуации | |
Применение знаний и умений на практике | Частично-поисковый | Игра «Пойми меня» | Команда выбирает одну из 6 категорий. Участник команды должен словами, жестами, как можно точнее объяснить слова, представленные в разделе, а другой должны отгадать объясняемое слово | Презентация | Коллективный: часть команды участвует в игре | Активная продуктивная деятельность обучающихся по применению знаний в измененной ситуации | |
Работа с документами | Документы без названия Учащиеся определяют вид документа | - вторая часть работают с документами | Выполнение задания, требующих применение знаний в знакомой ситуации | ||||
Репродуктивный | Практикум за компьютером | Оформить документ по предложенной ситуации | Карточки с ситуацией | Парный | Грамотно оформленный документ | ||
Разгадывание ребусов | Конкурс президентов – выбрать номинал термина, отгадать ребус | Ребус, презентация | Индивидуальный | Продуктивная деятельность обучающихся по применению знаний в измененной ситуации | |||
Презентация фирмы – представление эмблемы и буклета фирмы | Представление буклета и эмблемы | ||||||
Контроль и самопроверка знаний | Проблемный | Беседа | Зачетный лист – подсчитать баллы команды Рефлексия – анализ индивидуальной и командной работы | Зачетный лист, презентация | Коллективный | Получение информации о достижении учащимися планируемых результатов | |
Подведение итогов урока | Объяснительно иллюстративный | Отчет - демонстрация | Зачетная таблица представление результатов зачета, иллюстрация диаграммой степень достижения поставленной цели на занятии. Анализ работы команд, отдельных обучающихся. Типичные ошибки и недостатки, затруднения уч-ся при выполнении задания. Сообщение оценок. | Электронная ведомость зачета, диаграмма, | Коллективный | Адекватность самооценки учащегося оценки преподавателя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Информационный | Объяснение | Домашнее задание – подготовится к контрольной работе | Фронтальный |