Сценарий внеклассного мероприятия по экологии «Мир, экология и мы»
В.В.Мальцева,
педагог-организатор
МБОУ «Гвардейская школа гимназия №2»
Симферопольского района Республики Крым
Цель – повышение экологической культуры школьников, формирование у школьников экологического мышления.
Задачи:
- вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки.
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
МИР, ЭКОЛОГИЯ И МЫ
Ведущий: Мы живём с вами в третьем тысячелетье. Это время сложное и напряжённое. Это время большого испытания для нас с вами, как физического так и морального. Учёные пришли к выводу, что за шесть лет обозримой истории жизни человечества, мир наш достиг успехов во всём, кроме нравственности. И вот страшный символ времени: осквернённые и разрушенные храмы, памятники истории, осквернена природа:
«Природа более не храм,
Она – гастрономическая лавка…»
Мы сейчас очень мало дружим с природой, хотя знаем о ней неизмеримо больше, чем наши предки.
В последнее время мы часто произносим слово «экология». Это слово стало модным. А что означает экология для нас с вами? Форма защиты растений и животных? А что значит это слово для тех, кому вообще безразличен животный и растительный мир?
По мнению учёных мира – во многих странах человек вообще утратил связь с окружающим миром, вследствие этого не испытывает потребности сохранить природу, потому что ценность природы он не может понять. И это критическое состояние человеческой души кроется в системе воспитания. И что же? Есть ли какой-нибудь выход из этой катастрофы? Конечно! Необходимо образовывать, ведь образование – это введение в образ. Следовательно, человека нужно ввести в свой человеческий образ. Вернуть в свой дом. Если и есть в мире, что должно привести нас, людей в изумление – так это планета, на которой мы живём. Ведь что такое Земля? По сравнению с космосом – она только пылинка! Однако если вдумчиво всмотреться в окружающий нас мир – как всё на Земле предусмотрено, разумно, осмысленно и целесообразно. Всё здесь так просто и вместе с тем таинственно и непостижимо.
Чтец: Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь…
Здесь в зарослях лесных,
Где всё мне с детства мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать
Звучит музыка Song from a secret garden
Выходит Лесная фея с помощницами (два юных защитника природы)
Лесная фея: Задумывался ли ты, юный друг, над тем, какое имя носит тот или иной цветок, дерево, куст? И почему? Кто дал им такие имена? Кто мы перестаём проявлять внимание к растениям или когда мы жестоко относимся к ним, интересуемся лишь с корыстной целью, то они начинают уходить от нас. И сегодня растения покидают наш мир с огромной скоростью. А мы по-прежнему продолжаем способствовать этому. Прежде, чем сорвать цветок или срубить дерево – подумай – а так ли тебе это необходимо!?
Первый защитник:
Один поэт сказал: «Смотри – цветок, как пёрышко зари!»
Другой, поправил: «Нет! Цветок – улыбка Бога!»
А третий молвил:
«Стебелёк и лепестки, как дивный шёлк-
Глазами радуйся, люби, рукой не трогай!
Лесная фея: Ещё из доледниковой эпохи пришли к нам можжевеловые леса. И разве не странно, что этим древнейшим жителям Крымской земли, пережившим геологические катастрофы, грозит гибель, именно в наши дни. Выходит, что для растений люди более опасны, чем природные катаклизмы? Увы, это так.
Рассмотрим хотя бы такое явление, как туризм. Походы туристов в горные леса можно сравнить с нашествием вражеских орд на мирные города и сёла. Туристы оставляют после себя горы мусора, который не перерабатывается почвой, но из-за их неосторожности каждый год погибает от пожаров сотни гектаров ценнейшего леса.
Второй защитник: А вот появляются первые весенние цветочки. И уже тут как тут идут на них с ножами те, кто жаждет лёгкой наживы, чтобы поскорее их продать. Поспели ягоды, грибы. И леса заполнили люди с корзинами и не любовным отношением к земле с её щедрыми дарами. Подобно первобытным дикарям они сбивают палками орехи, безжалостно ранят кору и ломают ветви деревьев.
Первый защитник: Когда-то в школах были лесничества, зелёные патрули, которые не только охраняли заповедные места от современным дикарей, но и очищали родники, сажали и выхаживали леса.
Лесная фея: Природа учит нас быть умными, мужественными и смелыми. Да, да! Ведь, чтобы остановить браконьера, нужно иметь смелость и гражданское мужество. Кто возьмёт на себя эту благородную обязанность? А у тебя никогда не щемит сердце по Новый год, когда ты видишь горы ёлок в грузовиках? Страшно подумать сколько деревьев гибнет накануне столь любимого праздника. И всего лишь на несколько дней. А потом мы безжалостно выбрасываем её порой прямо в грязь. И валяется несчастное дерево, которое подарило нам столько прекрасных мгновений.
Второй защитник: А ведь вместо целого дерева, можно обойтись и просто еловой или сосновой веточкой. Или стали так популярные искусственные ёлки. В последнее время учёные доказали, что растения, так же как и мы, чувствуем боль, и даже угадывают наше намерение сорвать их.
Первый защитник: Дерево, трава, цветок и птица –
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Уходят Лесная фея с помощницами (два защитник)
Звучит мелодия «Вальс цветов»
Выходит царица Флора с двумя помощницами (цветочки)
Флора: Человека всегда поражала яркость и красота цветов. В поэзии всех веков и народов цветы были эмблемой красоты, чистоты, богатства, предметом легенд и сказаний. Просто поражаешься: где земля берёт голубизну для незабудок, пронзительную синеву для васильков, снежную белизну для лилий! А в названиях цветов много удивительного: «Анютины глазки», «Незабудки», «Подснежник», «Аленький цветочек»…
1 цветочек:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
Флора: Цветы сопровождают человека всю жизнь. Они встречают его при рождении, сопровождают его всю жизнь во всех его радостях и провожают человека в последний путь.
Весь растительный мир мы называем одним словом «флора». Мир флоры богат и многообразен, как и мир людей.
Его все знают в мире: Никитский ботанический сад. Настоящее чудо света! В этом удивительном уголке Южного берега Крыма можно увидеть растения всей планеты. Пройдитесь аллеями этого необыкновенного сада и увидите, какими разнообразными богата земля. Здесь аллея каменных дубов, здесь бамбуковые заросли, аллея кипарисов, секвоя, гималайский кедр, итальянская сосна… эти роскошные растения называют экзотами или «иностранцами». А есть среди растений Крыма «коренные жители» или «туземцы». Не в том смысле, что дикари, а в том, что изначально они принадлежали земле их родителей. Они пришли к нам из далёкого прошлого. И называются «реликтами». К реликтам относятся и удивительный цветок «Орхидея». Каждый из этих растений – маленькое чудо!
Растительный мир Крыма – это богатство каждого их нас. Далеко не везде встретишь такое разнообразие растений, как у нас в Крыму.
Один поэт сказал: «Не Крым, а копия древнего рая!» Однако помни, что это богатство так незащищено и хрупко – береги его!
Лихина Елена Викторовна