Рабочая программа «Мир фантазий» для 13-17 лет

0
0
Материал опубликован 10 October 2017 в группе

Государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания населения

«Ипатовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

 

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением директора

ГБСУСОН «Ипатовский ДДИ»
 

Образовательная программа

по внеурочной деятельности

«Мир фантазий»

возраст обучающихся 13-17 лет

срок реализации – 2 года


 


 


 


 


 


 


 

Автор-составитель:

Бакланова Т. Н.,

Инструктор по труду
 

Ипатово, 2017 год

 Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности по курсу кружковой работы (дополнительное образование) составлена в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989), Федеральным законом Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской̆ Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с умственной̆ отсталостью; Нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской̆ Федерации примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработана на основе ФГОС для обучающихся с умственной̆ отсталостью.

Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ

- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

Реализация АООП образовательного учреждения осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.

Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа - художественно- эстетическая.

Актуальность программы

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость».

Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Программа творческого объединения прикладного искусства по технике Канзаши и бисероплетение ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

Основные трудности умеренно умственно отсталых детей при ре­шении задач: а) слабое принятие задачи, обусловленное недостаточно сильной мотивацией, уход от задачи, психическая пассивность; б) от­сутствие ориентировки в задаче, т. е. понимания связей между звенья­ми; в) неспособность к «осмысленной» организации своей деятельно­сти по выполнению задачи, т. е. последовательного перехода от одного действия к другому, осуществления связи между действиями, приме­нения адекватных способов действия, неумение правильно использо­вать наглядные средства для решения задачи.

Характеристика детей, обучающихся по курсу

Данной внеурочной деятельностью занимаются, как мальчики, так и девочки. Особенно привлекает ребят то, что они своими руками могут сделать много интересных и красивых сувенирных вещей.

Работа начинается с изучения интересов и потребностей детей, комплектования группы, подготовки материалов, инструментов, наглядных таблиц, шаблонов, презентаций, фотографий. Ведь известно, что для детей очень важно и образное и наглядное представление того, чем они будут заниматься. И, казалось бы, даже ребёнок не имеющий, на первый взгляд, особых художественных и эстетических способностей, может раскрыться с новой стороны и развить свои художественные способности до высокого уровня.

Содержание программы

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приёмы:

- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

- свободного выбора.

Цель и задачи программы

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

воспитание целеустремленности и настойчивости;

формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудо­вых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления из­делий из различных материалов.

5.Формирование умения решать творческие задачи.

Образовательные задачи программы – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения и Канзаши, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения, Канзаши.

Воспитательные задачи программы – привитие интереса к культуре своей Родины и культуре других народов мира, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

2. Коррекция и развитие аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.

3. Формирование оперативного образа объекта труда.

Ценность: возможность развития творческого потенциала обучающихся детей в коррекционной работе с детьми с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Формы реализации программы:

- Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

- Фронтальная и индивидуальная беседа.

- Цифровой, графический и терминологический диктанты.

- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

- Решение ситуационных задач, направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

- Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Принципы:

- единство обучения и воспитания

- сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников

- общедоступность

- преемственность

- дифференциации и индивидуализации

- свобода выбора

- успешность

Методы:

- практический

- наглядный

- метод релаксации

- практические занятия

- занятия исследования

- работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий

- рассказ, беседа, дискуссия

Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками бисероплетения и Канзаши на качественном уровне с учетом возраста и возможностей детей.

Система отслеживания результатов усвоения материала:

- наблюдение за детьми

- тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций

- организация и участие в выставках

- проведение конкурсов

- индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Структура программы: Данная образовательная программа состоит из следующих разделов:

1 год обучения: На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, атласными, репсовыми лентами, тканью различной фактуры, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый), изготовления лепестков для изготовления цветов в технике Канзаши (острый, круглый, острый – простой и т.д.). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, резать ленту на равные квадраты и отрезки.

Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения и техникой Канзаши (изготовление цветов из ткани), дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером и лентами, пробуждает желание совершенствоваться.

2 год обучения: На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой и лентами полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами работы. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.

Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям. По окончании обучения дети оформляют выставку. Каждый воспитанник с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму, нитки или проволоку, ленты и бисер определяет сюжет.

Сверх задачей данной программы является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.

Воспитанники должны знать:

- как организовывать рабочее место;

- названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;

- приемы и правила безопасной работы с инструментами, способы соединений деталей изделий, дотачивание нити, закрепления нити.

Воспитанники должны уметь:

- подготавливать свое рабочее место;

- различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

- плести одной иглой, плести на проволоке параллельным низанием;

- изготовление острого и круглого лепестков (как основа)

Универсальные учебные действия:

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; — смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; — нравственно_- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; — планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; — прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; — коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; — оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; — саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу обще учебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: — моделирование Логические универсальные действия: — анализ объектов с целью выделения признаков — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Постановка и решение проблемы: — формулирование проблемы; — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Методическое обеспечение образовательной программы

В ходе реализации образовательной программы используются следующие формы занятий: Практикумы, теория, экскурсия, беседа с демонстрацией изделий, урок- творческая мастерская. Методы: репродуктивные словесные, практические, творческие, проблемно- поисковые, проектно- исследовательские. Приемы: организационные, технические, логические. Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, презентации творческих работ учащихся.

Программа рассчитана на 2 года обучения, для подростков 13 - 17 лет.

Занятия проходят 2 раза в неделю – 66 часов в год, продолжительность занятия 30 минут. Наполняемость группы 3 – 4 человека, так как часто приходится работать индивидуально с каждым воспитанником.

Формы и режим занятий – групповая, индивидуальная.

Периодичность в неделю

Продолжительность

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 раза

30 – 40 минут

2 часа

66 часов (1 год)

2 раза

30 – 40 минут

2 часа

67 часов (2 год)

Учебно-тематический план 1 год обучения

Бисероплетение (33 часа)

Наименование раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Общие сведения о бисере. Правила техники безопасности. Материалы и инструменты в бисероплетении.

1

1

-

2

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Техники плетения.

2

0,5

1,5

3

Плетение на проволоке. Нанизывание на проволоку. Изучение схем.

6

0,5

5,5

4

Плетение на проволоке, иглой - узкая цепочка, ремешок.

6

1

5

5

Плетение на проволоке, иглой. Плетение сеточка.

4

1

3

6

Плетение французской техникой (основа листьев)

6

1

5

7

Полу объёмное параллельное плетение. Цветы из бисера.

5

0,5

4,5

8

Составление композиции. Коллективная работа.

2

0,5

1,5

9

Итоговое занятие. Тестирование. Выставка работ.

1

1

-

Итого:

33

7

26

Канзаши (33 часа)

Наименование раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Введение в изучаемый курс.

1

1

-

2

Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.

8

1

7

3

Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.

4

1

3

4

Способы комбинирования круглого и острого лепестка.

3

1

2

5

Цветы (изготовление, сборка цветка)

6

1

5

6

Украшения, аксессуары.

3

1

2

7

Картины и панно с использованием заготовок

8

1

7

Итого:

33

7

26

Учебно-тематический план 2 год обучения

Бисероплетение (34 часа)

Наименование раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Общие сведения о бисере. Материалы и инструменты в бисероплетении. Закрепление. Повторение правил техники безопасности

1

1

-

2

Закрепление навыка плоского параллельного плетения на проволоке. Плоские игрушки из бисера.

4

1

3

3

Закрепление навыка параллельного, игольчатого, петельного плетения.

5

1

4

4

Полу объёмное плетение. Цветы из бисера. Цветовое решение выполнения работы.

8

1

7

5

Плетение на леске. Плоские игрушки в технике «кирпичный стежок».

5

1

4

6

Деревья из бисера. Петельное, игольчатое, параллельное плетение.

9

1

8

7

Составление композиции. Коллективная работа.

1

-

1

8

Итоговое занятие. Выставка работ. Анализ лучших работ.

1

1

-

Итого:

34

7

27

Канзаши (37 часов)

Наименование раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Общие сведения о техники Канзаши. Материалы и инструменты при работе с лентами. Закрепление. Повторение правил техники безопасности

1

1

-

2

Закрепление навыка изготовления разновидности форм лепестков. Основные приемы выполнения.

5

1

4

3

Закрепление навыка изготовления разновидности форм листиков. Основные приемы выполнения.

4

1

3

4

Картины и панно с использованием заготовок.

13

1

12

5

Предметы интерьера по выбору учащихся. Творческий проект.

13

1

12

6

Итоговое занятие. Выставка работ. Анализ лучших работ.

1

1

-

Итого:

37

6

31

Методические пособия

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

3. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

4. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

5.СильвиБлондо: Цветы из ткани канзаши: Украшения для волос, модные аксессуары и декор.Издательство: ИГ «Контэнт», 2014г. - 80 стр.: ил.

6.Елена Токарева: Цветы из ткани и лент. Красиво и просто. Издательство: Эксмо-Пресс, 2014 г. - 32 стр.: ил.

7.Елена Токарева: Мои цветы. Ткани, ленты, фетр, вязание, валяние. Издательство: Эксмо, 2012 г.- 272 стр.: ил.

8.Хелен Гибб: Изысканные цветы из лент. Украшения и аксессуары. Винтаж и современность. Издательство: Кристина, 2007 г – 120стр.: ил.

9.Коллектив авторов: Японское искусство КАНЗАШИ. Тематическая подборка. - 7 папок (более 100 с.)

Электронные образовательные ресурсы

1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке

http://www.rukodelie.by/content/?id=2558

2. Петельная техника плетения бисером

http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

3. Цепочка «змейка».

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

4. Цепочка с цветами из шести лепестков

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

5. Низание бисера «в крестик»

http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

6. История бисера

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html

7. Материалы и инструменты для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html

8. Подготовка рабочего места для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html

9. Полезные советы при работе с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации