12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
arsina58 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа «Мир животных»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр»
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
«Рассмотрено» на заседании методического совета протокол № ____от______20____г. | «Утверждено» приказом №___ от_____20____г. Директор ДЭБЦ: ______________Г. И. Галявеева |
Рабочая программа «Мир животных»
рассчитана на второй год обучения
учащихся младшего школьного возраста
Педагог дополнительного образования Бирдина А.Ф.
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе
Типовых требований к образовательным программам дополнительного образования;
Положения о рабочей программе педагога МБУ ДО «ДЭБЦ»;
Адаптированной образовательной программы «Мир животных»
Учебного плана МБУ ДО «ДЭБЦ».
Согласно учебному плану рабочая программа для объединения «Мир животных» предусматривает обучение в объеме 6 часов в неделю, 216 часов в год.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные образовательной программой. Для текущего тематического контроля и оценивания знаний предусмотрены викторины. Курс завершает занятие по обобщению и систематизации знаний в форме экологического диктанта.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Воспитание любви к животным является одним из основных задач объединения «Мир животных». Это - любовь к животным нашей планеты, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Многолетний опыт работы в этом натолкнули на создание адаптированной образовательной программы «Мир животных». При разработке данной программы использована типовая программа «Исследователи природы», современная литература и энциклопедии о природе и животных.
Программа рассчитана на второй год обучения учащихся младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению живой природы и общению с животными. Учащимся данных классов свойственно стремление сочувствовать, заботиться и защищать животных, познавать и любить окружающий мир.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Продолжить ознакомить учащихся с животными различных экосистем..
Дать знания о видах, об особенностях животных.
Сформировать у учащихся умения и навыки ухода за животными.
Научить работать с определителем животных, и растений, с Красной Книгой.
Способствовать развитию творческих способностей, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации воспитанников.
Развивать память, воображение, внимательность, логическое мышление.
Воспитывать умение работать в коллективе, культуру общения, навыки здорового образа жизни, любовь к родному краю и бережное отношение ко всему живому.
В основу программы заложен экологический принцип. Он поможет учащимся углубить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой.
Программа предусматривает формирование у учащихся знаний об охране природы. Изучение живого мира предполагает накопление фактов многообразия видов и жизни животных, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений (размножение, способы добывания пищи, пищевые связи, убежища, жилища и т.д.). При изучении животных кружковцы узнают о необходимости охраны отдельных видов животных, занесенных в Красную книгу, знакомятся с внешним видом и морфологическими особенностями, практическим значением животных для жизни человека.
В программе много времени отводится на изучение животных и растений нашей страны, а также экскурсиям, и на проведение наблюдений и опытов, ведению дневника наблюдений.
Очень важно научить детей правилам поведения в природе, бережному отношению к природе и ее обитателям. Эти знания воспитанники получат во время тематических экскурсий. Посильное участие в природоохранных акциях и операциях. Также научит детей с уважением и любовью относиться к зеленым насаждениям; к той живности, которая встречается в нашем регионе; хранить в чистоте водоемы и в порядке земельные участки; брать на учет редкие виды растений и животных; организовывать наглядную агитацию по вопросам охраны живой природы и т.д.
В программу входят как теоретические знания в виде беседы, презентации, так и выполнение практических работ по наблюдению за животными и растениями на природе, за их состоянием, а также предусматриваются экскурсии в лес, на озеро, экологическую тропу, в живые уголки.
Программа посвящена животным и растениям нашей страны, хищным птицам и совам РТ, животным разных экосистем, болезням животных, занимательной зоологии, экологии, проблеме охраны животных, классу и типу животных. Особое внимание уделено учебнику определителю животных и растений нашей страны; изучению Красной книги РТ, РФ.
Примерный тематический план второго года обучения
№ п/п | Темы | Всего часов | Из них: | |||
Теории | Практики | Экскурсии | Мероприятии | |||
I. | Вводное занятие | 6ч | 1 | 2 | 1 | |
II. | Систематический обзор животных | 16ч | 5 | 10 | 1 | |
III. | Определение животных | 24ч | 8 | 14 | 1 | 1 |
IV. | Хищные птицы и совы Татарстана | 10ч | 4 | 6 | ||
V. | Животные водных экосистем | 20ч | 8 | 14 | ||
V I. | Кругосветное путешествие | 20ч | 6 | 14 | ||
VII. | Болезни животных | 12ч | 3 | 8 | 1 | |
VIII. | Особо охраняемые территории РТ | 6ч | 2 | 2 | 2 | |
IX. | Занимательная зоология | 12ч | 4 | 8 | ||
X. | Животные обитатели лугов, полей и лесов | 22ч | 8 | 14 | 1 | |
XI. | Экология. | 8ч | 3 | 5 | ||
XII. | Проблемы охраны животных | 8ч | 2 | 6 | ||
XIII. | Классы и типы животных | 22ч | 10 | 10 | 1 | 1 |
XIV | Растительный мир нашей страны. | 8ч | 2 | 6 | ||
XV | Ядовитые растения | 4ч | ||||
XVI | Удивительные органы чувств. | 4ч | 2 | 2 | ||
XVII | Ядовитые животные | 4ч | 2 | 2 | ||
XVIII | «Четвероногие музы» | 4ч | 2 | 2 | ||
X IX | Наша безопасность | 4ч | 4 | |||
XX | Итоговое занятие | 2ч | ||||
Итого: | 216ч | 72 | 134 | 7 | 3 |
Содержание программы
I.Вводная часть.
Ознакомление с планом работы и задачами объединения, правилами поведения в центре и в живом уголке. Соблюдение правил ТБ, ПДД и противопожарной безопасности Экскурсия на Красный Ключ. Тема: «Наблюдение за изменениями в природе
II. Систематический обзор животных
Значение животных в природе и в жизни человека. Культурно – эстетическое значение животных. Слет юннатов.
Практическая работа: Работа с учебником «Все о животных». Наблюдение за повадками животных в живом уголке ДЭБЦ. Мероприятие «Слет юннатов»
III. Определение животных
Знакомство с учебником атласом определителем «Все о птицах». «Удивительная жизнь животных». Определение птиц по иллюстрациям. Знакомство с карманным определителем млекопитающих
Практическая работа: Работа с учебником атласом определителем «Все о птицах»; «Удивительная жизнь животных». Работа с карманным определителем млекопитающих средней полосы Европейской части России». Экскурсия в лес Тема: «Определение лесных животных» с карманным определителем млекопитающих средней полосы Европейской части России». Мероприятие «День защиты животных»
IV. Хищные птицы и совы Татарстана
Многообразие и особенности биологии хищных птиц. Отряд соколообразные. Отряд совообразные. Знакомство с отдельными представителями хищных птиц РТ. Охрана хищных птиц. Практическая работа: Работа с учебником «Хищные птицы и совы Татарстана. Составление списка: «Охраняемые виды хищных птиц в Татарстане»
Наблюдение за совой и орлом могильником в живом уголке ДЭБЦ. Настольная игра: «Найди хищную птицу». Рисование на тему: «Хищные птицы РТ.
V. Животные водных экосистем
Общая характеристика. Знакомство с отдельными представителями. Питание и места обитания околоводных животных. Животные водных экосистем, занесенные в Красную книгу РТ и РФ.
Практическая работа: Работа с учебником «Птицы обитатели озер, болот и рек». Занятие в компьютерном кабинете, изучение энциклопедии Энциклопедия Кирилла и Мифодия «Мир животных». Работа с учебником «Красная книга РТ» и «Красная книга РФ.
Контроль знаний. Тема: «Мир животных».
VI. Кругосветное путешествие
Животный мир Татарстана. Животные Евразии и Австралии. «Африканское птичье царство». «Среди льдов Антарктиды». Животные Северной и Южной Америки.
Практическая работа: с атласом определителем «Животные Республики Татарстан . Работа с картой «Природа мира». Рисование на тему: «Птицы Татарстана». Занятие в компьютерном кабинете изучение энциклопедии Кирилла и Мифодия «Мир животных». Просмотр видеофильма «Животный мир Арктической зоны». Настольная игра: «Кто где живет». Наблюдение за неразлучниками в живом уголке.
Игра: «Умники и умницы» по теме «Кругосветное путешествие в Мир животных»
VII. Болезни животных
Нежелательные обитатели клеток. Инфекционные болезни. Неинфекционные болезни
Практическая работа: Работа с учебником «Болезни животных». Наблюдение за животными в живом уголке ДЭБЦ. Экскурсия в ветеринарное объединение города с целью ознакомления работой ветеринаров.
VIII. Особо охраняемые территории РТ
Заказники. Заповедники. Национальный парк Нижняя Кама.
Нижнекамск, природные памятники
Практическая работа: Знакомство с учебником «Особо охраняемые территории РТ». Работа с иллюстрациями. Просмотр видеофильма «Национальный парк Нижняя Кама».
Экскурсия на дачу Стахеевых.
IX. Занимательная зоология
Рекорды животного мира. «Зоологический семинар». Олимпиада «Животные»
Практическая работа: Работа с учебником «Загадочные звери». Рисование на тему: «Животные рекордсмен». Викторина: «Животные»
X. Животные – обитатели лугов, полей и лесов
Общая характеристика. Знакомство с отдельными видами. Питание, размножение и места обитания. Лесные обитатели. Рекордсмены среди животных лугов, полей и лесов. Животные – обитатели лугов, полей и лесов, занесенных в Красную книгу РТ и РФ.
Практическая работа: Работа с учебником «Животные обитатели лугов, полей и лесов». Работа с учебниками «Красная книга РТ и РФ». Наблюдение за животными в живом уголке ДЭБЦ. Кормление животных в живом уголке. Экскурсия в лес (20 мкр) с целью ознакомления с лесными обитателями. Рисование на тему: Животное – рекордсмен».
XI. Экология.
Наука – экология. Роль особо охраняемых территорий РТ
Практическая работа: Просмотр видеофильма «Национальный парк Нижняя Кама»
Экскурсия на «Экологическую тропу», тема: «Знакомство с видами растений»
XII. Проблемы охраны животных
Исчезнувшие и истреблённые человеком виды животных. Причины сокращения численности животных. Редкие виды животных. Пути сохранения видов животных от вымирания. Практическая работа: Работа с учебником Красная книга РТ и РФ. Работа с иллюстрациями. Изучение редких видов животных по интернет ресурсам.
XIII. Классы и типы животных
Хордовые. Общая характеристика. Особенности строения птиц в связи с полётом. Биологическая роль птиц. Позвоночные. Акулы и человек. Многообразие и охрана видов. Класс Амфибии. Многообразие, особенности внешнего и внутреннего строения (на примере лягушки) в связи с обитанием в двух средах. Класс Рептилии. Систематика класса, многообразие, особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящерицы) в связи с обитанием на суше. Класс Птицы. Систематика класса. Класс Млекопитающие – обитатели всех сфер Земли. Систематика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере кролика). Многообразие видов. Знакомство особенностями отрядов, их биологическими ролями. Использование человеком.
Практическая работа: Работа с энциклопедией «Животные». Просмотр видеофильма «Обитатели водных пространств». Работа с иллюстрациями «Земноводные».
Наблюдение на природе за полетом птиц. Рисование на тему «Животные».
Экскурсия в пионерское озеро с целью ознакомления с местом обитания амфибии.
XIV. Растительный мир нашей страны.
Растительный мир водоемов. Растительный мир субтропиков. Растительный мир гор. Охрана растительного мира нашей страны.
XV. Ядовитые растения
Грибы. Цветковые растения.
Практическая работа: работа с учебником «Ядовитые растения»
XVI. Удивительные органы чувств
Слух. Обоняние. Зрение. Практическая работа: со схемой «Органы чувств»
XVII. Ядовитые животные. Характеристика ядовитых животных. Ядовитые морские беспозвоночные. Ядовитые членистоногие. Ядовитые рыбы. Ядовитые амфибии и змеи.
XVIII. «Четвероногие музы»
Животные в произведениях поэтов, писателей. Животные в произведениях композиторов и художников. Практическая работа: Работа с литературой о животных в библиотеке ДЭБЦ.
Просмотр картин художников по интернет ресурсам, посвященные животным. Прослушание произведений композиторов о животных
XIX. «Наша безопасность»
Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле общественном транспорте. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки, знаки сервиса. Практическая работа: Просмотр презентации: «Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа». Работа с учебником «Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле общественном транспорте». Настольная игра «Дорожные знаки»
XX. Итоговое занятие. «Экологический лабиринт»
Этапы педагогического контроля
2 года обучения
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Формы проведения |
1. | октябрь | Систематический обзор животных Хищные птицы и совы Татарстана | Викторина: «Животные» |
2. | декабрь | Виды кормушек и кормов для зимующих птиц. Изготовление и развешивание кормушек на территории ДЭБЦ, школы и подкормка птиц. | Практическая работа. |
3. | март | Кругосветное путешествие | Игра «Умники и умницы» |
4. | май | Подведение итогов. Проверка знаний, умений и навыков за учебный год. | Игра «Экологический лабиринт» |
Перечень знаний, умений, навыков
к концу 2-го года обучения
Учащиеся должны знать:
- животный мир нашей страны;
- хищных птиц Татарстана;
- животных обитателей лугов, полей и лесов;
- животных водных экосистем;
- типы и классы животных;
- ядовитых растений и животных РТ;
- значение животных в природе и в жизни человека;
- виды животных, занесенных в Красную книгу РТ и РФ;
- роль особо охраняемых территории РТ;
- растений нашей страны;
- значение и роль природоохранных организаций;
- правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- работать с литературой, определителем, периодическим изданием;
- наблюдать за животными и растениями на природе;
- проводить опыты;
Условия реализации программы.
Материально технические условия:
Занятия проводятся на базе школы: теоретическая часть – в учебном кабинете, практическая часть – на природе. Организуются экскурсии на экологическую тропу, на природу, в зоомагазины, в пригородный лес, городской парк, на Красный Ключ, в автогородок. В течение учебного года учащиеся посещают городские и краеведческие музеи, выставки, участвуют в природоохранных мероприятиях центра и города.
Программа также предполагает самостоятельную работу учащихся с тематической литературой, учебниками, картами, методическими пособиями, Красной и Зеленой книгами, определителем, журналами и работу в компьютерном кабинете.
Для успешной реализации программы и проведения практических занятий созданы все условия. При проведении занятий используются ТСО, компьютер, мультимедийное оборудование, аудио и видеоаппаратура.
Методическое обеспечение:
1.Таблицы: «Растительный мир России», «Органы чувств», «Хордовые», «Амфибии», «Млекопитающие».
2.Плакаты:
- по правилам дорожного движения;
- «Морфологическое строение животных»
3. Раздаточный материал, рисунки, схемы и фотографии.
4. Настольная игра «Мир животных», «Дорожные знаки», кроссворды, сборник настольных игр.
5. Видеофильмы. Презентации.
6. Периодические издания: «Юный натуралист», «Мир животных», «Свирель», «Муравейник», «Мой друг», «Биология в школе».
Кадровые условия:
Обучение учащихся по данной программе могут вести педагоги, работающие с учащимися начального и среднего школьного возраста. Пользуясь программой, педагог может внести изменения в содержание тем, углубить или сократить материал в зависимости от условий и желания воспитанников. Уровень усвоения материала зависит от возраста и личных качеств учащихся.
Внешние условия:
Работа по программе предполагает сотрудничество педагогов и учащихся:
- с общеобразовательными школами и другими УДО.
- лесничеством, городскими ветеринарными и экологическими службами;
- средствами массовой информации;
- родителями учащихся.
Образовательно-воспитательная работа
№ п/п | Задачи | Дела коллективные | Сроки |
1. | Профориентация Учащихся. | - знакомство с деятельностью природоохранных и экологических служб города; - встреча с ветеринаром; - экскурсии в зоомагазин. | в течение учебного года |
2. | Работа по созданию и развитию Коллектива. | - мероприятия и чаепитие с детьми и их родителями, посвященные знаменательным датам; - дни именинников. | в течение учебного года |
3. | Организация досуга. | - экскурсии в музей, на природу, Красный Ключ, Парк – Нефтехимиков, Семья, Солнечная поляна; - дни здоровья; | в течение учебного года |
4. | Участие в мероприятиях. | - Слет натуралистов; - День защиты животных; - День Земли; - День леса - природоохранные акции-операции: * Операция «Ель»; * «Осторожно, первоцвет»; * «Марш парков». | сентябрь октябрь март апрель декабрь апрель-май апрель-май апрель-май |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия и вид деятельности воспитанников | Дата проведения | |
Планир. | Фактич. | ||||
I | Вводная часть. | 6ч | |||
Знакомство с планом работы и задачами кружка, правилами поведения в центре и в живом уголке. Инструктаж по ТБ, ПБ. Учебный модуль «Безопасная дорога» | 2 2 2 | Экскурсия на Красный Ключ. Тема: «Наблюдение за изменениями в природе» Просмотр презентации «Я пешеход» | 02.09 05.09 07.09 | ||
II | Систематический обзор животных | 10ч | |||
1.Значение животных в природе и в жизни человека | 2 2 | Практическая работа: Работа с учебником «Все о животных» | 09.09 14.09 | ||
2.Культурно – эстетическое значение животных Учебники: «Все о животных» Млекопитающие. Мн.6 Харвест, 2000г. | 2 2 2 | Практическая работа: Наблюдение за повадками животных в живом уголке Мероприятие: «Слет юннатов» | 16.09 19.09 21.09 | ||
III | Определение животных | 24ч | |||
1.Знакомство с учебником атласом определителем «Все о птицах» | 2 2 | Практическая работа: Работа с учебником атласом определителем «Все о птицах» | 23.09 26.09 | ||
2.«Удивительная жизнь животных» | 2 2 | Практическая работа: с учебником «Удивительная жизнь животных» | 28.09 30.09 | ||
3.Определение птиц по иллюстрациям | 2 2 | Экскурсия в лес Тема: «Определение лесных животных» с карманным определителем млекопитающих средне полосы России» | 03.10 05.10 | ||
4.Знакомство с карманным определителем млекопитающих Учебники: 1. «Все о птицах» Шаронов Санкт Петербург СЭКЭО «Кристалл» Москва «Оникс» 2.«Удивительная жизнь животных И.Я.Павлинов | 2 2 2 | Практическая работа Работа с карманным определителем млекопитающих средней полосы Европейской части России» Мероприятие «День защиты животных» | 07.10 10.10 12.10 | ||
IV | Хищные птицы и совы Татарстана | 10ч | |||
1.Многообразие и особенности биологии хищных птиц. | 2 | Практическая работа: Работа с учебником «Хищные птицы и совы Татарстана | 14.10 | ||
2.Отряд соколообразные | 2 | Наблюдение за орлом могильником в живом уголке | 17.10 | ||
3.Отряд совообразные | 2 | Практическая работа: 1.Работа с учебником «Хищные птицы и совы Татарстана 2.Наблюдение за совой в живом уголке ДЭБЦ | 19.10 | ||
4.Знакомство с отдельными представителями хищных птиц РТ. | 2 | Практическая работа: 1.Настольная игра: «Найди хищную птицу» 2.Рисование на тему: «Хищные птицы Татарстана» | 21.10 | ||
5.Охрана хищных птиц Учебники: 1. «Хищные птицы и совы Татарстана И.И.Рахимов. Казань 1999 | 2 | Практическая работа: 1.Работа с учебником «Красная книга РТ» 2.Составление списка: «Охраняемые виды хищных птиц в Татарстане» | 24.10 | ||
V | Животные водных экосистем | 22ч | |||
1.Общая характеристика. Знакомство с отдельными представителями | 2 2 2 | Практическая работа: Работа с учебником «Птицы обитатели озер, болот и рек» | 26.10 28.10 | ||
2.Питание и места обитания околоводных животных | 2 2 2 | Практическая работа: изучение энциклопедии Кирилла и Мифодия «Мир животных» | 31.10 02.11 04.11 | ||
3.Животные водных экосистем занесенные в Красную книгу РТ и РФ. Учебники: 1. «Птицы обитатели озер, болот и рек» Ф.Заэр пер.с нем. Мещерчковой изд. Астрель. | 2 2 2 2 2 | Практическая работа: 1.Работа с учебником «Красная книга РТ» и «Красная книга РФ 2.Контроль знаний. Тема: «Мир животных» викторина | 07.11 09.11 11.11 14.11 16.11 | ||
VI | Кругосветное путешествие | 26ч | |||
1.Животный мир Татарстана | 2 2 2 | Практическая работа: 1.Работа с атласом определителем «Животные Республики Татарстан 2.Рисование на тему: «Птицы Татарстана» | 18.11 21.11 23.11 | ||
2.Животные Евразии Австралии | 2 2 2 | Практическая работа: 1.Изучение энциклопедии Кирилла и Мифодия «Мир животных». 2.Работа с картой «Природа мира | 25.11 28.11 30.11 | ||
3.«Животный мир Африки» | 2 2 2 | Практическая работа: 1.Настольная игра: «Кто где живет». 2.Наблюдение за неразлучниками в живом уголке | 02.12 05.12 07.12 | ||
4.«Среди льдов Антарктиды» | 2 2 | Практическая работа: Просмотр видеофильма «Жив.мир Арктической зоны» | 09.12 12.12 | ||
5.Животные Северной и Южной Америки. Учебники: 1.«Животные РТ» Рахимов И.И., Казань Мосалов А.А. Фолианть 2008 2.«Удивительная жизнь животных» Изд.Москва АСТ. | 2 2 | Практическая работа: 1.Работа с картой «Природа мира» 2.Игра: «Умники и умницы» по теме «Кругосветное путешествие в Мир животных» | 14.12 16.12 | ||
VII | Болезни животных | 12ч | |||
1.Нежелательные обитатели клеток | 2 2 | Практическая работа: Работа с учебником «Болезни животных» | 19.12 21.12 | ||
2.Инфекционные болезни | 2 2 | Практическая работа: Наблюдение за животными в живом уголке ДЭБЦ | 23.12 | ||
3.Неинфекционные болезни Учебники: «1000 советов. Как лечить домашних питомцев» Л. Стишковская АСТ. Астрель | 2 2 | Экскурсия в ветеринарное объединение города с целью ознакомления работой ветеринаров | 26.12 28.12 | ||
VIII | Особо охраняемые территории РТ | 6ч | |||
Заказники. Заповедники. Национальный парк Нижняя Кама. Природные памятники Учебники: «Национальный парк Нижняя Кама» | 2 2 2 | Практическая работа: Знакомство с учебником «Особо охраняемые территории РТ». Работа с иллюстрациями. Просмотр видеофильма «Национальный парк Нижняя Кама» Экскурсия: «Дача Стахеевых | 30.12 09.01 04.01 | ||
IX | Занимательная зоология | 12ч | |||
1.Рекорды животного мира 2.«Зоологический семинар» 3.Олимпиада «Животные» Учебники: 1.Занимательная зоология 2.Загадочные звери» Долгова Т.В.М.«Росмэн»2003 г | 2 2 2 2 2 2 | Практическая работа: Рисование на тему: «Животные рекордсмен» Работа с учебником «Загадочные звери» Викторина: «Животные» | 11.01 13.01 16.01 18.01 20.01 23.01 | ||
X | Животные – обитатели лугов, полей и лесов 1.Общая характеристика 2.Знакомство с отдельными видами 3.Питание, размножение и места обитания | 24ч 2 2 2 2 | Практическая работа: Работа с учебником «Животные обитатели лугов, полей и лесов» Практическая работа: Наблюдение за животными в живом уголке ДЭБЦ | 25.01 27.01 30.01 01.02 | |
4. Лесные обитатели. 5.Рекордсмены среди животных лугов, полей и лесов. 6.Животные – обитатели лугов, полей и лесов, занесенных в Красную книгу РТ и РФ. Учебники: 1.«Животные – обитатели лугов, полей и лесов» Ф.Заэр пер.с нем. Астрель. Москва 2002 2. «Красная книга РТ», «Рахимов И.И., Мосалов А.А. Казань Фолиант | 2 2 2 2 2 2 2 2 | Практическая работа: Экскурсия в лес (20 мкр) с целью ознакомления с лесными обитателями Практическая работа: 1.Работа с учебником «Животные обитатели лугов, полей и лесов» 2.Рисование на тему: «Птица – рекордсмен Практическая работа: 1.Работа с учебниками «Красная книга РТ и РФ», 2.Просмотр презентации «Дорожная безопасность | 03.02 06.02 08.02 10.02 13.02 15.02 17.02 20.02 | ||
XI | Экология. | 8ч | |||
1.Наука – экология 2.Роль особо охраняемых территорий РТ | 2 2 2 2 | Экскурсия на «Экологическую тропу», тема: «Знакомство с видами растений» Практическая работа: Просмотр видеофильма «Национальный парк Нижняя Кама» | 22.02 27.02 01.03 03.03 | ||
XII | Проблемы охраны животных | 8ч | |||
1.Исчезнувшие и истреблённые человеком виды животных. Причины сокращения числен- ности животных. 2. Редкие виды животных. Пути сохранения видов животных от вымирания | 2 2 2 2 | Практическая работа: 1.Работа с учебником Красная книга РТ и РФ 2. Работа с иллюстрациями Практическая работа: 1.Работа с учебником Красная книга РТ и РФ 2.Изучение редких видов животных по интернету | 06.03 10.03 13.03 15.03 | ||
XIII | Классы и типы животных | 28ч | |||
1.Хордовые. Общая характеристика. Особенности строения птиц в связи с полётом. Биологическая роль птиц. 2.Позвоночные. Акулы и человек. Многообразие и охрана видов. 3.Класс Амфибии. 4.Класс Рептилии. Систематика класса, многообразие, особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящерицы) в связи с обитанием на суше. 6.Класс Млекопитающие – обитатели всех сфер Земли. Систематика класса. 8.Знакомство особенностями отрядов, их биологическими ролями. Использование человеком. Учебники: 1.«Карманный определитель млекопитающих средней полосы Европейской части России» 2. Энциклопедия Кирилла и Мифодия «Мир животных» 3.Энциклопедия «Млекопитающие» Москва АСТ. Астрель | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Практическая работа: 1.Наблюдение на природе за полетом птиц 2.Рисование на тему «Птицы» 3. Работа с энциклопедией «Животные» Практическая работа: Просмотр видеофильма «Обитатели водных пространств Практическая работа: 1.Работа с иллюстрациями «Земноводные» 2. Экскурсия в пионерское озеро с целью ознакомления с местом обитания амфибии Практическая работа: 1.Работа с иллюстрациями «Рептилии» 2.Просмотр видеофильма «Рептилии» Практическая работа: Работа с карманным определителем млекопитающих средней полосы Европейской части России» Практическая работа: 1.Работа с учебником «Млекопитающие» 2. Занятие в компьютерном кабинете изучение энциклопедии Кирилла и Мифодия «Мир животных» Викторина по теме: «Классы и типы животных» | 17.03 20.03 22.03 24.03 27.03 29.03 31.03 03.04 05.04 07.04 10.04 12.04 14.04 17.04 | ||
XIV | Растительный мир России | 12ч | |||
1.Растительный мир водоемов 2.Растительный мир субтропиков 3.Растительный мир гор 4.Охрана растительного мира нашей страны Учебник: «Растительный мир нашей страны», Петров В.В. изд. « Просвещение»1981г | 2 2 2 2 2 2 | Практическая работа: 1.Просмотр видеофильма «Растительный мир России» 2.Работа с учебником «Растительный мир нашей страны» 3.Работа с определителем растений нашей страны. Практическая работа: Презентация «Растительный мир нашей Родины 2.«Я пешеход» беседа | 19.04 21.04 24.04 26.04 28.04 03.05 | ||
XV | Ядовитые растени | 4ч | |||
Грибы Цветковые растения | 2 2 | 05.05 10.05 | |||
XVI | Удивительные органы чувств | 4ч | Практическая работа: Работа со схемой «Органы чувств» | ||
1.Слух. Обоняние 2.Зрение. Учебники: «Чудеса природы» Фратини С. Москва АСТ. Астрель 2002 | 2 2 | Практическая работа: Работа с таблицей «Органы чувств» | 12.05 15.05 | ||
XVII | «Четвероногие музы» | 4ч | |||
1.Животные в произведениях поэтов, писателей 2.Животные в произведениях композиторов и художников | 2 2 | Практическая работа: 1.Изучение произведений о животных в библиотеке ДЭБЦ Просмотр картин художников по интернет ресурсам 2.Прослушание произведений композиторов о животных | 17.05 19.05 | ||
XVIII | Ядовитые животные | 8ч | |||
Общая характеристика ядовитых животных Ядовитые амфибии и змеи Ядовитые рыбы | 2 2 2 | Практическая работа: Просмотр презентации «Ядовитые животные» 2. Работа с иллюстрациями | 22.05 24.05 26.05 | ||
XIX | «Наша безопасность» | 4ч | |||
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки, знаки сервиса. | 1 1 2 | Практическая работа: 1. Просмотр презентации: Действия при пожаре, при аварии водопровода, при утечке газа. 2. Работа с учебником «Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле общественном транспорте». 3.Настольная игра «Дорожные знаки» | 17.05 29.05 31.05 | ||
XX | Итоговое занятие | 2ч | «Экологический лабиринт» | 23.05 | |
ИТОГО | 216ч |
Используемая литература
Басихес И.Е., Рудометов О.А. Птицы в нашем доме. Минск: «Ураджай», 1994.
Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия ЛТД., 2003.-644с.
Бровкина Е.Т. Сивоглазов В.И. Животные луга. Атлас определитель. - М.: Издательство «Эмонт Россия». 2001. 64с.
Волина Валентина. Мир животных (для родителей, учителей и милых детей). – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 1999.-512с.
Зауер Ф. Птицы - обитатели озер, болот и рек. Пер. с немецкого С.Мещеряковой. - М.: ООО Издательство «АСТ», 2002. 287с.
Зауер Ф. Птицы лугов, полей и лесов.. Пер. с немецкого С.Мещеряковой. - М.: ООО Издательство «АСТ», 2002. 287с.
Клаус Шпайхер. Канарейки. – М.: Аквариум, 2006.
Ласухов Р. Птицы. Карманный определитель. - М.: Рольф, 2000. 301с.
Маланин Л.П. и др. Ветеринарные препараты: Справочник. - М.: Агропромиздат, 1988. -319с.
Малькольм Пенни. Ночные животные. – М.: РОСМЭН, 2000.
Михеев А.В. Биология птиц. Определитель птичьих гнезд. - М.: «Цитадель», 1996.-460с.
Нестерева Д.А. Загадочные птицы. – М.: ООО Изд. РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.-301с.
Нимани Райнер. Волнистые попугаи. – М.: Издательство ООО АСТ, 2002. -27с.
Онегов А. Школа юннатов. Живой уголок. – М.: Детская литература, 1990. -271с.
Отто фон Фриш, Герман Фай. Зверята со всего света. Лик-Пресс Поматур, 1996.
Павлинов И.Я. Удивительная жизнь животных. – М.: ООО изд. Астрель, 2002.
Рахманов А.И. Домашний зооуголок. – Смоленск: Русич, 1996. -544с.
Рахимов И.И. Павлов Ю.И. Хищные птицы и совы Татарстана. Казань. Татполиграфия, 1999. -133с.
Рик Моррис. Тайны живой природы. – М.: РОСМЭН, 1997.
Стив Паркер. Планета животных. – М.: Махаон, 2005.
Тихонов А.В. Энциклопедия окружающего мира. – М.: РОСМЭН, 2005.
Энциклопедия знаний. Животные. – М.: Астрель. АСТ, 2001.
Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта, 2005. -704с.
Энциклопедия для детей. Экология. – М.: Аванта, 2003. -448с.
Энциклопедия для детей. Птицы и звери. – М.: Аванта, 2006. -448с.
27.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. – М.: АСТ, 2000