12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбачева Александра Анатольевна1001
Россия, Новосибирская обл., п.Чаны

Модель психолого-педагогического сопровождения

обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации

(из опыта работы)

Горбачева Александра Анатольевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории,

МБОУ Чановская СШ № 2 Чановского района

Новосибирской области


Реализация федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменила всю образовательную ситуацию в школе, определяя необходимость включения психологических знаний в содержание и организацию образовательной среды не только для здоровых детей, но и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью. Роль школьного педагога – психолога как полноценного участника образовательного процесса важна и незаменима, когда речь идет о потребности в организации психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Именно поэтому в МБОУ Чановской средней школе № 2 Чановского района Новосибирской области (далее – МБОУ Чановская СШ № 2) особое внимание уделяется психологическому здоровью обучающихся, индивидуализации образовательных маршрутов (по необходимости), созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды для всех участников образовательных отношений.

В нашей школе обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью различных нозологий: с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и умеренной степени тяжести, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи. По заключениям территориальной психолого – медико - педагогической комиссии (далее – ТПМПК) для обучающихся с ОВЗ организовано психолого-педагогическое сопровождение, которое осуществляют узкие специалисты: педагог – психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор, социальный педагог, ассистент – помощник. В нашей школе полный кадровый состав специалистов службы сопровождения. Процесс обучения детей с ОВЗ и инвалидностью организован в разных формах:

инклюзивно в классах со своими здоровыми сверстниками,

индивидуально в школе или на дому (по медицинским показаниям).

Учитывая индивидуальные особенности развития ребенка с ОВЗ и решение психолого-педагогического консилиума МБОУ Чановской СШ № 2, определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Важнейшей задачей для наших специалистов является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование существующих разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

Социализация и адаптация детей с ОВЗ и инвалидностью организованы через вовлечение ребят во внеурочную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия не только районного, но и регионального уровня. Неоднократно дети участвовали в областной спартакиаде для инвалидов и детей с ОВЗ, а также в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Вся коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение организации деятельности, способствующей личностному развитию обучающихся, коррекцию недостатков психофизического развития и освоение ими содержания образования. Основными направлениями работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ являются:

-развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков;

-развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Целью психолого - педагогического сопровождения отдельно взятого обучающегося с ОВЗ, является обеспечение оптимального развития ребенка, его успешной социализации в обществе.

Задачами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в МБОУ Чановская СШ № 2, являются:

- профилактика проблем развития детей;

-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое сопровождение образовательных программ;

- развитие психолого - педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. (Антонова О. В.

https://infourok.ru/model-kompleksnogo-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-obuchayushihsya-s-ovz-4378460.html

Исходя из опыта работы, можно выделить сложившиеся модели психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ Чановской СШ № 2.

Модель 1. Родители (законные представители) обучающегося школы по собственной инициативе предоставили в школу заключение ТПМПК.

Действия специалистов школьного психолого-педагогического консилиума (далее – ППк):

1. Изучение документов (заключения ТПМПК, ИПРА)

2. Беседа с родителями, сбор анамнестических данных. Выявление трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания ребенка.

3. Установление контакта с ребенком (наблюдение, беседа, изучение продуктивной, игровой деятельности)

4. Изучение уровня сформированности психических процессов: уровня чувственного восприятия, сформированности сенсорных эталонов, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления, мелкой и общей моторики, уровня развития выразительной и выразительной речи.

Также при определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Оценивать результаты можно не в условных баллах, а по фактическому опыту деятельности.

5. Педагогами нашей школы разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП) той нозологии, которая прописана в рекомендациях ТПМПК.

Приказом директора МБОУ Чановская СШ № 2 назначается сопровождающий обучающегося с ОВЗ, которым может быть назначен классный руководитель, либо учитель-предметник индивидуального обучения, либо тьютор. Главное условие - не более 3 детей на сопровождение одним педагогом.

В базе данных ОВЗ оформляется карта обучающегося с ОВЗ.

Для ученика составляется индивидуальный учебный план.

Учителя разрабатывают рабочие адаптированные программы по учебным предметам, а узкие специалисты программы для реализации коррекционных курсов.

Составляется расписание коррекционных занятий.

Разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, в его разработке участвуют: сопровождающий, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог.

Заводится дневник динамического наблюдения и ведется отслеживание в таблице динамики развития личностных качеств обучающегося с ОВЗ.

На плановых заседаниях школьного ППк дважды в год (после 2-ой и 4-й четвертей) отслеживается динамика индивидуального развития, уровень освоения адаптированной образовательной программы, а также происходит обмен мнениями между специалистами по выявленным скрытым ресурсам обучающихся с ОВЗ.

6. Документы, которые оформляются с родителями ребенка с ОВЗ:

- договор об обучении с родителями ребенка с ОВЗ (однократно)

- заявление/согласие на коррекционную работу специалистов с ребенком (однократно)

- заявление/согласие на обучение по АОП (ежегодно);

- заявление на обучение на дому (если предоставлена справка на индивидуальное обучение из ЦРБ) (ежегодно)

- согласуется индивидуальный учебный план, ИОМ, расписание занятий (ежегодно)

Модель 2. Запрос педагога на предмет возникших трудностей у обучающегося с ОВЗ в освоении учебного материала или адаптированной образовательной программы в целом.

Действия специалистов школьного психолого-педагогического консилиума (далее – ППк):

Диагностическая работа с целью создания благоприятных условий для освоения содержания адаптированной образовательной программы.

При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ содержания адаптированной образовательной программы педагоги МБОУ Чановской СШ № 2, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно вносят корректировки в рабочие программы по учебным предметам, а узкие специалисты дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в процессе обучения и социализации обучающийся с ОВЗ направляется на комплексное психолого – медико - педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению.

Методы и диагностические средства для выявления индивидуальных особенностей школьников, которые мы используем в своей практике, представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

п/п

Диагностируемые

параметры

Рекомендуемые методики диагностические методы


Социальная ситуация развития (проблемы, связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье)


Социометрия

Проективная беседа «Мой круг общения»

Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля.

CMAS (модиф. А.М.Прихожан)

Методика Э.М. Александровской «Изучение социально-психологической адаптации»

Методика «Рисунок семьи»

«Кинестетический рисунок семьи»

Методика Д. Ореховой «Домики».


Ведущая деятельность (сформированность компонентов структуры учебной деятельности, предпосылки формирования учебной деятельности, произвольность поведения и познавательных процессов)



Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности

Проективная проба «Рисунок школы»

Методика «Лесенка побуждений»

Методика «Составь расписание»

Методика «Конверты»

Методика Н.Г. Лускановой по мотивации


Особенности познавательной деятельности


Прогрессивные матрицы Дж.Равена

Методика Выготского-Сахарова

Предметная классификация

Исключение предметов (4ый лишний)

Кубики Коса

Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене)

Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени)

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС).


Изучение свойств внимания (уровень распределения, устойчивости, переключения внимания)

Методика “Проставь значки”

Корректурная проба (тест Бурдона)

Методика В.М.Когана

Таблицы Шульте


Изучение свойств памяти уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей).

Методика “Долговременная память”

Методика “Опосредованное запоминание”

Использована методика, разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.)

Методика “Изучение логической памяти у младших школьников”

Пиктограммы


Эмоционально-волевая сфера

Цветовой тест Люшера

ЦТО Цветовой тест отношений

С.А.Т.-Н

Методика «СОМОР»

«Лесенка»

«Несуществующее животное»

«Дом. Дерево. Человек»

«Эмоциональные лица» и пр.

(Чужигаев А. https://znanio.ru/media/dlya-psihologa-2589929)

2. Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям методической помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ.

Консультативная работа по психологическому просвещению ведется не только с педагогами МБОУ Чановской СШ № 2, но также и с педагогами школ района, в рамках участия в проекте, как ресурсной организации Новосибирской области, реализующей практику инклюзивного образования. Формы работы разнообразны: занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ОВЗ и его особым образовательным потребностям, организация и проведение открытых педагогических консилиумов для педагогов школ Чановского района Новосибирской области, методическая помощь в подготовке к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации и т.д.

С января 2021 года МБОУ Чановская СШ № 2 является консультационным центром в рамках федерального проекта «Современная школа». В условиях реализации данного проекта у нас в школе организована работа родительского клуба «Семейная гостиная» для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Педагоги-психологи и педагоги - консультанты разрабатывают рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

3. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

Информационно-просветительская работа в МБОУ Чановская СШ № 2 включает в себя:

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

4. Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, обратная связь, позволяет не только оценить достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы обучающимися с ОВЗ, но и внести (при необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.

Для оценки результатов освоения программы коррекционной работы обучающимися с ОВЗ в МБОУ Чановская СШ № 2 используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и итоговая диагностика.

Стартовая диагностика позволяет выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующих о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.

Текущая диагностика важна для контроля всей продолжительности обучения. Использование экспресс-диагностики интегративных показателей позволяет судить о наличии или отсутствии положительной динамики в освоении обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы. Результаты диагностики служат ориентировочной основой для определения будущей стратегии: продолжить реализацию разработанной программы коррекционной работы или внести в нее определенные коррективы.

Итоговая диагностика, которая проводится на заключительном этапе (конец учебного года, завершение обучения на определенном уровне образования), позволяет оценить достижения обучающегося с ОВЗ в соответствии с планируемыми результатами освоения программы коррекционной работы. (Майер О.А https://urok.1sept.ru/articles/653503)

Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и итоговой диагностики разрабатываются в МБОУ Чановской СШ № 2 с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы с согласия родителей (законных представителей) и по решению школьного ППк МБОУ Чановской СШ № 2 обучающийся с ОВЗ направляется на расширенное психолого – медико – педагогическое обследование для получения необходимой информации для внесения корректив в организацию и содержание программы коррекционной работы.

Для полноты оценки достижения планируемых результатов в освоении программы коррекционной работы обучающимися с ОВЗ необходимо учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и в повседневной жизни.

Результаты освоения программы коррекционной работы обучающимися с ОВЗ не представляются на итоговую аттестацию, но оформляются в виде папки документов и хранятся у школьного педагога-психолога.

Таким образом, из опыта работы МБОУ Чановской СШ № 2, по организации комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, можно сделать вывод, что вся деятельность направлена на обеспечение специальных образовательных условий обучения, воспитания и развития, адекватных индивидуальным особенностям и потребностям обучающихся с ОВЗ, а также профилактику возможных трудностей, ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в физическом, социальном и личностном развитии, что позволяет расширить доступность и повысить качество образования обучающихся с ОВЗ.

Используемая литература:

1. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: 2001.

2. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М. Митиной М.: 2010.

3. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.

4. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. Ткачёва В.В. – АСТ., М., 2007.

5. Билютина С.Л.  psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_doklad.doc

6. Антонова О. В. https://infourok.ru/model-kompleksnogo-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-obuchayushihsya-s-ovz-4378460.html

7. Чужигаев А. https://znanio.ru/media/dlya-psihologa-2589929

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.