12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина344
Учитель русского языка и литературы
Россия, Бурятия респ., БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКА, ХОРИНСКИЙ РАЙОН, ХАСУРТА
Материал размещён в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»»
7

Научно-исследовательская работа «Молодежный жаргон в речи современных школьников»

МО «Хоринский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хасуртайская средняя общеобразовательная школа»


 

Молодежный жаргон в речи современных школьников.

(секция «Русский язык»)


 

Научный руководитель: Иванова В.В.

учитель русского языка и литературы

Автор: Казазаева Анастасия,

уч- ся 7 класса

МБОУ «Хасуртайская СОШ»

 

 

с. Хасурта

2015


 

Оглавление.

1.Введение…………………………………………………….. стр.3-4

2. Общие принципы классификации словарного

состава языка………………………………………………….. стр.5

3.Понятие «жаргон», «жаргонизмы» - истоки, характеристика

и особенности…………………………………………………  стр.6-8

4. Жаргонные слова и выражения в речи учащихся

5-8 классов…………………………………………………….  стр.8-10

5. Тематическая классификация жаргонизмов…....................стр.10-11

6. Появление жаргонизмов в речи…………………………….стр.11-12

7. Заключение………………………………………………......стр.12-14

8.Литература…………………………………………………... стр.14

9. Приложение………………………………………………….стр.15-18


 

Введение

А. С. Пушкин говорил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Одна и та же речь звучит различно.   Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

Культура речи современного человека, и прежде всего молодежи и школьников, вызывает беспокойство, так как огромный поток ненормированной лексики, жаргонизмов, вливающихся в язык подрастающего поколения, ведет к необратимым последствиям в языке, теряющем свою яркость, выразительность, самобытность.

Большое влияние на формирование речи молодежи и подростков в современном мире оказывают СМИ, прежде всего телевидение: популярные телепередачи « Дом-2», « Наша Раша», «Большая разница», «Самое улетное видео», а также телесериалы: «Интерны», « Универ», «Деффчонки» и др.  Перечень программ свидетельствует о том, что передачи, наиболее популярные в среде школьников, отрицательно влияют на развитие личности. В последнее время произошло увлечение молодёжи компьютерными играми. Это послужило мощным источником новых слов, используемых школьниками.

К сожалению, учащиеся нашей школы не стали исключением. И их  язык свидетельствует о том, что процесс жаргонизации устной разговорной речи носит угрожающий характер.  

 Я  выбрала для исследования тему «Молодежный жаргон в речи современных школьников», потому что она мне близка и понятна, так как сама являюсь учащейся средней школы и понимаю, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них в своей речи  бывает довольно сложно.

                                                       

Цель моей работы: проанализировать речь учащихся нашей школы с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов.

Задачи:

Определить понятия «жаргон», выделить и описать его функции и разновидности;

Провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения наиболее употребительных по частотности использования жаргонизмов, причины их употребления школьниками разного возраста.

Предмет исследования: Особенности употребления жаргонных слов в речи учащихся нашей школы.

Объект исследования: Речь школьников с 6 по 11 кл .


 

3

Методы исследования:

1. Изучение научной литературы.

2. Наблюдение.

3. Анализ полученных данных.

Глава 1. Понятие «жаргон», «жаргонизмы» - истоки, характеристика и особенности.

История жаргона насчитывает далеко не десятки лет, и даже не столетия, а тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставляет прийти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон. Для начала определим, что же такое жаргон.

В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение:  Жарго́н- (франц. jargon) — разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в 19 в.) или возраста (молодёжный жаргон).

Иногда термин «жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи, поэтому его часто заменяют терминами сленг, арго.

Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка старых русских торговцев (бродячих коробейников), уходящих из своих деревень на заработки.

А  что же такое жаргонизмы?

Жаргонизмы – разряд «пассивной» лексики, к которому относятся слова, используемые группой людей, объединённых по социальному признаку. Объединяющим признаком может служить возраст, профессия, общественный класс. Слова этого разряда, обычно немногочисленные, составляют особый «язык» социальной группы, по использованию которого её члены опознают равных себе (напр., такую роль исполняет молодёжный сленг)  (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.)

Жаргонизмы часто возникают и среди спортсменов, охотников, рыболовов, актёров, военных, инженеров, техников и пр.- чтобы назвать «по-своему» предметы и явления, для которых в общей речи нет наименований. Это слова и выражения, понятные в определённой среде.

Так, моряки называют своё судно коробкой (из старинного искажения слова корабль), а у строителей коробка – каркас дома; наши танкисты в годы войны свои броневые машины называли коробочками, а снаряды – огурцами.

Носителями школьного жаргона являются исключительно представители молодого поколения – соответственно, школьники.  


 

4

Глава 2. Исследование

Чтобы понять, какие жаргонизмы знакомы учащимся нашей школы, и с какой целью и как часто они их используют, я провели небольшое исследование. Прежде всего, я обратились к ребятам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Анкетирование проводилось в 6, 7, 8, 9, 10, 11 классах, всего приняло участие 38 чел.

 Анализируя полученные данные, я пришли к следующим результатам:

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

ДА

НЕТ

1. Что такое молодежный жаргон (сленг)?

(неформальное общение между сверстниками)

99%

1%

2. Знаешь ли ты слова молодежного сленга?

100%

0

3. Используешь ли ты эти слова в речи?

- часто

- редко

100%

74%

26%

0

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

не задумывались над этим вопросом;

68% (26 чел)

19% (7 чел)

13%(5 чел)

На вопрос, с какой целью  употребляются школьниками жаргонизмы, были получены следующие ответы:

жаргонизмы делают речь понятнее друзьям

34%

13 чел

придать своей речи живость и юмор

30%

11 чел

для связки слов

13%

5 чел

модно, современно

13 %

5 чел

жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток в речи

5 %

2 чел

помогают самоутвердиться

5%

2 чел

 

5

Анализируя анкеты, я выделила слова в отдельные части речи, наиболее распространенные в речи школьников:

Существительные

лох, чувак, чел, прикид, прикол, базар, фигня, хавка, дискач, копец, халява, крышка, блин

Глаголы

 отвали, отвянь, гонишь, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись

Наречия

клево, офигенно, прикольно, отстойно, параллельно, круто.

   Остальные слова я выделила в тематически группы:

Школа

Наименование учителей

Наименования школьных предметов

Наименования учебного процесса

Математичка -  преподаватель математики

Физрук  -  преподаватель физкультуры.

Историчка - преподаватель истории.

Англичанка – преподаватель английского языка

Химичка  -  преподаватель химии.

Директриса -   директор. Училка  - учительница

Физра - физкультура.

 Литрич - литература

 Матрич - математика.

 Инглиш – английский  

Музон - музыка

Шпора      - шпаргалка

Ботаник - отличник.

Грузить        -  долго рассказывать .

Скатать        - списать.

Завалить       - не сдать экзамен.

Загибать       - лгать.

Домашка – домашняя работа

 

Досуг

Названия действий и состояний

Свалить, слинять, смыться - сбежать.

Наехать -  придраться.

Тащиться, ловить кайф - получать удовольствие

Отрываться, торчать, оттопыриваться – отдыхать.

Стоять на стрёме – сторожить.

Тусить, тусоваться, шляться - гулять.

Допетрить, врубиться - догадаться

  Быт

Слова, называющие части тела

Слова, называющие различную бытовую технику

виз а, дыня, карточка - лицо;

 пакли, культяпки, грабли, клешни - руки;                                                                    

котелок, кочан, чайник - голова;

лыжи, шасси, лапти, тормоза – ноги

компик - компьютер;

клава - клавиатура;

скинуть, перекинуть - скопировать на флешку;

маус, мышара - мышь.

     

     

6

Заключение

В процессе исследования школьного жаргона я пришла к выводу, что:

1. Культура речи, чистота русского языка – это не личное дело. Это дело общественное.

2 Основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к «модным словечкам».

3.Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем прибегают к жаргонной лексике и считают его нужным и необходимым в их речи.

4. С помощью жаргонной лексики невозможно говорить о высоком, вечном, потому что большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную окраску.

6. Чрезмерное  и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет нашу разговорную речь.

 

Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.

         

 «Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И.С.Тургенев)

7

Справочная литература

Горкин.А.П.  Литература и язык. Современная иллюстрированная

энциклопедия. — М.: Росмэн, 2006.

Грачев М.А. Новое в молодежном жаргоне. РЯШ.—2005г., №5.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Скворцов, Л.И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979

5. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре речи», М., 1968, с.

Опубликовано в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.