12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Обрубова Светлана Владимировна65

Методическая разработка по краеведению «Чем славен наш край?»

Моя Малая Родина

станица Михайловская

 

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ Михайловской СШ

Урюпинского района

Волгоградской области

Обрубова Светлана Владимировна

2016 г.


 

Тема: Моя малая родина.

Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории его образования.

Задачи:

-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, к людям, живущим рядом, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

-содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

- развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

- прививать навыки поисковой исследовательской работы;

- выражать свои эмоции и чувства песнями, танцами и стихотворениями.

Оборудование: компьютер, проектор,

Формируемые УУД :

Регулятивные :

- умение определять и формулировать цель занятия.

Личностные :

- способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.

Познавательные :

- умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях.

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

 

Ход занятия:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. ( Дети поворачиваются и приветствуют гостей) Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что наше общение друг с другом принесёт нам всем радость. Пожелаем друг другу успехов.

2. Актуализация знаний.

- Ребята! Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы подведем итоги нашей интересной и думаю плодотворной работе! Но прежде чем озвучить тему над которой мы работали, прочитайте слова, написанные на доске.

На доске записаны слова: родина , Россия, родители , родная станица.

- Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова?

- Как? Чем?

- Что же такое Родина? (Родина – место, где человек родился, где живут его близкие; это сторонка, которая является для него родной; это страна, в которой он живёт. это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья . Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.)

- Сформулируйте тему нашего занятия.

О чем будем говорить?

- Какую цель ставим? (Рас­ширять знания о родной станице).

 

Ученик: Малая родина

Островок земли

Под окном смородина

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая

А под ней – скамья

Ласковая малая

Родина моя.

 

Ученик: Для меня моя Россия

Началась с Хопра,

Здесь туман над лесом сизым

Пляшет по утрам,

Здесь сиреневые волны,

Тишь в объятьях сжав,

Похахатывают звонко

На песок ложась.

 

Ученик: Для России наша станица – частица,

А для нас она – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живём.

 

Актуальность проекта

-О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

 

Учитель: Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Вам пришлось стать поэтами, художниками, историками, библиотекарями и исследователями.

Предоставим вам ребята слово. Ребята из группы историков расскажут нам об истории нашей станицы.

Сообщение «Историков»

Ученики: Цель нашего проекта состояла в том, чтобы лучше, больше узнать о родном уголке. Мы живем в удивительном месте. Станица Михайловская самое красивое в Прихоперье и имеет богатую и интересную историю.

Ученик: Наша группа получила задание узнать об истории нашей станице.  Мы изучали материалы сельской библиотеки, школьного музея и выяснили, что наша "Станица Михайловская - одна из старейших на Хопре. Согласно преданиям, она была заложена в 1608 году сыновьями есаула Михаилы. Станицу братья основали на правом берегу Хопра. Но через сто лет после Булавинского восстания сожгли ее дотла и жители перенесли станицу на левый берег, где она стоит до сих пор.

Ученик: А еще мы узнали, что оказывается, в 1696 году станицу посетил царь Петр I и дал название одному из близлежащих хуторов – Форштадтскому, как пригороду станицы.

Ученик: До 1917 года станица Михайловская была богатой купеческой станицей с крепкими добротными домами. В ней было 2 церкви, до 10 лавок, училище и две начальные школы (женская и мужская). Вместе с окрестными хуторами станица насчитывала 15000 сабель (т.е. казаков в полном вооружении).

Ученик: В настоящее время станица известна действующей Сретенской церковью Булавинским родником, знаменитыми людьми – художником Ильёй Ивановичем Машковым, писателем Борисом Степановичем Лащилиным, Героем Советского Союза М.И. Самохиным и многими другими известными людьми. История нашей станицы богата, и мы хотим изучать её глубже. Наше выступление окончено. Спасибо за внимание.

Учитель: Красива и богата наша станица, много в ней достопримечательностей. А еще больше хороших трудолюбивых талантливых людей, которые родились и жили здесь.

Группа «Следопыты» познакомит нас с некоторыми знаменитыми людьми нашей станицы. Предоставим им слово.

Ученик: На уроке литературного чтения по теме картинной галереи мы познакомились с творчеством нашего земляка Ильей Ивановичем Машковым. Нам захотелось узнать больше об этом человеке и я решила создать видеофильм о памятных местах, связанных с художником.

Родился Илья Иванович Машков
17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского.

Ученик: 1 сентября 2013 года мы поступили в 1класс. На торжественной линейке нашей школе было присвоено имя генерала полковника морской авиации Михаила Ивановича Самохина, а нас приняли в команду большого корабля. Мы заинтересовались судьбой этого человека. Изучили интернет-ресурсы , посетили станичный музей, библиотеку и узнали много о его жизни.

Ученик: 19 января 1902г. Трещали Крещенские морозы, а в одной казачьей семье в х.Садковском родился мальчик. Его назвали Мишей. Он рос в многодетной казачьей семье обыкновенным деревенским пареньком. В 1914 году окончил неполную среднюю школу.

Ученик: Родина высоко оценила заслуги М.И. Самохина. В 1924году Михаила Ивановича призвали в Красную Армию и с этого времени его жизнь неразрывно связана с армией.

Ученик: За умелое руководство боевыми действиями, личное мужество и отвагу генерал-полковнику Самохину 29июня 1945года присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик: За годы войны Балтийская авиация под его командованием сбила очень много немецких самолетов, потопила вражеские корабли, уничтожила огромное количество орудий, танков и другой боевой техники врага. 19 августа 1998 года  М. И. Самохин скончался. Его похоронили на Троекуровском кладбище в городе Москве.

Ученик: На доме, где он жил установлена мемориальная доска. Жизнь генерала-полковника Самохина Михаила Ивановича вызывает у нас чувство гордости и восхищения. Его имя занесено в Золотую книгу Волгоградской области.

 

8) Физкульминутка.

- А теперь давайте немного отдохнём.

Жура-жура-журавель.

Облетал он сто земель,

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшие края?»

Отвечал он не тая:

«Это Родина моя!»

Учитель: Ребята из группы «Творческая» тоже хорошо потрудились. Они нарисовали рисунки, посвященные родному краю, организовали выставку фотографий с видом природы нашего края, а также нашли стихи разных поэтов в книгах, журналах, газетах, выучили их и сейчас нам прочитают.

Группа «Творческая»

Мы посетили сельскую библиотеку и нашли много произведений о нашей малой родине. Перед вами находится выставка книг, посвященные земле хопёрской. А еще предоставляем вашему вниманию стихи о родном крае.

 В краю, где я родился

Неповторимые места.

Привольна и красива

 Родная сторона

 

Мой край родной, любимая станица!

Как ты прекрасна в золоте хлебов,

Когда вокруг пшеница колосится,
Как океан без края берегов.

Как ты красива в солнечном просторе!

Земли родной любимый уголок,

С тобой мы вместе в радости и в горе

Посмотрите вокруг – зачарует краса.
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль небесная синью окрашена.
Здесь и в песнях казачий размах и полёт,
И в свершеньях масштабы российские.
Здесь повсюду живёт наш русский народ-
И дела у него богатырские.

 

Край хоперский мой

   

Край ты мой казачий

Степи да луга.

Слышится, как плачет

В поле иволга.

Где-то с переливом

Прокричал петух,

За Хопром разливным

Костерок потух.

Трелью заливаясь

В гущине ветвей,

Милую ласкает

В роще соловей.

До чего ж красивый

Край Хоперский мой.

 
   
 

Моя любимая земля –
Это реки и поля,
Это горы и леса,
Всюду птичьи голоса.

Папа, мама, брат и я,
школа и все мои друзья,
села , милые края –
Это Родина моя.

Ласковое солнышко
Ты согрей меня,
Родина – Россия,
Я люблю тебя!

Ученик: А еще наша группа приготовила фотографии и рисунки. В них воплощена красота природы нашего края. Мы гордимся, что живем в таком замечательном месте.

Учитель. Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и  поговорок. Давайте вспомним некоторые из них и поиграем с вами в игру. В каждой группе на столе лежит листок. Попробуйте соединить части пословиц.

Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни

Учитель: А сейчас мы хотим поиграть с нашими гостями. Работая, над проектом ребята нашли казачьи загадки, и вот сейчас мы вам загадаем.

- Крепка, звонка, да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой (сабля).
- Летит птица крылата без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет (стрела).
- Мал мужичок – костяная ручка (нож).
- На чужой спине едет, на своей груз везет (седло).
- Шесть ног, две головы, один хвост (всадник на коне).
- Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается (подкова).
- Погоны желтые, шашки острые, пики длинные, кони борзые.
Полем едут с песнями, искать царю чести, себе славы
(казаки).

Творческая работа

 -  Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране,  нашей станице, школе? — Ребята, посмотрите, что это?

 Это солнце, которое согревает своим тёплом нашу землю. Чтобы солнышко лучше грело и больше дарило нам тепла, ему нужны лучики. Ваши ладошки и будут лучиками нашего солнышка. Но сначала, вы на ладошках напишете свои пожелания. Давайте приклеим ваши лучики. (Дети по очереди приклеивают лучики)Ведущий 1: — Какое красивое солнышко у нас получилось. Пусть все ваши пожелания сбудутся.

Учитель: На этой лирической ноте, мы заканчиваем свой проект «О малой Родине». Ребята, мы прошли все ступеньки плана, подошло время подвести итог.
- Какую задачу мы ставили на этом уроке?
- Что узнали о нашей Родине?
- Чтобы узнать новое о нашей малой Родине, какие задания необходимо было выполнить? Как вы выполняли задания? Что вам помогло?
- Почему получилось о многом узнать и рассказать?
  Я рада, что вы так ответственно подошли к работе над проектом. Но все сразу узнать невозможно. Важно понять только одно, что  если мы будем любить  и беречь свою Отчизну, то наша Родина  будет богатеть и процветать. Поэтому мы с вами продолжим и дальше изучать свой край.

 

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять извольте,

Тот, кто пришёл к нам в гости,

На этой праздничной тарелке

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Учитель: Вот настал момент прощанья, 
Будет краткой наша речь, 
Говорим мы "До свиданья!" 
До счастливых новых встреч".

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.