12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Зинаида Васильевна46
Россия, Омская обл., село Иртыш Черлакского района

Сценарий урока литературы в 6 классе

Тема: М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Тучи

Цель урока: создать условия для ознакомления с фактами из биографии М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Тучи», проведения анализа стихотворения; способствовать формированию представления о М.Ю. Лермонтове как великом русском поэте.

Тип урока: урок исследование

Планируемые результаты:

Предметные:

Познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений.

Ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведениям М.Ю. Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении.

Коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа, выразительного чтения; составлять устные ответы, используя цитирование.

Эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных языковых средств.

Личностные:

Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения:

фронтальная (беседа, словарная работа, анализ стихотворения),

групповая (работа со справочным материалом, …)

индивидуальная (выразительное чтение, различного вида пересказ)

Оборудование: портрет Лермонтова, эпиграф: «…Мы первые преклонились перед его талантом и пророчили ему, что он станет выше всех его современников» Е.А. Сушкова, презентация.

Основные понятия и термины: поэтическая интонация, олицетворение, эпитет, сравнение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1) этап – Организационный момент.

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Вступительное слово учителя.

Цель – настроить на урок, ввести тему

Актуализация субъектного опыта. Целеполагание. Мотивация.

Цель – совместно сформулировать цели урока, в том числе в виде проблемного

вопроса, обеспечить мотивацию обучающихся.

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Сегодня на уроке работает три группы единомышленников.

-давайте вспомним правила работы в группе.

Со дня рождения М.Ю. Лермонтова прошло 200 лет. Существенно изменились облик нашей страны и жизнь народов, населяющих её. А литературное наследие поэта живёт в нашем сознании, оно занимает своё особое место в нашей культуре. Мы знаем, что в истории литературы Лермонтов продолжил дело великого Пушкина, создателя нового русского литературного языка, основоположника нашей классической литературы. Вместе с тем, мы должны понимать, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи. И его литературное наследие – это своеобразная художественная летопись его времени. Эпиграф «…Мы первые преклонились перед его талантом и пророчили ему, что он станет выше всех его современников» Е.А. Сушкова

- Так что же за человек был М.Ю. Лермонтов?

Каков его духовный мир?

На эти вопросы мы с вами сегодня попытаемся найти ответ и создать образ великого поэта.

Для этого нам предстоит решить некоторые задачи.

Приветствие учащихся.

Представление групп и капитанов

Отвечают на вопросы

Комментируют выступление товарищей.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

II этап.

Учебно-познавательная деятельность

Цель – формирование у учащихся представления о поэте как личности

 

Итак, окунёмся в его биографию.

1 задание: Ответьте на вопрос, используя материалы учебника.

1 группа «Исследователи»

Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

2 группа «Аналитики»

Кто из писателей интересовал юного М.Ю. Лермонтова?

3 группа «Искусствоведы»

Какие предметы изучал поэт в пансионе? (словарная работа – пансион)

Работа в группах

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Личностные:

- мотивация и познавательный интерес к новому материалу.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

Итак, не случайно поэзия заняла главное место в жизни М.Ю. Лермонтова. Но только ли поэтом был М.Ю.?

Сейчас я предлагаю вам перейти ко второму заданию и открыть конверты. Изучите материалы, которые вы там найдёте, на основе изученного, определите, кем ещё был великий поэт. Свою точку зрения докажите.

1 группа «Исследователи»

(картинки с портретами М.Ю. Лермонтова) ВО́́ЕННАЯ СЛ́́УЖБА Лермонтова началась с того дня, когда он был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицером л.-гв. Гусарского полка —14 ноября 1832. Он знал, что здесь его ожидали «маршировки, парадировки», всевозможные ограничения свободы, связанные с воен. дисциплиной, но, приняв решение, он видел впереди не только забавы и пиры, но и долг — защиту родины.

2 группа «Аналитики» (иллюстрации с изображением шахматного столика и музыкальных инструментов)

Лермонтов играл на рояле, скрипке, брал уроки игры на гитаре, пробовал и сам сочинять музыку. Музыкой проникнуто все его поэтическое творчество. Шахматный столик напоминает еще об одном увлечении Лермонтова. Его троюродный брат А.П.Шан-Грей впоследствии вспоминал: «В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием…»

3 группа «Искусствоведы»

(иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова) Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта. По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Среди художественного наследия Михаила Лермонтова - картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры, иллюстрации к произведениям. Диапазон техник также очень разнообразен: Лермонтов работал в живописи, акварели, рисунке, а также в литографии. Самая драгоценная реликвия — автопортрет поэта. Лермонтов изобразил себя на фоне кавказских гор в форме Нижегородского Драгунского полка, где ему пришлось отбывать ссылку за стихотворение «Смерть поэта», написанное на гибель А. С. Пушкина.

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

 

Итак, Лермонтов – поэт, военный, патриот, шахматист, музыкант, художник… сколько ещё тайн содержит в себе эта гениальная личность?...

- У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:

Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.

- Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”?

- Случались ли у вас стихи?

- В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?

- Расскажите, как “случилось” у М.Ю.Лермонтова стихотворение “Тучи”?

Послушаем его.

В центре лирического произведения - лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. 
    Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

(Ученики рассказывают об истории создания стихотворения “Тучи” по материалам статьи учебника)

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

 
 

- Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию «Тучи»

- Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)

- Подберите определения к слову “тучи” (темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)

- Какое настроение возникает у читателя?

- О чем это стихотворение?

- Прочитаем начало стихотворения:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

- Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)

- Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...)

- Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...)

- Но почему-то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники).

- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)

В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.

- Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая). Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

- Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

Ответ дается в третьей строфе, где отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий,  они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.

Задание №3- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?


 

1 группа «Исследователи»

1 четверостишье

2 группа «Аналитики»

2четверостишье

3 группа «Искусствоведы»

3 четверостишье

В результате беседы учащиеся приходят к выводу:

Мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.

В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.

Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, комментируют

Работают в группах, находят предложенные средства выразительности

Словарная работа

 

IV этап.

Рефлексия деятельности

Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний

Рефлексия. Продолжите фразу:

На уроке я узнал……

Осталось непонятным…..

Было интересно…..

Хотел бы узнать….

Составляют синквейн

Отвечают на вопросы учителя

Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Vэтап.

Контроль деятельности ученика . Домашнее задание

Цель - применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок

Оценивание

Личностные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.