12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72139
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Наблюдения за животными весной

(Журнал « БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ» АПРЕЛЬ 2001год)

Вторая половина апреля - наиболее благоприятное время проведения экскурсии для изучения жизнедеятельности птиц и других животных

Наиболее благоприятное время проведе­ния экскурсии - вторая половина апреля, ког­да заметнее всего деятельность птиц. Оседлые птицы - синицы (большая синица, московка, хохлатая, гаичка, лазоревка), поползень, пи­щуха, овсянка обыкновенная, королек жел­тоголовый устраивают гнезда и начинают откладку яиц, сроки которой растянуты и за­висят от погодных условий.

Время от времени в лесопарке раздается громкая барабанная дробь дятлов. Птицы уже разбились на пары и строят гнезда, выдалбли­вая новые дупла. Кучка щепок под деревом может помочь обнаружить их гнездо. Почти непрерывно раздается тревожный крик соро­ки. Она уже отлетела из населенного пункта в лес, где тоже строит гнездо. Во время насижи­вания птица ведет скрытный образ жизни и ее трудно заметить.

Массовый прилет птиц с юга происходит в апреле. На опушке леса совершает токовые полеты лесной конек. Дрозды - певчий, бело­бровый, черный - оглашают лес своими кри­ками и пением. Дроздов-рябинников можно увидеть в березняке. Самцы поют, как бы со­ревнуясь друг с другом. Они ведут себя шумно: при малейшей опасности поднимают тревогу, трещат, дружно защищая свои гнезда. Раздает­ся песня зяблика с характерным «росчерком». К концу апреля птица завершает строитель­ство гнезда. Она не боится наблюдателей и позволяет хорошо рассмотреть процесс по­стройки. Откладка яиц происходит в мае.

 

Весна - время токования глухарей, тете­ревов и вальдшнепов. В вечерних сумерках над лесом можно наблюдать токовые полеты вальдшнепа, издающего «хоркающие» и «ци- кающие» звуки: «хорк-хорк-хорк...цсии». Птица проносится над верхушками деревьев при­мерно на высоте 2-3 м.

Можно встретить белку, которая находится в стадии смены своего пышного наряда на ко­роткую буровато-рыжую шубку. При встрече с белкой можно рассмотреть хорошо знакомый облик этого небольшого зверька, острую мор­дочку с ушами, на концах которых кисточки волос, изогнутый пушистый хвост.

У белки довольно крупное, шаровидной формы гнездо (диаметром около 40 см), рас­положенное на ветвях у ствола, в верхней тре­ти ели. Снаружи оно сделано из сухих веток, внутри выстлано мхом. Таких гнезд у белки несколько. Их называют гайно. У самцов и самок гнезда раздельные. В случае опасности или чтобы избавиться от блох, белка меняет свои гнезда, перетаскивая бельчат с одного места на другое. Однако белка строит гайно лишь тогда, когда не обнаруживает дупел, удобных для устройства гнезда. Дважды в год она приносит от 2 до 10 бельчат.


 

Понаблюдайте за белкой

Как белка отгрызает чешуйки шишки, чтобы достать семя?

Если белку потревожить в момент ее корм­ления, то она, успокоившись, может продол­жить обработку шишек. Вскоре сверху упадет стержень шишки.

Если вы обнаружили гнездо белки, опре­делите породу дерева, на котором оно на­ходится, на какой высоте расположено, его размеры, материал, из которого построено, форму, расположение входного отверстия. Определите расположение самого гнезда и входного отверстия (их часто два) по сторо­нам света. Чтобы отыскать запасные гнезда, осмотрите деревья, растущие поблизости. Обследуйте поверхность земли вблизи гнезда. Здесь могут быть погрызы белки в виде стерж­ней шишек и их чешуек (от ели или сосны). Соберите погрызы и пополните коллекцию. Дополните и сравните свои наблюдения с ли­тературными источниками.

На еще не просохшей почве, где лежит про­шлогодняя листва, видны норки мышевидных грызунов. Наблюдать самих зверьков не удаст­ся. Они ведут скрытный образ жизни.

Оживают муравейники. По их внешней стенке неутомимо снуют муравьи. Первые рас­крывшиеся цветы привлекают в большом ко­личестве шмелей и пчел. На опушках леса и над цветущими растениями на лугах появились бабочки: аврора (зорька), капустница, крапив­ница и лимонница.

Понаблюдайте за шмелями

Определите растения, цветки которых часто посещают шмели.

Как шмели добывают нектар и собирают пыльцу?

Сколько времени занимает у них этот процесс на разных растениях?

Зарисуйте схему поведения шмеля при посещении цветка.

Понаблюдайте за пчелами

Отметьте время наблюдения.

Определите растения, цветки которых пче­лы посещают наиболее часто. Отметьте, сколько времени пчела «обрабатывает» один цветок.

Подсчитайте, сколько цветков посещает одна пчела за определенный промежуток вре­мени (например, за 5 мин). Повторите под­счеты несколько раз (до 20) и выведите сред­нюю цифру.

В поле уже поет песни жаворонок, кото­рый прилетает очень рано, еще в марте. Раз­даются скрипящие крики коростелей. В лугах появились чибисы. В небе над открытыми ме­стами можно увидеть хищных птиц: канюка и пустельгу.

На берегу водоема и в воде уже встречают­ся бурые лягушки - травяная и остромордая, но только в период откладки яиц, который длит­ся у травяной лягушки до 15 дней, а у остро­мордой 12-14 дней. В остальное время они живут далеко от водоема, во влажных местах леса, луга, огорода.

Характерным признаком бурых лягушек является темное пятно на висках по бокам головы. В период размножения у самцов бо­лее яркая окраска тела (брачный наряд). На передних конечностях развиваются брачные мозоли, которые служат для удержания самки при спаривании.

Травяная лягушка достигает в длину 75­85 мм. Сверху она серо-бурая с небольшим количеством пятен черного, бурого, бело­го цвета. Брюшная сторона тела желтоватая или грязно-белая с темными пятнами, обра­зующими мраморный рисунок. Остромордая лягушка похожа на травяную, но она меньших размеров 50-G0 мм, брюшная сторона тела лишена пятен. Весной грудь и спина самцов приобретает голубую окраску.

Ранней весной в период размножения (в те­чение 6-8 дней) у водоема можно встретить серую и зеленую жабу. Жабы отличаются от ля­гушек более коротким, почти округлым телом и округлой головой, короткими задними лапа­ми, сухой, шершавой и бугорчатой кожей. Се­рая жаба оправдывает свое название серо-бурой окраской сверху. Снизу она грязно-белого цвета. Ее длина может достигать 170 мм. Зеленая жаба значительно меньше (70-75 мм). Окраска у нее светло-оливковая с крупными темно-зелеными пятнами по краям, отороченными черной кай­мой.

На мелководье или на поверхности воды можно обнаружить икру лягушек и жаб. Ля­гушки откладывают икру в виде комков, кото­рые вначале падают на дно водоема, а затем всплывают на поверхность воды. Кладка жаб по форме напоминает длинный шнур (ино­гда до 7 м). Яйца черного цвета расположены двумя рядами. Икра жаб лежит на дне водоема или же оплетает прибрежные растения.

Понаблюдайте за земноводными

Определите по внешним признакам на­звание вида и пол животного.

Определите характер движений живот­ного (прыжки, шаги).

Установите способ и место добывания корма (вода, суша).

Сделайте записи и зарисовки.

Из хвостатых земноводных ранней весной во время размножения можно увидеть обыкно­венного и гребенчатого тритона. Период их раз­множения растянут до 1,5-3 месяцев, в течение которых они находятся в водоеме. Обыкно­венный тритон мелких размеров (80-100 мм), гребенчатый крупнее, до 180 мм (чаще 140­150 мм). Различны они и по окраске. Обыкно­венный тритон оливково-бурого цвета сверху и желтоватый с мелкими темными пятнами сни­зу. На голове продольные темные полосы. В брачный период у самцов от затылочной части до конца хвоста вырастает гребень с оранжевой каймой по краям и голубой полосой в центре. У самки гребень отсутствует. Кожа у тритонов гладкая. У гребенчатого тритона крупнозер­нистая кожа, окраска верха тела коричнево­черная, низа - оранжевая с черными пятнами. Гребень более широкий и зубчатый, по бокам хвоста голубовато-белая полоса. У самок в пе­риод размножения вдоль спины проявляется желтая полоска. Гребня на спине нет.

На поверхности водоемов замелькали водо­мерки и вертячки. Вернулись водоплавающие птицы - утки, чайки, крачки. Во второй поло­вине апреля откладывают яйца чайки, кряк­вы. Немного позднее - поганки и крачки.

Весна вызывает изменения и в животном мире населенных пунктов. Отсутствие ли­стьев в этот период позволяет хорошо раз­глядеть гнезда птиц. Вороны уже их постро­или, отложили яйца и начали насиживание. Наиболее характерная картина - торчащий из гнезда черный хвост птицы. Активно стро­ят гнезда и ухаживают за самками воробьи. Устраиваются в своих гнездах в колонии и грачи. Они прилетели еще в марте, а теперь, после разбивки на пары, также сделали клад­ки и насиживают яйца. Если в марте над гра­чевниками стоял непрерывный шум и птицы стаями носились над ними, то теперь здесь преобладает сосредоточенная тишина, лишь изредка нарушаемая карканьем птиц.

 
 

Уже не встретишь ни снегирей, ни свири­стелей: они отлетели на север. Заняли скво­речники и дупла скворцы. В конце апреля по­сле подготовки гнезд они откладывают яйца. Отлетели в лес сороки.

Примерная программа наблюдений весенних явлений в мире животных

Насекомые

День выставки пчел из утепленных омша­ников (помещений для зимовки).

Первое появление бабочек весеннего по­коления. Отмечается, как и для всех насеко­мых, дата появления взрослого насекомого.

Первое появление майского жука.

Первое появление шмелей.

Появление у муравейников первых актив­ных особей рыжего лесного муравья.

Земноводные

Появление икры в водоемах.

Появление головастиков.

Выход из водоемов, переход к наземному образу жизни.

Птицы

Начало весеннего прилета или пролета. Отмечается дата, когда замечены первые еди­ничные особи или первые пролетные стаи данного вида птиц.

Массовый прилет или пролет - день, когда наблюдалось наибольшее количество стай (или наибольшее количество птиц) данного вида.

Первая песня жаворонка, кукушки, соло­вья и др.

В разных географических районах нашей страны можно подобрать свои примеры для наблюдения за миром живой природы. Это должны быть хорошо известные и широко рас­пространенные виды растений и животных.

Наблюдения в природе

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.