12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Спиридонова Тамара Ивановна7656 Имею педагогическое образование и педстаж 42 года, категория высшая. Руководитель Детского творческого объединения "Теле-Кино", КИНОкомпания, Член Российского Союза писателей, Член Интернационального/Международного союза писателей, поэтов и журналистов. Россия, Москва, Москва Материал размещён в группе «Календарно- тематическое планирование » |
Методическая разработка «Начинающий актер игрового фильма»
« НАЧИНАЮЩИЙ АКТЕР ИГРОВОГО ФИЛЬМА» УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения | |||
п/п | Тематическое планирование | Почасовое планирование | Всего:
|
1. | Вводное занятие , правила по т / б. | Педагог инструктирует по технике безопасности. Объясняет правила поведения в классе ,в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования ,знакомит со спецификой изучаемых предметов. | 2 |
2. | Введение в актерскую профессию | Знакомство с понятием « Визитная карточка актера « Усвоение понятия « дар перевоплощения « Закрепление правил поведения в мизансценах Осмысление всего материала, связанного с ролью | 2 2 3 3 |
3. | Работа актера над сценарием | Знакомство со сценарием фильма Станция « ЧИТАЙКА « Выбор роли и обсуждение темы сценария. Рассказ- «Эстафета» - придумывание окончания сценария Конкурс идей « Что бы я сделал, чтобы помочь начинающему актеру ?» Защита фантастических проектов « Актер 21 Века « | 1 1 2 2 2 2 |
4. | Этикет современного актера | Лекция « ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ «? Инсценировка « Непрошенный гость «» Выездная экскурсия « Я поведу тебя в музей кино « Тренинг « Позвони, мне позвони « Беседа « Игра вежливых « Ролевая игра «Ваше поведение- это ваше все Игра «НЕТ « и НЕ « в ЭТИКЕТЕ Семинар « Нужно ли говорить правду « Шуточный тест « Счастливого пути» | 1 1 1 1 1 1 1 2 1 |
5. | Актерско-психологический тренинг | Воображение- глаза души « Формирование событий « Разыгрывание этюдов « На отдыхе « Сценическое перевоплощение « Разыгрываем конфликт « Партнерство в актерской игре «Передача настроения « Воздействие словом « Слово в жизни и на сцене « Через творчество к самосовершенствованию « Сценические импровизации «Эмоции и жизненные силы «Относительность эмоций « Наши социальные роли» Разыгрывание ситуаций « Моральные заповеди человека «Уважение и самоуважение « Человек ,будь человеком « Что такое человеколюбие « Интеллектуально-творческие дела Миниатюры « Полезные дела «, « Акция милосердия « Десять заповедей творческих личностей ( по П.Вайнцвангу) Тест – « Твой творческий потенциал « | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
6. | История гримерного искусства | Основные сведения о гриме Развитие гримерного искусства в России Грим ,как компонент сказочного образа Грим и троансформация образа Грим « Детское лицо « (раны,шрамы,синяки,мушки,слезы ) | 2 2 2 2 2 |
7. | Творческий практикум
| Конкурс юных сказочников « В гостях у Русалочки « Игровая программа «Сказочный чемпионат» Викторина « Сказочный Алфавит « Сказочный карнавал « Разные маски у веселой сказки « Брейн-ринг Сказочное Ассорти «» Игра для знатоков « Сказочный Покер « | 4 4 2 4 4 2 |
8. | Сценические игры | Шуточная олимпиада по сплочению детского коллектива Сказочно- сюжетные эстафеты Цирковые представления- этюды Стихотворные импровизированные сказки Командные игры на скорость,сноровку,смекалку | 4 4 2 1 4 |
9. | Основы экранной культуры | Вечер-отчет «Путешествие в мир кино « Творческий вечер « Что такое грамотный зритель ?» Мастер-класс « Откуда пришло кино « Творческая встреча «Открытие языка кино « Творческий отчет « Крупным планом « Мини-рецензия «В поисках нового кино « Творческий отчет « Страницы истории кино « Кинодиспут « Виды и жанры кино « Творческий отчет « Стилистика авторского кино | 3 3 3 3 3 4 3 3 3 |
10. | Сказочная киносъемка | Съемка конкурса « В гостях у Русалки « Съемка программы « Сказочный чемпионат « Съемка карнавала « Разные маски у веселой сказки « Съемка брейн-ринга « Сказочное Ассорти « Съемка знатоков « Сказочный Покер « | 4 4 4 4 4 |
11. | Итоговое занятие | Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ неудач. Работа над ошибками | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 год обучения | |||
п/п | Тематическое планирование | Почасовое планирование | Всего: |
1. | Вводное занятие , правила по т / б. | Педагог инструктирует по технике безопасности. Обьясняет правила поведения в классе ,в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования ,знакомит со спецификой изучаемых предметов. | 2 |
2. | Основы актерской профессии | Творческие задания на сценической площадке «ПРОФЕССИОНАЛЫ « Упражнения по развитию речи ( дыхательная ,голосовая , артикуляционная гимнастика ) Подвижные командные игры « Шуточная олимпиада « Драматургические опыты ( импровизированные показы ,инсценировки произведений детских писателей,конфликтные ситуации ,характеры и поступки героев) Игры с использованием карточек « Артисты пантомимы « (готовятся заранее ) Задания, выполняемые в зале и на сцене «Что бы это значило «, « Скульптор и модель « Массовые сценки из современной жизни « Пресс-конференция « | 1 2 1 1 1 2 2 |
3. | Работа актера над сценарием | Выбор роли и обсуждение темы сценария. Выделение эпизодов в сценарии и их пересказ. Поиски музыкального решения. Переход к тексту , уточнение мотивов поведения актера. Репетиция всей сцены целиком. Уточнение темпоритма постановки. | 6 6 6 6 8 6 |
4. | Этикет актера на съемочной площадке | Беседа « ОДИН ДЕНЬ ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА « Отработка правил сценической этики Развитие чувства партнерства. Сохранение творческой свободы актера Развитие культуры общения в коллективе Мини- спектакль « Болтовня « Ролевая игра « В чем залог твоего успеха ? « Ролевая игра « Чувство времени. Благодарность « . Игра « Юмор, Сатира « Семинар « Этические ситуации « Лекция « Вся наша жизнь- игра « Беседа « Общение по Интернету « | 1 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 |
5. | Актерский тренинг | Усваивая тренинг ребята овладевать своими эмоциями , чувствами , смогут раскрепощаться , проявлять себя достойно в нестандартных ситуациях , находить выход из трудных ситуаций , преодолевать комплексы , усвоят основы пантомимы и пластики. У учащихся также повысится стремление к постоянному культурному росту. Знакомство с актерским тренингом : упражнение на внимание , на развитие памяти , Актерский звукоряд « О А У Ы И «. Аукцион « У лукоморья «- отгадывание произведений А.С. Пушкина. Ввод новых упражнений на внимание ( двойная цепочка хлопков ), упражнения на пластику . проведение этюдов. Пантомима « Живая картина «. Повторение, закрепление полученных навыков , упражнений на дикцию- чтение скороговорок – скороговорная пятиминутка . Задания на различные ситуации в игре « Профессор и студент «. Ввод новых упражнений на внимание и реакцию в игре « Автобус в час пик «.и др.
| 10 10 10 10 10 10 10 10 10 |
6. | Основы грима | Знакомство с приемами наложения грима. Знакомство с видами грима ( конкурсный, карнавальный, театральный ) Мимика и грим актера Взаимосвязь грима ,прически и костюма в сценическом образе | 6 8 6 8 |
7. | Творческий практикум | Конкурс актерского мастерства « Мисс Очарование « ( мода, хобби, пародия на песню,диктор телевидения , танцы, рекламная пауза ). Конкурс по гримерному искусству « Разрисуй себя « с помощью несложных приемов превращения в клоуна . вампира , колдуна , бабочку и др. Викторина « В В В « - Вечер веселых вопросов , Развитие смекалки , остроумия ,прогнозлотерея. Миниконцетр: пантомима , экспромт , импровизация в озвучивании отрывков и т.д. | 10 10 9 9 |
8. | Сценическая ритмопластика | Игры на развитие двигательных способностей, координация движения. Ритмические этюды , быстрота реакции. Чувство ритма, пластика движений рук. Музыкально- пластические импровизации Жесты – как важное средство выразительности | 5 5 5 5 5 3 |
9. | Основы экранной культуры
| Вводное занятие. Беседа о фильмах и телепередачах. Рассказ о своих любимых фильмах. Что такое экранные искусства.Кино, видео, телевидение- что у них общего ? Работа над восприятием и навыки анализа фильма. Развитие внимания к внешнему облику героев/ выражение лица, походка, мимика, костюм / Общее настроение фильма, смена эмоционального состояния в процессе просмотра фильма | 7 7 9 7 7 7 |
10. | Съемка телепроб, этюдов, сюжетов | Съемка телепроб в КАМ - « Мисс очарование « Съемка конкурсной программы « Разрисуй себя « Съемка телеэтюдов на заданную педагогом тему. Съемка итоговых телесюжетов в Миниконцерте. | 11 11 11 11 |
11. | Итоговое занятие | Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ. | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 год обучения | |||
п/п | Тематическое планирование | Почасовое планирование | Всего: |
1. | Вводное занятие , правила по т / б. | Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. | 2 |
2. | Основные актерские закономерности | Перевоплощение актера в образ. Движение по событиям , факту, охвату роли. Логика и последовательность действий. Вкладывание в роль частичку самого себя | 3 3 3 |
3. | Понятие современности актера | Диалектика души в современной актерской игре. Развитие актерской техники, способствующей освобождения от наигрышей , фальши. Отработка такого понятия: как «рождение характера героя « Установление живых связей самого персонажа со средой в постановке. | 5 5 5 7 |
4. | Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино | Комедийный актер Характеристика ,поведение,поступки. Фантастический актер. Внешний вид : выражение лица,походка,мимика, костюм . Мифологический актер.Поступки, настроение,чувства. Приключенческий актер. Особенности и характер героя. | 6 6 6 5 |
5. | Актерский тренинг . | Повторение упражнений , ввод новых . Пример :» Зрители и артисты « - на внимание. Дружеский портрет» - на пластику; актерские этюды. Новые упражнения на дикцию ( с орехами во рту ), скороговорки . Репетиции с опорными словами в репликах. Задания на различные ситуации. Выбор пьесы сценария. Разговор об авторе, эпохе , людях того времени Задача и сверхзадача роли. Характер сценического рисунка героев. Импровизация на основе текста роли | 12 12 12 12 12 12 12 12 3 |
6. | Гримерное искусство . | Понятие сценического грима.. Правила наложения портретного грима. Цвет, освещение и грим. Грим и жанр кино | 6 6 6 8 |
7. | Творческий практикум
| КВН «Остров Буян «- конкурсы ,развлечения, состязания. Литературная игра по произведениям писателей 19 Века. Телеграммы,отрывки ,персонажи ,которые надо угадать. Конкурс актерского мастерства « Именинное телевидение « . Сцена знакомств, ведущие телепередач: « Герой дня « , « Песня 2000» , реклама на ТВ , рецензия. Видеоконкурс актерского мастерства « Король и Королева Экрана - 200….. года « | 9 9 9 9 |
8. | Сценическая ритмопластика
| Действие с воображаемыми предметами . Пластика свободных образов и характеров сказочных героев. Пластика тела в импровизированном спектакле. Тренировка веры , фантазии и пластической выразительности | 6 6 8 8 |
9. | Основы экранной культуры | Вводное занятие. Кино и другие виды искусств. Кадр в фильме: из чего состоит фильм ? Кино - рассказ в кадрах. Сюжет фильма, поступки героев, настроение и чувства героев и зрителя. Соединение кадров и рождение нового смысла. Обмен впечатлениями и мнениями о фильмах , просмотренных за год | 8 9 9 9 9 |
10. | Съемка теленовелл , мини- фильмов и игровых телепрограмм | Съемка конкурсно-игровой программы КВН «Остров Буян « Съемка телеигры « Литературное лото « Съемка игровых теленовелл в разделе « Именинное телевидение « Съемка короткометражного фильма. Съемка видеоконкурса « Король и Королева Экрана – 200……года « | 9 9 9 8 9 |
11. | Итоговое занятие | Подведение итогов за год. Анализ успехов и неудач . Развлекательная программа « Детское телевидение «. Закрепление знаний по телевизионным профессиям , изготовление эмблем своих телекомпаний | 1 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 год обучения | |||
п/п | Тематическое планирование | Почасовое планирование | Всего: |
1. | Вводное занятие , правила по т /б. | Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы « Повеселимся от души « | 2 |
2. | Система жанров телефильмов | Мелодрама Телевизионные жанры : развлекательные программы , телеигры. Рекламный сюжет. Телесериалы , теленовеллы , телероманы Видеоролики, видеоклипы. Фильмы ужасов , фильмы катастроф. | 3 3 3 3 3 3 |
3. | Актерские репетиции постановок | Этюдный метод отработки ударений . Введение понятия – атмосфера сценического пространства. Упражнение « рецензия на фильм.» Знакомство учащихся с построением сценического образа. Составление « автобиографии « героям из прошлого. Понятие сценического действия. Пантомима : немое кино « на основе басен И.А. Крылова Развитие понятия «темпоритм постановки «.Упражнение « Безголосый конферасье «. Репетиции юмористического видеоклипа. | 7 12 12 12 12 12 |
4. | Работа актера с режиссером | Характеристика быта героев Сверхзадача поступков героев. Мысленное распределение роли на весь съемочный процесс Отработка мгновенной мобилизации актера и сиюминутного творчества в эпизоде. | 9 9 9 9 |
5. | Работа с костюмом и предметами игрового реквизита Изготовление масок и деталей костюма . | Творческое задание « Лесной универмаг « ( придумывание одежды ) Творческое упражнение «Специализированный магазин для нерях « .. Кинопробы « Звезды американского и европейского кино « ( кумиры кино ) Творческие задания « Новый фантастический инвентарь « - фильм фэнтези. Изготовление масок и деталей костюмов в импровизированных конкурсах. | 7 6 7 7 7 |
6. | Творческий практикум | Вечер импровизации « Подарок для всех» ( игры , конкурсы , разминка , танцы, пословицы И т. д. Конкурс музыкального видеоклипа « Начинающий актер « . Звание : лучший актер , настоящая леди. Конкурс – « Я,актриса « , « Мечта « , « Болтуны « , выбор победителя « ТЕЛЕЗВЕЗДА «. Турнир - викторина « Разнобой» .Соревнование команд: разминка, « Устами младенца» « Черный ящик « , Мы интеллектуалы « , « Почему , зачем и как ? « -развитие артистизма , выдумки , находчивости , чувства , расширение кругозора. Творческий конкурс « Я, Лидер группы .»( победитель года) | 10 10 10 10 10 |
7. | Грим в кинематографе | Грим и жанр кино. Актер и грим. Техника грима, инструменты, краски , гигиена. Новые направления в современном искусстве грима. Взаимосвязь грима, прически и костюма в сценическом образе актера. | 3 2 3 3 3 |
8. | Творческая копилка | Составление сценарного плана конкурсов , программ , развлекательных вечеров и т.д. Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов. Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах. Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма. | 9 9 9 9 2 |
9. | Съемка рекламного сюжета, видеоклипа Фильма-фэнтези, творческих прогнозов актеров на будущее время . | Съемка « Творческих прогнозов « в форме интервью , используя импровизацию« Подарок для всех « Съемка музыкального видеоклипа. Съемка рекламного сюжета « Начинающий актер «. Съемка фильма- фэнтези. Съемка конкурса « Я , ЛИДЕР, группы ! « | 12 10 10 10 10 |
10. | Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей актеров | Профессии и характеристики создателей фильмов. « Творческая копилка « - отбор средств и приемов актеров. Обсуждение сыгранных ролей : оценка , ошибки , похвала. Общие законы экрана. Просмотр и обсуждение разных видов кинематографа. Специфика телевидения. | 6 4 4 9 6 |
11. | Итоговое занятие | « Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Награждение лучших актеров - лидеров. | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 год обучения | |||
п/п | Тематическое планирование | Почасовое планирование | Всего: |
1. | Вводное занятие, правила по т /б. Вечер-игра « В киностудии» | Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы « В киностудии « | 2 |
2. | История экранных искусств | Экран –спутник нашей жизни Язык экрана Наше восприятие Выразительность кадра Реальность экранного мира Краткие сведения о истории кино,телевидения и видео | 6 6 6 6 5 5 |
3. | Гимнастика чувств актеров на площадке | Сценическое внимание. Артистическая смелость Взаимодействие и взаимозависимоть партнеров Память ощущений и физических самочувствий Темпоритмы постановки Психофизиология творческого тренинга | 10 12 12 12 12 10 |
4. | Режиссерско-педагогическое общение | Инсценированные педагогические задачи Драматическая импровизация Режиссура этюдов Имитация диалога « Телефон доверия « Драматический эпизод из жизни «Фотография « Этюдный метод «Проективные ситуации» Социальная ситуация « Человекороль « | 5 5 5 5 5 5 4 |
5. | Изготовим костюм | Творческое задание « Какие разные маски « Соединение частей в костюме «Клоун» Обработка принадлежностей в костюме «Супергероиня « Копирование и вырезание выкроек костюма «Владыка Космоса « Изготовление медальона для костюма « Чародей» | 2 2 4 4 6 |
6. | Творческий практикум | Вечер-игра « В киностудии » ( кинопробы, рекламная заставка, озвучивание ) Конкурс кинопроектов « Штат детских научных сотрудников « Конкурс интеллектуально-творческой игры « Монитор « Творческий конкурс « Ромашка « Конкурс коллективно-творческих дел «КТД» Творческий конкурс « Я , актриса , ты режиссер …….» ( победитель года ) | 8 10 8 8 8 8 |
7. | Творческие задания по гриму | Разные клоуны (.милое сердечко,клоуны в зеленой и розовой шляпе ) Между небом и землей ( цветущее дерево, темная ночь, золотое солнце) Огонь и вода ( морская звезда ,огонек ,волна ) Животный мир (собака,мышка,бабочка,кот,тигр, божья коровка , бык и т.д.) В саду ( клубничка, груша, редис, вишенка, виноградная кисть, цветочек и др. ) Проказы маленьких монстров ( вампир,паук, колдунья , зеленый монстр и т.д. ) Путешествие в Азию ( китаянка, китайский дьявол, актер театра и т.д. ) | 2 2 2 2 2 2 2 |
8. | Творческая копилка | Составление сценарного плана конкурсов , программ , развлекательных вечеров и т.д. Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов Сочинение собственного краткого сюжета с предложенными героями. Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах. Изобретение темы и формы телепередачи для видеоцентра нового 21 Века Составление анкеты на эрудицию Отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма. | 6 6 6 2 6 6 6 |
9. | Съемка творческих проектов, конкурсов и прогнозов актеров на будущее время . | Съемка вечера- игры « В КИНОСТУДИИ « Съемка конкурса кинопроектов « Штат научных сотрудников « Съемка интеллектуально-творческой игры « Мониитор « Съемка творческого конкурса « Ромашка « Съемка конкурса коллективно-творческих дел «КТД» Съемка конкурса « Я , Актриса , ты режиссер « ! ( выявление победителей года ) | 8 10 8 8 8 10 |
10. | Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей актеров | Роль экрана в нашей жизни Реальное время и экранное время Что смотрим и как это видим Наши любимые фильмы ( Жанры, актеры, режиссеры и т.д. ) | 6 8 8 8 |
11. | Итоговое занятие | « Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии , советы по проведению киновидеофестивалей. Награждение лучших актеров – выпускников, лидеров. | 2 |
Всего по программе | За 5 лет обучения | 1056 ч. |
Педагог дополнительного образования
ГАОУ ДПО "ТемоЦентр" Детского телевизионного
Учебного центра
Спиридонова Тамара Ивановна_____________________________________
20____20____ уч. г.