12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Джульета Емерова24
Россия, Чувашская респ., Новочебоксарск

МБДОУ «Детский сад №22 «Журавленок» г. Новочебоксарск















Номинация: Конспект сценария мероприятия (развлечений, досуга).



Тема: «Народные промыслы»

Подготовительная к школе группа









Емерова Джульета Николаевна,​​​​​​​

Степанова Надежда Николаевна

воспитатели

МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавленок»

г. Новочебоксарск



г. Новочебоксарск, 2022

Цель занятия:

- Закрепить у детей знания о народных декоративно – прикладных искусств: дымковской игрушке, хохломской, городецкой, гжельской росписи, жостовском подносе.

Задачи:

- Расширять представления о разнообразии народного искусства.

-Продолжать создавать узоры по мотивам народных росписей.

-Продолжать учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

-Развитие литературной речи.

-Воспитывать интерес к искусству родного края, любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Виды деятельности:

- Познавательная деятельность,

- Творческая деятельность

Материалы:

-Презентация «Названия улиц города Мастеров и их росписи».

-Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Жостова, Дымковская игрушка.

-Гуашь, кисти, клеёнки, тряпочки, подставки для кистей, клей, ножницы, цветная бумага, банки с водой, палитра.

- Русская народная песня «Ой, полным полна моя коробочка».

- Песня «Ехали на тройке с бубенцами».





Ведущая: Здравствуйте, дорогие мои гости! Мы сейчас с ребятами отправляемся в путешествие по необычному городу. Этот город мы придумали сами, в этом городе несколько улиц с красивыми названиями. А почему так называются улицы- вам об этом расскажут наши дети.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

Русские матрешки в сарафанах ярких,

Хохломские ложки - лучше нет подарка.

Дымковские барыни, кони, петушки

И Павловские все в цветах платки

Синь озер голубых, белые снега

Подарила гжели матушка-земля.

Балалайки звонкие, тульский самовар.

Будет рад подарку всяк, и млад и стар.

Звучит русская народная песня «Ой, полным полна моя коробочка».

В зал заходит Матрёшка с корзиной в руках.

Матрёшка : Здравствуйте, гости дорогие! Еду я с ярмарки, накупила разных подарков своим близким, но к сожалению забыла названия изделий и где их изготавливают, вот и решила обратиться к вам за помощью. Большие вы уже, ребята, уж наверно мне всё расскажете.

Ведущая: Да ты не печалься, Матрёшка. Конечно, мы обязательно тебе всё расскажем. Оставайся у нас. Давай отправимся с нами в путешествие по нашему замечательному городу мастеров.

Ну, что, ребята, поможем?

А на чём мы можем добраться в город Мастеров?

А поедем мы туда на тройке лошадей .

Занимайте свои места. Поехали.

Закройте глаза (звучит песня «Ехали на тройке с бубенцами»). Движения: дёргаем уздечку коней.

Ведущая: Откройте глаза. Вот мы с вами оказались на первой улице, которая называется Дымковская улица. Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья». Ребёнок: Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими,

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Змейки, ленточки и точки.

Клетки, кольца, завиточки,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковый узор.

Матрёшка: Здорово! Вот же и у меня есть знаменитая дымковская игрушка! Посмотрите, внимательно, ребята, какая она красивая.

Ведущая: А мы продолжаем наше путешествие. Ребята поехали на следующую улицу нашего города. Займите свои места. Закройте глаза (звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней.

Откройте глаза. Вот мы с вами и оказались на Хохломской улице. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

В хохломской росписи есть цвета черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы, а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой. Ребёнок: Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой-

Вот чем славится она!

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не мог! Матрёшка: А эта деревянная посуда у меня же из Хохломы. Спасибо, что немного рассказали о ней. Ведущая: А мы продолжаем наше путешествие по городу Мастеров. Закройте глаза (звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней.

Откройте глаза. Вот мы с вами оказались на улице, которая называется Городецкая. И сегодня я расскажу вам про старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.

Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников. Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера. Ребёнок: Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Матрёшка: Значит, это доска у меня из Городца. Молодцы, ребята, я теперь всё буду знать.

Ведущая: А мы продолжаем наше путешествие по городу Мастеров. Отправляемся на следующую улицу. Займите свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза.

Мы с вами оказались на улице Гжельской.

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области. Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда – сказка.

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду». Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На весь мир прославили свой любимый край мастера. Ребёнок: Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?

Про фаянсовое чудо –

Статуэтки и посуду?

Только скажем слово «Гжель»,

И увидишь зимний день –

Небо, снега белизну

И теней голубизну.

Все изделия из Гжели

Фон имеют только белый,

А на нём лишь синий цвет.

А других здесь красок нет.

Расцветают на морозе

Колокольчики и розы,

Хризантемы и ромашки

Украшают вазы, чашки…

То мазочек, то листочек,

Там цветок, тут завиточек,

Три мазка широкой кистью –

Появился синий листик,

Поработал кисти кончик –

Распускается бутончик.

И прекрасные узоры

Там притягивают взоры

К сине – белому фаянсу,

Сколько блеска, сколько глянца!

Неужели, неужели

В вашем доме нету «гжели»? Матрёшка: Какие хорошие дети, всё знают. Я даже и не знала, что это знаменитая гжельская посуда. Ведущая: А мы продолжаем наше путешествие по городу Мастеров. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на Жостовской улице. В деревне Жостово, Московской области находится жостовская фабрика декоративной росписи. Там изготовляют очень красивые подносы. Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные – фестончатые, гитарные. Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются чёрным лаком, но могу быть и красного, зеленого, желтого, синего цветов. Многоцветные букетики, венки, гирлянды украшают подносы. Натюрмортом подносы расписывают реже, чем цветами.

У каждого мастера свой стиль. Жостовская роспись это импровизация мастера. Расписывая поднос он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов. Немало надо потрудится мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Определена последовательность построения узора. Использование традиционных приемов росписи. Подносы украшают крупными цветами (розы, георгины, лилии, маки, цветы яблони), а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются. И появляются стебельки букетов, листья, травинки. На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность как будто зеркальная.

Жостовские подносы как декоративное панно вносят в наш дом праздничность. Этот промысел знаменит на весь мир.

Ребёнок: На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.

Лесной подснежник первый…

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы. Матрёшка: Вот он, знаменитый жостовский поднос. Молодцы, дети! Я сегодня много нового и интересного узнала о народных промыслах нашей России. Ну и у меня есть необычные загадки:

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно,с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми,синими,

Нежными,красивыми.

(Гжель)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка,не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может,солнцем залитые.

(Хохлома)

Веселая белая глина,

Кружочки,полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники,и ребятня,

Собачки,гусары,и рыбы.

А ну назови-ка меня!

(Дымка)

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз,два,три,четыре,пять..

Даже всех не сосчитать.

(Матрешки)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

( Городец )

Разной формы, железные

В хозяйстве очень полезные

Черные, желтые, красные

Удивительно прекрасные (жостовские подносы)

Матрёшка: Как у вас хорошо, красиво. Но вот, смотрю, у вас на столах лежат незаконченные изделия. Я с удовольствием их бы взяла на ярмарку в следующий раз. Не поможете ли вы мне? Как на Руси водится- вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Ведущая: Мы с удовольствием поможем тебе, Матрёшка. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров- кто в гжельских, кто в городецких, кто в хохломских. Посмотрите, для каждого приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумаете, кто что будет делать и приступайте к работе. (Начинается работа, ведущая помогает детям советом, словесной подсказкой). 

Список литературы:

От рождения до школы. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.