12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почекунина Наталья Борисовна1030
Учитель географии 1 кв.категории. Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла. Работаю в школе с 2003 года
Россия, Забайкальский край, Сретенск

География 7  класс

Урок № 29

Тема урока:Особенности компонентов природы Австралии

Дата проведения…………….

Методическая цель: показ приемов создания условий для формирования теоретических  знаний и умений систематизации и структурирования  учебного материала с использованием индивидуально-дифференцированного подхода на основе элементов информационно-коммуникативных технологий.

Образовательные цели:

·      познакомить обучающихся с особенностями природы Австралии, основными представителями-эндемиками органического мира континента;

·      сформировать представления о размещении природных зон;

·      закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на  примере природных зон Австралии.

Развивающие цели:

·      формировать общеучебные умения и навыки;

·      формировать умение логически мыслить;

·      формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

·      пробудить познавательный интерес;

·       развивать коммуникативные умения;

·      формировать умение работать с источниками географической информации, сопоставлять их.

Воспитательные цели: повышать географическую культуру;воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:атласы, физическая карта мира, презентация, раздаточный материал

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Вид урока:рассказ с элементами путешествия и беседы.

Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, рецептивный, элементы проблемного.

Задание на с/п: параграф учебника 27.  Учить записи. Творческое задание (по выбору)

 

Ход урока

 

№ п/п

Этап урока

Время

Деятельность обучающихся

I

Организационный момент

1 мин.

Проверка готовности к уроку, приветствие. Преподаватель объявляет цели и задачи урока.

II

Активизация и мотивация учебно-познавательной деятельности.

Входной контроль знаний.

10  мин.

Фронтально-индивидуальная работа. 2 суворовца читают стихи. Обучающиеся объясняют явления, о которых шла речь.

Слушают преподавателя. Записывают дату и тему в тетрадь. Отвечают на вопросы.

 Составляют макет таблицы  в тетради.

Выбирают маршрут путешествия так, чтобы пересечь все природные зоны материка. Слушают преподавателя, на каком транспорте отправятся в воображаемое путешествие.

III

Формирование новых знаний умений.

 Пустыни и полупустыни Австралии.

 Субэкваториальны саванны.

 Большой Барьерный риф.

 Переменно-влажные  леса.

Жестколистные леса и кустарники.

Широколиственные леса Тасмании.

20 мин.

Слушают преподавателя. Ведут записи в таблице, участвуют в беседе.

 Заполняют графы таблицы. Делают выводы. Знакомятся с фотоматериалами и видеофрагментами.

IV

Закрепление изученного материала.

10 мин.

Решают разноуровневые тестовые упражнения. Сверяют ответы с «ключом» 

V

Подведение итогов урока, рефлексия. Оценки. Задание на с/п

4 мин.

Слушают комментарии преподавателя. Выбирают (по желанию) одно творческое задание для выполнения на с/п.  Записывают задание в тетрадь.

 

Организационный момент.  Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Активизация учебно-познавательной деятельности Сегодня на уроке мы снова отправляемся  на самый маленький материк мира.   До путешествия Джеймса Кука  никто не знал о его существовании. Но благодаря научно-техническим открытиям мы не только знаем, но и можем посмотреть, как он выглядит из  Космоса. (Слайд – Вид материка Австралия из Космоса). Как сказал герой Жюля ВернаЖак Паганель: «… клянусь вам, что это самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших».

Об этом даже написано стихотворение поэтессой Галиной Усовой.

Поэтесса Галина Усова: Австралия- страна наоборот….Читают 2 ученика

Австралия — страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды,
Они в пустыне пропадают где-то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот,
Ее исток на лондонском причале,
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ

Объясните  явления, которые описаны в этом стихотворении. 

Мотивация.

Однако некоторые фрагменты этого стихотворения (фрагмент выделяется)  мы сможем объяснить только после того, как проведем небольшое путешествие  по природным комплексам этого материка.

Они в пустыне пропадают где-то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
 

Вопрос: «Давайте вспомним,  что такое природный комплекс?»

Ответ: «Это территория (участок земной поверхности, земли), обладающий общностью климата, почв, растительного и животного мира».

Вопрос: «Что можно считать природным комплексом? Приведите примеры видов ПК»

Ответ: «Например, планета Земля, материк, природная зона».

Вопрос: « Какая закономерность выделяется в размещении природных зон?»

Ответ: « Широтная зональность, т.е. смена природных зон от экватора к полюсам, по соотношению тепла и влаги. 

Вопрос: «Какие природные зоны встречаются в Австралии?»

Открывают атлас и отвечают на вопрос:  Пустыни, полупустыни, Субэкваториальные  саванны, Топические влажные леса, Жестколистные леса и кустарники, Широколиственные леса Тасмании.

  Предлагают отправиться в путешествие по природным зонам Австралии. Для этого нужно выбрать маршрут и виды транспорта.

Какой мы выберем маршрут, чтобы пересечь все природные зоны материка?

Суворовцы предлагают варианты. Преподаватель корректирует  маршрут и предлагает виды транспорта.

Чтобы не забыть все, о чем узнаем, будем вести дневник путешественника в виде таблицы.

Таблица на доске. Рисуют макет таблицы в тетрадь. Таблица заполняется поэтапно.

Природная зона

Флора

Почвы

Фауна

Пустыни и полупустыни

 

 

 

Субэкваториальны саванны и редколесья

 

 

 

Большой барьерный риф

 

 

 

Переменно влажные леса

 

 

 

Жестколистные леса и кустарники

 

 

 

Широколиственные леса Тасмании

 

 

 

 

III.   Изучение нового материала

Органический мир Австралии своеобразен и неповторим: 75% видов растений и 95% животных в Австралии являются эндемиками.

Эндемик – такое животное или растение, которое встречается только в данной местности. В Австралии встречаются сумчатые.Но не встречаются обезьяны и копытные, не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного растения или животного. В Австралии обитают и не встречаются больше нигде на Земле яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Здесь же растет самое высокое дерево и оно является одним из быстрора­стущих растений - эвкалипт.

Пустыни и полупустыни Австралии.

Мы летим над пустынями -  под нами эрги, регги и гамады. Жарко. Воды нет на мили вокруг. Растительность крайне скудная –спинифекс – остролистный злак, низкорослые акации и эвкалипт – заросли скрэб.   Видео фрагмент 1.Из представителей фауны – ящерицы,  тайпаи(змея), вараны. В районах распространения пустынь формируются специфические пустынные почвы. Часто они окрашены в красный цвет и называются “аридными красными землями”.

В полупустынях появляется полынь, солянки, заросли кустарников из колючих пустынных акаций и сильно ветвящихся жестколистных эвкалиптов (малли). Почвы в полупустынях красно-бурые и красновато-бурые.

Субэкваториальны саванны и редколесья.

Растительный мир саванн не слишком разнообразен: бутылочное дерево, эвкалипты, акации. Почвы - твердые латеритные панцири.

Удивительный символ Австралии – кенгуру, он изображен на  государственном гербе. Рост самых маленьких из них всего 23 см, в то время как самцы гигантских кенгуру - больших и серых - достигают 2-метровой высоты. Они передвигаются со скоростью до 20 км в час на исключительно развитых задних конечностях.

Самка производит на свет одного детеныша массой меньше 1 г и длиной около 2 см. У слепого безволосого крошки уже сильно развиты передние конечности, с помощью которых он забирается в сумку. Там он прочно присасывается к соску, в который немедленно начинает поступать молоко. Жизнь в сумке продолжается 6 месяцев. За это время детеныш обрастает мехом и у него развиваются характерные для кенгуру пропорции. Когда он впервые выходит из сумки, это сплошные кожа и кости. Затем почти 8 месяцев кенгуренок пасется около матери и питается мягкими травянистыми побегами, но при малейшей опасности прячется в сумку матери.

Некоторые кенгуру доживают до 20 лет, однако обычная продолжи­тельность жизни в естественных условиях редко достигает 7 лет. Хищные птицы, питоны, ящерицы охотятся на малышей, человек и дикая собака динго убивают взрослых животных. Однако самый безжалостный враг кен­гуру - засуха.

Кенгуру - настоящее бедствие для ферме­ров, они поедали траву, предназначенную для овец. Потомство свое произ­водили на свет быстрее, чем охотники могли его отстреливать.

Из других сумчатых для Австралии характерны вомбаты, кускусы, поссумы.А также сумчатый муравьед – намбат и зверьвамбат.

Из птиц почти повсеместно встречается страус эму, казуар. В реках Северной Австралии обитают крокодилы, а в южных водоемах – двоякодышащая рыба цератод с одним легким, предки которой жили еще в начале мезозойской эры.

Леса восточной Австралии

Лес в Австралии занимает 2% площа­ди страны. Леса образуют узкую полосу между горами и океаном на восто­ке и юге континента.

1) Переменно влажные  леса.

На северо-востоке материка распространены дождевые тропические ле­са. Деревья в этом лесу высотой до 40-50 м и растут они так близко друг к другу, что их листва образует плотный полог, закрывающий доступ солнечным лучам. Внутри леса всегда густая тень и травяной покров скуден. Вместо него на земле лежит толстый слой гнию­щих листьев. Повсюду валяются упавшие и уже наполовину сгнившие вет­ки или стволы деревьев. Мощные лианы свисают с деревьев. Влажность очень высокая и неподвижный воздух обладает запахом земли.

Поражает необычайное изобилие эпифиты (лианы, орхидеи), папоротники (Диксония – древовидный папоротник). Здесь растут сосна каури, араукария, красный кедр, клен, австралийский орех и травяная пальма ксанторея. Среди самых интересных де­ревьев дождевых тропических лесов - баньян. Его семена, которые разбра­сывают птицы, застревают в ветвях и прорастают, пуская корни, цепляю­щиеся за дерево-хозяина. Сначала развивается деревянистый, картофелеобразный клубень с облиственным ростком. Затем он опускает корень на зем­лю. За ним следуют другие корни, сплетающиеся друг с другом, и дерево-хозяин оказывается опутанным плотной сетью корней баньяна. В конце концов, дерево оказывается задушенным, баньян занимает его место и ино­гда вырастает до 25 м высотой.

Основные вьющиеся растения бобовая энтанда и лонхокарпус, из пол­зучих растений встречается - перец, ломонос, пальма лиана - ротанг.

Австралия единственный материк, где обитают яйцекладущие млекопитающие: утконос и ехидна.

2) Жестколистные леса и кустарники.

В лесах Австралии преобладают эвкалипты - вечнозеленые деревья высотой от 15 м до 100 м и толщиной до нескольких метров у основания. Стволы у них прямые. Ли­ства у эвкалиптов кажется тускло-голубой или серо-зеленой. Длинные, уз­кие листья стремятся отвернуться от палящего солнца, поэтому в таком лесу нет тени. В период цветения эвкалипты всегда привлекают птиц и насекомых, питающихся нектаром, а человек ощущает тяжелую сладость пыльцы в воздухе. Эти деревья не сбрасывают листву в самые сильные засухи. Благодаря своему быстрому росту деревья погло­щают из почвы много влаги и осушают болота. Эв­калипт является лекарственным растением, из него получают эфирное мас­ло и дубильные вещества. Пожары в эвкалиптовых лесах — нечто страшное, непередавае­мое. Море огня охватывает лес, деревья мгновенно вспыхивают одно за другим. Листва эвкалиптов, богатая эфирными маслами, очень легко загорается. Пожар распространяется с огромной ско­ростью. Убежать от него совершенно невозможно, даже уехать на автомашине трудно. Однако эвкалипты очень огнестойкие. От обгоревшего, черного, казалось бы, мертвого ствола через некото­рое время отрастает молодая зеленая поросль, и дерево продол­жает жить» (В. Петров).

Вдоль рек распространенаказуарина с узловатым стволом и свисающей игольчатой листвой. Местами встречается скипидарное дерево, многочисленна акация. Есть виды акации, цветущие осенью, зимой, весной и летом, поэтому изобилие их бледно-желтых цветков постоянно оживляет леса. И действительно, цветение этих акаций поздней зимой про­изводит такое необычное впечатление, что первого августа в школах празднуют День акации.

Кустарниковый ярус - один из отличительных признаков жестколист­ных лесов. Красива телопея с блестящими темно-красными цветками разме­ром около 13 см. Банксия - длиннолистная акация, пестрая гревилея, а также желтые горошки расцвечивают нижний ярус леса яркими красками.

Коала - отдаленная родственница вомбата, еще более дальняя - кенгуру и опоссума: все они сумчатые животные. Коалы совершенно не пьют, поэтому на­звание этого зверька переводится, как непьющий воду.

Взрослый коала достигает 4,6-5,5 кг, рост - 60-80 см. Коалы питаются исключительно листвой определенных видов эвкалиптов. Неудивительно, что первые коалы, попавшие в неволю, очень скоро умирали: никто не знал, как их правильно кормить.

Фауна лесов представлена: коалы,  тилацины (поссумы),  сумчатыми белками, крысами, древесный кенгуру (валлаби).. Богат мир птиц: попугаи (какаду), лирохвосты, райские птицы, пеликаны, черные лебеди.

3) Широколиственные леса Тасмании.

Покрыта лесом большая часть Тасмании.Из деревьев характерныюжный бук. Самые древние деревья – атротаксисы -отдельные древние особи имеют возраст более 2000 летпредставляют собой реликт покрывавших Гондвану лесов. В некоторых местах заросли эвкалипта, самого высокого растения в мире, образуют лесной полог на высоте 90 м.

Фауна включает тасманийского дьявола, тасманийского беттонга (сумчатая крыса), рыжего валлаби (древесный  кенгуру) и сумчатого волка.

Австралийцы проявляют заботу о расти­тельном и животном мирекак о богатстве своей страны, тщательно изучают и охраняют его. В каждом крупном городе Австралии обязательно есть свой ботанический сад или  национальный парк.  Каждый штат Австралийского Союза имеет свою ботаническую эмблему.

Некоторые его представители изображены на австралий­ских монетах: ехидна — на монете достоинством в 5 центов, пти­ца-лирохвост— в 10, а утконос — в 20 центов. Чрезвычайно попу­лярные на материке страус эму и кенгуру изображены на госу­дарственном гербе страны. Выбор этих двух животных не случаен: они как бы символизируют прогресс, движение вперед, так как ни эму, ни кенгуру не могут пятиться назад.

Австралийцы приняли ряд законов по спасению и охране своих редчайших животных: запретили их вывоз, содержание в неволе, ограничили или полностью запретили охоту на определенные виды.

Закрепление изученного материала.Тест.

Вывод:

1.      Органический мир беден, но очень своеобразен.

  1. Отделение Австралии от Гондваны породило уникальную фауну сумчатых и однопроходных млекопитающих.
  2. Преобладают эндемики и реликты.
  3. ПК изменяются широтно, наибольшую площадь занимают пустыни и сухие саванны, так как Австралия лежит в тропических широтах.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Есть два разряда путешествий. Один – купив билет, слетать. Другой – сидеть себе на месте, листая карту, думать и мечтать. Хочется пожелать вам всегда оставаться в душе исследователями и путешественниками.

Рефлексия. Ответьте на вопрос.

1.    Была ли у тебя возможность сегодня на уроке высказать свое мнение?

2.    Как изменилось твое настроение на уроке?

Оценки.

Задание с/п:

Параграф    -  прочитать. Приготовить рассказ о ПК Австралии.

Творческое задание по выбору:

а) составить австралийский алфавит, используя термины, названия животных и растений, географические названия.

б) составить рекомендации для туристов, желающих посетить Австралию.

в) составить страничку Австралийских рекордов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.