12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хабалова Наталья Асламбековна85

ХI региональный конкурс

молодых исследователей

научно – исследовательских и творческих работ

СТУПЕНЬ В НАУКУ”



СЕКЦИЯ: культурология





Тема: “Парк “Круг жизни”



Авторы работы:

Миндзаева Дана Яновна

Пашков Александр Дмитриевич



Место выполнения работы

МОУ СОШ № 38, 9,10 класс

г. Владикавказ



Научный руководитель

Хабалова Наталья Асламбековна

учитель русского языка

и литературы





Владикавказ

2013- 2014











Оглавление:

Введение ……………………………………………………………………… стр.





Раздел 1

Парки, сады, скверы- история создания ..……………………………..….. стр.





Раздел 2

Описание парка “Круг жизни”

А. План парка..............................................................................................стр.

Б. Сектора парка……………………………………………………..……стр.



Раздел 3

Техническая часть……………………………………………….…..…………стр.





Заключение……………………………………………………………………. стр.





Библиография ………………………………………………………………… стр.





Введение

Мой город, как большой ковёр

Раскинут у подножья гор.

Строитель, труженик, борец,

Любимый тысячью сердец,

Владикавказ всегда хранит

Традиций свет, народа быт

Люблю я город свой родной,

Где плещет Терек озорной,

Где тополя, поднявшись вряд,

На нашей улице шумят.

Он с каждым часом мне милей,

Жемчужина души моей.



Мы родились и живем в одном из красивейших городов России, столице республики Северная Осетия-Алания, в городе Владикавказе. Он основан в 1784 году как крепость, в 1860 году получил статус города. В этом году ему исполнилось 229 лет.

Мы любим Владикавказ. Сегодня он не оставит равнодушным того, кто первый раз посетит его- современный , уютный, зеленый и это не все эпитеты, которые можно дать сегодняшнему Владикавказу.

Владикавказ жил и живет той же жизнью, что и вся Россия. В нем рядом существовали и существуют роскошь и бедность, праздность и тяжелый труд, красота и безвкусица, старина и новаторство. Его коснулись революции, войны, национальные конфликты, террористические акты. Он такой разный, многогранный, яркий, многонациональный! Жители города- владикавказцы- особые люди, они стремятсябыть вместе и в горе и в радости.

Если вы попросите владикавказца показать свой город- это будет сделано с удовольствием. Но хотим отметить- у каждого жителя свой Владикавказ. Вот и мы попытались однажды представить с какими уголками любимого города хотелось бы в первую очередь ознакомить гостей, приехавших к нам в гости.

Центром Владикавказа считают проспект Мира. Его протяженность- один километр. По всей длине проспекта тянется бульвар из деревьев, посаженных еще сто лет назад. Двухэтажные, трехэтажные здания отличаются своей архитектурной индивидуальностью. Недавно на проспекте появились новые достопримечательности- скульптурная композиция- отдыхающий Коста Хетагуров, памятник М.Булгакову. А в начале ноября 2013 года на пересечении проспекта Мира и улицы Куйбышева на пост заступил ''Городовой’’ (автор скульптор Ибрагим Хаев).

Гостей Владикавказа восхитили бы своей лаконичной красотой Осетинская, Армянская церкви, Сунитская мечеть. Не оставил бы равнодушными Городской парк культуры и отдыха им. К.Л.Хетагурова, Аллея славы. За несколько лет набережная реки Терек преобразилась. Здесь появились прогулочные дорожки, мостики, клумбы, спортивные площадки, кафе. Благоустроенная набережная быстро стала одним из любимых мест для прогулок горожан.

Владикавказ преображается, исчезают ветхие дома, растут новые микрорайоны. Нам хочется, чтобы в новых районах появлялись зеленые скверы, фонтаны, спортивные площадки. А еще нам хочется, чтобы в городе появилась новая достопримечательность- необычный парк для прогулок.

Цель работы: создать проект нового парка ’’Круг жизни’’

Актуальность и практическая значимость работы объясняется тем, что воплощение в жизнь проекта парка “Круг жизни” на территории одного из новых жилых районов города Владикавказа создаст не только новую зону отдыха для горожан, но и станет достопримечательностью столицы РСО-Алании.

Задачи исследования:

Изучить историю садово-паркового искусства

Проанализировать этапы создания парков

Создать проект парка ‘’Круг жизни’’, с подробным описанием его секторов, включающих растительные, скульптурные и другие элементы

Создать эскизы секторов парка

Подготовить техническую часть проекта парка

Объект исследования-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предмет исследования -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Гипотеза исследования--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Новизна и специфичность нашей работы заключается в попытке создания нового парка, в котором удачно бы сочетались всевозможные растения, произрастающие на территории РСО-Алании и скульптурные композиции, которые несли бы культурную, этнографическую информацию.

Методы исследования:

Поиск информации

Анализ информации

Сравнение

Сопоставление



Практическая значимость работы: данный материал может быть использован как проект парка на территории одного из новых жилых микрорайонов города Владикавказа.

















Раздел 1

Парки, скверы, сады – история создания



С древних времен люди выращивали около своих жилищ фруктовые деревья, овощи, лекарственные травы, цветы. Это были прародители парков и скверов.

Что такое парк?

Парк (от лат. Parricus – отгороженное место)– это земельный участок с естественной или специально посаженной растительностью, с дорогами, аллеями, водоёмами, предназначенными для прогулок, отдыха, игр.

Что такое сквер?

Сквер (от англ. square)- это небольшой общественный сад, в пределах населённого пункта.



Существует несколько видов парков:

Регулярный парк

Пейзажный парк или ландшафтный парк

Парк культуры и отдыха

Регулярный парк – имеет геометрически правильную планировку аллей, цветников. Деревья и кустарники в таких парках подстригаются.

Пейзажный парк или ландшафтный парк – с лужайками, оврагами, озёрами, прудами, дорожками, подчиняющимися рельефу местности. Такой парк напоминает естественный природный объект.

Садово-парковое искусство занимается проектированием и созданием парков, скверов, садов.

Этот процесс включает в себя несколько этапов:

-разработка проекта

-подбор элементов природы

-непосредственное размещение и группировка растений,

в сочетании с архитектурными, скульптурными и другими объектами

-посадка растений

-уход за растениями.

До наших дней сохранились легенды о висячих садах Семирамиды в Вавилоне, которые считаются одним из семи чудес света.

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя в Древнем Египте, позже в Древней Греции и Древнем Риме. В Древней Месопотамии на специальных террасах разбивались сады. В Древней Греции, симметрично посаженные деревья окружали не только жилища знати, но и храмы. В 5 веке до н.э. стали создаваться специальные объекты, соединяющие растения и колоннады со скульптурами (герооны)- на их территории проводились спортивные состязания в память погибших героев.

В Древне - римском садово-парковом искусстве большую роль играли фонтаны и искусственные водоемы, беседки, овитые плетущимися растениями, подстриженные кустарники.

Во времена средневековья изысканными считались сады в арабских странах. Территория по периметру была огорожена высокими стенами, площадь же делилась на прямоугольные и квадратные газоны, практиковались цветовые контрасты между цветочными группами.

Нельзя не сказать о Японском саде. В парках и садах средневековых стран Дальнего Востока использовались принципы свободной композиции, торжествовала идея вечной обновляемости природы.

В средневековых европейских странах в садах чаще всего выращивали овощи, плодовые деревья, ягодные кустарники, газоны с цветами встречались редко. Но , начиная с 16 века в эпоху Возрождения начался подъем садово-паркового искусства . В Италии, например, использовались системы эффектных многоракурсовых видов, террасы с подпорными стенками, всевозможные водные каскады, лестницы, множество скульптур. Во Франции 17 века парки планировались строго -геометрически.Деревья, кустарники, цветы в парках и скверах сажали правильными рядами, ровно подстригали. Парки украшали фонтанами, статуями, мраморными вазами. Шедевром считают творение архитектора А.Ленотра, создавшего парк в Версале-резиденции французских королей. Этот парк попал в Книгу рекордов Гиннеса. Он был разбит на осушенных болотах. Его площадь- более 6070 гектаров.Парки разбивались на плоской местности или пологом склоне. Центральным местом паркового ансамбля был всегда дворец. Перед ним находились водоемы с неподвижной водой, которые исполняли роль водяных зеркал. В основе парков “французского ,, типа лежала трехлучевая система аллей, радиально расходившихся от дворца.

С середины 18 века в Европе стали появляться пейзажные парки, при этом использовались элементы паркового искусства Китая. Известными архитекторами такого вида парков в Великобритании были Ч.Бриджмен, У.Кент, Л.Браун. Во Франции - Р.Жирарден. Архитекторы при планировании пытались создать художественный эффект, связанный со сменой времен года. В пейзажных парках можно было встретить специально созданные романтические руины зданий или постройки, имитирующие брошенное сельское жилище.

Первые сведения о садах и парках в России относятся к 12 веку. Они украшали княжеские усадьбы в Киеве, Владимире. В Москве 17 века в верхних этажах зданий располагались красные (или верховые) сады. К ним можно отнести сады Кремлевского дворца того времени. В загородных усадьбах чаще всего создавались регулярные сады, обрамленные рыбными прудами, лугами или посадками плодовых деревьев. Дворцово-парковым ансамблям в Санкт-Петербурге, созданным в начале 18 века архитекторами Ж.Леблоном, Н.Микетти, М.Земцовым свойственна строгая симметричность композиции с учетом рельефа местности. Интересны идеи парков, созданных в середине 18 века в Царском селе (город Пушкин) , в Архангельском (под Москвой). В конце 18 века распространились пейзажные парки, лучшими образцами которых называют парк в Павловске, парк в Кузьминках (под Москвой).

В середине 19 века в европейских странах и в США были созданы общественные парки. Чаще всего они располагались в пригородной зоне. При их создании использовалась свободная планировка. Но уже к концу 19 века при создании парков стали сочетать элементы регулярного и ландшафтного парков. Например, так создавали свои парки в США Ф.Олмстед и И.Иенсен.

С начала 20 века садово-парковое искусство стало переживать упадок. Редко возникали новые парки. Но если они появлялись, на их территории можно было заметить микрокомпозиции в стиле японского сада или испано-мавританского патио. Позже, особенно активно после Второй Мировой войны, возникли новые объекты садово-паркового искусства- развлекательные парки, парки культуры и отдыха, луна-парки, парки-выставки, линейные парки вдоль дорог, национальные природные и исторические парки, крытые ботанические сады. Большие городские парки, возникшие в крупных городах притягивали многочисленных посетителей. Ярким примером является Центральный парк в Нью-Йорке.

В начале 21 века парки в городах продолжают выполнять множество функций, в зависимости от их назначения и вида: экологически-защитную, развлекательную, эстетическую, познавательную. На их территории проходят всевозможные мероприятия: концерты, театрализованные праздники, спортивные мероприятия, выставки, танцевальные вечера, народные гуляния, встречи со знаменитыми людьми.

В новых жилых районах мегаполисов и городов парки сегодня возникают редко, чаще свободные земельные площади занимают всевозможные торговые точки, кафе, автостоянки, развлекательные центры, редко спортивные площадки. Но иногда находится место для скверов, которые играют роль своеобразных зеленых оазисов, на территории которых чаще всего можно встретить мам, прогуливающихся с детьми, подростков, пенсионеров, отдыхающих на скамейках.

А ведь можно создавать на базе уже существующих лесных массивов вблизи населенных пунктов, не разрушая экологическую гармонию важно подчеркнуть природную выразительность с помощью самых распространенных элементов садово-паркового искусства.

Парки можно создавать на склонах гор, в зонах с неблагоприятными природно-климатическими условиями, на территории отработанных карьеров. Связанных с добычей полезных ископаемых. Но решить проектные и экологические задачи создания таких парков будет сложно.

Создать парк - рассадить парк- трудное искусство. Ведь каждое растение имеет свой возраст, время цветения, форму, цвет. В парке их надо рассадить так, чтобы вместе разные растения составили красивую группу и радовали глаз посетителей.





Раздел 2

Описание парка “Круг жизни”





Путь к общечеловеческому лежит через национальное. Другого пути нет”

В.И. Абаев



Мы решили создать проект парка для одного из новых жилых микрорайонов города Владикавказа, в котором гармонично соединились бы растения, скульптурные композиции, водные элементы, прогулочные дорожки. Каждая из скульптурных композиций должна передовать информацию, связанную с национальной культурой. Этот парк мы назвали ’’Круг жизни’’. Посетители любого пола и возраста, прогуливаясь по дорожкам парка, найдут для себя что-нибудь интересное. Скульптурные композиции одних натолкнут на воспоминания, других заставят задуматься о будущем, третьих заинтересуют нартским эпосом. Но самое главное - планировка парка передаст мысль, что каждый человек, рожденный на земле Осетии должен пройти все этапы жизни и оставить на земле след. У каждого нового поколения будет свой, новый круг жизни. И так будет всегда. Жизнь народа не должна прекратиться, а круг жизни пусть вращается!













Сектор “Молодость”



Пора молодости- прекрасная, светлая, яркая. Она связана с поиском любимого человека, созданием семьи. Сегодня молодость – это возраст от 18 до 30 лет. Хотя возрастные границы относительны. В этот период в человеке должны проявиться лучшие качества, которые прививались в семье, совершенствоваться навыки и умения. Как и раньше , сегодня в юношах и девушках ценятся: ум, воспитанность, трудолюбие, честность, верность, стремление получать знания, хорошее образование, отвага, скромность, приветливость.

Центральными фигурами сектора “Молодость” являются молодые люди в национальной одежде, которые стоят друг против друга с двух сторон парковой дорожки. Это жених и невеста, одетые в национальные костюмы. Ведь одежда является ярким элементом этнического своеобразия народа.

Девушка одета в национальное свадебное платье (разгом къаба) с нагрудниками. Талию стягивает национальный пояс- камари. На голове – специальная шапочка ( чындзы худ) в форме усеченного конуса. Поверх нее – фата или национальная шелковая шаль. В руках у невесты носовой платок. Свадебный наряд и головной убор отделан национальными узорами. Эти узоры символичны и включают в себя переплетения стилизованных фигур животных, оленьих рогов, птиц, растительные элементы- ветки, листья, цветы. В женском свадебном наряде полочки рукавов, подол платья украшались орнаментом, который, как и нагрудные застежки, символизировал древо жизни и считался магическим оберегом невесты. В осетинском фольклоре невесту сравнивали с плодоносящим деревом. Шапочка, фата и шаль тоже считались оберегом .

Юноша одет в национальный костюм: на нем бешмет со стоячим воротником. Поверх бешмета- черкеска с газырницами на груди. Талию юноши стягивает мужской пояс ( ирон рон) , на котором подвешен кинжал в ножнах. Пояс, если учесть мифилогию, выполняет охранительные функции, так как заключает человека как бы в круг. На ногах- сапоги ( хæд бынтæ) . На голове- высокая папаха из шкуры барана (уæлдзархуд). Папаха считается символом счастья.

В этом же секторе расположен дугообразный мост, перекинутый через искусственный маленький водоём в форме сердца. Мост состоит из кованых элементов, которые выполнены в национальном стиле. Этот мост может быть носителем новой традиции. В России во многих городах есть объекты, на которых закрепляют в день свадьбы символические замки женихи и невесты. Может быть влюблённые владикавказцы будут закреплять замки на этом мосту.

Ещё одна знаковая фигура сектора “Молодость” расположен на самой его границе, ближе к сектору “Зрелость”. Это неожиданное решение – женщина, ожидающая ребёнка. Она счастлива в своём состоянии и это ощущение передаётся окружающим. Может быть со временем к этой скульптуре будут прикасаться посетители парка с надеждой о благополучной беременности.

Переплетение национальных и современных культурных элементов в секторе “Юность” символично.



Сектор “Старость”



Всё отнимает время, как назло,

Всё, чем горды мы были – силу, память,

Берёт у нас кинжал, берёт седло

И гасит звёздный свет перед глазами.

И мы детьми становимся опять,

Лишённые всего того, что было,

И ничего не можем удержать

Мы пальцами, теряющими силу.

Р. Гамзатов



Средняя продолжительность жизни человека на Земле за последние 200, 100 лет увеличилась с 45 до 67 лет благодаря развитию медицины, научно-техническому прогрессу, соблюдению санитарных норм. Раньше у осетин были следующие возрастные классы для мужчин:

- от рождения до 3 лет

- от 3 до 7 лет

- от 7 до 10 лет

- от 10 до 16 лет

- от 16до 30 лет

- от 30 до 45 лет

-от 45 лет и выше

Мужчина старше 45 лет – глава семьи, старший (”хистæр’’), пользовался уважением, продолжал трудиться, если позволяло здоровье.

У женщин были такие возрастные классы:

- от рождения до 6 лет

- от 6 до 10 лет

- от 10 до 12 лет

- от 12 до 15 лет

- замужняя женщина

Женщин не обижали. Нанести женщине любую обиду считалось позором. Мужчины любого возраста приветствовали женщин вставанием. Так поступали даже очень пожилые мужчины. В случае смерти супруга не имела имущественных прав, все переходила к старшему сыну по заведенным традициям, но фактически старшая женщина, мать семейства, являлась полновластной хозяйкой до своей смерти.

До глубокой старости доживали немногие люди. Но во все времена пожилой человек в Осетии пользовался уважением.

В секторе “Старость” центральными фигурами будут являться пожилой мужчина и пожилая женщина, сидящие на лавочке. В руках у женщины веретено, с помощью которого она подготовит нить из шерсти, чтобы связать носки внукам. У мужчины в руках – кисын фандыр или дала фандыр. Оба одеты……………………......................................

..................................................................................................................

Их лица обращены в сторону сектора “Детство ”. Ведь там, в песочнице, играют их внуки или правнуки.

Эти две фигуры пожилых людей выбраны, как основной объект сектора. Они символизируют крепкий семейный союз. Веретено в руках женщины и фандыр в руках мужчины символизируют связь с национальной культурой.

Старость смотрит на детство. Круг замкнулся.

В секторе “Старость” могут располагаться и другие скульптурные композиции, в которых перекликается сегодняшний день и традиционное прошлое.

Заключение



Стремится утро в вечер, вечер - в ночь,

Ночь – в утро, снова дню даря рожденье…

Вот так и нам вовек не превозмочь

Из жизни в смерть, из смерти в жизнь движенья.

(И. Гуржибекова)



На формирование культуры любого народа влияет множество факторов. Культура содержит в себе элементы различных традиций, которые передаются из поколения в поколение. Можно найти схожесть некоторых традиций у разных народов. В нашей республике компактно проживают представители разных народов. Они приобщаются к традициям осетинского народа, его языку, национальной кухне.

Темп сегодняшней жизни отличается высокой скоростью, жизнь – кризисами и стрессами. Но, несмотря на это, люди стараются сохранить культурные и нравственные ценности, к которым можно отнести традиции, язык, кухню и многое другое. Современный человек должен находить время не только на учебу, работу, но и на отдых, общение с близкими, друзьями. Отдыхать и общаться можно не уезжая далеко от дома, например в парке “Круг жизни”. Пусть у каждого будет свой круг долгой жизни.

Подведем итоги. На основе проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых: мы изучили материал, который позволил нам создать проект парка “Круг жизни”.

Во-вторых: при подготовке к работе, изучении исторических источников, мы узнали много нового.

В-третьих: парк “Круг жизни” может стать новой достопримечательностью города Владикавказа.

При подготовке этой работы мы столкнулись с некоторыми трудностями:

1……………………………………………………………………….

2……………………………………………………………………..

Итак, цель работы достигнута, проект нового парка готов. Им может заинтересовать администрация местного самоуправления. Если парк будет создан, он улучшит качество отдыха жителей нашего города в отдельно взятом районе. Мы на это надеемся.



Библиография

Больша советская энциклопедия под редакцией Прохорова А. М., Москва, издательство Советская энциклопедия 1975 г., Т 22 -491-492 с.

Газданова В.С. Традиционная культура осетин., город Владикавказ, издательство SEM, 2013 г., - 5, 59-60, 104 -105, 138-140, 144 – 147, 189 с.

Газданова В.С. Традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы ,город Владикавказ, издательство Иристон, 2003 г., -131-146 с.

Гамзатов Р. Покуда вертится земля , Махачкала, издательство Дагучпедгиз ,1976 г., -100-101 с.

Гиннес. Книга рекордов, Москва , издательство АСТ Астрель, 2012 г., -192 с.

Гужибецова И. Ищу слова: Избранное, город Владикавказ, издательство Проект Пресс, 2001 г., -268 с.

Тменова Д. Туаев Р. Современная осетинская свадьба , ООО Респект, город Владикавказ, 2011 г., -75-83 с.

Чибиров Л.А. Традиционная культура осетин , город Владикавказ, издательство Ир, 2008 г., -509-517 с.

Что такое - кто такой (4 издание) под редакцией Алексеева С. П., Янина В. Л., Москва, издательство Педагогика – Пресс, 1994 г., Т 2, -213- 214 с.



















Опубликовано


Комментарии (2)

Ломакина Ирина Алексеевна, 24.11.21 в 06:21 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная задумка, Спасибо за работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.