12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств

городского округа ЗАТО п. Горный












А. А. Лавриненко


Методическая работа:

Недостатки при организации игрового аппарата на фортепиано и методы их преодоления.























п. Горный, 2022

Содержание


Введение………………………………………………………………..3 стр;

Двигательные недостатки при организации игрового аппарата и методы их устранения.……………………………………………………….5 стр;

Краткие методические характеристики рекомендательных сборников и упражнений…………………………………..…...………………11 стр;

Заключение………………………………………………………………13 стр;

Список используемой литературы……………………………………..15 стр.


Введение


«Пальцы должны создавать на рояле то, чего хочет

голова, - а не наоборот» Роберт Шуман.


Изучение проблемы двигательных недостатков является актуальной темой, поскольку ученики, не могут самостоятельно преодолеть определенные пианистические трудности. Это может быть связано с проблемами организации пианистического аппарата. Методика фортепиано рассматривает методы и приемы, которые позволяют добиваться больших результатов в процессе обучения. Важно также заметить, что методы преодоления пианистических недостатков в большинстве своем являются личностно ориентированными, то есть, они учитывают индивидуальные особенности учащихся.

В художественной деятельности музыканта само понятие талантливости складывается из сочетания музыкальных и технических данных, и только при наличии обоих компонентов возможен успех в области исполнительства. Поэтому развитие технического мастерства должно занимать чрезвычайно важное место в работе музыканта. И не удивительно, что этому вопросу всегда уделялось много внимания в практической педагогике, в методических пособиях и трудах по теории исполнительства.

С первых уроков с начинающим учеником начинается процесс технического развития.

Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает «искусство», «мастерство». Фортепианная техника- дело чрезвычайно точное и многообразное, требующее постоянного включенного слухо-двигательного контроля-процесса, для которого необходимы немалые умственные усилия. Можно сказать, что напряженный слухо-двигательный контроль и психологический комфорт- два гаранта успешного освоения фортепианной техники.

Цель методической работы:

- изучить виды недостатков при игре на фортепиано и методы их преодоления с учащимися. В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

1. Охарактеризовать с учащимися роль психологических факторов в работе преподавателя на уроках в классе фортепиано.

2. Охарактеризовать недостатки при организации игрового аппарата.

3.Рассмотреть способы исправления двигательных недостатков.

4.Проанализировать данную проблему игровых движений.

Практическая значимость доклада состоит в том, что:

Разработанные теоретические основы и методика позволяют осуществить преемственность в обучении, что значительно активизирует учебный процесс;

Материалы, используемые в работе, освоены в практике обучения по предмету фортепиано;

Предлагается комплексная методика преодоления двигателных недостатков при игре на фортепиано, построенная на творческом переосмыслении существующих методик.

Исполнение на фортепиано, как процесс творческий, возможно лишь при технической готовности учащегося к воспроизведению нотного текста, достижения свободы владения материалом для воплощения художественного замысла.


Двигательные недостатки при организации игрового аппарата и методы их устранения


Несмотря на тщательную организацию начального периода обучения, у многих обучающихся через некоторое время появляются различные двигательные проблемы. Причины могут быть следующие:

а) успокоенность на достигнутых в начале обучения результатах и последующая недостаточность внимания к организации игровых движений ученика;

б) большая часть урока посвящается разбору нотного текста, а для работы над приемами не остается времени, между тем, именно освоение исполнительских приемов создает базу работы над звуком.

Как же следует поступать при обнаружении двигательных недостатков?

Сконцентрировать внимание при работе над качеством звука, попутно исправляя игровые движения.

Пройти в небыстром темпе нетрудный этюд, направленный на исправление двигательного недостатка. При работе над таким этюдом педагог может непосредственно управлять движениями одной из рук ученика.

Освоить специальные упражнения, способствующие решению проблемы

обзором типичных двигательных недостатков и способы их устранения.


Приподнятость плечевого пояса

Ученик играет без подставки под ноги, сидит на низком стуле.

В этом случае полезны упражнения на перекладывание рук – переносить руки в разные концы клавиатуры.

Существует педагогический предрассудок, будто плечевой пояс все время должен находиться в опущенном состоянии. Это не соответствует практике крупных пианистов, у которых он все время находится в некотором движении.

Инертное (пассивно висящее или скованное) плечо

Прежде всего, нужно заставить ученика сидеть дальше от инструмента, чем он привык. Это одно уже требует от плеча повышения активности.

а) не организовано «рабочее состояние руки»

б) низко сидит. Нужно организовать посадку.

Поиграть упражнения на скачки, переносы, передвижки. Попутно можно заметить, что «далекое» расстояние от клавиатуры (приблизительно у спинки стула) и высоко поднятая голова создают впечатление звучания «из зала» и слышания самого себя «со стороны».

Рука «висит»

Нет опоры пальцев – играть одним пальцем и искать точку опоры, объединяющее движение запястьем и локтем; поставить 1 палец на белые клавиши; организация рабочего состояния игрового аппарата.

Тряска руки (неустойчивое запястье) при игре legato

Ученик не понимает, не слышит мелодической линии – рука должна выполнять роль смычка, использовать объединяющее движение;

Не правильно освоен прием legato;

Долго не давали играть legato.

При этом, весьма стойком недостатке, нужно использовать следующие способы:

а) вернуться к начальным упражнениям для освоения приема legato: короткие линии на одном движении руки; найти точку опоры, чередовать с сильной и слабой долей.

б) играть упражнения с выдержанными клавишами, например 1 и 4-й пальцы удерживают клавиши, а 2-й, 3-й и 5-й играют какую-нибудь фигуру.

Скованность кисти: чрезмерно высокое или чрезмерно низкое положение запястья – не организовано «рабочее состояние руки»

Здесь следует воспользоваться следующими приемами:

а) использовать прием игры «вдох- выдох».

б) связно играть широкие для данной руки фигуры, т.е. такие, которые без гибких движений кисти и без перемещения запястья ломаные, короткие арпеджио.

в) играть упражнения и этюды с переносом «через руку» для гибкости запястья. Пример: А. Гедике соч. 8 Миниатюра № 4, соч. 47 Этюд № 26

г) работать над кистевым staccato терциями, секстами.

д) поставить на столе 1 палец, собрать руку. На клавиатуре 1п. и 5п. пододвинуть ближе к черным клавишам.

Недоразвитость боковых движений

Многим ученикам полезно:

а) проделывать быстрые движения запястья вне клавиатуры (движения, имитирующие ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом). Супинация и пронация свободно опущенных рук хорошо освобождают руки от напряжения и утомления.

б) проделывать движение только к одному пальцу запястьем, который играет на сильную долю.

Супинированное положение предплечья (искривление предплечья)

В этих случаях говорят: «Рука валится на 5-й палец». Поиграть в разных регистрах с опорой на 5-й палец.

Неустойчивость 2, 3, 4 и 5-го пальцев в пястно – фаланговых суставах (провал косточек) – природный недостаток.

Это часто называют «продавливанием косточек» недостаток природным, был характерен для Ф. Листа.

Для исправления данного недостатка нужно требовать не большого, а певучего звука

а) играть несложное пятипальцевое упражнение и при этом поддерживать ладонь (снизу) указательным пальцем другой руки;

б) полезно также играть портаменто одним пальцем, преувеличенно кругло ставя палец;

в) очень помогает устранению этого дефекта игра последовательностей из секунд, терций и кварт «круто» поставленными пальцами.

г) организовать свод по формуле Шопена.

Неустойчивость 2, 3, 4 и 5-го пальцев на концах суставов.

Это часто называют «проламыванием кончиков пальцев». Этим недостатком страдал Ф.Шопен, является природным недостатком.

Здесь нужно применить упражнение на скольжение:

а) нужно учить ученика извлекать не «сильный» звук, а глубокий и певучий.

б) Гольденвейзер считал, что приобретенное проламывание концов пальцев и вообще других фаланг является результатом перенапряжения, слишком большой нагрузки на слабые пальцы ребенка. «Совершенно неправильно стараться, чтобы у играющего сразу был полный звук, это – величайшая ошибка. Особенно опасно это по отношению к детям, которым свойственно играть слабым звуком, так же, как говорить детским голосом. Если ребенка приучать слишком рано добиваться полного звука у него от этого получится перенапряжение и пальцы начнут гнуться».

в) два пальца ставятся на интервал секунды, терции или кварты, а затем производятся скольжения «от себя» (т.е. вперед) и к себе (т.е. назад) при сохранении неизменной формы пальцев. Для укрепления концевых фаланг пальцев полезно применить упражнение на «царапание», «выковыривание» сильным пальцем звука внутрь «под ладонь». Кроме того необходимо требовать от учащегося концентрации внимания на кончиках пальцев, тогда не будет ни лишних движений 2-го сустава, ни ломки 3-го.

Недоразвитость движений пястной кости большого пальца.

Эта недоразвитость сильно затрудняет охват широких интервалов, а также игру арпеджио. Здесь нужно делать гимнастику по методу Й.Гата. Большим пальцем, то приближая конец большого пальца к основанию 5-го, то предельно удаляя большой палец от остальных. Запущенность данного дефекта нередко приводит в почти неисправимый вторичный дефект – преувеличенному разгибанию основной фаланги большого пальца (своего рода вывиху), что создает неустойчивость пальца в целом. Выработать опору на 1-й палец, поигрывать им мелодические линии.

Активность 1 – го пальца.

При игре 1 палец стучит, звучит не ровно и ярче других звуков.

Нажать 2 звука: секунду, терцию, где 1 – м пальцем играть на слабую долю, можно применить гаммообразное движение.

Напряженность незанятого 5-го пальца и свода.

Бывает, что 5-ый палец, будучи в данный момент не занят, напряженно приподнимается, при этом иногда напряженно сгибаясь в среднем и концевом суставах («гувернантский мизинец»). Такое состояние 5-го пальца отрицательно сказывается на работе ближайших к нему пальцев. Для исправления данного дефекта нужно:

а) играть связные фигуры 3, 4 и 5-м пальцами (такие упражнения очень полезны, их настойчиво рекомендовал Л.В. Николаев);

б) медленно играть связанные фигуры 1, 2, 3 и 4-м пальцами, стараясь держать 5-й палец у самой клавиши;

в) проигрывать этими пальцами мелодию, остальные пальцы в это время лежат на клавишах.

Напряженность незанятого большого пальца и напряжение свода.

Иногда большой палец, будучи некоторое время свободным от игры, переходит в напряженное состояние (подводится без надобности под ладонь или, наоборот, напряженно отводится).

а) в этом случае полезно играть связанные фигуры 2, 3, 4 и 5-м пальцами, свободно опуская (свешивая) его. Такие упражнения вообще полезны для развития силы, пальцев, для развития ощущения веса руки, регулируемого запястьем.

б) проигрывать этими пальцами мелодию, остальные пальцы в это время лежат на клавишах.



Запоздалое приподнятие пальцев при игре legato.

1.Не активность пальцев.

2.Не слышит то, что играет.

В этом случае говорят, что у ученика «пальцы склеиваются». Причиной данного недостатка часто бывает чрезмерное давление на клавиатуру или отсутствие в сознании ученика четкого артикуляционного расчленения звучащей ткани. Для устранения обоих недостатков можно рекомендовать следующее:

а) играть разными парами пальцев трель в посильно быстром темпе ( К. Черни считал трель одним из основных технических упражнений, освоение которой влияет на все формы пальцевой техники.

б) в качестве специального гимнастического упражнения являющегося одновременно и упражнением на слуховое внимание, полезно поучить этюдный материал точным, полным звуком, в ровном медленном движении, с активным подъемом пальцев.

в) предложить ученику поработать над этюдами с терцовыми ходами в мелодии (например, Черни-Гермер т-дь 2-я этюд № 10, Черни этюды № 11 и 16 из соч. 299, Лемуан этюд 37 ор. 37.

г) вырабатывать не только скорость нажатия, но и скорость снятия клавиши.

Зная и понимая причины двигательных недостатков ученика. Педагого может их исправить и развить ученика более успешно.


Краткие методические характеристики рекомендательных сборников и упражнений

Существуют разнообразные методики, позволяющие развить технические навыки у обучающихся игре на фортепиано т.к за инструментом, так и без него полезна разминка пальцев без инструмента, но не самая эффективная методика. Такой методикой можно воспользоваться непосредственно перед концертом или перед игрой, что бы немного разогреть аппарат. Для достижения виртуозности, она не подходит. Что касается упражнений на инструменте, то есть два мнения, как лучше добиваться технического совершенства. Одни считают, что отрабатывать технические трудности можно и нужно на произведениях, то есть на художественном материале. А другие, что для развития техники лучше отключиться от художественной части произведений и сосредоточиться на гаммах и упражнениях.

Педагоги второй половины 19-20 веков по-новому подошли к вопросу овладения фортепианной техникой. Братья А. и Н. Рубинштейны, Т. Лешетицкий, В. Сафонов, Й. Гофман, Ф. Бузони рассматривали проблемы техники в связи с конкретными музыкально-художественными задачами. Ф. Бузони доказывал, что виртуозность зависит от умения правильно анализировать технические трудности и находить рациональные приёмы их преодоления. Много литературы написано о развитии всех её видов– так называемой мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Авторы наилучших фортепианных этюдов и упражнений – К.Черни, И. Крамер, М. Клементи и др. – находили обобщенные, сконцентрированные технические формулы, освоение которых помогает овладеть различными вариантами этих формул в художественных произведениях. В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков.

И вот тут возникает вопрос: «Надо ли музыканту- исполнителю для развития техники прибегать к специальным упражнениям?» Этот вопрос разрешался педагогами по-разному. О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил и замечательный представитель русского пианизма К. Игумнов.

Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься. Ведь упражнения, как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата. В педагогической практике используются различные виды упражнений.

Для применения можно использовать сборники упражнений, сообразуясь с потребностью того или иного ученика: для начального этапа обучения – из «Подготовительных упражнений к различным видам фортепианной техники» Е. Гнесиной, для более подвинутых учеников из «160 восьмитактовых упражнений» ор. 821 К. Черни, «Новой формулы» В. Сафонова, упражнений А. Корто, М. Лонг. Для расширения и обновления педагогического репертуара на начальном этапе обучения, а также в качестве дополнительного материала к имеющимся школам и пособиям создан сборник 50 упражнений для беглости пальцев Т. Симоновой «Скороговорки для фортепиано» доступность, знакомство с новыми музыкальными образами и техническими комбинациями – характерная черта данного сборника. Нельзя обойти стороной и упражнения Ш. Ганона. Поскольку они, в свою очередь, содержат материал разной трудности.

Но как полезное сделать ещё и интересным? Ведь пути развития пианиста в двигательном отношении, как и во всех других, индивидуальны. Тут педагогу нужно проявить фантазию: можно варьировать штрихи, ритм (добиваясь ритмической точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах (играйте с различными оттенками, используйте крещендо и диминуэндо), экспериментируйте с тембровыми красками.

Методическая литература является фундаментом и занимает центральное место у педагогов- музыкантов.

Заключение

« … на фортепиано можно хорошо играть и

при больших дефектах постановки. Более

того, талантливый пианист с плохой

постановкой рук будет, вероятно, играть

лучше, чем бездарный – с хорошей.»

Л.В.Николаев.

Всякая чисто техническая работа за фортепиано приносит плоды лишь в том случае, если она преследует цель довести исполнение всех чисто технических упражнений и этюдов до высшего возможного виртуозного блеска, конечно, в пределах границ той ступени развития, на которой находится учащийся, и в зависимости от уровня его дарования.

Работа над упражнениями совершенно необходима для двигательно-технического развития ученика. Игра упражнений позволяет развивать такие пианистические навыки как ловкость, точность, беглость движений, выполнение простейших красочных заданий, таких как ровное звучание, усиление, ослабление, звуковые контрасты, акцентуация, также упражнения могут помогать выработке устойчивой ритмики и усвоению основных приёмов педализации; посредством упражнений вырабатывается и техническая выносливость. Наконец, игра основных технических формул, то есть гамм, арпеджио, аккордов, не только двигает вперёд технику, но и помогает развитию музыкально-теоретических представлений, свободной ориентировке на клавиатуре.

Рекомендуемые способы развития технических навыков это лишь малая часть из огромного арсенала, который существует и эффективно практикуется педагогами в наше время. Эти способы помогают учащимся не только овладению необходимой техникой, но и умело, грамотно использовать аппликатуру, динамику во встречающихся техничных элементах в пьесах художественного содержания, а также наладить контакт с инструментом, преодолевать физические и психические трудности, о которых мы говорили ранее. Педагогу важно правильно акцентировать внимание на проблемах при организации игрового аппарата.

В заключении следует сказать, что все вышеперечисленные способы исправления различных недостатков при организации игрового аппарата могут быть эффективны лишь при настойчивой и систематической работе учащегося и педагога над устранением данного недостатка. Выбор работы по развитию технических навыков учащегося является предметом постоянной заботы педагога в течение всего периода обучения.


Вершина мастерства может быть достигнута учеником с помощью подсознательных сил его психики, особенностей его человеческой личности, его тяготения к искусству.


Список используемой литературы

1. Айзенштадт С.А. Детские классики фортепианной музыки (Биографические очерки). – В., 2018

2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М., 1988
3. Грохотов С.В. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Учебно-методическое издание. Сост.– М., 2006

4. Гутерман В. А. Возвращение к творческой жизни (профессиональное заболев.

5. Енукидзе Н., Есаков В. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов Секреты фортепианного мастерства.- М., 2001 ание рук). – Е.,1994

6. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М.,2003

7. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата. – Новосибирск., 1989
8. Смирнова Т.И. Методические рекомендации к курсу «Фортепиано. Интенсивный курс». – М., 2003

9. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1989
10. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.