12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кровякова Светлана Викторовна171
Россия, Саратовская обл., с. Львовка

Урок истории в 9 классе

Тема урока: Социально-экономическое развитие СССР в годы НЭП

Презентация к уроку

Цели и задачи: дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени

 Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: НЭП, продналог, аренда, хозрасчет, кооперация, концессия

Оборудование: Презентация, учебник П.18,

Форма урока: урок-презентация, практическое занятие (самостоятельное добывание знаний) с элементами лекции

Ход урока

Оргмомент.

Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию нового материала.

-Устный развёрнутый ответ на вопрос: Каковы причины, проекты, значение образования СССР?

-Как называлась экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны?

-В чем заключалась суть политики «военного коммунизма»?

Изучение нового материала

План

1. Причины введения НЭП.

2. Суть и основные мероприятия НЭП.

3. Итоги и значение НЭП.

4.Противоречия НЭП.

Задача: выяснить, чем отличалась НЭП от политики «военного коммунизма»?

Задание для обучающихся: на основе текста учебника П18 сформулировать и записать причины введения НЭП:

Проверка записей в тетради, комментарии учителя.

Причины введения НЭП:

-недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти

-недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны

-хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

Слово учителя.

В декабре 1920г. состоялся VIII Всероссийский съезд Советов. Принятые на нем решения носили противоречивый характер: с одной стороны, продолжался курс на развитие «военного коммунизма» и материально-техническую модернизацию народного хозяйства на базе электрификации (знаменитый план ГОЭЛРО), а с другой стороны-отказ от массового создания коммун, совхозов, ставка на «старательного крестьянина», которого предполагалось материально стимулировать, выдвижение задачи борьбы с излишней централизацией и бюрократизацией. После съезда двойственность политики сохранялась: декретом от 22 февраля 1921г. была создана общеплановая комиссия-Госплан.

На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921г., были утверждены важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продовольственным налогом, узаконение частной торговли, развитие кооперативной торговли и т.д.

Физминутка.

Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника П18

Задание для обучающихся: На основе текста учебника выделить мероприятия новой экономической политики :

Словарная работа: аренда, концессия, продналог, хозрасчёт

Мероприятия НЭП

В сельском хозяйстве

В промышленности

В сфере распределения и труда

     

Проверка самостоятельной работы с комментариями учителя: Мероприятия НЭП

В сельском хозяйстве

В промышленности

В сфере распределения и труда

-замена продразверстки натуральным продналогом;

-возможность аренды земли, техники кооперативами, частными лицами;

-развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской)

-перевод государственных предприятий на хозрасчет,

-возможность открыть одному владельцу кустарное или про­мышленное производство;

-возможность аренды предприятий, помещений, техники кооперативами, частными лицами;

-заключение договоров с зарубежными предпринимателя­ми и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;

-налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами;

- отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;

-прекращение бесплатных услуг населению;

-замена натуральной зарплаты денежной по количеству и качеству труда;

-материальное стимулирование рабочих;

-создание банка акций, ценных бумаг;

-денежная реформа;

-гибкое государственное регулирование через систему налогов, займов, кредитов;

-государственную монополия внешней торговли

Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника.

Задание: выяснить социально-экономические итоги НЭП.

Итоги НЭП

Положительные

Отрицательные

- увеличились объемы с/х;

- восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;

- достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;

- рост середняцких хозяйств (60%);

- достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;

- улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

- нехватка промышленных товаров;

- увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения;

- безработица;

- обострение жилищного вопроса;

- аграрное перенаселение.

Слово учителя. К 1925 г. был фактически завершен восстановительный процесс в промышленности. В сельском хозяйстве были также значительные успехи – намного возросла производительность труда. Стабилизировалась финансовая система. Повысился жизненный уровень как городского так и сельского населения. Повысилась реальная зарплата. Однако такая экономика была не застрахована от кризисов. Недовольство ею бедного населения, а также возросшая военная угроза в конце 20-х годов способствовали свертыванию нэпа вначале в сельском хозяйстве, а затем (на рубеже 20-30-х годов) и в промышленности, и в торговле (в первой половине 30-х годов).

Причины свёртывания НЭП:

1. НЭП рассматривался преимущественно как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми.

2. Обеспечивая постепенное восстановление и развитие экономики, нэп не гарантировал бескризисного её развития. Командные насильственные методы решения экономических проблем приносили медленный результат и были “доступнее” руководству.

3. Государству понадобились средства для модернизации промышленности.

4. Идёт создание тоталитарного государства (одна из важнейших его составляющих - режим личной власти Сталина)

5. В массовом сознании господствует психология “военного коммунизма”. Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.

6. Противоречивый характер нэпа, организуется работа с классом по составлению плана- перечисления “Основные противоречия нэпа”

4. Итог урока. Закрепление изученного.

В начале урока нам с вами предстояло решить следующую учебную задачу: Выяснить чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?

Задание для учащихся: заполнить вторую часть сравнительной таблицы «Политика «военного коммунизма и новая экономическая политика»:

Вопросы

Военный коммунизм

НЭП

Отношение к крестьянству

Продразверстка, ликвидация частной собственности

 

Способ производства

Национализация промышленности

 

Обмен

Запрещение частной торговли. Отмена оплаты топлива ,жилья и др.

 

Способ распределения и потребления

Уравнительное распределение, натурализация зарплаты, карточная система

 

Характер труда

Всеобщая трудовая повинность

 

Варианты ответов:

-Замена разверстки продналогом, разрешены аренда земли, наемный труд;
- допущение частного капитала в промышленности, найма рабочей силы;
-Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг;
-Отмена карточной системы, тарифная система оплаты труда.

Учащиеся формулируют вывод:
Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение и т. д. ) вступали в противоречие с практикой нэпа (рынок и частная собственность)
Лозунги “Смычка города и деревни” . т. е. провозглашение союза пролетариата с крестьянством, вступали в противоречие с реальной практикой: сельское хозяйство рассматривалось как источник инвестиций для развития промышленности, как второстепенная отрасль.
НЭП порождал имущественное и социальное неравенство.
ИТОГ:
противоречия и причины свёртывания НЭП сделали возможным установление в стране административно- командной системы и тоталитарно- бюрократической диктатуры Сталина в 30-х годах.

Выставление, комментирование оценок. Домашнее задание П18, вопросы и задания к П18, выучить термины.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.