12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аксенова Виктория Викторовна67

ГБОУ гимназия №293 Красносельского района Санкт-Петербурга







Методическая разработка внеклассного мероприятия

Игра на улицах города.


«Семейный выходной: время искать»

Название: «Прогулки по Невскому»



















Аксенова Виктория Викторовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии№293


















Пояснительная записка

Что такое семейный досуг? Это время, проведенное вместе, например, за чтением книг или изучением чего-нибудь нового. Цель семейного досуга - создать оптимальные условия для творческой самореализации детей и взрослых. Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. В 2021 году я стала классным руководителем 5 «в» класса. Чтобы лучше познакомиться с детьми и родителями, мною был разработан маршрут «Прогулки по Невскому». Ребятам я предложила принять участие в игре на улицах нашего города и так провести наш нескучный выходной.

Дидактические материалы рассчитаны на учеников 5 класса. Новый для них предмет «История города» должен максимально изучаться на практике. Возрастная особенность пятиклассников в том, что они очень любознательны, поэтому многие дети и родители с удовольствием приняли наше предложение. Мы вместе участвуем в исследовательской прогулке по Невскому проспекту от Аничкова моста до Казанского собора. Итак, отправная наша точка – Аничков мост, так как именно здесь до конца XIX века проходила граница города. Мы входим в город, идем по нечетной стороне до Казанского собора. Эту часть города между водными артериями – Безымянным Ериком (Фонтанкой) и Екатерининским каналом (Каналом Грибоедова)- мы проходим пешком, останавливаясь у каждого здания и выполняя задания. На нашем маршруте 7 остановок. Каждое задание находится в отдельном конверте. Участники открывают конверт, читают задания, выполняют, заполняют маршрутный лист, после чего знакомятся с правильными ответами, вложенными отдельным файлом в конверт.

1 остановка. Аничков мост через Фонтанку - символ Санкт- Петербурга, менявший свой облик 5 раз.

Представим, что мы оказались на этом месте в ХVIII веке. Что бы мы увидели?

Здесь находилась граница города. И это был единственный способ попасть в Санкт-Петербург по суше. В мае 1716 года мы увидели бы деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, построенный по указу  Пётра I. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. У переправы была устроена рогатка (шлагбаум), которая в ночное время перекрывала проезд. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Подумайте, чем можно было заплатить за въезд? Не только деньгами, но и камнями, которые городу были нужны для мощения мостовых. В начале строительства даже ввели «каменную пошлину» и каждый въезжающий должен был привезти в город булыжник. В 1741 году жители города могли увидеть необычное зрелище: по мосту шествовали 14 слонов — индийский подарок русской императрице от персидского шаха.

t1714762951aa.jpg

В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит, и через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных трёхпролётных гранитных мостов с башнями. Был перестроен и Аничков мост. Сейчас мы можем увидеть лишь 2 таких моста: Мост Ломоносова и Старо-Калинкин.

t1714762951ab.jpg

Мост, имеющий современный облик, был открыт для движения 20 ноября 1841 года и знаменит скульптурными группами «Укрощение коня человеком», ставшими одним из символов города. По замыслу скульптора четыре группы, представляют четыре стадии укрощения дикого коня: от неясного исхода единоборства до полного подчинения коня человеку.

Где еще можно увидеть знаменитых коней Аничкова моста? Три пары таких же скульптурных групп впоследствии были установлены у Орловского дворца в Стрельне (разрушен в годы войны), в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой. Пару бронзовых коней можно увидеть у входа в Королевский дворец в Неаполе   и в Западном Берлине в Клейстпарке. (В 1842 году две группы бронзовых коней император Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, в 1846 году - королю обеих Сицилий  Фердинанду II  за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии).

t1714762951ac.jpg










Вопросы:

1.Напишите фамилию скульптора, создавшего знаменитых коней. Подсказку можете найти под мостом.

2.Какие изображения украшают чугунную решетку Аничкова моста?

3.Каждая скульптура «Укрощение коня человеком» - новый этап борьбы человека со стихией природы и победы над ней. Расположите скульптуры коней по порядку.

Ответы:

1.«Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

2. Русалки и морские коньки.

3. По замыслу скульптора, находясь на Аничковом мосту, нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой. Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках. Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы. Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу. В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса. Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.

2 остановка. Аничков дворец. Перейдем через мост. Идем по нечетной стороне. Слева увидим Аничков дворец (Невский пр., 39). Это самое старое здание, сохранившееся на Невском проспекте. Это единственный дворец, получивший название от моста, а не наоборот. Это единственное здание на Невском, обращенное к нему боком.

В 1741 г. Елизавета Петровна при поддержке преображенцев вступила на престол и вслед за этим распорядилась начать строительство дворца. Это первый дворец на Невском проспекте. В плане здание напоминает растянутую букву «Н». Главным фасадом дворец был обращен к Фонтанке.  А на Невский проспект, который тогда служил проезжей дорогой для доставки грузов в Адмиралтейство, выходила стена бокового корпуса, лишенная декоративной отделки. Именно это сооружение должно было украсить въезд в столицу. Впоследствии у дворца было много хозяев и каждый приглашал зодчего для архитектурных переделок. Так, например, Аничков дворец графа А.Г.Разумовского, возведенный по проекту М.Г.Земцова, первоначально имел барочную внешность, но был переделан И.Е.Старовым в классическом стиле.

Задание: Вам, конечно, доводилось слышать крылатое выражение А.С.Пушкина «Попасть с корабля на бал»? Так говорят о человеке, попадающем после долгого отсутствия путешествия, на какое- либо празднество или о резкой смене обстановки, неожиданном переходе из одной ситуации в другую. Но это выражение в прямом значении можно было употребить в отношении Аничкова дворца. Зайдите во двор и постарайтесь найти этому доказательства.

t1714762951ad.jpg


Ответ: Главная сторона здания обращена на Фонтанку. Многие гости прибывали сюда именно водным путём. Посреди парадного двора устроили прямоугольную гавань, связанную с Фонтанкой каналом, по которому гребцы в нарядных одеждах доставляли гостей на шлюпках прямо к ступеням парадной пристани. По сторонам канала у реки симметрично стояли две галереи-колоннады. Поэтому можно сказать, что гости в прямом смысле попадали с корабля на бал. В конце XVIII канал и бассейн были засыпаны, но и теперь его положение легко угадывается.

t1714762951ae.jpg

Идем по нечетной стороне Невского проспекта. Задержитесь у павильона Аничкова дворца, украшенного скульптурами древнерусских воинов работы С.С.Пименова. Венки мира, которые держат воины, напоминают о победе России в Отечественной войне 1812 года. Павильоны построены в честь подвига русской армии.

3 остановка. Итак, мы оказались на площади Островского. Перед Александринским театром вы видите памятник Екатерине II, созданный М.О.Микешиным в 1862-1873 г. В Екатерининском скверике всегда любили играть дети. После войны памятник решили помыть и пустили сильную струю воды из шланга, и из всех щелей и пазух посыпались десятки разных мячиков, которые когда-то забросили ребятишки. Можете себе представить, сколько слез было пролито их владельцами и сколько радости было у послевоенной детворы, которая подбирала эти мячики. Подойдите поближе к памятнику, рассмотрите его. Великая императрица простирает скипетр, символ царской власти, над головами крупнейших деятелей своей эпохи.

Задание: Напишите фамилии этих людей.

1.Русский полководец, не проигравший ни одного сражения (всего более 60 боев и сражений); основоположник военной теории, автор книги «Наука побеждать»; генералиссимус; кавалер всех российских орденов своего времени.

2.Русский полководец и военный теоретик, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий действующей армией в ходе Русско-турецкой войны.

3.Русский поэт, государственный деятель, сенатор, действительный тайный советник, автор оды «Фелица», посвященной Екатерине II, кабинет-секретарь Екатерины II, член Императорской Российской академии, один из составителей первого толкового словаря русского языка.

4.Адмирал, чьим именем названа группа островов в архипелаге Земля Франца Иосифа, в Тихом океане есть залив, носящий его имя, на полуострове Аляска гора и мыс названы его именем. Похоронен в Александро-Невской лавре, надгробную надпись сочинила лично Екатерина II.

5.Дипломат, главный директор почты Российской Империи.

6.Замечательная женщина, ученый, стояла во главе двух академий – императорской Академии наук и Российской академии, занимавшейся изучением русского языка.

7.Русский государственный деятель. Создатель Черноморского военного флота и его первый главнокомандующий, генерал- фельдмаршал. Руководил присоединением к Российской империи и первоначальным устройством Крыма.

8.Государственный деятель, который в 1769 году командовал эскадрой русского флота и победил в Чесменском бою.

9.Попечитель Московского и Петербургского воспитательных домов, президент Академии художеств.

Ответы:

1. Александр Васильевич Суворов.

2. Петр Александрович Румянцев.

3.Гавриил Романович Державин.

4.Василий Яковлевич Чичагов.

5. Александр Андреевич Безбородко.

6.Екатерина Романовна Дашкова

7. Григорий Александрович Потемкин.

8. Алексей Григорьевич Орлов.

9.Иван Иванович Бецкой.

4 остановка. Продолжаем свой путь по Невскому проспекту. Перед вами здание Публичной библиотеки (арх. Е.Т.Соколов, 1796-1801).

Императорская Публичная библиотека  была основана 16 (27) мая 1795 года высочайшим повелением Екатерины II. Первым зданием библиотеки стало здание, расположенное на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Это было первое здание в России, приспособленное специально для нужд библиотеки. Библиотека изначально планировалась в качестве как книгохранилища, так и в качестве общедоступного «источника народного просвещения». Величественные колонны на фасаде как бы расступаются, чтобы дать место статуям философов, ученых и поэтов, чьи книги хранятся за этими стенами. С высоты на нас смотрит историк Геродот, поэты Гомер и Вергилий, философ Платон, математик Евклид, ораторы Демосфен и Цицерон, врач Гиппократ, драматург Еврипид. С аттика их прикрывает своим щитом богиня мудрости Минерва, на шлеме которой восседает с 1832 года самый маленький сфинкс этого города.

t1714762951af.jpg

Вопрос: Кто же был главным библиотекарем, прослужившим здесь 29 лет? Чтобы это узнать, нужно дойти до Садовой улицы и найти памятную доску с именем этого человека.

А пока подсказка: он был хорошим математиком и неплохим художником, замечательным скрипачом и большим юмористом. Проработав помощником библиотекаря 4 года, в 1816 году стал уже библиотекарем и заведующим Русским отделом. С 1818 года исполнял обязанности хранителя библиотеки. Внёс ряд усовершенствований по расстановке фондов и обслуживанию читателей. Для более удобного хранения мелких изданий создал картонные футляры в форме толстых книг. В них можно было найти необходимую литературу по алфавиту авторов. Составил специальные правила пользования книгами в читальном зале в 1815 году. Высказывался за необходимость шифровки книг, чем на 2 десятилетия опередил введённую в 1840-х годах в Публичной библиотеке систему использования шифров, связывающую книги и каталог. Ввёл упрощённый топографический каталог. 

Ответ: Конечно, вы узнали знаменитого баснописца, автора басен «Ворона и Лисица», «Волк на псарне» и многих других, Ивана Андреевича Крылова. Дом 20 на Садовой улице принадлежал Публичной библиотеке, в которой служил Иван Андреевич. Здесь Крылов прожил 25 лет. В доме для должностных лиц по соседству жил поэт и талантливый переводчик Николай Иванович Гнедич, трудившийся в Публичной библиотеке и 20 лет жизни отдавший переводу «Илиады» на русский язык. Крылов дружил с Гнедичем и часто заходил к нему в гости. Однажды Крылов сделал замечание по поводу одной из переведенных фраз. Гнедич удивился и возразил: «Ведь ты не знаешь греческого языка…» Немного обиженный, Крыло решил выучить древнегреческий язык. А ведь ему перевалило уже за пятьдесят. Способ избрал Крылов довольно оригинальный. Никакими самоучителями и учебниками он не пользовался. Вместо этого взял два евангелия (на греческом и на русском) и стал сличать фразу за фразой. Так за 2 года Крылов овладел древнегреческим языком. А когда в следующий раз Крылов заспорил, что один из стихов переведен неправильно, гости-знатоки стали разбираться и к изумлению всех признали правоту И.А.Крылова.


t1714762951ag.jpg



5 остановка. Гостиный двор (Невский проспект д.35) занимает квартал между Невским проспектом, Садовой улицей, улицей Ломоносова и Перинной линией. Торговые помещения гостиного двора составляют 13 000 м², при этом площадь всего комплекса зданий универмага — 78 000 м². Здание было построено по проекту архитектора Жана-Мишеля Батиста Валлен-Деламота в 1785 году.

Гостиными дворами назывались торговые комплексы со складами, гостями же в старину называли купцов. Вдоль Невского проспекта пролегала Суконная линия (теперь Невская, здесь торговали мануфактурой, писчебумажными товарами, парфюмерией, галантереей и книгами. На Большой Суровской (теперь Перинная), Малой Суровской (теперь Ломоносовская) торговали дамскими туалетами, дорогими тканями. На Зеркальной линии (теперь Садовая) велась торговля зеркалами, изделиями из золота, серебра и бронзы). Вскоре это деление по товарам стало достаточно условным. Позднее, в конце 1790-х гг. было выстроено на средства купцов со стороны Перинной улицы отдельное здание торговых рядов – Перинная линия (первоначально здесь торговали птичьим пером).

В каждой арке располагалась лавка или магазин. В конце XVIII века здание вмещало в себя 147 лавок. За несколько десятилетий Большой Гостиный двор стал представлять из себя огромный торговый город. В Гостином дворе продавалось все промышленные товары, которые производились в Российской империи, а также заграницей. Продовольствием здесь не торговали во избежание антисанитарии. В Большом Гостином дворе владели торговыми местами или их арендовали не только купцы и купеческие дома, но и петербургские фабрики и иногородние предприятия.

Многие годы из-за опасности пожаров лавки Гостиного двора не отапливались и не освещались. Торговали только в светлое время суток. Закрывались лавки и в послеобеденные часы, отведенные по старинной купеческой традиции для сна. Перед лавками стояли скамьи, на которых были нарисованы «шашельницы». Часто устраивались шашечные матчи, привлекающие любителей поглазеть на игру.

В Гостином дворе продавали свои услуги и наемные рабочие, среди которых выделялись женщины в русских сарафанах и кокошниках.

Задание: Рассмотрите изображение и подумайте, представительницами какой профессии они были?

t1714762951ah.pngt1714762951ai.png


Ответ: сарафан и кокошник были непременным атрибутом женщин-кормилиц до 1917 года. Женщины из богатых семей грудью детей не кормили и нанимали для этого крестьянок, которых в Гостином дворе можно было сразу узнать по одежде.

6 остановка. «Средневековое наследие в городе». Городская башня. t1714762951aj.jpgt1714762951ak.jpgt1714762951al.jpg

В 1804 году по проекту архитектора Д. Феррари возвели высокую башню в несколько ярусов, вершина которой стала одной из самых высоких точек Невского проспекта тех лет. Башня имела несколько названий. Благодаря круглым уличным часам башню называли Часовой. Так как она примыкала к зданию Городской думы, ее именовали Думской. Изначально функциональным назначением Думской башни было оповещение о пожаре. На дежурстве постоянно находились 10–12 пожарных. На крыше архитектор Беретти в 1835 г. соорудил ажурную конструкцию из металла. На ней днем поднимали сигнальные шары и флаги. Ночью оповещали красные и белые фонари. Информацию о силе огня и месте возгорания получали по их расположению и количеству. Флаги вызывали команды на выезд. Зеленого цвета – команду данного района, красного – все пожарные части. Со временем ее функция сигнальной вышки отошла на второй план.

С 1834 года Думская башня стала использоваться по другому назначению и получила другое название.

Вопрос: какие функции выполняла Городская башня? Какое имела название? (Подсказку найдете на картинке)


Ответ: t1714762951am.jpg

1.Башню использовали как станцию оптического телеграфа, и называлась она Телеграфная. Телеграммы можно было отправлять непосредственно отсюда, но чаще она использовалась как промежуточная станция при отправке телеграмм из Зимнего дворца. В 1834 году была построена линия, соединявшая Санкт-Петербург, Стрельну, Ораниенбаум, Кронштадт. Позднее линия оптического телеграфа была удлинена и связала Санкт-Петербург с Варшавой. Для этого было возведено 149 промежуточных станций-башен, каждая высотой в 17 метров.

7 остановка. Казанский собор – величайшее творение архитектора А.Воронихина, крепостного графа Строганова. Соблюдая традиции культового строительства (алтарь должен находиться на восточной стороне, а главный вход – на западной), Воронихин боковую сторону собора разворачивает к Невскому проспекту и украшает 96 колоннами. С чувством национальной гордости один из современников писал, что «на сооружение сего храма употреблено единственно то, чем изобилует и славится Россия. Все материалы заимствованы из недр отечества, и все материалы произведены искусством и рукою отечественных художников». Храм является и памятником войны 1812 года. Во время войны 1812 года в Казанский собор стали доставлять почетные военный трофеи, и постепенно в нем было собрано 107 знамен и штандартов; 93 ключа от 17 городов и 8 крепостей; жезл маршала Даву и многие другие трофеи. В сквере перед Казанским собором установлены бронзовые памятники работы скульптора Б.И. Орловского. Торжественная церемония открытия состоялась в 1837 году в честь 25 годовщины победы в Отечественной войне. Во время Великой Отечественной войны воинские части проходили по Невскому проспекту строевым шагом и отдавали воинское приветствие.

Задание: подойдите и рассмотрите эти монументы. Кому они установлены? Как они выглядят? Вспомните, какую басню И.А Крылова о войне 1812 года вы учили в этом году?

Ответ: Б. И. Орловский сумел достичь максимального портретного сходства памятников с реальными персонажами. Оба полководца изображены в своих военных мундирах. Кутузов показан в стремительном действии при разгроме французской армии — он стоит в фельдмаршальском мундире и плаще, в правой руке держит обнажённую шпагу, в левой — фельдмаршальский жезл. Фигуру Барклая-де-Толли, командовавшего отступлением российской армии от границы, Орловский изобразил менее динамичной: полководец смотрит вдаль, в опущенной левой руке держит маршальский жезл. Орловский показал обоих военачальников стоящими на брошенных наземь французских знамёнах: Барклай-де-Толли стоит на ещё развёрнутом знамени с орлом, а Кутузов — на свёрнутом знамени с окончательно поверженным орлом. Высота памятника Баклаю-де-Толли составляет 4 метра, памятника Кутузову — 4,1 метра, высота пьедесталов — 3,5 метра. В июле 1813 года в соборе был погребен прах М.И.Кутузова, умершего в заграничном походе. Хоронил Кутузова весь Петербург. Прах фельдмаршала встретили на границе города. Лошадей выпрягли, и траурную колесницу до самого собора, сменяя друг друга, везли люди. Заранее был определен маршрут, и улицы города были усыпаны зеленью и цветами.

Басню И.А.Крылова «Волк на псарне» М.И.Кутузов знал и читал перед солдатами.

Итак, это была последняя остановка в нашей исследовательской прогулке. Дети и родители устали, но остались довольны. Общение с детьми в свободной обстановке имеют существенное значение для их развития и воспитания. Наши дети узнали много нового. Мы, жители Красносельского района, к сожалению, не имеем возможности часто выезжать в центр города. Да и эпидемиологическая обстановка не всегда позволяет осуществлять задуманное. Поэтому такая прогулка была полезна всем. На уроке истории города дети отметили на карте те объекты, которые были предметом нашего изучения. Результатом взаимодействия семьи и школы является повышение культуры семейного воспитания. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание.

















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.