Нестандартное домашнее задание по информатике для 6–11 классов по теме «Мини-проекты «Шахматная доска»

2
0
Материал опубликован 11 July 2019 в группе

Нестандартное домашнее задание по информатике для
6 – 11 классов: мини-проекты «Шахматная доска»

 

Пояснительная записка

В учебнике информатики для 5 класса (автор Л.Л.Босова) в практической работе «Планируем работу в графическом редакторе» есть задание:

Объяснение учителя: алгоритм выполнения задания представлен схематически – изображение получается за счёт копирования сначала одного, затем двух, затем четырёх и т.д. квадратов и поочерёдной их заливки. Подписи с помощью инструмента Текст добавляются в конце.

Эту работу пятиклассники выполняют на уроке. Выше представлен один из результатов выполненного задания. Имеется заголовок, игровое поле, а строки и столбцы не подписаны – не хватило времени. Но некоторые школьники выполняют это задание дома и сдают его на проверку на следующем уроке.

Вот так и родилась идея домашнего задания в форме мини-проекта «Создание изображения шахматной доски».

Класс

Среда проектирования

Когда выдаётся домашнее задание

6 класс

MS Word

Завершающий этап работы с таблицами.

7 класс

Inkscape

После изучения возможностей основных инструментов Inkscape

8 класс

MS Excel

После изучения темы «Ввод и форматирование данных в Excel»

9 класс

Gimp

После изучения темы «Рисование в Gimp»

10 класс

ПаскальABC

После изучения всех тем «Программирование в среде ПаскальABC», в том числе и «Модуль GraphABC»

11 класс

Школьный редактор Web-страниц HEFS

После изучения темы «HTML. Создание и форматирование таблиц»

Для учащихся основной школы предлагается краткая инструкция получения итогового продукта, а старшеклассники должны самостоятельно пройти все этапы проектирования.

 

1. Создание изображения шахматной доски в среде текстового процессора 

MS Word

Класс: 6

Тема: «Табличные информационные модели».

Цель: углубление знаний по работе с таблицами, развитие алгоритмического и логического мышления.

Степень сложности: средняя.

Тип задания: индивидуальное (можно привлекать родителей).

Рекомендуемое время на выполнение: 20-30 мин.

Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).

Краткая инструкция:

  • Создать заголовок в форме объекта WordArt. Задать обтекание «в тексте».
  • Создать таблицу 9х9.
  • Установить параметры таблицы: одинаковая высота строк и ширина столбцов.
  • Выполнить заливку цветом интересующих ячеек таблицы.
  • Прорисовать внешнюю границу игрового поля шахматной доски.
  • Внести в ячейки левого столбца номера строк игрового поля, установить выравнивание по центру.
  • Внести в ячейки нижней строки имена столбцов игрового поля, установить выравнивание по центру.
  • Удалить все границы ячеек левого столбца таблицы, кроме правой.
  • Удалить все границы ячеек нижней строки таблицы, кроме верхней.
  • Сохранить файл под именем Фамилия_Шахматная доска.docx

 

2. Создание изображения шахматной доски в среде редактора векторной графики Inkscape

Класс: 7

Тема: «Обработка графической информации».

Цель: расширений знаний и умений по созданию векторных изображений, развитие алгоритмического и логического мышления.

Степень сложности: средняя.

Тип задания: индивидуальное (можно привлекать родителей).

Рекомендуемое время на выполнение: 20-30 мин.

Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).

Краткая инструкция:

  • С помощью инструмента «Прямоугольник» создать контур квадрата, продублировать его три раза, два квадрата залить цветом. Сгруппировать.
  • Создать игровое поле шахматной доски за счёт дублирования предыдущей группы из четырёх квадратов.
  • С помощью инструмента «Текст» создать заголовок. Параметры шрифта подобрать самостоятельно.
  • С помощью инструмента «Текст» создать нумерацию строк игрового поля шахматной доски. Параметры шрифта подобрать самостоятельно.
  • С помощью инструмента «Текст» создать имена столбцов игрового поля. Параметры шрифта подобрать самостоятельно.
  • Все фрагменты изображения сгруппировать в единый объект.
  • Сохранить файл под именем Фамилия_Шахматная доска.svg

 

3. Создание изображения шахматной доски в среде табличного процессора 

MS Excel

Класс: 8

Тема: «Знакомство с электронными таблицами Excel».

Цель: закрепление умений по форматированию ячеек электронной таблицы, развитие алгоритмического и логического мышления.

Степень сложности: средняя.

Тип задания: индивидуальное.

Рекомендуемое время на выполнение: 20 мин.

Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).

Краткая инструкция:

  • Выделить необходимый диапазон ячеек для построения шахматной доски.
  • С помощью команды «Ширина столбца…» (контекстное меню столбца) и команды «Высота строки…» (контекстное меню строки) подобрать значение высоты строки и ширины столбца так, чтобы ячейки игрового поля шахматной доски были квадратами.
  • Прорисовать границы всех ячеек игрового поля.
  • Выполнить заливку необходимых ячеек.
  • Ввести заголовок, объединить ячейки.
  • Ввести нумерацию строк игрового поля, установить выравнивание текста.
  • Ввести имена столбцов игрового поля, установить выравнивание текста.
  • Сохранить файл под именем Фамилия_Шахматная доска.xlsx

 

4. Создание изображения шахматной доски в среде редактора растровой графики Gimp

Класс: 9

Тема: «Обработка графической информации».

Цель: расширений знаний и умений по созданию растровых изображений, развитие алгоритмического и логического мышления.

Степень сложности: средняя.

Тип задания: индивидуальное.

Рекомендуемое время на выполнение: 30 мин.

Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).

Краткая инструкция:

  • Создать холст размером 400х400 точек. Включить сетку.
  • С помощью инструмента «Карандаш» прорисовать игровое поле шахматной доски (параметры кисти подобрать самостоятельно).
  • С помощью инструмента «Плоская заливка» залить цветом интересующие ячейки игрового поля.
  • С помощью инструмента «Текст» создать надписи: общий заголовок, нумерация строк игрового поля, имена столбцов игрового поля.
  • Сохранить файл в двух форматах: Фамилия_Шахматная доска.xcf и 
  • Фамилия_Шахматная доска.jpg

 

5. Создание изображения шахматной доски в среде системы программирования ПаскальABC

Класс: 10

Тема: «Программирование в среде ПаскальABC».

Цель: расширений знаний и умений по работе с модулем GraphABC, развитие алгоритмического и логического мышления.

Степень сложности: средняя.

Тип задания: индивидуальное.

Рекомендуемое время на выполнение: 30-40 мин.

Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).

Примечание:

  • Для выполнения задания понадобятся знания по реализации всех основных алгоритмических структур: следование, ветвление и цикл.
  • Для реализации графических изображений потребуется весь арсенал знаний по работе с модулем GraphABC.
  • Сохранить файл под именем Фамилия_Шахматная доска.pas

 

Пример программного кода:

Program dz;

uses GraphABC,crt;

var x,y,c,n,k:integer;

Begin

SetWindowSize(500,550);

floodfill(1,1,clMoneyGreen);

// Формирование заголовка

SetFontStyle(fsBold);

SetFontSize(30);

SetBrushColor(clMoneyGreen);

TextOut(70,35,'Шахматная доска');

rectangle(49,89,451,491);

// Формирование ч/б квадратов 50х50

y:=90;

for k:=1 to 8 do begin

x:=50;

for n:=1 to 8 do begin

if (n+k) mod 2=0 then

c:=clwhite

else

c:=clblack;

setpencolor(c);

SetBrushColor(c);

rectangle(x,y,x+50,y+50);

x:=x+50;

end;

y:=y+50;

end;

SetFontSize(18);

SetBrushColor(clMoneyGreen);

// Нумерация строк

x:=25; y:=100;

for k:=56 downto 49 do begin

TextOut(x,y,chr(k));

y:=y+50;

end;

// Именование столбцов

x:=70; y:=500;

for k:=97 to 104 do begin

TextOut(x,y,chr(k));

x:=x+50;

end;

End.

 

6. Создание изображения шахматной доски в среде школьного редактора 

Web-страниц HEFS

Класс: 11

Тема: «HTML. Создание и форматирование таблиц».

Цель: расширений знаний и умений по созданию и форматированию таблицы, развитие алгоритмического и логического мышления.

Степень сложности: средняя.

Тип задания: индивидуальное.

Рекомендуемое время на выполнение: 30-40 мин.

Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).

Примечание:

  • Для выполнения задания необходимо использовать тэги и атрибуты для работы с таблицей.
  • Сохранить файл под именем Фамилия_Шахматная доска.htm

 

Пример программного кода (начало):

bgcolor="silver" cellspacing="0">

. . .

 

Шахматная доска

  A B C D E F G H  
8                 8
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.