Нестандартное домашнее задание по информатике для 6–11 классов по теме «Мини-проекты «Шахматная доска»
Нестандартное домашнее задание по информатике для
6 – 11 классов: мини-проекты «Шахматная доска»
Пояснительная записка
В учебнике информатики для 5 класса (автор Л.Л.Босова) в практической работе «Планируем работу в графическом редакторе» есть задание:
Объяснение учителя: алгоритм выполнения задания представлен схематически – изображение получается за счёт копирования сначала одного, затем двух, затем четырёх и т.д. квадратов и поочерёдной их заливки. Подписи с помощью инструмента Текст добавляются в конце.
Эту работу пятиклассники выполняют на уроке. Выше представлен один из результатов выполненного задания. Имеется заголовок, игровое поле, а строки и столбцы не подписаны – не хватило времени. Но некоторые школьники выполняют это задание дома и сдают его на проверку на следующем уроке.
Вот так и родилась идея домашнего задания в форме мини-проекта «Создание изображения шахматной доски».
Класс |
Среда проектирования |
Когда выдаётся домашнее задание |
6 класс |
MS Word |
Завершающий этап работы с таблицами. |
7 класс |
Inkscape |
После изучения возможностей основных инструментов Inkscape |
8 класс |
MS Excel |
После изучения темы «Ввод и форматирование данных в Excel» |
9 класс |
Gimp |
После изучения темы «Рисование в Gimp» |
10 класс |
ПаскальABC |
После изучения всех тем «Программирование в среде ПаскальABC», в том числе и «Модуль GraphABC» |
11 класс |
Школьный редактор Web-страниц HEFS |
После изучения темы «HTML. Создание и форматирование таблиц» |
Для учащихся основной школы предлагается краткая инструкция получения итогового продукта, а старшеклассники должны самостоятельно пройти все этапы проектирования.
1. Создание изображения шахматной доски в среде текстового процессора
MS Word
Класс: 6
Тема: «Табличные информационные модели».
Цель: углубление знаний по работе с таблицами, развитие алгоритмического и логического мышления.
Степень сложности: средняя.
Тип задания: индивидуальное (можно привлекать родителей).
Рекомендуемое время на выполнение: 20-30 мин.
Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).
Краткая инструкция:
- Создать заголовок в форме объекта WordArt. Задать обтекание «в тексте».
- Создать таблицу 9х9.
- Установить параметры таблицы: одинаковая высота строк и ширина столбцов.
- Выполнить заливку цветом интересующих ячеек таблицы.
- Прорисовать внешнюю границу игрового поля шахматной доски.
- Внести в ячейки левого столбца номера строк игрового поля, установить выравнивание по центру.
- Внести в ячейки нижней строки имена столбцов игрового поля, установить выравнивание по центру.
- Удалить все границы ячеек левого столбца таблицы, кроме правой.
- Удалить все границы ячеек нижней строки таблицы, кроме верхней.
- Сохранить файл под именем Фамилия_Шахматная доска.docx
2. Создание изображения шахматной доски в среде редактора векторной графики Inkscape
Класс: 7
Тема: «Обработка графической информации».
Цель: расширений знаний и умений по созданию векторных изображений, развитие алгоритмического и логического мышления.
Степень сложности: средняя.
Тип задания: индивидуальное (можно привлекать родителей).
Рекомендуемое время на выполнение: 20-30 мин.
Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).
Краткая инструкция:
- С помощью инструмента «Прямоугольник» создать контур квадрата, продублировать его три раза, два квадрата залить цветом. Сгруппировать.
- Создать игровое поле шахматной доски за счёт дублирования предыдущей группы из четырёх квадратов.
- С помощью инструмента «Текст» создать заголовок. Параметры шрифта подобрать самостоятельно.
- С помощью инструмента «Текст» создать нумерацию строк игрового поля шахматной доски. Параметры шрифта подобрать самостоятельно.
- С помощью инструмента «Текст» создать имена столбцов игрового поля. Параметры шрифта подобрать самостоятельно.
- Все фрагменты изображения сгруппировать в единый объект.
- Сохранить файл под именем Фамилия_Шахматная доска.svg
3. Создание изображения шахматной доски в среде табличного процессора
MS Excel
Класс: 8
Тема: «Знакомство с электронными таблицами Excel».
Цель: закрепление умений по форматированию ячеек электронной таблицы, развитие алгоритмического и логического мышления.
Степень сложности: средняя.
Тип задания: индивидуальное.
Рекомендуемое время на выполнение: 20 мин.
Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).
Краткая инструкция:
- Выделить необходимый диапазон ячеек для построения шахматной доски.
- С помощью команды «Ширина столбца…» (контекстное меню столбца) и команды «Высота строки…» (контекстное меню строки) подобрать значение высоты строки и ширины столбца так, чтобы ячейки игрового поля шахматной доски были квадратами.
- Прорисовать границы всех ячеек игрового поля.
- Выполнить заливку необходимых ячеек.
- Ввести заголовок, объединить ячейки.
- Ввести нумерацию строк игрового поля, установить выравнивание текста.
- Ввести имена столбцов игрового поля, установить выравнивание текста.
- Сохранить файл под именем Фамилия_Шахматная доска.xlsx
4. Создание изображения шахматной доски в среде редактора растровой графики Gimp
Класс: 9
Тема: «Обработка графической информации».
Цель: расширений знаний и умений по созданию растровых изображений, развитие алгоритмического и логического мышления.
Степень сложности: средняя.
Тип задания: индивидуальное.
Рекомендуемое время на выполнение: 30 мин.
Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).
Краткая инструкция:
- Создать холст размером 400х400 точек. Включить сетку.
- С помощью инструмента «Карандаш» прорисовать игровое поле шахматной доски (параметры кисти подобрать самостоятельно).
- С помощью инструмента «Плоская заливка» залить цветом интересующие ячейки игрового поля.
- С помощью инструмента «Текст» создать надписи: общий заголовок, нумерация строк игрового поля, имена столбцов игрового поля.
- Сохранить файл в двух форматах: Фамилия_Шахматная доска.xcf и
- Фамилия_Шахматная доска.jpg
5. Создание изображения шахматной доски в среде системы программирования ПаскальABC
Класс: 10
Тема: «Программирование в среде ПаскальABC».
Цель: расширений знаний и умений по работе с модулем GraphABC, развитие алгоритмического и логического мышления.
Степень сложности: средняя.
Тип задания: индивидуальное.
Рекомендуемое время на выполнение: 30-40 мин.
Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).
Примечание:
- Для выполнения задания понадобятся знания по реализации всех основных алгоритмических структур: следование, ветвление и цикл.
- Для реализации графических изображений потребуется весь арсенал знаний по работе с модулем GraphABC.
- Сохранить файл под именем Фамилия_Шахматная доска.pas
Пример программного кода:
Program dz;
uses GraphABC,crt;
var x,y,c,n,k:integer;
Begin
SetWindowSize(500,550);
floodfill(1,1,clMoneyGreen);
// Формирование заголовка
SetFontStyle(fsBold);
SetFontSize(30);
SetBrushColor(clMoneyGreen);
TextOut(70,35,'Шахматная доска');
rectangle(49,89,451,491);
// Формирование ч/б квадратов 50х50
y:=90;
for k:=1 to 8 do begin
x:=50;
for n:=1 to 8 do begin
if (n+k) mod 2=0 then
c:=clwhite
else
c:=clblack;
setpencolor(c);
SetBrushColor(c);
rectangle(x,y,x+50,y+50);
x:=x+50;
end;
y:=y+50;
end;
SetFontSize(18);
SetBrushColor(clMoneyGreen);
// Нумерация строк
x:=25; y:=100;
for k:=56 downto 49 do begin
TextOut(x,y,chr(k));
y:=y+50;
end;
// Именование столбцов
x:=70; y:=500;
for k:=97 to 104 do begin
TextOut(x,y,chr(k));
x:=x+50;
end;
End.
6. Создание изображения шахматной доски в среде школьного редактора
Web-страниц HEFS
Класс: 11
Тема: «HTML. Создание и форматирование таблиц».
Цель: расширений знаний и умений по созданию и форматированию таблицы, развитие алгоритмического и логического мышления.
Степень сложности: средняя.
Тип задания: индивидуальное.
Рекомендуемое время на выполнение: 30-40 мин.
Способ проверки: просмотр в классе через проектор, оценка выставляется коллегиально (учитель + мнение обучающихся).
Примечание:
- Для выполнения задания необходимо использовать тэги и атрибуты для работы с таблицей.
- Сохранить файл под именем Фамилия_Шахматная доска.htm
Пример программного кода (начало):
bgcolor="silver" cellspacing="0">
. . .
A | B | C | D | E | F | G | H | ||
8 | 8 |