12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Деркачева Алёна Анатольевна23

Неурочное занятие по ИЗО в 1 классе

«Русский народный костюм: узоры»

Учитель: Деркачева А.А.

Цель: Развитие компетентностей личности ребенка через изучение народной культуры

Задачи:

- Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России. Дать представление о русском национальном костюме.

- Развивать творческое воображение и мышление, художественный вкус путем создания узоров с использованием образов и мотивов.

- Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране.

- Повышать мотивацию к изучению поставленных задач, определяя необходимость выбора способа решения на основе полученных знаний.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на доску. Что это? Здесь изображены элементы русского костюма - мужского и женского.

Из чего состоял женский костюм на Руси? (сарафан, рубаха, кокошник или сорока, лента, лапти или сапоги) ;

Что носили на Руси мужчины? (рубаха, порты, картуз, лапти или сапоги) ;

А какие цвета преобладали в костюмах?

Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. Слова “красно солнышко”, “весна-красна”, “красна девица” и другие выражали представления о наивысшей красоте.



Читать полностью:http://www.km.ru/referats/0771B46E0ADB401E8D583930DF5D7B06


Чем люди украшали свои костюмы? Узорами

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Приведите пример знаков и образов – символов? (ромбы кружочки, конь,

птица и т.д. )

(геометрическая вышивка)

В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты.

Существовали и вышивка с травяными орнаментами

(травяная вышивка)

Особенно любили женщины вышивки с изображением животных, птиц символическое значение, которых мы знаем.

(зооморфная вышивка)

Ну и конечно же, в особо -торжественных случаях одевали праздничную одежду, на которой вышивали образ женщины, окружённой растениями.

(вышивка приход весны)

Такие сюжеты символизировали приход весны. От того, какой она будет, зависел будущий урожай, а значит жизнь крестьянской семьи.

Молодцы, я вижу, вы усвоили знания с предыдущих уроков.

Хорошо знаете, во что одевались наши предки.

Вот мы поговорили об одежде мужчин и женщин. А зачем третья стрелка?

Сегодня нам предстоит ответить еще на один интересный вопрос! Во что одевали детей.

Пеленки для новорожденных делали из одежды родителей т. к. считалось что она защитит от злых духов ; И пеленка должна была быть без узоров.

В возрасте 3х лет ребенку шили рубаху из нового холста;

Мама укладывала своё чадо спать, пела колыбельную, а сама садилась вышивать узоры на рубахе.

Пальчиковая гимнастика

Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Наварили кашки Помешали ложкой. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Строили ладошки Домик для матрешки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Курочке Пеструшке Накрошили крошек. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Хлопали ладошки Танцевали ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

Теперь приступаем к выполнению узора.

Что же нового вы узнали сегодня, чему научились? Что запомнилось больше всего? Молодцы, ребята! Спасибо за работу.
 

III. Сообщение нового материала

Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Посмотрите, как могли выглядеть русские красавицы (звучит музыка Варламов

«Красный сарафан», девочки фольклорного коллектива демонстрируют женский костюм),а вот так они выглядели на полотнах художников (показываю репродукции

Венецианов «Портрет крестьянки»).Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Обратите внимание на учебную таблицу и магнитную доску. Так могли быть одеты крестьяне.

(При возможности использую презентацию «Русский народный праздничный костюм»).

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.

Особенности русского женского костюма заключались в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южнорусского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину.

Понева – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины. Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником (запоном). Поневу обшивали лентами и тесьмой. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни). По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.

Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в XVI веке. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды.

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.

Она шила, красна девица,

Все по плису и по бархату,

По узорной красной ленточке,

Она шила, красна девица,

Все приданое немалое.

Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока (показ).

Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.

Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.

Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи (показ).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.