12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка

Тема: « Нормы литературного произношения».

Цели: познакомить учащихся с нормами литературного произношения.

Задачи:

  • Обучающие:
  • познакомить  учащихся с понятием «орфоэпия»;
  • формировать орфоэпическую грамотность учащихся.

Развивающие:

  • формировать умения  учащихся самостоятельно употреблять орфоэпические нормы литературного языка при чтении и  в собственной речи;  
  • развивать орфоэпические умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

  • формировать речевую культуру учащихся.

 

Ход урока

I.Организационный момент.

- Здравствуйте. Вижу, настроение у всех прекрасное, а значит, рабочее. К уроку все готовы? Тогда приступим к работе.

II. Работа с текстом.

- Я хочу предложить вам отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали.

Какой же вывод мы можем сделать из этого?

Вывод: По тому, как человек говорит, можно понять, кто он.

III.Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя по теме урока:

- И сегодня на уроке мы с вами будем говорить о произношении.

Тема нашего урока « Нормы литературного произношения». А цель – учиться правильно, в соответствии с нормами литературного произношения, говорить слова.

Русское литературное произношение несколько отличается от произношения различных местных говоров. Например, слово вода в литературном языке произносится [вада], а в северных говорах - [вода]; в литературном языке слово идут произносится с твердым [т] на конце, а в южных говорах с мягким [т’] ([идут’]).

Совокупность правил, которые устанавливают единообразное литературное произношение, называется орфоэпией.

Словарно-орфографическая работа.

Орфоэпия (греч.) орфо - ‘прямой, правильный’

эпос - ‘речь’, т. е. ‘правильная речь’

В русском языке существуют определенные произносительные нормы: например, свёкла, звонишь, пиро[к] и др. При соблюдении их люди быстрее понимают друг друга. Правильное единообразное произношение облегчает общение между ними.

Литературный язык - это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски. Произноситель­ные нормы языка закреплены в орфоэпических словарях.

Одной из фонетических примет слова является ударение. Казалось бы, на первый взгляд, что может сделать небольшая черточка.

Оказывается, многое. Послушаем, что рассказала об ударении писательница И. М. Подгаецкая.

Чтение отрывка из рассказа И. М. Подгаецкой заранее подготовленным учеником:

Задание: выписать одинаковые слова и расставить ударение.

- Собрались однажды на совет слова, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким- то ударением. Ведь ударение - это просто черточка!» Ударение вдруг рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли Белки и сказали: «Мы самые главные части любого живого организма, и уж нам ударение ничего не сделает». А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними шустрые Белки... Запрыгало Ударение по словам, и вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Капель - Капель, вместо Муки - Мука...

Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.

Продолжение слова учителя:

— Вот такая занятная история произошла с ударением. Оно за­нимает не только почетное место в словах, но и может изменить значение слова.

IV.Тренировочные упражнения.

1.«Произноси правильно».

[т’] [л’э]

Агенты, силосный, тетрадь, аллея, библиотека, каталог,

[а] [ш] [ш’] [а] [ш][а] [ца]

Москва, мираж, перебежчик, конечно, купается.

2.«Найди ошибку».

Квартал, звоним, щавель, свекла, красивее, портфель.

3.Записать слова в три столбика: в первый - с ударе­нием на первом слоге, во второй - на втором и в третий - на треть­ем слоге.

Летом, зима, пешеход, пятак, зимний, золотой, поняла, пирог, праздник, парить, парить, хорошо.

V.Закрепление

Отработка орфоэпических норм

1.«Составь текст и озвучь его».

Задание (для сильных учащихся) - за 5 минут составить связный текст, используя данные слова, и прочитать его, соблюдая ор­фоэпические нормы.

Километр, помощник, шинель, сви­тер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украин­ский, термос, начал.

Слабые учащиеся работают с предложенным текстом.

Задание: подготовить выразительное чтение текста.

Помощ[шн]ник шофёра сиял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шофёров мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.

Помощ[шн]ник шофёра положил трубку и начал сборы.

Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[н'э]ль, захватил ящик с инструментами и по­спешил в гараж.

2. «Пригласи на обед».

Задание: озвучить меню обеда, на который вы хотите при­гласить своего друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сли­вовый или грушевый компот.

3.«В эфире - новости».

«Конкурс дикто­ров».

Задача участника - прочитать предложенный текст, об­ращая внимание на выделенные слова и словосочетания.

«В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполне­ния поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и пре­тензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в рефор­мах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, по­ложенные регионам в рамках реформы социальной сферы, от­правлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось преми­ровать.

Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала.

Дебаты прошли без инцидентов».

4. Мини – тест «Орфоэпия».

1.Укажите слова, в которых ударение падает на последний слог:

1) звонишь; 4) жалюзи;

2) газопровод; 5) каталог;

3) задолго; 6)облегчить.

2.Укажите слова, в которых ударение падает на первый слог:

1)завидно; 4)знамение;

2)балованный; 5) издавна;

3)втридорога; 6) портфель.

3.Укажите слова, в которых выделенные буквы произно­сятся как твёрдый звук:

1) ателье; 4) пресса;

2) партер; 5) патент;

3)тенор; 6) фарватер.

4.Укажите слова, в которых выделенные буквы произно­сятся как мягкий звук:

1) свитер; 4) шатен;

2) терапия; 5) академия;

3) текст; 6) гипотеза.

Ответы: 1 - 1, 2, 4, 5, 6; 2 - 3, 4, 5; 3 - 1, 2, 6; 4 - 2, 3, 5,6.

VI.Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Подведем итог урока.

Для чего нужно соблюдать орфоэпические нормы литературного языка?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Понравился вам урок или нет? Напишите об этом несколько слов. 

VII.Домашнее задание: составить 5 – 6 предложений на тему «Научное исследование», используя слова из орфоэпического словарика в учебнике.

 Используемая литература:

1.Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы:игры со словами, разработки уроков/авт.-сост.В.Н.Пташкина и др. - Волгоград:Учитель,2011. - 238 с.

2.Русский язык.5 класс:Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой/Авт. - сост.А.В.Соколова. - Волгоград:Учитель, 2014, -218 с.


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.