12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Губкина Светлана Анатольевна263
Моя педагогическая философия – «Философия добра».Если учитель имеет только любовь к делу,он будет хороший учитель.«Каждый ребенок рождается с крыльями, и задача педагога – научить его летать»
Россия, Нижегородская обл., Ковернино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
6

Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ковернинская средняя школа № 1»













Тема по самообразованию:

Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД

младших школьников




                                              Подготовила:

                                                                    учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                                               Губкина С. А.





п.Ковернино

2020

Содержание

1. Актуальность темы.

2. Условия формирования личного вклада.

3. База исследования.

4.Ожидаемые результаты.

5.Ведущая педагогическая идея.

6.Новизна.

7.Теоретическое обоснование.

8.Основные формы коллективного обучения.

9.Деятельностный аспект.

10.Модель системы формирования пар сменного состава.

11.Посадка пар сменного состава.

12.Возможные варианты при посадке пар сменного состава.

13.Способы образования пар сменного состава.

14.Основные преимущества технологии пар сменного состава.

15.Установление контакта и настрой на совместную работу.

16.Методические приемы.

17.Правила совместной работы в парах сменного состава.

18.Организация работы в парах сменного состава.

19.Самооценка работы в парах сменного состава (в микрогруппах).

20.Оценка учащимися собственного участия в работе малой группы.

21.Рефлексия.

22.Лист учета пар сменного состава.

23.Диагностика.

24.Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты. Динамика развития коммуникативных УУД по результатам тестирования.

25.Список литератур.



1.Актуальность темы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Актуальность данного исследования состоит в том, что традиционные формы обучения практически исключают общение учащихся в процессе работы, что отражается на интересе к учёбе, школе, а также на качестве знаний.

Поэтому пары сменного состава, как одна из новых педагогических технологий, являются средством формирования коммуникативных УУД в начальных классах и актуальны в настоящее время.

2.Условия формирования личного вклада.

Научно-исследовательская база: Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов); концепция развивающего обучения начального образования (А.А.Вербицкий, В.В. Давыдов, Л.Н.Занков); труды известных ученых педагогов – методистов (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.С. Выготский, Г.А.Цукерман, Н.Ф.Виноградова, Л.С. Выгодский,Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина); личностно - ориентированное обучение И.С. Якиманская; системно - деятельностный подход Л.С.Выготский; парная, индивидуальная работа И.Б.Первин, В.К.Дьяченко.

Методические условия: УМК «Планета Знаний»; НИРО, курсы учителей начальных классов.

Организационно – педагогические условия: открытые уроки, мастер – классы; выступления на секциях ШМО и заседаниях РМО; работа в творческой группе по внедрению ФГОС в рамках учителей начальных классов Ковернинского района Нижегородской области.

Цель: обобщение опыта работы по формированию коммуникативных УУД младших школьников при использовании пар сменного состава.

Задачи педагогической деятельности:

изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу;

разработать эффективные и оптимальные приемы и методы для развития коммуникативных навыков при работе в парах сменного состава;

создать условия для совершенствования межличностных отношений в классе;

доказать эффективность и результативность применения работы в парах сменного состава младших школьников на практике.

3.База исследования

Учащиеся 1, 2, 3, 4 «А» класса МОУ «Ковернинская средняя школа №1» Ковернинского муниципального района Нижегородской области, где обучение ведется по Образовательной системе «Планета Знаний».

Сроки исследования: 4 года (2017 – 2021)

4.Ожидаемые результаты

Сформировать умение эффективно общаться друг с другом в парах сменного состава, способность младших школьников самостоятельно добывать новые знания.

Развить способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми.

5.Ведущая педагогическая идея

Создание оптимальных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством организации пар сменного состава.

6.Новизна

Развитие индивидуальности, создание необходимых условий для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании. Сочетание различных компонентов образовательного процесса.

7.Теоретическое обоснование

Технология работы пар сменного состава подробно описана в трудах Г.А.Цукерман, А.Г. Ривин, Ш.А. Амонашвили, А.Г.Границкая, М.А.Мкртчян, В.К.Дьяченко и Г.К.Селевко.

Ведущие психологи и педагоги предлагают разделить детей на малые группы (по 4-5 чел.). Соединяя детей в микрогруппы, мы даем им, по словам Г.А.Цукерман, почву, на которой вырастает спокойное самоуважение ребенка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равных себе. Сотрудничество – содействие друг другу, партнерство по взаимодействию.

По словам С.Л.Рубинштейна: «В процессе сотрудничества способности и возможности учащихся проявляются наиболее полно, достигая качественно нового уровня развития».

8.Основные формы коллективного обучения

t1609911382aa.png

Статистическая пара – это совместно работающие учащиеся, сидящие за одной партой. В связи с тем, что психологическая и эмоциональная обстановка в паре должна быть доброжелательной, формирование пар происходит с учетом пожелания самих учащихся.

На каждом уроке у ученика появляется возможность говорить, доказывать, объяснять и так далее. Это, в свою очередь, повышает речевую и мыслительную активность каждого ученика.

Самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

Первый вариант – это первоначально письменное выполнение каждым учеником предложенного задания с последующим устным изложением и обоснованием своего решения.

Второй вариант – это совместное устное выполнение, когда учащиеся по очереди выбирают носитель информации и, в ходе рассуждения, определяют, к какой группе он относится.

В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".

Динамическая пара – это совместно работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих трижды партнера. Такой способ формирования пары, в рамках адаптивной системы обучения, является средством адаптации обучающихся в условиях постоянной смены партнеров. Особенностью при организации такой пары является наличие единого задания для всей группы.

В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".

Вариационная пара – это совместная работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих партнера поочередно.

В вариационной паре ведётся в режиме "обработке разнообразных материалов".

9.Деятельностный аспект

Формирование и развитие мотивации учащихся

Наш девиз: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

Включение каждого ученика в активную работу на весь урок

Создание условий живого непринужденного общения

10.Модель системы формирования пар сменного состава

t1609911382ab.png

11.Посадка пар сменного состава

Существуют следующие технологические схемы посадки ПСС, которые можно применять, работая по данной технологии: «ручеек», «квадрат», «круглый стол», «посадка через уголок», буквой «П», «бабочкой», «стрела».

При расстановке парт для работы в ПСС развиваются когнитивные функции (внимание, память, мышление), коммуникативные (взаимодействие друг с другом, взаимовыручка), умение договариваться.

Смена обстановки способствует развитию мотивации (интерес у детей к обучению, новизна – эффект праздничного настроения), что ведет к лучшему восприятию учебного материала.

Обучающиеся учатся работать не только в ПСС, но и учатся самодисциплине, самостоятельности.

При таких посадках ПСС проявляется контакт не только визуальный (смотреть), но и тактильный (потрогать, почувствовать), что ведет к снятию напряжения на уроке.

12.Возможные варианты при посадке пар сменного состава

«Квадрат»

Обучающиеся сидят напротив друг друга, «лицом к лицу», видят глаза партнера, между ними устанавливается эмоциональный контакт

«Посадка через уголок»

Преодоление психологического барьера, незримых препятствий

«Деление на рабочие зоны»

При такой посадке ПСС формируется навык работать «у всех на виду», повышается социальный интеллект

«Буква П»

Работа взаимодействия в ПСС

«Бабочка»

Индивидуальная работа в ПСС

«Круглый стол»

При такой посадке проявляется чувство коллективизма – все видят друг друга

«Стрела»

Каждый в течение урока может себя попробовать в качестве «лидера - учителя»

13.Способы образования пар сменного состава

Разделение класса на пары – это важный момент в организации работы.

- По желанию

- Случайным образом

- По определенному признаку

- По выбору «лидера».

- По выбору педагога.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по … человек.

Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других.

Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми.

Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

14.Основные преимущества технологии пар сменного состава

совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

развиваются навыки мыслительной деятельности, … работа памяти;

повышается ответственность и за свои успехи, и за результаты;

мобилизуются предшествующий опыт и знания;

обеспечивается более прочное усвоение в процессе неоднократного повторения;

формируется позитивный микроклимат в детском коллективе;

формируется адекватная самооценка личности, самих возможностей и способностей.

15.Установление контакта и настрой на совместную работу

t1609911382ac.png

В 1 классе дети еще не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

"Зеркало" - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.

Например:

1. «Шарик» - надувание щек обеих одновременно (толстушки).

2. «Хомячок» - надувание щек попеременно.

3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. 

4.«Улыбка»

5.«Трубочка»

6. «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

7. «Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

"Попугай" - один говорит (например, название месяцев (дни недели, счет в пределах 10) в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

"Разминка пальчиков"

Например:

1. Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

2. «Стульчик» - выполняют попеременно то одной, то другой рукой t1609911382ad.jpg

3. «Стол» - выполняют попеременно то одной, то другой рукой.

t1609911382ad.jpg

4. «Мельница» - соприкасаемся поочередно пальчиками (подушечками), начиная с больших.

5. «Улитка» - кулачок в кулачке, поменять руки.

t1609911382ae.jpg

6. «Ватрушки» - прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки.

t1609911382ae.jpg

7. «Сдобные лепешки» - прихлопываем левую ладошку сверху правой, затем меняем руки.

t1609911382ae.jpg

8. «Птичка» - руки крест на крест перед собой, ладошки смотрят на грудь.

16.Методические приемы

t1609911382af.png

16.1.Раскрась картинку.

Начинать подготовку работы в парах сменного состава целесообразно с первого класса. Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

- Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.

- Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.

- Договоритесь и раскрасьте части пирамиды (зонтика, шарики, кубики и тд). Наклейте на шаблон.

- Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

t1609911382ag.jpgt1609911382ah.jpgt1609911382ai.jpg

t1609911382aj.jpgt1609911382ak.jpgt1609911382al.jpg

16.2. Взаимные диктанты

Взаимные диктанты можно начинать проводить уже в первом классе. Ученики могут записывать текст диктанта себе в тетради. Первоначально это может быть одно-два слова: рука, ма­ма, Миша, Оля. Затем ученики друг другу диктуют про­стые предложения: человек идет, ученик сидит, птица ле­тит. Количество слов во взаимных диктантах постепенно должно нарастать, но диктант не должен быть большим. В 1 классе диктант дается на 5-6 мин, а это для перво­классника не более 10-12 слов. 

Примеры диктантов:

1. Папа купил часы. 2. Часы висели на сте­не. 3. Весна пришла рано.

Когда ученики освоят методику взаимных диктантов, тогда можно вводить карточки с деформированным тек­стом. Но тексты не должны быть громоздкими. Работа в парах должна проходить живо, по-деловому.

Примеры деформированных текстов:

1. На опушке леса ст . ит дом л . сника. 2. В . сной д . твора сажает цв . ты. 3. В школьном с.ду созр . вает урожай яблок.

Тексты долж­ны быть насыщены орфограммами, не быть большими по объему. В 3 классе — не более 20-30 слов, в 4 — не более 35 слов. От класса к классу уровень сложности повышается. К текстам диктантов можно присоединять вопросы тео­ретического характера.

Работа идет в следующем порядке:

1.Один ученик из пары читает свой текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует все­му классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).

2.Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) чи­тает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3.Потом каждый берет тетрадь своего соседа («лицом к лицу», «плечом к плечу») и без заглядывания в карточку проверяет написан­ный им диктант.

4.Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично, но уже вместе — сначала один диктант, потом — второй.

5.Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок.

6.Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.

7.Снова берут тетради друг друга, еще раз все про­сматривают и ставят свои подписи: «Проверял …», «Проверяла …».

Взаимодиктанты очень нравятся детям. Ведь они не просто ученики. Они по очереди становятся и учителями.

Методика Булановской учит детей читать: у каждого из учеников свой текст (рассказ или стих) и, работая в парах, ученики зачитывают друг-другу эти тексты, чаще всего обмениваются ими и затем, получив от партнера новый текст, встречаются с новым партнером.

Методика М.Г. Булановской включает в себя обязательный подготовительный этап.

Готовятся разные тексты диктантов. Содержание текстов должно быть интересным для учащихся. Сложность текстов зависит от подготовленности класса. Текст для диктанта должен быть кратким: 12-15 слов в первом классе,15-20 слов во втором классе, 20-30 слов в третьем классе, не более 35 слов в четвертом классе.

По мере перехода детей из класса в класс диктанты можно усложнять. Например. Предложить тексты с пропущенными буквами.

Этот метод дает возможность развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, дети повторяют орфограммы.

На этом работа в паре заканчивается. Её участники обмениваются текстами и расходятся. Каждый из учащихся находит себе новых товарищей по работе. Иногда, при необходимости, педагог сам составляет новые пары.

Педагог наблюдает за работой пар, даёт советы, как нужно диктовать, прорабатывать ошибки. У него появляется возможность проявить внимание к неуспешным учащимся, понаблюдать за их работой, выявить причину отставания.

Когда происходит обмен диктантами и учащиеся начинают обучать другого, то они перенимают приёмы, знания от тех, кто с ними работал над данным текстом.

Выбор партнёра очень интересный психологический момент. Педагог может выявить, как складываются взаимоотношения в классном коллективе, а также статусы учащихся.

Переход к новому партнёру можно проводить по принципу «цепочки», когда один вариант учащихся сидит на месте, а второй по команде каждый раз пересаживается на одно место вперёд. Такая пересадка имеет свои плюсы и минусы. Учащимся, которые работают быстро, приходится ждать те пары, которые работают медленно. Поэтому, если учащиеся дисциплинированные и нет изолированных ребят, то лучше применять свободную пересадку.

При правильном применении данного приёма заметно улучшается грамотность детей, так как задействовано слуховое, зрительное и моторное запоминание.

16.3.Взаимоконтроль

Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д. 

Выполнение письменной работы. На пару, четверку дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".

Выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в паре, четверке. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.

Выполнение проекта. Учащимся в парах (четверках) дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.

В чем особенность: оценку каждому участнику ставят сами ученики данной пары (четверки). Но каждая оценка опять - таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)

Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится «+», за неправильный «–», за недочеты «?». Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много "минусов", проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях.

Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3-4).

Тестирование. Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же "обоснованием исправления". То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

16.4.Полезные упражнения

Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре.

1.Литературное чтение.

На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом.

Например: Волчонок воет на луну

Волчонку скучно одному: "У-у-у"

Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

2.Математика

На первую парту каждого варианта выдается карточка для запоминания таблицы сложения и вычитания в пределе 10, 20 (таблицы умножения и деления).

Например:

2 + 4 = 6, 6 – 2 = 4, 6 – 4 = 2

9 + 7 = 16, 16 – 9 = 7, 16 – 7 = 9

3 х 5 = 15, 15 : 3 = 5, 15 : 5 = 3

Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают запись соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит запись вслух.

3. Русский язык

На первую парту каждого варианта выдается карточка для запоминания правила:

- как проверить безударную гласную в корне слова, правописание разделительного Ь и Ъ знаков, правописание сочетаний ЖИ - ШИ, ЧА -ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК – ЧН и тд;

- нахождение периметра (площади прямоугольника);

- нахождение скорости, времени, расстояния;

- нахождение цены, количества, стоимости;

- что такое басня, рассказ, стихотворение и тд.

16.5.Методика дополнения (И.А.Гальперин, Я.А.Микк и др.)

Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками.

Задача учащегося – встать в позицию автора и восстановить пропущенные слова, стремясь сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения.

Дополнительная задача – озаглавить текст.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Примерные тексты для проведения методики дополнения:

Приметы

Собрались и полетели

Утки в … (дальнюю) дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь … (берлогу).

Заяц в мех оделся … (белый),

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас … (грибы) в дупло. Е.Головин

***

Вот уж … (осень) улетела,

И примчалася зима.

Как на … (крыльях) прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы … (затрещали)

И … (сковали) все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды. С.Есенин

В результате правильного понимания текста учащиеся могут заполнить пропуск не только тем словом, которое употребил автор, но и его контекстуальным синонимом.

Критерии оценивания: каждое правильно вставленное слово оценивается в 2 балла; слово-синоним (в том числе контекстуальный), не разрушающий авторский образ – 1 балл. Дополнительно даются 2 балла в том случае, если нет нарушения ритма стихотворения, и 2 балла, если соблюдается рифма.

71-100% баллов от общего числа возможных – высокий уровень.

36-70% - средний уровень.

0-35% - низкий уровень.

16.6.Игра

Игра «В кругу друзей»

Используется на этапе знакомства с новым материалом.

Ход игры:

1.Прочитайте текст

2.Выделите главное

3.Ответьте на вопросы

4.Заполните таблицу (разделите графические изображения на 2 группы)

5.Отчитайтесь о проделанной работе.

Игра «Ручеек»

Цель: закрепить и обобщить знания по данной теме, отработать навыки контроля в

паре.

Ход игры:

1. Дети встают в пары друг за другом, как в игре «Ручеек», берут в руки карточки.

2. Лишний игрок водит.

3. Учитель дает задание - повторить состав, например, числа 9.

4. По сигналу учителя (хлопку, свистку) водящий игрок произносит: «Все знают, что 9 - это 2 (поднимает вверх карточку с цифрой 2) и ещё ….». Далее водящий находит себе пару и добавляет: «… и ещё 7». Берет за руку участника с цифрой 7. Вместе они встают в конец «ручейка».

5. Тот, кто остался лишним (например, участник с цифрой 1), становится водящим: «Все знают, что 9 - это 1 и ещё …» и т.д.

6. Игра заканчивается тогда, когда перечислены все варианты состава числа 9.

Игра «Иду в гости»

Цель: закрепить полученные знания

Ход игры:

«Гости» ищут свободного партнера («Хозяина»), отмечаются, выполняют задание.

«Хозяева» проверяют и оценивают работу.

Игра «Карусель»

Цель: задать динамичный темп для ведения диалога, закрепить и обобщить знания по определенной теме.

Класс делится на две равные части. Группы образуют два круга так, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно. Пары «карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание, меняются ролями.

Игра «Разбегалочки»

Цель: закрепить, систематизировать знания по определенной теме.

Тема: текст и его смысл

Задание: Переставь буквы, чтобы слово имело смысл

КЕТСТ 

МАБАГУ

ТОРНИМО

ОЛИСЧ

ВИКЛУРАТА

ЫШЫМ

ФРГИАК

СТКИДОЖЙ

УХЛС

Игра «Пересадки»

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки - несказки В.В.Бианки»; отрабатывать в парах этапы ведения сочетательного диалога: вход, поддержание, выход, учет результатов.

Ход игры

1. Дети выбирают карточки с текстами.

2. По сигналу учителя ребята начинают двигаться по классу в поисках партнера с другим текстом.

3. Встретившись со свободным партнером и поприветствовав его, садятся рядом с ним за парту на незанятое место.

4. Первый ученик предлагает второму прочитать по ролям текст своей карточки и выполнить задания.

5. Второй ученик предлагает первому свою карточку (т.е. происходит обмен заданиями).

6. По сигналу учителя партнеры прощаются и расходятся в поисках новой встречи.

7. Игра заканчивается, когда дети сменят четвертого, пятого партнера (меняя партнеров, учащиеся пересаживаются «по горизонтали» или «вертикали», отсюда название игры «Пересадки»).

17.Правила совместной работы в парах сменного состава

t1609911382am.png

Работаем вместе, дружно.

Быть вежливым.

Вовремя выполнять задания.

Общаться в полголоса или жестами.

Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

Смотреть на говорящего.

В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…».

Слушать не перебивая.

Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

Быть готовым защитить дело группы.

Оцениваем работу, благодарим друг друга.

18.Организация работы в парах сменного состава

Каждый ученик определяет, кто в данной группе ближе к нему и разворачивается к ближайшему соседу лицом. По сигналу учителя начинает отвечать тот, кто в паре выше (ниже) ростом (первично проговаривает свой ответ в паре «Лицом к лицу»).

По сигналу ребят (поднятая правая рука вверх) об окончании работы в паре «лицом к лицу» дети переходят работать в паре «плечом к плечу».

Работа с партнером приносит обоим психологический комфорт, способствует физическому здоровью ученика. Во время работы с партнером работается интересно, продуктивно.

19.Самооценка работы в парах сменного состава (в микрогруппах)

Показатели

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать

 

 

 

 

2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо

 

 

 

 

3. Мы выясняли то, что было нам непонятно

 

 

 

 

4. Мы помогали друг другу с тем, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили

 

 

 

 

20.Оценка учащимися собственного участия в работе малой группы

Насколько хорошо я работал со своими товарищами?

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целей

 

 

 

 

Я усердно работал над заданием

 

 

 

 

Я высказывал новые идеи

 

 

 

 

Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи

 

 

 

 

Я подбадривал остальных

 

 

 

 

21.Рефлексия

Работа в паре заключается в том, чтобы пара и отдельный ученик озвучили свои представления о произошедшем событии.

Парная форма позволяет детям обсуждать, задавать друг другу вопросы имен-но в зоне их ближайшего развития, при условии,   когда учитель предоставил им опоры для коммуникации (вопросы, памятки и др.)

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе по следующему алгоритму:

П1 задаёт свой вопрос (заранее подготовленный; что делали во время занятия – чему научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата) П2;

П2 проговаривает свой ответ и записывает его на листочке, на котором записан вопрос;

П1 и П2 ищут новых партнеров и задают им свои вопросы.

Рефлексия завершается по команде учителя.

Работая в ПСС, дети используют следующие знаки для рефлексии: «хоровод», «солнышко», «домик», «гора».

t1609911382an.jpgt1609911382ao.jpgt1609911382ap.jpgt1609911382aq.jpg

чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? С.Л. Рубинштейн

В ходе рефлексии надо стремиться к тому, чтобы дети не только отмечали сложности, но  и одновременно способы их решения, именно такая рефлексия является конструктивной.  

21.1.Карточка оценки работы в парах сменного состава (ПСС)

- Понравилось ли работать в парах?

- С кем из партнеров  больше всего понравилось работать?

- Понял ли тему сегодняшнего урока?

- Часто ли на уроке ты менял пару? 

21.2.Карточка оценки работы в парах сменного состава (ПСС)

1. Охарактеризуйте одним словом работу своей пары сегодня: _____________________

2. Охарактеризуйте одним словом то, как бы вам хотелось, чтобы пара сменного состава работала: ___________________________

3. Все ли принимали участие в работе пар сменного состава?

А) всегда б) обычно в) иногда

4. Все ли в парах сменного состава старались, чтобы каждый чувствовал себя комфортно?

А) всегда б) обычно в) иногда

5. Пытались ли вы помочь каждому почувствовать, что он может высказать свое мнение?

А) всегда б) обычно в) иногда

6. Всегда ли вы прислушивались друг к другу?

А) всегда б) обычно в) иногда

7. Показывали ли вы, что слушаете друг друга?

А) всегда б) обычно в) иногда

8. Когда вам что-то нравилось, говорили ли вы об этом друг другу?

А) всегда б) обычно в) иногда

9. Задавали ли вы вопросы друг другу?

А) всегда б) обычно в) иногда

10. Выслушивали ли вы друг друга и старались ли действительно ответить на поставленные вопросы?

А) всегда б) обычно в) иногда

11. Обращали ли вы внимание друг на друга?

А) всегда б) обычно в) иногда

12. Был ли кто-то, кто говорил большую часть времени?

А) да б) нет

13. Был ли кто-то, кто большую часть времени отмалчивался?

А) да б) нет

21.3.Примерные вопросы для обсуждения:

Что нового ты узнал?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи?

Какие знания, понадобятся тебе в будущем?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, и т.д.)?

Ты доволен работой своего партнера?

Как ты думаешь, он доволен твоей работой в паре?

Какие приемы вы использовали, чтобы прийти к согласию?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

За что бы ты себя похвалил?

Что изменил бы в своих действиях?

Что тебе понравилось больше всего?

22.Лист учета пар сменного состава

Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено – ставится «крестик». Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания – ставится «галочка».

Тема:

Имя ученика

1

2

3

4

5

6

7

1

Х

Х

Х

 

 

 

 

2

 

 

Х

Х

Х

 

 

3

Х

Х

 

 

 

Х

 

4

 

Х

Х

 

 

 

Х

5

Х

Х

 

 

 

 

 

6 …

Х

Х

Х

Х

Х

 

 

23.Диагностика

На протяжении 4 лет обучения отслеживались результаты работы пар сменного состава. В ходе педагогического наблюдения были проведены диагностики:

Название диагностики

Автор

Класс

«Рукавичка»

Дембо-Рубенштейн

1

Рост учебной мотивации

М.Р. Гинзбурга

1, 4

Рост познавательной потребности

 В.С. Юркевич

2, 4

Рост уровня воспитанности

 Н.П.Капустина

2, 3, 4

Мнения учащихся о работе в парах сменного состава

 

1,4

Мнения родителей о работе учащихся в парах сменного состава

 

1,4

t1609911382ar.png

Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности

(Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Подготовка исследования: приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Первая серия.

Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия.

Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Третья серия аналогична первой, а четвертая серия - второй. Но в них участвуют дети разного возраста.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Обработка данных. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.

2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.

4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.

5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

t1609911382as.png

Анкета «Мнения учащихся о работе в парах сменного состава»

1.Мне нравится работать в парах сменного состава.

2.Я за то, чтобы в классе продолжалась работа в парах сменного состава.

3.Мне нравится, что я сам (а) выбираю для работы пару сменного состава.

4.Мне нравится, что меня оценивают ребята из микрогруппы.

5.Мне нравится, что я сам оцениваю ребят из микрогруппы.

6.Я не испытываю чувство тревоги во время работы в микрогруппе.

Анкета «Мнения родителей о работе в парах сменного состава»

1.Знаете ли ВЫ о том, что в классе, где учится ваш ребенок, на уроках организуется работа в парах сменного состава?

2.Нравится ли Вашему ребенку на уроке работать в парах сменного состава?

3. Как Вы думаете, во время работы в парах сменного состава снижается уровень тревожности вашего ребенка, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких - либо задач?

4. Нравится ли Вашему ребенку, что его ответ оценивают одноклассники из микрогруппы?

5. Улучшился ли психологический климат в классе, когда дети стали работать в парах сменного состава?

6.Рассказывает ли Вам ваш ребенок о своих успехах в работе групп сменного состава?

24.Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты. Динамика развития коммуникативных УУД по результатам тестирования

t1609911382at.png

25.Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273- ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт.

3. Булыгина Л. О.. О формировании коммуникативной компетенции школьников. Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – с.149.

4. Дьяченко. В.К.. Алгоритмы деятельности учащихся при переходе к КСО. Школьные технологии № 1, 2008.

5. Дьяченко. В.К.. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. Начальная школа №2, 2006.

6. Лебединцев В.Б.. Коллективные учебные занятия как тип учебного процесса. Школьные технологии №1, 2008.

7. Носова И.В.. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'', № 6 – 2004, с. 69

8. Чиханова О.В.. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003, с.36

9. Якиманская И. С. Личностно - ориентированная школа. Взрослые и дети в образовательном пространстве – М.: Академия, 2002


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.