12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маслова Светлана Валерьевна27
1

Обеспечение радиационной безопасности в современном мире.

ГПОУ ЯО

Ярославский колледж управления и профессиональных технологий

Внеурочное занятие


Обеспечение радиационной безопасности в современном мире.


Цели урока:

обобщить знания о радиоактивности и её физических основах;

сформировать у обучающихся представление о радиоэкологии;

оценить положительное и отрицательное проявления открытия радиоактивности в современном обществе;

познакомить обучающихся с дозами облучения;

изучить мероприятия радиационной защиты и систему оповещения населения; изучить основные средства радиационной защиты и порядок эвакуации людей;

развивать умения обучающихся работать с научно-популярной литературой и Internet – ресурсами;

способствовать развитию речевой эрудиции обучающихся;

формировать мировоззренческие идеи, связанные с использованием радиоактивности;

воспитание толерантности и умения отстаивать свою точку зрения.


Тип урока: внеурочное занятие.


Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная поддержка урока, периодическая таблица Менделеева, портреты учёных.


Слайд 1

Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации

и людям не больше, чем когда мы зажигаем спичку.

Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня

технических достижений, а от его моральных принципов.

А. Эйнштейн



Слайд 2

1выступающий

Мы живём в сложном мире – мире неустойчивости и необратимости, эволюции и катастроф, хаоса и сложнейших структур, в мире бурного развития науки и техники. Из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия всё острее встаёт вопрос жизни на планете. Анализ причин и последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий свидетельствует, что свыше 80% случаев происходит по вине человека, из-за низкого уровня ответственности и её неспособности правильно определить своё поведение в экстремальных условиях. Сложившаяся ситуация требует от человека определённых знаний вопросов ГО. Сегодняшнее мероприятие мы посвятим вопросу радиации, правилам и средствам противорадиационной защиты населения.

Слайд 3

Тема нашего занятия «Обеспечение радиационной безопасности в современном мире».

2выступающий

Но прежде мы хотели бы вам поведать притчу об Эзопе, которая имеет прямое отношение к вопросу радиации.

Слайд 4

Притча об Эзопе.

Однажды своему рабу Эзопу хозяин Ксантос приказал купить на базаре то, что лучше всего. Эзоп, известный своей мудростью, купил язык. Удивлённому хозяину, он объяснил, что нет ничего лучше, ибо он помогает людям понимать друг друга, служит ключом к знаниям, источником правды и мудрости.

На другой день Ксантос велел своему слуге принести с базара самую плохую вещь. Эзоп снова принёс язык, утверждая, что в мире нет ничего хуже его, ибо язык – источник лжи, виновник сплетен, колыбель ссор, заблуждений и клеветы.


3 выступающий

Прошло более 20-ти столетий, и перед человечеством снова встала подобная дилемма: атом и радиация, которую он испускает, могут стать для нас источником благоденствия или гибели, угрозой или надеждой. Останемся мы в истории как поколение глупцов или как люди, победившие условия экстремальных ситуаций?


4 выступающий

Итак, радиация двулика и её злое лицо нам угрожает. Односторонний подход обычно приводит к крайней односторонней оценке. Действительно, как невозможно всегда лишь восхвалять животворные солнечные лучи, так нельзя и радиоактивному излучению приписывать только разрушительные свойства. Но всё же знание правил предупреждения и защиты от радиоактивного излучения необходимы человеку.

1 выступающий

Слайд 5

Прав был Альберт Эйнштейн, в своё время сказавший:

«Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации

и людям не больше, чем когда мы зажигаем спичку.

Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня

технических достижений, а от его моральных принципов»

Ведь моральные принципы выражают универсальные формулы поведения человека. Это эпиграф нашего занятия.

2 выступающий

Тема нашего мероприятия раскрывает «точки соприкосновения» физики, химии и ОБЖ.

Что же такое гражданская оборона?

3 выступающий

Слайд 6

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на определенной территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


4 выступающий

Слайд 7


Основными задачами в области гражданской обороны являются:

1. Защита населения и территорий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от их последствий, а также в условиях ведения военных действий обеспечивается выполнением комплекса превентивных мероприятий, включающих:

а) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и постоянное информирование его о сложившейся обстановке;

б) обеспечение укрытия в защитных сооружениях гражданской обороны;

в) обеспечение средствами индивидуальной защиты;

г) эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

д) инженерную, медицинскую, биологическую, радиационную и химическую защиту;

е) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

2. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


1 выступающий

Опорное понятие нашего занятия– радиация.


Слайд 8

Радиация – это ионизирующее излучение, которым сопровождается самопроизвольное превращение ядер, т.е. процесс радиоактивности. Энергия этого излучения очень велика и способна воздействовать на вещество, создавая новые ионы разных знаков.

Радиохимия

С открытием и практическим использованием явления радиоактивности наряду с ядерной физикой появилась новая отрасль химии – радиохимия. Термин «радиохимия» был введен А. Камероном (в 1910 г.) и Ф. Содди (в 1911 г.) и быстро завоевал популярность. По их определению «Радиохимия – это раздел науки, изучающий природу и свойства радиоактивных элементов и продуктов их распада». Известно много формулировок, например, по И.Е. Старику «Радиохимия – это область химии, в которой изучаются химические и физико-химические свойства радиоактивных изотопов». Принципиальное отличие химии и радиохимии состоит в том, что первая изучает свойства тел при изменении числа, содержания и соотношений элементов (атомов), а вторая – кроме того и прежде всего – под влиянием изменения состав ядра, когда возникают новые элементы (изотопы), новые переходы данного изотопа элемента в другой элемент и т.д.

Целью этой новой отрасли химии является изучение химических и физико-химических свойств радиоактивных элементов (РАЭ) (радиоактивных изотопов (РАИ)), методов их выделения, концентрирования и очистки. Для радиохимии характерно исследование свойств радиоактивных изотопов с помощью их ядерных излучений. Выделение радиохимии как самостоятельной дисциплины вызвано, прежде всего, тем, что радиоэлементы имеют ограниченное и часто весьма короткое время существования и поэтому нередко могут быть получены только в очень малых количествах (порядка 10–7 –10–14 г, а иногда просто несколько атомов).

Необходимость работать с ничтожно малыми концентрациями вещества заставляет учитывать такие несущественные для весовых концентраций явления, как адсорбция, невозможность образования веществом собственной фазы и т.п. Поэтому очень многие экспериментальные методы, широко используемые при работе с весовыми количествами вещества, оказывались непригодными для короткоживущих радиоактивных элементов и потребовалась разработка специальных приемов. Другой особенностью радиохимии является то обстоятельство, что различные радиоизотопы одного и того же элемента, характеризующиеся одними и теми же химическими свойствами, различаются радиохимически, поскольку каждому изотопу присущ свой вид радиоактивного превращения. Специфическими также являются способы 7 получения того или иного изотопа, поскольку они сильно зависят от его происхождения и радиоактивных свойств. Кроме того, приходится учитывать, что радиоактивное вещество, распадаясь, непрерывно генерирует атомы дочернего элемента, а если последний тоже радиоактивен, то возникает целая гамма новых веществ. Характерной особенностью радиохимии является возможность обнаружения и изучения свойств радиоактивных изотопов по их ядерным излучениям. Высокая чувствительность и специфичность радиометрических методов позволяют проводить с помощью радиоактивных элементов некоторые исследования, невыполнимые классическими методами неорганической химии. В 1896 г. Анри Беккерелем была открыта радиоактивность урана. В 1898 г. супруги Пьер и Мария Кюри открыли радиоактивные элементы – полоний и радий. С тех пор развитие знаний о радиоактивности и радиоактивных элементах привело к созданию новых областей физики и химии – ядерной физики и радиохимии. Более позднее определение радиохимии, отвечающее современному ее состоянию, звучит следующим образом: радиохимия – область химии, изучающая химию радиоактивных изотопов, элементов и веществ, их физико-химические свойства, химию ядерных превращений и сопутствующих им физико-химических процессов.

Радиохимию можно условно разделить на 3 раздела: 1) общая радиохимия, 2) химия радиоактивных элементов, 3) прикладная радиохимия. Общая радиохимия изучает физико-химические закономерности поведения и свойства радиоактивных веществ при весьма малых (так называемых радиохимических) концентрациях. В самом начале истории радиохимии было неизвестно о влиянии радиоактивности на химические свойства веществ, особенно при их ничтожно малых концентрациях. Этот раздел изучает состояние радиоактивных изотопов в ультрамалых концентрациях в растворах, газовой и твердой фазах, а также изучает распределение радиоактивных изотопов между различными фазами в процессах соосаждения, адсорбции, ионного и изотопного обмена, экстракции, электрохимических превращениях.

Химия радиоактивных элементов – этот раздел радиохимии рассматривает физико-химические свойства естественных и искусственных радиоактивных элементов и их соединений. Кроме этого, 8 здесь рассматриваются вопросы выделения и свойства продуктов различных ядерных превращений.

К прикладной радиохимии относят получение естественных и искусственных радиоактивных элементов, изотопов и их соединений, а также вопросы их применения. Таким образом, этот раздел радиохимии рассматривает вопросы обеспечения ядерным топливом и производства радиоизотопов, широко применяемых в промышленности, медицине и в науке.

Источники радиации делятся на две группы: естественные и созданные человеком.


Слайд 9-18

К естественным мы отнесём: космические и солнечные лучи, газ радон, радиоактивные изотопы горных пород (уран-238, торий-232, калий-40, рубидий-87), внутреннее облучение человека радионуклидами (с водой и пищей).

Созданные человеком: медицинские процедуры и методы лечения, атомная энергетика, ядерные взрывы, мусорные свалки, строительные материалы, сжигаемое топливо, телевизоры, компьютеры, антиквариат.


2 выступающий

Атомная энергетика имеет свои плюсы и свои минусы.

Аварии на АЭС: когда ядерная энергетика становится опасной

В штатном режиме АЭС абсолютно безопасны, но аварийные ситуации с выбросами радиации оказывают губительное влияние на экологию и здоровье населения. Несмотря на внедрение технологий и автоматических систем мониторинга, угроза возникновения потенциально опасной ситуации остаётся. У каждой трагедии в истории атомной энергетики собственная неповторимая анатомия. Человеческий фактор, невнимательность, отказ оборудования, стихийные бедствия и роковое стечение обстоятельств могут привести к аварии с человеческими жертвами.

Что в атомной энергетике называют аварией

Как и на любом технологическом объекте, на атомной станции бывают нештатные ситуации. Поскольку аварии могут влиять на экологию в радиусе до 30 километров, чтобы максимально оперативно реагировать на инцидент и предотвратить последствия, Международное агентство по атомной энергии разработало Международную шкалу ядерных событий, все события оцениваются по 7-балльной шкале.

0 баллов — нештатные ситуации, которые не повлияли на безопасность АЭС. Ситуации нулевого уровня периодически происходят на каждой атомной станции.

1 балл Аномалия — работа станции вне установленного режима. В эту категорию попадают, например, похищение низкоактивных источников или облучение постороннего человека дозой, которая превышает годовую, но не несёт опасности для здоровья пострадавшего.

2 балла Инцидент — ситуация, которая привела к переоблучению работников станции или значительному распространению радиации вне установленных проектом зон в пределах станции.

3 балла — класс серьёзного инцидента присваивают нештатным ситуациям, которые привели к повышению радиации в рабочей зоне, возможны незначительные утечки радиации за пределы станции. У населения могут наблюдаться ожоги и другие не смертельные эффекты. Особенность аварий третьего уровня заключается в том, что распространение радиации работникам удаётся предотвратить самостоятельно, задействовав все эшелоны защиты.

Такие аварийные ситуации несут угрозу прежде всего для работников станции. Пожар на атомной станции «Вандельос» (Испания) в 1989 году или авария на Хмельницкой АЭС в 1996 году с выбросом радиоактивных продуктов в помещения станции привели к жертвам среди сотрудников.

Внештатные ситуации от 4 и до 8 баллов называются авариями.

4 балла — это авария, которая не несёт значительного риска за пределами рабочей площадки станции, но возможны смертельные исходы среди населения. Чаще всего причинами таких инцидентов является расплавление или повреждение тепловыделяющих элементов, сопровождающиеся небольшой утечкой радиоактивного материала в пределах реактора, что может привести к выбросу наружу.

В 1999 году 4-балльная авария случилась в Японии на радиотехническом заводе «Токаймура». Во время очищения урана для последующего изготовления ядерного топлива, сотрудники нарушили правила технического процесса и запустили самоподдерживающую ядерную реакцию. Облучению подверглись 600 человек, с завода эвакуировали 135 сотрудников.

5 баллов — авария с широкими последствиями. Характеризуется повреждением физических барьеров между активной зоной реактора и рабочими помещениями, критическим режимом работы и возникновением пожара. Может проводиться эвакуация населения.

Именно 5-й уровень присвоили крупной аварии в США. Случилась она в марте 1979-го года на АЭС «Три-Майл-Айленд». На втором энергоблоке слишком поздно обнаружили утечку теплоносителя. Сбой произошёл в первом контуре установки, это привело к остановке процесса охлаждения тепловыделяющих сборок. Пострадала половина активной зоны реактора, она полностью расплавилась. Помещения второго энергоблока были сильно загрязнены радиоактивными продуктами, однако за пределами АЭС уровень радиации остался в норме.

Аt1671444375aa.png ЭС «Три-Майл-Айленд», штат Пенсильвания, США

Значительная авария соответствует 6 баллам. Речь идёт об инцидентах, связанных выбросом существенных объёмов радиоактивных веществ в окружающую среду. Проводятся эвакуация, размещение людей в укрытиях. Помещения станции могут быть смертельно опасны.

Инциденту, известному под названием «Кыштымская авария», присвоили 6 уровень опасности. На химическом комбинате «Маяк» произошёл взрыв ёмкости для радиоактивных отходов. Это случилось из-за поломки системы охлаждения. Ёмкость была полностью разрушена, бетонное перекрытие сорвало взрывом, который оценили в десятки тонн в тротиловом эквиваленте. Образовалось радиоактивное облако, но до 90% радиационных загрязнений выпали на территории химического комбината. В процессе ликвидации аварии было эвакуировано 12 тысяч человек. Место инцидента именуется Восточно-Уральским радиоактивным следом.


Слабые места современных АЭС

Поскольку атомная энергетика начала развиваться в прошлом столетии, то первой проблемой современных ядерных объектов называют изношенность оборудования.

Вторыми по частоте возникновения чрезвычайных ситуаций идут технические ошибки персонала. Так случилось, например, в Великобритании в 1957 году в реакторе по производству вооружённого плутония. Персонал не уследил за показателями немногочисленных измерительных приборов реактора и пропустил момент, когда урановое топливо вступило в реакцию с воздухом и загорелось.

Бывают совсем уж серьезные случаи — на реакторе «Браунз-Ферри» в 1975 году к пожару привела инициатива работника устранить протечку воздуха в бетонной стене. Работы он выполнял со свечкой в руках, сквозняк подхватил огонь и распространил по кабельному каналу. На устранение последствий аварии на атомной станции потратили ни много ни мало 10 млн долларов.

t1671444375ab.jpg

АЭС «Браунз-Ферри»

Самая крупная авария на ядерном объекте в 1986 году на Чернобыльской АЭС, а также известная крупная авария на АЭС «Фукусима» тоже случились из-за целого ряда ошибок технического персонала. В первом случае роковые ошибки были допущены во время проведения эксперимента, во втором имел место перегрев активной зоны реактора. Фильм про Чернобыль

3 выступающий

Слайд 19

Радиационная защита – это комплекс мероприятий, направленный на защиту живых организмов от ионизирующего излучения, а также, изыскание способов ослабления его поражающего действия.


Мероприятия противорадиационной защиты занимают важное место в системе ГО. По сигналу «радиационная опасность» начальник штаба Гражданской обороны объявляет сбор, делает прогноз времени подхода радиационного облака и начала заражения местности, а затем отдаёт распоряжение на проведение защитных мероприятий:


Слайд 20

Порядок изготовления и применения СИЗ.

Использование подвальных помещений.

Герметизация помещений и классов.

Организация влажной уборки не менее 2 раз в сутки.


4 выступающий

меры предпринимаемые при разных дозах радиации

Слайд 21


При радиации 0,1-0,3 милли ренген/час проводят герметизацию помещений и ограничивают до минимума пребывание людей на открытом воздухе.

При радиации 0,3-1,5 милли ренге/час проводят профилактический приём йодистых препаратов, принимают меры по ограничению доступа людей на заражённую территорию.

При радиации 1,5- 15 милли ренге/час проводят частичную эвакуацию детей и беременных женщин.

При радиации 15-100 милли ренге /час проводят эвакуацию всего населения. В зоне заражения остаются только спасатели.

При радиации свыше 100 милли ренге/час проводится полная эвакуация.


Слайд 22

Видео-эпизод «Эвакуация населения»

1 выступающий

При заражении местности радиоактивными изотопами с коротким периодом полураспада достаточно эффективным средством защиты населения может быть пребывание в убежищах и укрытиях. Что такое убежище ?


Выступление студента

Слайд 23

Убежище – это защитное сооружение, специально предназначенное для защиты населения. Оно размещается в непосредственной близости от мест проживания людей.

Убежища и укрытия: виды, классификация, назначение


Для защиты людей в случае заражения опасными отравляющими веществами или применения военного оружия массового поражения используются специальные сооружения – убежища.

Первое убежище возникло в начале 20-х годов прошлого века, и оно использовалось для защиты от газовых атак.

Этот термин начал применяться еще в довоенное время. Он под собой объединяет все виды различных защитных укрытий, начиная от самых простейших (от погодных неблагоприятных условий), и заканчивая – современными специально обустроенными сооружениями в случае возникновения ЧС с массовым поражением.
Прежде всего, такими сооружениями оснащаются крупные города, а также населенные пункты и объекты, имеющую ту или иную категорию опасности. Эта категория может присваиваться только по указу Правительства РФ.
Назначение и классификация убежищ зависит от возникшей чрезвычайной ситуации, опасности поражающего источника, местности и плотности населения.


Какие бывают и от чего могут защитить
Убежище



t1671444375ac.png




Убежища современной конструкции способны обеспечить защиту населения от разрушающего воздействия:

Светового и радиационного излучения.

Взрывной ударной волны, в том числе ядерной.

Химически – отравляющих соединений.

Осадков радиоактивного облака.

Биологически – опасных веществ.

Высоких температур в случае сильных, массовых пожаров.

Стихийных бедствий (торнадо, землетрясения).

Волны осколков.

Защита обеспечивается наличием особо прочных конструкций, включая герметизацию помещения, и противовзрывных устройств. Благодаря специальной системе вентиляции и фильтрации, в укрытие не способны проникнуть радиоактивные частицы, световое излучение и отравляющие вещества.


Защитные сооружения гражданской обороны


Назначение и виды


По тому, где и как располагаются убежища, выделяются встроенного типа и отдельно стоящие. Наиболее распространен первый вариант. Их вносят в проект строящегося здания. Как правило, встраиваются укрытия в подвальную часть дома, которая размещается ниже уровня земли.

Отдельно стоящие убежища представляют собой ничем не примечательные здания, без каких-либо надстроек. Их строят на некотором расстоянии от крупных сооружений: в парках, дворах, на территории предприятий.

По тому, в течение какого времени возводятся укрытия, их можно разделить на быстровозводимые и капитальные заблаговременные. Последние могут содержать несколько этажей или иметь всего 1 этаж, в зависимости от вместимости.
Все убежища рассчитаны на определенное количество людей, которое может варьироваться от 150 до 600 укрываемых.

t1671444375ad.png


Классификация и предоставление населению убежищ





Правила размещения в убежищах при угрозе ЧС


Заход людей в убежище происходит быстро, четко, организованно, исключая давку, панику. Размещение происходит на скамейках, также устанавливаются 2-х ярусные нары. В убежищах большой вместимости могут быть отдельные зоны для граждан с детьми. Для прибывших с грудными малышами организуются комнаты «матери и дитя».
Пожилые или травмированные люди, а также имеющие хронические заболевания размещаются поближе к вентиляционным сеткам. Укрытие населения в защитных сооружениях ГО координируется специальной группой уполномоченных специалистов.
После того, как количество укрываемых достигла необходимого количества, по указу командира осуществляется герметизация укрытия. Двери и аварийные выходы закрываются защитными ставнями.

В качестве исключения, возможен прием опоздавших людей через шлюз – тамбур. Все прибывшие граждане обязаны с собой иметь необходимый запас долгохранящихся продуктов, упакованный в специальную изолированную упаковку. Личные вещи должны быть в минимальном количестве. Следует также иметь документы и туалетные принадлежности.


К установленным правилам, которые неукоснительно следует соблюдать всем присутствующим в убежище, относятся:


Выполнять все указания коменданта.

Запрещается пользоваться без разрешения открытыми источниками огня (лампа, свечи, спички).
Не курить.

Стараться соблюдать спокойную и тихую обстановку.

Не брать с собой сильно пахучие либо легковоспламеняющиеся средства.

Не приводить питомцев.

Не ходить и не бегать по убежищу, если в этом отсутствует необходимость.
Всю информацию о том, что происходит за пределами укрытия можно получить при помощи действующего радиоканала. Если пребывание затянулось, то организовывается отдых укрываемых поочередно. При этом используются места для лежания.
В случаи возникновения угрозы для укрываемых людей в результате аварийной ситуации возможно досрочный выход из укрытия. Покидание убежища происходит по решению главного из обслуживающего персонала. Об этом сообщается звуковым сигналом.
При эвакуации устанавливается следующая последовательность:
Несколько человек из уполномоченных лиц для оказания помощи.
Раненные, инвалиды или те, у кого возникли проблемы со здоровьем.
Пожилые люди.

Дети.
Остальные граждане.

Нарушать или как-то препятствовать данной последовательности запрещается.

2 выступающий


Известно, что жилые помещения разных видов в разной степени снижают радиацию. Обратимся к видео-эпизоду.

Слайд 24

Видео-эпизод «Опасность радиации»


1 выступающий

Теперь, ребята, поговорим о средствах индивидуальной защиты. Каково их предназначение?

2 выступающий

Слайд 25

Средства индивидуальной защиты предназначены для предотвращения попадания в организм, на кожные покровы, кожу радиоактивных веществ.


Они включают в себя Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Средства защиты органов дыхания – это респиратор, противогаз, противопыльная тканевая маска и ватно-марлевая повязка.

Противогазы

Слайд 26

Фильтрующие и изолирующие. Фильтрующие противогазы обеспечивают очищение воздуха от вредных примесей, а изолирующие – полностью изолируют организм человека от окружающей среды.

3 выступающий

Слайд 27

Для защиты кожи формированиями Гражданской обороны применяется специальная защитная одежда – общевойсковой защитный комплект, включающий защитный плащ, пятипалые и двупалые защитные перчатки, защитные чулки, а также лёгкий защитный костюм: брюки с чулками, подшлемник, рубаха с капюшоном, двупалые перчатки и сумка для хранения костюма.


4 выступающий

А если сигнал радиационной опасности застал нас дома. Каковы средства защиты кожи гражданского населения в этом случае?

Слайд 28

Гражданское население для защиты кожи должно использовать обычную одежду. Наиболее пригодными будут плащи и накидки из прорезиненной ткани или ткани, покрытой хлорвиниловой плёнкой. Одежда должна быть застёгнута на все пуговицы, крючки; воротник поднят, капюшон наброшен на голову. Шею нужно обвязать шарфом, рукава вокруг запястий и низ брюк – тесёмкой. На руки следует надеть резиновые или кожаные перчатки, а на ноги – резиновую обувь или обувь на резиновой подошве.

2выступающий

Слайд 29

Если лягушку бросить в сосуд с горячей водой, она постарается выскочить оттуда резким прыжком. Но если посадить лягушку в сосуд с холодной водой и медленно её нагревать, то лягушка погибнет, не заметив постепенного нарастания температуры.

Что бы нам не оказаться в положении лягушки, которая не заметила перегрева, мы должны знать правила поведения в чрезвычайной ситуации, а именно связанной с радиационным заражением.


3 выступающий

Во время пребывания на территории, заражённой радионуклидами, следует соблюдать правила радиационной безопасности и личной гигиены.


Слайд 30-31

Правила радиационной безопасности и личной гигиены


Использовать в пищу только консервированные продукты или хранящиеся в закрытых помещениях и не подвергшиеся радиоактивному заражению. Не употреблять молоко коров, которые паслись на загрязнённых радиацией полях.

Не употреблять овощи и фрукты, которые росли на открытом грунте и сорваны после поступления радиоактивных веществ в окружающую среду.

Принимать пищу только в закрытых помещениях, тщательно мыть руки с мылом перед едой и полоскать рот 0,5% раствором питьевой соды.

Не пить воду из открытых источников и из водопровода после объявления радиационной опасности.

При объявлении радиоактивного загрязнения принять меры к предотвращению попадания радиоактивных веществ в колодцы, укрыв их плёнкой и крышкой.

Избегать длительных передвижений по загрязнённой местности, особенно по пыльной дороге или траве, не ходить в лес, не купаться в водоёмах, расположенных на загрязнённой территории.

Не заходить в помещение в обуви, на которой сохраняется радиоактивная пыль.

При необходимости передвижения по открытой местности необходимо использовать подручные средства для защиты органов дыхания и кожи.

4 выступающий

 (эпиграф урока)

Эти рекомендации не являются исчерпывающими. Они создают неудобства, снижают качество жизни. Однако соблюдение этих правил – вынужденная необходимость, позволяющая существенно снизить риск поражения радиацией.

1 выступающий

Давайте с вами не забывать о том, что «дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня технических достижений, а от его моральных принципов».

Слайд 32

Видео-эпизод «Внимание! Всем!»


















Опубликовано


Комментарии (1)

Мария, 19.12.22 в 17:20 0Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, интересное занятие, но нет презентации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.