12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колышкина Елена Владимировна11383
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

 

Пояснительная записка к конкурсному ресурсу

1.

Автор (ФИО, должность)

Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей категории, г. Новосибирск

2.

Название ресурса

Образовательная головоломка «Тайны атмосферы, или Кто ищет - тот всегда найдёт»

3.

Вид ресурса

Презентация в программе Microsoft PowerPoint с поддержкой макросов, рабочий лист в программе PDF, интерактивная часть головоломки на онлайн-сервисе LearningApps.org

4.

Предмет, УМК

География, УМК любой

5.

Цель ресурса

 

Создание условий для развития интеллектуального потенциала, логического мышления, познавательной активности и мотивации школьников.

6.

Задачи ресурса

-образовательные (1)

-развивающие (2,3,4)

-воспитательные (5)

1. Выявить уровень усвоения обучающимися материала по атмосфере и разработать план по коррекции знаний и умений.

2. Продолжить развивать у обучающихся умения сравнивать, обобщать, делать выводы, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, что позволит им находить верные ответы на тестовые задания.

3. Создать условия для развития учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий.

4. Развить навыки самостоятельной работы в формате головоломки, умение работать с информацией в нестандартной форме.

5. Обеспечить условия для воспитания ответственного отношения к учению, формирования у школьников навыков самоконтроля, научного мировоззрения на примере изучения атмосферы, познавательного интереса к изучаемому предмету.

7.

Планируемые результаты

Метапредметные:

-формирование умений строить логическое рассуждение, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания;

-формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

-определять/находить условия для выполнения учебной задачи;

-переводить информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое;

Личностные:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

-формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий;

-развитие эмоционально – ценностное отношение к окружающей природе.

Предметные:

-знать и понимать основные образовательные идеи раздела;

-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

-формирование умений и навыков использования знаний и умений об атмосфере в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к природным условиям территории проживания.

8.

Актуальность

Головоломки – это уникальное изобретение человечества, которое делает образование увлекательным и эффективным. Это тренажеры для нашего мозга. Филворды стимулирует мыслительные процессы и мозговую активность, «освежают» словарный запас и улучшают орфографию, развивают зрительную память и умение видеть под разными углами зрения, способствуют развитию усидчивости и логического мышления у обучающихся, позволяют школьникам использовать знания в новой ситуации. Также образовательные головоломки повышают самооценку учащихся, позволяют им проявить творческие способности. Они могут быть использованы как в урочной, так и внеурочной деятельности (например, как нестандартное домашнее задание). Филворд - эта разновидность головоломок, которая достаточно легко решается и положительно влияет на когнитивные функции человека.

9.

Целевая аудитория

Обучающиеся 6 класса.

10.

Продолжительность тестирования

25 минут.

11.

Формы учебной деятельности учащихся

Индивидуальная/групповая/парная.

12.

Место проведения

После изучения раздела «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

13.

Ожидаемый результат

Образовательная головоломка позволит обобщить, систематизировать и закрепить материал по атмосфере, развить навыки самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий.

14.

Средства обучения

Компьютер/ноутбук, Интернет, доступ к головоломке в электронной образовательной среде LearningApps.org , головоломка в программе Microsoft PowerPoint с поддержкой макросов, печатный формат головоломки (рабочий лист) в программе PDF, цветные карандаши/фломастеры/маркеры.

15.

Деятельность учителя

Составление головоломки и методических рекомендаций по её выполнению, организация выполнения обучающимися задания, контроль выполнения, анализ ошибок и коррекция знаний.

16.

Степень сложности

Средняя, с учётом возрастных особенностей

17.

Описание ресурса

Головоломка имеет пошаговый характер, т.е., выполнив первое задание, можно переходить к следующему, т.к. задания связаны между собой. Все этапы головоломки объединены общей темой «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». Вид головоломки – два филворда-раскраски в комбинации с реставрацией текста. Филворд представляет собой головоломку, в которой требуется найти все слова, вписанные в квадратную сетку. На первый взгляд буквы вписаны хаотично, но все они являются частью слов. Слова не пересекаются между собой; соединять буквы в слова можно по вертикали или горизонтали слева на право или справа налево; сверху вниз или снизу-вверх; одна буква принадлежит лишь одному слову; слова могут читаться и под прямым углом. В филворде «Ход конём» буквы соединяются в слова как ходит шахматный конь – буквой «Г»: 2 клетки по горизонтали и 1 клетка по вертикали, или 2 клетки по вертикали и 1 по горизонталиt1698843894aa.png

Комплектация ресурса:

1. Пояснительная записка.

2. Головоломка в программе Microsoft PowerPoint с поддержкой макросов + продолжение головоломки размещено на онлайн-сервисе LearningApps.org (интерактивный формат).

3. Рабочий лист с головоломкой в программе PDF (для распечатывания).

18.

Инструктаж по работе с ресурсом

1. Головоломка состоит из 4 частей: филворд, реставрация текста, филворд «Ход конём» и собери слова из оставшихся букв.

2. На разгадывание головоломки отводится 25 минут.

3. При выполнении работы не рекомендуется пользоваться учебником и дополнительными источниками.

4. Внимательно прочитать инструкцию к выполнению всех заданий в составе головоломки.

5. Головоломку решать строго в определённом порядке: сначала филворд, затем реставрация текста, далее филворд «Ход конём» и закончить работу заданием «Собери слова из оставшихся букв».

19.

Инструкция по работе с первым филвордом в презентации PowerPoint с поддержкой макросов

В первом филворде-раскраске «спрятаны» 19 ключевых слов по теме «Атмосфера». Необходимо их найти, раскрасив буквы каждого слова в определённый цвет. Для этого выбрать на панели желаемый цвет (слева на слайде), кликнуть по нему, а затем кликнуть на квадратики с буквами, которые составляют слово. В результате все слова должны быть окрашены разным цветом. После этого перейти к выполнению второй части головоломки.

*Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то найденные слова они закрашивают карандашами/фломастерами/маркерами на этом листе.

20.

Инструкция по работе с заданием «Реставрация текста» на онлайн-сервисе LearningApps.org

По ссылке перейти в онлайн-сервис LearningApps.org и выполнить следующую часть головоломки: необходимо все найденные слова в филворде логически вставить в предложенный текст. Если задание выполнено правильно, все вставленные слова окажутся в зелёных прямоугольниках. Далее приступить к выполнению следующей части головоломки. https://learningapps.org/31833336

*В случае, если не работает Интернет, можно задействовать слайд №6 в презентации головоломки. На нём размещён текст для реставрации и есть возможность проверить каждый ответы, кликая на кнопку «ответ».

*Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то найденные слова они вписывают в текст на этом листе.

21.

Инструкция по работе со вторым филвордом «Ход конём» в презентации PowerPoint с поддержкой макросов

В квадрате «спрятано» 3 слова, имеющие отношение к изученной теме «Атмосфера». Передвигаться от буквы к букве надо ходом шахматного коня. Слова раскрасить разным цветом. Для этого выбрать на панели желаемый цвет (слева на слайде), кликнуть по нему, а затем кликнуть на квадратики с буквами, которые составляют слово.

1. Начать поиск со слова, которое начинается на ту букву, на которую заканчивается второе слово, вставленное в реставрированный текст. Эта первая буква будет размещена в одном из 4-х углов квадрата.

*Можно детям предложить подсказку к этому заданию: это будет фамилия учёного, который первым измерил атмосферное давление.

2. Далее надо в фамилии этого учёного найти название государства в Южной Америке, на территории которого отмечен один из климатических рекордов мира – самое сухое место на планете. Первая буква слова будет расположена в одном из углов квадрата.

3. Последнее слово, «спрятанное» в квадрате, – это название пустыни, где зафиксирован климатический рекорд, о котором шла речь в предыдущем задании. Первая буква слова будет расположена в одном из углов квадрата.

*Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то найденные слова они закрашивают определённым цветом карандашами/фломастерами/маркерами на этом листе.

22.

Инструкция по работе с заданием «Собери слова из оставшихся букв» в презентации PowerPoint с поддержкой макросов

Из оставшихся в квадрате букв необходимо составить 2 слова по теме «Атмосфера». Каждая буква используется только один раз. Слова напечатать на слайде ниже квадрата.

*Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то составленные слова они записывают на этом листе.

23.

Правильные ответы на задания головоломки

Филворд:

t1698843894ab.png

Слова: атмосфера, климат, барометр, тропосфера, давление, осадки, осадкомер, азот, метеоролог, пар, ветер, муссон, бриз, флюгер, погода, облако, влажность, температура, амплитуда.

Реставрация текста:

t1698843894ac.png

Ход конём

t1698843894ad.png

Слова: Торричелли, Чили, Атакама.

Собери слова из букв:

Слова: кислород, снег, туман, торнадо, ураган, миллибара

24.

Система оценивания работы с головоломкой

Первое задание головоломки (филворд) оценивается в 19 баллов (1 балл за каждое найденное слово). Второе задание головоломки (реставрация текста) оценивается в 19 баллов (1 балл за каждое правильное внесение слова в текст). Третье задание головоломки (ход конём) оценивается в 3 балла (по 1 баллу за каждое слово). Четвёртое задание головоломки оценивается в 2 балла (1 балл за каждое слово). Общее количество баллов за головоломку - 43.

95-100% - «5»

70-94% - «4»

50-69% - «3»

0-49% - оценка не ставится (или «2»)

Если работа с головоломкой в интерактивном формате проводилась в качестве домашнего задания, то проверка выполнения действий с головоломкой происходит по фотоотчёту учеников (это один из вариантов проверки). Если домашняя работа с головоломкой была на рабочих листах, то происходит взаимопроверка в парах/группах по образцу под руководством учителя.

25.

Источники информации

А.И. Алексеев и др. География 5-6 классы/М: Просвещение, 2019

http://didaktor.ru/tag/didakticheskie-igry/

https://learningapps.org/

https://phonoteka.org/18525-fon-oblaka-vektor.html

https://www.pngegg.com/en/png-bluwj

https://www.pngegg.com/ru/png-tmkfk

https://awesomeworld.ru/nezhivaya-priroda/atmosfera.html

 

h1698844019.png

 

h1698844030.png

 

a1698844043.png

 

n1698844056.png

​​​​​​​

l1698845594.png


Рабочий лист головоломки PDF / 321.96 Кб
Головоломка Microsoft PowerPoint с поддержкой макросовPPTM / 1.26 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (29)

сменить сортировку
Елена Владимировна, 01.11.23 в 16:22 6Ответить Пожаловаться
Какая Вы молодец, Елена Владимировна! Головоломка замечательная! Спасибо!!!

Отредактировано 01-11-2023 16:22

Колышкина Елена Владимировна, 01.11.23 в 16:35 4Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо за добрый комментарий, за время, которое Вы уделили моему ресурсу!
Фокина Лидия Петровна, 01.11.23 в 17:18 5Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна! Большое спасибо за отличную головоломку.
Колышкина Елена Владимировна, 01.11.23 в 19:52 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лидия Петровна, за интерес к ресурсу и его высокую оценку!
Дьячкова Наталья Анатольевна, 01.11.23 в 17:36 5Ответить Пожаловаться
Отличная головоломка, Елена Владимировна! Спасибо! Возьму вашу идею в закладки))
Колышкина Елена Владимировна, 01.11.23 в 19:54 3Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Наталья Анатольевна, за внимание к разработке и позитивный комментарий!
Кияйкина Наталья Федоровна, 01.11.23 в 18:55 4Ответить Пожаловаться
Удивительно интересный ресурс!
Благодарю, Елена Владимировна!
Колышкина Елена Владимировна, 01.11.23 в 19:55 4Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за внимание к публикации и доброжелательный комментарий, Наталья Фёдоровна!
Ирина Владимировна Казарцева, 01.11.23 в 19:08 5Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо, интересно, необычно!
Колышкина Елена Владимировна, 01.11.23 в 19:57 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Владимировна, за внимание к ресурсу и положительный отзыв! Мне приятна Ваша оценка моего труда!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.