12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Колышкина Елена Владимировна11383 Россия, Новосибирская обл., Новосибирск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Образовательная головоломка «Тайны атмосферы, или Кто ищет - тот всегда найдёт»
Пояснительная записка к конкурсному ресурсу | ||
1. | Автор (ФИО, должность) | Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей категории, г. Новосибирск |
2. | Название ресурса | Образовательная головоломка «Тайны атмосферы, или Кто ищет - тот всегда найдёт» |
3. | Вид ресурса | Презентация в программе Microsoft PowerPoint с поддержкой макросов, рабочий лист в программе PDF, интерактивная часть головоломки на онлайн-сервисе |
4. | Предмет, УМК | География, УМК любой |
5. | Цель ресурса
| Создание условий для развития интеллектуального потенциала, логического мышления, познавательной активности и мотивации школьников. |
6. | Задачи ресурса -образовательные (1) -развивающие (2,3,4) -воспитательные (5) | 1. Выявить уровень усвоения обучающимися материала по атмосфере и разработать план по коррекции знаний и умений. 2. Продолжить развивать у обучающихся умения сравнивать, обобщать, делать выводы, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, что позволит им находить верные ответы на тестовые задания. 3. Создать условия для развития учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий. 4. Развить навыки самостоятельной работы в формате головоломки, умение работать с информацией в нестандартной форме. 5. Обеспечить условия для воспитания ответственного отношения к учению, формирования у школьников навыков самоконтроля, научного мировоззрения на примере изучения атмосферы, познавательного интереса к изучаемому предмету. |
7. | Планируемые результаты | Метапредметные: -формирование умений строить логическое рассуждение, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания; -формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; -определять/находить условия для выполнения учебной задачи; -переводить информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое; Личностные: -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; -формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий; -развитие эмоционально – ценностное отношение к окружающей природе. Предметные: -знать и понимать основные образовательные идеи раздела; -различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; -использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; -формирование умений и навыков использования знаний и умений об атмосфере в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к природным условиям территории проживания. |
8. | Актуальность | Головоломки – это уникальное изобретение человечества, которое делает образование увлекательным и эффективным. Это тренажеры для нашего мозга. Филворды стимулирует мыслительные процессы и мозговую активность, «освежают» словарный запас и улучшают орфографию, развивают зрительную память и умение видеть под разными углами зрения, способствуют развитию усидчивости и логического мышления у обучающихся, позволяют школьникам использовать знания в новой ситуации. Также образовательные головоломки повышают самооценку учащихся, позволяют им проявить творческие способности. Они могут быть использованы как в урочной, так и внеурочной деятельности (например, как нестандартное домашнее задание). Филворд - эта разновидность головоломок, которая достаточно легко решается и положительно влияет на когнитивные функции человека. |
9. | Целевая аудитория | Обучающиеся 6 класса. |
10. | Продолжительность тестирования | 25 минут. |
11. | Формы учебной деятельности учащихся | Индивидуальная/групповая/парная. |
12. | Место проведения | После изучения раздела «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». |
13. | Ожидаемый результат | Образовательная головоломка позволит обобщить, систематизировать и закрепить материал по атмосфере, развить навыки самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. |
14. | Средства обучения | Компьютер/ноутбук, Интернет, доступ к головоломке в электронной образовательной среде |
15. | Деятельность учителя | Составление головоломки и методических рекомендаций по её выполнению, организация выполнения обучающимися задания, контроль выполнения, анализ ошибок и коррекция знаний. |
16. | Степень сложности | Средняя, с учётом возрастных особенностей |
17. | Описание ресурса | Головоломка имеет пошаговый характер, т.е., выполнив первое задание, можно переходить к следующему, т.к. задания связаны между собой. Все этапы головоломки объединены общей темой «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». Вид головоломки – два филворда-раскраски в комбинации с реставрацией текста. Филворд представляет собой головоломку, в которой требуется найти все слова, вписанные в квадратную сетку. На первый взгляд буквы вписаны хаотично, но все они являются частью слов. Слова не пересекаются между собой; соединять буквы в слова можно по вертикали или горизонтали слева на право или справа налево; сверху вниз или снизу-вверх; одна буква принадлежит лишь одному слову; слова могут читаться и под прямым углом. В филворде «Ход конём» буквы соединяются в слова как ходит шахматный конь – буквой «Г»: 2 клетки по горизонтали и 1 клетка по вертикали, или 2 клетки по вертикали и 1 по горизонтали Комплектация ресурса: 1. Пояснительная записка. 2. Головоломка в программе Microsoft PowerPoint с поддержкой макросов + продолжение головоломки размещено на онлайн-сервисе 3. Рабочий лист с головоломкой в программе PDF (для распечатывания). |
18. | Инструктаж по работе с ресурсом | 1. Головоломка состоит из 4 частей: филворд, реставрация текста, филворд «Ход конём» и собери слова из оставшихся букв. 2. На разгадывание головоломки отводится 25 минут. 3. При выполнении работы не рекомендуется пользоваться учебником и дополнительными источниками. 4. Внимательно прочитать инструкцию к выполнению всех заданий в составе головоломки. 5. Головоломку решать строго в определённом порядке: сначала филворд, затем реставрация текста, далее филворд «Ход конём» и закончить работу заданием «Собери слова из оставшихся букв». |
19. | Инструкция по работе с первым филвордом в презентации PowerPoint с поддержкой макросов | В первом филворде-раскраске «спрятаны» 19 ключевых слов по теме «Атмосфера». Необходимо их найти, раскрасив буквы каждого слова в определённый цвет. Для этого выбрать на панели желаемый цвет (слева на слайде), кликнуть по нему, а затем кликнуть на квадратики с буквами, которые составляют слово. В результате все слова должны быть окрашены разным цветом. После этого перейти к выполнению второй части головоломки. *Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то найденные слова они закрашивают карандашами/фломастерами/маркерами на этом листе. |
20. | Инструкция по работе с заданием «Реставрация текста» на онлайн-сервисе | По ссылке перейти в онлайн-сервис *В случае, если не работает Интернет, можно задействовать слайд №6 в презентации головоломки. На нём размещён текст для реставрации и есть возможность проверить каждый ответы, кликая на кнопку «ответ». *Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то найденные слова они вписывают в текст на этом листе. |
21. | Инструкция по работе со вторым филвордом «Ход конём» в презентации PowerPoint с поддержкой макросов | В квадрате «спрятано» 3 слова, имеющие отношение к изученной теме «Атмосфера». Передвигаться от буквы к букве надо ходом шахматного коня. Слова раскрасить разным цветом. Для этого выбрать на панели желаемый цвет (слева на слайде), кликнуть по нему, а затем кликнуть на квадратики с буквами, которые составляют слово. 1. Начать поиск со слова, которое начинается на ту букву, на которую заканчивается второе слово, вставленное в реставрированный текст. Эта первая буква будет размещена в одном из 4-х углов квадрата. *Можно детям предложить подсказку к этому заданию: это будет фамилия учёного, который первым измерил атмосферное давление. 2. Далее надо в фамилии этого учёного найти название государства в Южной Америке, на территории которого отмечен один из климатических рекордов мира – самое сухое место на планете. Первая буква слова будет расположена в одном из углов квадрата. 3. Последнее слово, «спрятанное» в квадрате, – это название пустыни, где зафиксирован климатический рекорд, о котором шла речь в предыдущем задании. Первая буква слова будет расположена в одном из углов квадрата. *Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то найденные слова они закрашивают определённым цветом карандашами/фломастерами/маркерами на этом листе. |
22. | Инструкция по работе с заданием «Собери слова из оставшихся букв» в презентации PowerPoint с поддержкой макросов | Из оставшихся в квадрате букв необходимо составить 2 слова по теме «Атмосфера». Каждая буква используется только один раз. Слова напечатать на слайде ниже квадрата. *Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то составленные слова они записывают на этом листе. |
23. | Правильные ответы на задания головоломки | Филворд: Слова: атмосфера, климат, барометр, тропосфера, давление, осадки, осадкомер, азот, метеоролог, пар, ветер, муссон, бриз, флюгер, погода, облако, влажность, температура, амплитуда. Реставрация текста: Ход конём Слова: Торричелли, Чили, Атакама. Собери слова из букв: Слова: кислород, снег, туман, торнадо, ураган, миллибара |
24. | Система оценивания работы с головоломкой | Первое задание головоломки (филворд) оценивается в 19 баллов (1 балл за каждое найденное слово). Второе задание головоломки (реставрация текста) оценивается в 19 баллов (1 балл за каждое правильное внесение слова в текст). Третье задание головоломки (ход конём) оценивается в 3 балла (по 1 баллу за каждое слово). Четвёртое задание головоломки оценивается в 2 балла (1 балл за каждое слово). Общее количество баллов за головоломку - 43. 95-100% - «5» 70-94% - «4» 50-69% - «3» 0-49% - оценка не ставится (или «2») Если работа с головоломкой в интерактивном формате проводилась в качестве домашнего задания, то проверка выполнения действий с головоломкой происходит по фотоотчёту учеников (это один из вариантов проверки). Если домашняя работа с головоломкой была на рабочих листах, то происходит взаимопроверка в парах/группах по образцу под руководством учителя. |
25. | Источники информации | |
А.И. Алексеев и др. География 5-6 классы/М: Просвещение, 2019 |
Рабочий лист головоломки PDF / 321.96 Кб
Головоломка Microsoft PowerPoint с поддержкой макросовPPTM / 1.26 Мб
Комментарии (29)
сменить сортировкуОтредактировано 01-11-2023 16:22
Благодарю, Елена Владимировна!