12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шитова Анастасия Александровна82
Россия, Ставропольский край, Ессентуки

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Эта тенденция сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика.

К настоящему времени в педагогической теории сложилось объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой подготовки учеников растут, диапазон индивидуальных различий широк, а обучение остаётся усреднённым.

Проблема совершенствования системы школьного образования не может быть решена без учета результатов творческих поисков передовых учителей-новаторов, что предполагает психолого-педагогический анализ их работы. В нынешней практике обучения есть несколько типичных проблем, заставляющих учителя обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке. Основными среди этих проблем, трудностей и недостатков традиционной методики обучения можно считать следующие:

1. Низкий авторитет школьных предметов из-за неоптимальности нынешней методики преподавания.

2. Низкая интенсивность деятельности учащихся.

3. Поверхностность в формировании базовых умений и поспешность перехода от репродуктивных к продуктивным видам работы.

4. Высокая степень забывания учебного материала за время каникул и других перерывов в обучении.

5. Отсутствие хороших практических рекомендаций по устранению и предупреждению пробелов в знаниях и умениях учеников.

6. Слабость существующей системы оценивания труда ученика.

7. Стихийность выбора и применения наглядных опор, их низкая дидактическая эффективность.

Исследования, проведенные в начале 80-х годов Донецкой лабораторией методов обучения НИИ педагогики УССР, показали, что все названные проблемы эффективно решаются, если для усиления традиционной методики обучения применить некоторые элементы опыта В.Ф.Шаталова – учителя–новатора, разработавшего в 70-х годах свою стройную педагогическую технологию обучения, основное в которой: организация сложной познавательной деятельности учащихся в условиях группового обучения.

Сущностью опыта В. Ф. Шаталова является создание эффективной организационно-методической системы обучения ряда предметов в общеобразовательной школе. Новаторство этого опыта заключается в создании и использовании наглядных схем – опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала.

Методика Шаталова исходит из того, что все дети, без исключения, способны успешно овладеть школьной программой.

Учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого — осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи всех учеников на трудном пути познания.

Основные принципы системы Шаталова:

– объяснять материал предельно понятно, даже упрощенно;

– повторять по 3-4 раза одно и то же разными словами, снимая, таким образом, лишние нагрузки на внимание ребят;

– обучать крупными блоками, в которых темы взаимосвязаны;

– передавать самую суть материала, уменьшая нагрузки на запоминание;

– не разрешать одновременно слушать и записывать;

– закреплять теорию в блок-схемах и опорных конспектах, что облегчает запоминание;

– вести контроль по этим блокам;

– создавать обстановку, в которой каждый учащийся чувствует себя спокойно и уверенно;

– применять принцип поурочного балла – опрашивать каждого ученика на каждом уроке;

– давать возможность каждому учащемуся улучшить свой балл – “открытые перспективы”;

– делать акцент на первоначальное изучение теоретического материала и лишь затем практического;

– гармоничное развитие репродуктивного и продуктивного мышления;

– гуманное отношение к учащимся и родителям.

Основные средства: опорные сигналы; письменные и магнитофонные опросы; творческие конспекты; релейные контрольные работы; листы самоконтроля; открытый учет знаний.

В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях используются также приемы игры; ежедневно – урок физической культурой.

При изучении теории в классе я рекомендую придерживаться следующей последовательности:

1) первичное объяснение учителя у доски;

2) повторное объяснение по красочному плакату (листу опорных сигналов);

3) краткое обозрение по плакату;

4) индивидуальная работа учащихся над своими конспектами;

5) фронтальное закрепление по блокам конспекта: все учащиеся письменно воспроизводят конспект по памяти, учитель проверяет работы по мере поступления;

6) устный опрос, взаимоопрос, взаимопомощь;

7) ознакомление со списком зачетных вопросов.

При самостоятельной работе дома предполагается совместное использование опорного конспекта и учебника при непосредственном контроле и помощи родителей. При этом действия учащихся рекомендую организовать в соответствии со следующим алгоритмом:

1) вспомни объяснение учителя, используя конспект;

2) прочти заданный материал по учебнику;

3) сопоставь прочитанное с конспектом;

4) расскажи материал учебника с помощью конспекта;

5) запомни наизусть конспект как опору рассказа;

6) воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

В целом суть системы заключается в том, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял (4П) свои знания в нестандартных условиях.

Таким образом, В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных, принципов обучения: а) принцип успеха и оптимизма; б) принцип бесконфликтности; в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе). Благодаря им, ученики Виктора Федоровича способны за 15 минут повторить, пробежав глазами опорные сигналы, годовой курс по любому предмету. Многие воспитанники Шаталова стали мастерами спорта, защитили кандидатские и докторские диссертации по математике, медицине, физике, педагогике, философии.

Система В. Ф. Шаталова достаточно продуктивна. У учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки. Шаталов сумел добиться высоких показателей обученности.

Таким образом, становится ясно, что образовательная модель В.Ф. Шаталова полностью отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость.

О воспроизводимости и жизнеспособности данной технологии обучения свидетельствует опыт многих педагогов, использующих ее в преподавании самых разных предметов: не только физики, математики и информатики, но и химии, и русского языка, истории и даже музыки и мировой художественной культуры.

Большой интерес представляет экспериментальное обучение В.Ф. Шаталовым в 1984/85 учебном году детей IV класса школы № 5 Донецка. За год они освоили курс математики IV и V классов. Контрольные работы в экспериментальном и контрольном классах этой школы в конце года дали следующие результаты: сумма баллов за правильное решение примеров всеми учащимися экспериментального IV класса – 494, а контрольного V класса – 299. За решение задач IV экспериментальный класс получил 157 баллов. Гораздо ниже показатели контрольных классов: V – 7 баллов, VI – 32, VIII – 55 [6, 18].

В течение 3 лет обучения (с VIII по X класс) в руководимом В.Ф. Шаталовым классе 70% учащихся решили от 8 до 10 тыс. задач разных типов. Около 80% школьников достигли уровня лучших учащихся обычных классов. В последних лишь 30% школьников решили более 8 тыс. задач. Поэтому можно считать, что программа школы по его системе вполне может быть усвоена за 9 лет [7, 55].

Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В.Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса и является, таким образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Если взамен ранее освоенных, но недостаточно эффективных приемов организации обучения, проведения практических занятий, применения учебных средств будут использованы последовательно освоенные принципы, приемы, упражнения и средства обучения из организационно-методической системы В.Ф. Шаталова, то значительно улучшится успеваемость, повысится положительная мотивация обучения, более прочной и долговечной станет база основных умений, навыков и знаний для успешного изучения предмета в последующие годы, причем все это произойдет без ухудшения здоровья детей и других существенных отрицательных эффектов.

Итак, методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.

Необходимо также отметить, что трудоемкость новаторского опыта Шаталова заключается в относительно значительных затратах времени, денег и усилий на создание и оформление опорных сигналов, а его внедрение представляет некоторую сложность, так как требует издание опорных сигналов для учителей, а в педвузах начать соответствующую подготовку таких педагогов.

Список литературы

  1. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика, 2000, № 2. – 70 с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2005. – 210 с.
  3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. В. Щурковой. – М.: Просвещение, 2001. – 171 с.
  4. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 2006. – 118 с.
  5. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 2005. – 146 с.
  6. Шаталов В.Ф. Шесть шагов за горизонт // Вечерняя Одесса. – 1986. 5 сент. – 18 с.
  7. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979. – 134 с.
Опубликовано


Комментарии (1)

Саенко Антон Сергеевич, 29.07.19 в 23:29 0Ответить Пожаловаться
Мой земляк - Виктор Федорович Шаталов. Долгих лет жизни ему. А Вам спасибо за распространение его педагогических идей и опыта!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.