Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Авторская видеосъемка»
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы
«Московский центр технологической модернизации образования»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ______ от «____» _______________ 201___г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАОУ ДПО «ТемоЦентр» ________________ А.А. Добряков « _____ » _______________201___ г. |
ПРОГРАММА
общеобразовательная программа
дополнительного образования детей
"Авторская видеосъемка"
Техническая направленность
________________________________________________________________________
Автор: педагог дополнительного образования Спиридонов Дмитрий Робертович
Срок реализации: 2 года
Возраст: от 8 до 17 лет
Уровень реализации программы: базовый
Москва 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение Данная программа рассчитана на занятия по ней особой категории учащихся. Как известно, талантливый подросток индивидуален и встречается в единичных случаях. Опыт работы с подростками показывает, что в творческое объединение регулярно приходят записываться отдельные ребята с особыми творческими запросами. Например: На одного подростка произвела сильное впечатление услышанная музыкальная мелодия, и он хотел бы снять по ней видеоклип. Другой подросток сумел разглядеть в окружающей действительности острую общественную проблему и горит желанием рассказать о ней в авторском документальном фильме. Третий подросток узнал о предстоящем интересном событии и задумал отразить его в видеорепортаже. Специфика творческих запросов этих ребят в том, что они комплексны и неразделимы по отдельным телевизионным специальностям. То – есть подросток, как правило уже взявший в руки видеокамеру, хотел бы реализовать себя одновременно в качестве автора идеи видеопроекта и воплощающего эту идею на экране оператора – режиссера. Поэтому данная программа предусматривает освоение подростком знаний и формирование у него практических навыков авторской видеосъемки.
Так как работа над видеопроектом имеет строго определенные рамки, обучение по программе авторской видеосъемки ограничивается в течении одного учебного года.
(краткая историческая справка) Программа в 2014 году была изначально задумана и принята администрацией телецентра как углубленная, с индивидуальным обучением. Но с личным изменением/уменьшением педнагрузки педагога в 2015 году переведена временно на базовый уровень. Занятия в 2015-2016 учебном году предусмотрены в комплексе - включающие три вида: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые из расчета 8 часов в неделю. Ранее педагог с 2004 г. по 2014 год проводил занятия в телецентре по авторской программе "Мастерская игровых фильмов и телепрограмм для детей", рассчитанной на 5 лет обучения.
Направленность программы согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, пункт 9.
Необходимость такой образовательной программы вызвана еще потому, что особые творческие запросы этих ребят не соединимы с интересами других подростков. Поэтому занятия с ними должны проходить в индивидуальной форме. Кроме того, индивидуальный характер занятий обусловлен тем, что осуществлять видеосъемку с помощью одной видеокамеры продуктивно в состоянии только один оператор, и присутствие рядом других учащихся только помешает ему. Вместе с тем, обучение видеосъемке представляет собой длительный процесс движения от простого к сложному, который учащийся должен пройти индивидуально под руководством педагога.
Актуальность – в том, что процесс подготовки игровых телепрограмм и фильмов вызывает в настоящее время как это показывает опыт самый живой интерес у подростков, и они занимаясь по настоящей программе имеют возможность принять непосредственное участие в этом процессе. В целях морального стимулирования обучения подростков по настоящей программе планируется в рамках размещение реализованных подростками видеопроектов в Интернете.
Педагогическая целесообразность – Поскольку авторская видеосъемка предполагает создание законченного видеопроекта, данная программа призвана воспитывать у подростка умение анализировать видеоматериал, понимать из каких элементов он складывается. Для этого составной частью программы является посещение учащимся просмотров профессиональных кинокартин с целью знакомства с творчеством других авторов.
Цель образовательной программы – Развитие творческих способностей подростков в области видеотворчества;
Задачи – Освоение подростком навыков работы с телевизионной техникой;
- Последовательное воплощение подростком авторского замысла в сценарии, режиссерской разработке, плане видеосъемке и монтажа;
- Практическая реализация авторского замысла с помощью технических средств видеосъемки и монтажа.
Отличительные особенности – Ввиду того, что осуществление авторских видеопроектов требует знания различных телевизионных профессий, данная образовательная программа носит комплексный характер и включает в себя основы драматургии, режиссуры и мастерство видеооператора. А знакомясь с профессиями актера, режиссера, сценариста, оператора, подростки могут выбрать те, которые вызывают у них наибольший интерес.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы – Настоящая программа рассчитана на обучение подростков в возрасте от 8 до 18 лет.
Срок реализации программы – Программа реализуется в течении 2 лет.
1 год обучения -.На этом этапе проводятся занятия в комплексе: индивидуальные занятия, групповые и индивидуально-групповые: В группе 6 человек.
Теории- 38 ч, Практики - 106 ч.; На год обучения - 144 ч (156 ч. с резервом) Состав группы -постоянный .
Программа рассчитана на 144 часа (152ч. с резервом) в учебный год
2 год обучения -.На этом этапе проводятся занятия в комплексе: индивидуальные занятия, групповые и индивидуально-групповые: В группе 6 человек.
Теории- 38 ч, Практики - 106 ч.; На год обучения - 144 ч (156 ч. с резервом) Состав группы -постоянный .
Программа рассчитана на 144 часа (152ч. с резервом) в учебный год
Форма и режим занятий – Беседы с целью изучения устройства и технических возможностей различной телевизионной техники;
Просмотр видеоматериалов с целью их анализа, обсуждения и оценки;
Знакомство с основами драматургии, режиссуры телепостановки и монтажа, принципами профессиональной видеосъемки;
Выполнение практических заданий по авторской видеосъемке;
Выполнение практических заданий по монтажу, музыкальному и графическому оформлению отснятого материала;
Посещение кинопросмотров;
Участие в кинофестивалях;
Посещение художественных выставок и профессиональных форумов.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности – общеразвивающие программы формируют у ребёнка компетенции осуществлять универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В качестве объекта оценивания должны выступать образовательные и личностные достижения обучающихся.
Способы определения результативности – успешность участия в мероприятиях (конкурсах, кинофестивалях различного статуса), защиты творческих проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п
Мониторинг – педагогический мониторинг, включающий контрольные задания на составление сценария, анкетирование по оценке фильмов, составление закадрового текста и оформление телесюжетов о проведении выездных творческих встреч и т.д..
Виды контроля –
Текущий контроль - Уровень практического владения различной техникой для видеосъемки, озвучания и монтажа;
Промежуточный контроль - Умение оформить авторский замысел в виде сценария, режиссерской разработки и плана съемки;
Итоговый контроль - Умение составить монтажный план и осуществить по нему монтаж отснятого изображения со звуком;
Умение анализировать и оценивать просмотренный видеоматериал с точки зрения его идейно – художественных качеств.
Формы подведения итогов – съемка учащихся в документальных, игровых фильмах и юмористических телепрограммах являющихся достижением всего коллектива и каждого обучающегося в частности. Дальнейшее участие выполненных работ в кинофестивалях для подтверждения достоверности полученных результатов при освоения программы. К ним относятся: дипломы, помещенные в электронное портфолио обучающихся и т. д.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ |
Название раздела/темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие |
2 |
- |
2 |
|
2 |
Понятие авторской концепции экранного произведения. |
2 |
2 |
- |
|
3 |
Форма экранного произведения как способ реализации авторского замысла. |
4 |
2 |
2 |
|
4 |
Своеобразие стиля автора, воплощенное в способах видеосъемки. |
4 |
- |
4 |
|
5 |
Авторское начало и своеобразие монтажного построения. |
4 |
2 |
2 |
|
6 |
Жанры авторских видеопроектов. |
4 |
- |
4 |
|
7 |
Авторская концепция документального видеопроекта. |
4 |
2 |
2 |
|
8 |
Авторская концепция игрового (художественного) видеопроекта |
4 |
2 |
2 |
|
9 |
Краткая история развития экранного языка от немого кино до современного телевидения. |
4 |
2 |
2 |
|
10 |
Выразительность экранного языка. Создание смысла в видеоряде. Разбор фрагментов телепроизведений с точки зрения «азбуки экрана» |
4 |
2 |
2 |
|
11 |
Возможности авторской видеосъемки. |
4 |
- |
4 |
|
12 |
Выразительные средства авторской видеосъемки |
4 |
- |
4 |
|
13 |
Устройство съемочной, осветительной и звукозаписывающей техники. Правила безопасности работы с ней. |
4 |
2 |
2 |
|
14 |
Понятие монтажной видеосъемки. |
4 |
2 |
2 |
|
15 |
Профессиональные приемы авторской видеосъемки. |
4 |
- |
4 |
|
16 |
Работа над композицией съемочного кадра. Информационная емкость кадра. |
6 |
2 |
4 |
|
17 |
Понятие экранного портрета. Документальные и постановочные способы создания экранного портрета. |
4 |
2 |
2 |
|
18 |
Приемы характеристики места действия экранного произведения. |
4 |
- |
4 |
|
19 |
Приемы создания пейзажа в авторском видеопроекте. |
4 |
2 |
2 |
|
20 |
Способы изображения интерьера в авторском видеопроекте. |
2 |
2 |
- |
|
21 |
Способы изображения натюрморта в видеопроекте. |
4 |
- |
4 |
|
22 |
Понятие динамики в процессе видеосъемки. |
4 |
- |
4 |
|
23 |
Различные способы освещения объектов в процессе видеосъемки. Понятие светотеневого освещения |
6 |
2 |
4 |
|
24 |
Особенности освещения в разных крупностях съемочного кадра. |
4 |
- |
4 |
|
25 |
Общие черты и особенности работы со светом на натуре, в интерьере и в павильоне. |
4 |
2 |
2 |
|
26 |
Особенности видеосъемки натурных объектов. |
8 |
2 |
6 |
|
27 |
Выполнение практических заданий по использованию отдельных приемов видеосъемки. |
12 |
2 |
10 |
|
28 |
Монтаж корреспонденции и телеочерка |
4 |
- |
4 |
|
29 |
Этюд освещения в интерьере и в съемочном павильоне. |
8 |
2 |
6 |
|
30 |
Игровой телесюжет как жанровая форма авторской видеосъемки |
4 |
- |
4 |
|
31 |
Применение вспомогательной операторской техники |
4 |
2 |
2 |
|
32 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
|
Всего; |
144ч |
38ч |
106ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Темы |
Теория/практика |
Содержание и формы обучения |
Тема 1 Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие |
Теория |
|
Практика 2ч |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности и знакомятся с учебным планом. |
|
Тема 2 Понятие авторской концепции экранного произведения. |
Теория |
|
Практика 2ч |
Понятие авторской концепции экранного произведения. Возрастание роли автора экранного произведения вследствие развития информационных технологий. Учащиеся изучают понятие и значение авторской концепции экранных произведений. |
|
Тема 3 Форма экранного произведения как способ реализации авторского замысла. |
Теория 2ч |
« Форма экранного произведения как способ реализации авторского замысла» |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают то, как в различных формах экранных произведений реализуется авторский замысел. |
|
Тема4 Авторское начало и своеобразие монтажного построения. |
Теория 2ч |
« Своеобразие стиля автора, воплощенное в способах авторской видеосъемки» |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают процесс воплощения авторского замысла с помощью различных способов видеосъемки. |
|
Тема 5 Авторское начало и своеобразие монтажного построения. |
Теория |
|
Практика 2ч |
« Авторское начало и своеобразие монтажного построения авторского видеопроекта « Учащиеся изучают процесс реализации авторского начала при помощи монтажного построения авторского видеопроекта. |
|
Тема6 Жанры авторских видеопроектов |
Теория |
|
Практика 2ч |
« Жанровые формы авторских видеопроектов « Учащиеся изучают различные жанровые формы авторских видеопроектов. |
|
Тема7 Авторская концепция документального видеопроекта. |
Теория 2ч |
« Авторская концепция документального видеопроекта « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают понятие авторской концепции документального видеопроекта. |
|
Тема 8 Авторская концепция игрового (художественного) видеопроекта |
Теория 2ч |
« Авторская концепция игрового (художественного) видеопроекта « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают понятие авторской концепции игрового видеопроекта. |
|
Тема 9 Краткая история развития экранного языка от немого кино до современного телевидения. |
Теория 2ч |
«История развития экранного языка от немого кино до современного телевидения « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают историю развития экранного языка. |
|
Тема10 Выразительность экранного языка. Создание смысла в видеоряде. Разбор фрагментов телепроизведений с точки зрения «азбуки экрана» |
Теория 2ч |
« Выразительность экранного языка. Создание смысла в видеоряде. Разбор фрагментов телепрограмм и фильмов с точки зрения «азбуки» экрана « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают принципы создания выразительности и смысловой законченности экранного произведения. |
|
Тема11 Возможности авторской видеосъемки. |
Теория |
|
Практика 4ч |
«Возможности авторской видеосъемки « Учащиеся изучают различные возможности авторской видеосъемки в процессе создания авторского видеопроекта. |
|
Тема12 Выразительные средства авторской видеосъемки |
Теория |
|
Практика 4ч |
« Выразительные средства авторской видеосъемки « Учащиеся изучают различные выразительные средства, при помощи которых создается изобразительный ряд авторского видеопроекта. |
|
Тема13 Устройство съемочной, осветительной и звукозаписывающей техники. Правила безопасности работы с ней. |
Теория 2ч |
« Техника авторской видеосъемки « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают технические средства авторской видеосъемки и правила безопасности при работе с ними. |
|
Тема14 Понятие монтажной видеосъемки. |
Теория 2ч |
« Понятие монтажной видеосъемки. Монтаж как способ экранного мышления |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают монтажный метод авторской видеосъемки и характеристику монтажа как способа экранного мышления. |
|
Тема15 Профессиональные приемы авторской видеосъемки. |
Теория |
« Профессиональные приемы авторской видеосъемки « Учащиеся изучают профессиональные приемы авторской видеосъемки. |
Практика 2ч |
. |
|
Тема16 Работа над композицией съемочного кадра. Информационная емкость кадра. |
Теория 2ч |
« Работа над композицией съемочного кадра. Информационная емкость съемочного кадра « |
Практика 4ч |
Учащиеся изучают принципы работы по построению композиции съемочного кадра и создания его информационной емкости |
|
Тема17 Понятие экранного портрета. Документальные и постановочные способы создания экранного портрета. |
Теория |
« Понятие экранного портрета. Репортажный портрет. Способы характеристики героя экранного портрета « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают закономерности и способы создания портрета героя экранного произведения. |
|
Тема18 Приемы характеристики места действия экранного произведения. |
Теория |
|
Практика 2ч |
« Приемы характеристики места действия авторского видеопроекта « Учащиеся изучают приемы, при помощи которых в авторском видеопроекте характеризуется место его действия. |
|
Тема19 Приемы характеристики места действия экранного произведения. |
Теория |
|
Практика 2ч |
« Приемы создания пейзажа в авторском видеопроекте « Учащиеся изучают приемы, при помощи которых в авторском видеопроекте создается пейзаж. |
|
Тема20 Способы изображения интерьера в авторском видеопроекте. |
Теория 2ч |
« Способы изображения интерьера в авторском видеопроекте «. Учащиеся изучают способы, при помощи которых изображается интерьер в авторском видеопроекте. |
Практика |
||
Тема21 Способы изображения натюрморта в видеопроекте. |
Теория |
|
Практика 4ч |
«Способы изображения натюрморта в авторском видеопроекте « Учащиеся изучают понятие и способы изображения натюрморта в авторском видеопроекте « |
|
Тема22 Понятие динамики в процессе видеосъемки. |
Теория |
|
Практика 4ч |
« Понятие динамики в процессе авторской видеосъемки « Учащиеся изучают понятие и методы создания динамики в процессе авторской видеосъемки. |
|
Тема23 Различные способы освещения объектов в процессе видеосъемки. Понятие светотеневого освещения |
Теория 2ч |
« Различные способы освещения объектов в процессе авторской видеосъемки. Понятие светотеневого освещения « |
Практика 4ч |
Учащиеся изучают понятие светотени и различные способы освещения объектов в процессе авторской видеосъемки. |
|
Тема24 Особенности освещения в разных крупностях съемочного кадра. |
Теория |
|
Практика 4ч |
«Особенности освещения в разных крупностях съемочного кадра « Учащиеся изучают особенности и способы создания освещенности в разных крупностях съемочного кадра. |
|
Тема25 Общие черты и особенности работы со светом на натуре, в интерьере и в павильоне. |
Теория 2ч |
« Общие черты и особенности работы со светом на натуре, в интерьере и в съемочном павильоне « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают методы работы с осветительным оборудованием в интерьере, на натуре и в съемочном павильоне. |
|
Тема26 Особенности видеосъемки натурных объектов. |
Теория 2ч |
« Особенности видеосъемки натурных объектов « |
Практика 6ч |
Учащиеся изучают методы авторской видеосъемки объектов на натуре. |
|
Тема27 Выполнение практических заданий по использованию отдельных приемов видеосъемки. |
Теория 2ч |
«Этюд освещения « |
Практика 10ч |
Учащиеся изучают теоритические основы этюда освещения и получают практические навыки авторской видеосъемки этюда освещения. |
|
Тема28 Монтаж корреспонденции и телеочерка . |
Теория 2ч |
« Монтаж корреспонденции и телеочерка «. |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся монтировать корреспонденцию и телеочерк |
|
Тема29 Этюд освещения в интерьере и в съемочном павильоне. |
Теория 2ч |
Этюд освещения |
Практика 6ч |
Учащиеся получают практические навыки авторской видеосъемки этюда освещения. |
|
Тема30 Игровой телесюжет как жанровая форма авторской видеосъемки |
Теория 2ч |
« Игровой телесюжет как жанровая форма авторской видеосъемки « |
Практика 6ч |
Учащиеся изучают игровой телесюжет как жанровую форму авторской видеосъемки |
|
Тема31 Применение вспомогательной операторской техники |
Теория |
|
Практика 2ч |
Использование подсветки при съемке на натуре. |
|
Тема32 Итоговое занятие |
Теория |
|
Практика 2ч |
Учащиеся просматривают отснятые авторские видеопроекты, обсуждают, анализируют их и подводят итоги. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ |
Название раздела/темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. |
2 |
- |
2 |
|
2 |
Правила пользования съемочной, осветительной и звукозаписывающей техникой. |
4 |
2 |
2 |
|
3 |
Жанровые формы авторской видеосъемки. |
4 |
- |
2 |
|
4 |
Воплощение авторского замысла в литературном сценарии и его режиссерско-операторской разработке. |
4 |
- |
4 |
|
5 |
Телезарисовка. Выбор темы. Драматургическое построение в сценарном плане. |
4 |
2 |
2 |
|
6 |
Подбор объектов съемки и создание зрительного образа. |
4 |
- |
4 |
|
7 |
Операторское воплощение. Особенности натурной съемки. |
4 |
2 |
2 |
|
8 |
Монтаж отснятого материала. Единое цветовое и световое решение. |
4 |
- |
4 |
|
9 |
Информационный телесюжет как жанровая форма авторской видеосъемки. |
4 |
2 |
2 |
|
10 |
Сбор предварительной информации и составление плана съемки информационного телесюжета. |
4 |
2 |
2 |
|
11 |
Документальная авторская видеосъемка. Создание образа реальности. Использование различных операторских приемов. |
4 |
2 |
2 |
|
12 |
Синхронная видеосъемка интервью для информационного телесюжета |
4 |
- |
4 |
|
13 |
Расшифровка отснятого материала телесюжета и составление монтажного плана. |
4 |
- |
4 |
|
14 |
Монтаж телесюжета. Использование интер-шумов и музыкальных фрагментов для озвучания. |
4 |
2 |
2 |
|
15 |
Съемка музыкального клипа как жанровой формы авторской видеосъемки. |
4 |
- |
4 |
|
16 |
Выбор музыкального произведения для клипа и создание аудиовизульного образа. |
4 |
- |
4 |
|
17 |
Формирование зрительного ряда музыкального клипа и его цветовое и световое решение. |
4 |
- |
4 |
|
18 |
Монтаж музыкального клипа. Вставка синхронных фрагментов и использование различных визуальных спецэффектов |
4 |
2 |
2 |
|
19 |
Событийный репортаж как жанровая форма авторской видеосъемки. План съемки репортажа. |
4 |
2 |
2 |
|
20 |
Сочетание рассказа и изображения в репортаже. |
2 |
2 |
- |
|
21 |
Создание образа телеведущего репортажа. Требования к звучащему в кадре тексту. |
4 |
2 |
2 |
|
22 |
Съемка репортажа. Создание достоверности освещаемого события |
4 |
2 |
2 |
|
23 |
Монтаж событийного репортажа. Использование стендапов. |
4 |
- |
4 |
|
24 |
Применение съемки наблюдением. Понятие « привычной « камеры. |
4 |
- |
4 |
|
25 |
Особенности синхронной съемки. Виды внешних микрофонов и правила работы с ними. |
4 |
2 |
2 |
|
26 |
Публицистические жанры авторской видеосъемки: корреспонденция и телеочерк |
4 |
- |
4 |
|
27 |
Выбор темы для корреспонденции и телеочерка. Формулирование вопросов для телеинтервью. Съемка корреспонденции и телеочерка. |
4 |
2 |
2 |
|
28 |
Телепрограмма как жанровая форма авторской видеосъемки. Виды телепрограмм и их структура. |
4 |
2 |
2 |
|
29 |
Понятие « сквозного « ведения телепрограммы. Съемка телеведущего. |
4 |
2 |
2 |
|
30 |
Игровой телесюжет как жанровая форма авторской видеосъемки. |
4 |
2 |
2 |
|
31 |
Сценарий телесюжета – способ воплощения драматургической концепции. |
4 |
- |
4 |
|
32 |
Режиссерская и операторская разработка игрового телесюжета. |
4 |
2 |
2 |
|
33 |
Подбор актеров и работа над сценическими ролями |
4 |
- |
4 |
|
34 |
Использование грима и костюмов для создания художественных образов. |
4 |
2 |
2 |
|
35 |
Разработка схемы освещения для съемки игрового телесюжета в интерьере и применение различных операторских методов. |
4 |
- |
4 |
|
36 |
Понятие « сквозного « ведения телепрограммы. Съемка телеведущего в интерьере и на натуре |
2 |
- |
2 |
|
37 |
Монтаж игрового телесюжета. |
2 |
- |
2 |
|
38 |
Монтаж игрового телесюжета. Шумовое и музыкальное озвучание |
2 |
- |
2 |
|
39 |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
|
Всего; |
144ч |
38ч |
106ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Темы |
Теория/практика |
Содержание и формы обучения |
Тема 1 Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. |
Теория |
|
Практика 2ч |
« Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности « Учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности и знакомятся с планом работы на учебный год. |
|
Тема 2 Правила пользования съемочной, осветительной и звукозаписывающей техникой. |
Теория |
|
Практика 2ч |
«Правила пользования съемочной, осветительной и звукозаписывающей техникой Учащиеся изучают правила пользования техническим оборудованием для съемки, освещения и записи звука. |
|
Тема 3 Жанровые формы авторской видеосъемки. |
Теория |
|
Практика 2ч |
«Жанровые формы авторской видеосъемки « Учащиеся изучают характерные черты разных жанровых форм авторской видеосъемки. |
|
Тема4 Воплощение авторского замысла в литературном сценарии и его режиссерско-операторской разработке. |
Теория |
|
Практика 2ч |
« Воплощение авторского замысла в литературном сценарии « Учащиеся изучают принципы воплощения авторского замысла в литературном сценарии. |
|
Тема 5 Телезарисовка. Выбор темы. Драматургическое построение в сценарном плане. |
Теория |
«Телезарисовка. Поиск зрительного образа, драматургическое построение, монтажная структура « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают методы работы над телезарисовкой. |
|
Тема6 Подбор объектов съемки и создание зрительного образа. |
Теория |
« Выбор темы телезарисовки. Поиск объектов съемки. Операторское воплощение авторского замысла телезарисовки « |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся выбирать объекты съемки для телезарисовки и реализовывать с помощью различных операторских методов ее авторский замысел. |
|
Тема7 Операторское воплощение. Особенности натурной съемки. |
Теория 2ч |
«Сценарный план телезарисовки и план съемки. Особенности натурной съемки телезарисовки « |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся составлять сценарный план телезарисовки и план ее съемки, изучают особенности натурной съемки. |
|
Тема 8 Монтаж отснятого материала. Единое цветовое и световое решение. |
Теория 2ч |
«Монтаж отснятого материала телезарисовки. Единое цветовое и световое решение телезарисовки « |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся выполнять монтаж телезарисовки и создавать ее единое цветовое и световое решение. |
|
Тема 9 Информационный телесюжет как жанровая форма авторской видеосъемки. |
Теория 2ч |
«Информационный телесюжет как жанровая форма авторской видеосъемки « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают понятие и признаки информационного телесюжета как жанровой формы авторской видеосъемки |
|
Тема10 Сбор предварительной информации и составление плана съемки информационного телесюжета. |
Теория 2ч |
«Сбор предварительной информации и составление плана съемки информационного телесюжета |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся собирать собирать и обрабатывать предварительную информацию для телесюжета, составлять на основе ее план его съемки. |
|
Тема11 Документальная авторская видеосъемка. Создание образа реальности. Использование различных операторских приемов. |
Теория 2ч |
|
Практика 2ч |
«Документальная авторская видеосъемка. Создание образа реальности.Использование различных операторских приемов « Учащиеся изучают принципы документальной авторской видеосъемки, учатся создавать в процессе нее образ реальности при помощи различных операторских приемов. |
|
Тема12 Синхронная видеосъемка интервью для информационного телесюжета |
Теория |
|
Практика 4ч |
« Синхронная видеосъемка телеинтервью для информационного телесюжета» Учащиеся изучают принципы синхронной видеосъемки телеинтервью. |
|
Тема13 Расшифровка отснятого материала телесюжета и составление монтажного плана. |
Теория |
|
Практика 4ч |
« Расшифровка отснятого материала телесюжета и составление монтажного плана « Учащиеся учатся работать с отснятым материалом телесюжета и составлять монтажный план. |
|
Тема14 Монтаж телесюжета. Использование интер-шумов и музыкальных фрагментов для озвучания. |
Теория 2ч |
« Монтаж телесюжета. Использование интершумов и музыкальных фрагментов для озвучания « |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся монтировать телесюжет по составленному плану с использованием интершумов и музыкальных фрагментов для озвучания. |
|
Тема15 Съемка музыкального клипа как жанровой формы авторской видеосъемки. |
Теория |
|
Практика 4ч |
«Съемка музыкального клипа как жанровой формы авторской видеосъемки « Учащиеся учатся работать над музыкальным клипом. |
|
Тема16 Выбор музыкального произведения для клипа и создание аудиовизульного образа. |
Теория |
|
Практика 4ч |
« Выбор музыкального произведения для клипа и создание аудиовизульного образа « Учащиеся учатся выбирать музыкальное произведение для клипа и создавать с его помощью аудиовизуальный образ. |
|
Тема17 Формирование зрительного ряда музыкального клипа и его цветовое и световое решение. |
Теория |
|
Практика 4ч |
« Формирование зрительного ряда музыкального клипа и его цветовое и световое решение « Учащиеся учатся выстраивать зрительный ряд музыкального клипа и создавать его цветовое и световое решение. |
|
Тема18 Монтаж музыкального клипа. Вставка синхронных фрагментов и использование различных визуальных спецэффектов |
Теория 2 ч |
« Монтаж музыкального клипа, вставка синхронных фрагментов и использование различных визуальных спецэффектов « |
Практика 2ч |
Учатся монтировать музыкальный клип со вставкой синхронных фрагментов и использованием различных визуальных спецэффектов. |
|
Тема19 Событийный репортаж как жанровая форма авторской видеосъемки. План съемки репортажа. |
Теория 2ч |
« Событийный репортаж как жанровая форма авторской видеосъемки. Сценарный план событийного репортажа « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают понятие событийного репортажа как жанровой формы авторской видеосъемки и учатся составлять сценарный план репортажа. |
|
Тема20 Сочетание рассказа и изображения в репортаже. |
Теория 2ч |
« Сочетание рассказа и изображения в репортаже « Учащиеся изучают принципы сочетания рассказа и изображения в событийном репортаже. |
Практика |
||
Тема21 Съемка репортажа. Создание достоверности освещаемого события |
Теория 2ч |
« Создание образа ведущего репортажа. Требования к звучащему в кадре тексту « |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся создавать образ ведущего репортажа и изучают требования к звучащему в кадре тексту. |
|
Тема22 Съемка репортажа. Создание достоверности освещаемого события |
Теория 2ч |
«Съемка репортажа.Создание достоверности освещаемого события. Провоцирование ситуации « |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают правила съемки событийного репортажа и способы создания достоверности освещаемого в нем события. |
|
Тема23 Монтаж событийного репортажа. Использование стендапов. |
Теория |
|
Практика 4ч |
« Монтаж событийного репортажа. Использование синхронных фрагментов и интершумов « Учащиеся учатся монтировать событийный репортаж с использованием синхронных фрагментов и интершумов. |
|
Тема24 Применение съемки наблюдением. Понятие « привычной « камеры. |
Теория |
|
Практика 2ч |
« Применение съемки наблюдением.Понятие « привычной « камеры. Учащиеся учатся применять съемку наблюдением и изучают понятие «привычной» камеры. |
|
Тема25 Особенности синхронной съемки. Виды внешних микрофонов и правила работы с ними. |
Теория 2ч |
« Особенности синхронной съемки.Виды внешних микрофонов и правила работы с ними |
Практика 2ч |
Учащиеся изучают синхронную съемку с использованием внешних микрофонов. |
|
Тема26 Публицистические жанры авторской видеосъемки: корреспонденция и телеочерк |
Теория |
|
Практика 2ч |
«Публицистические жанровые формы авторской видеосъемки (корреспонденция и телеочерк) « Учащиеся изучают корреспонденцию и телеочерк как публицистические жанровые формы авторской видеосъемки |
|
Тема27 Выбор темы для корреспонденции и телеочерка. Формулирование вопросов для телеинтервью. Съемка корреспонденции и телеочерка. |
Теория 2ч |
« Выбор темы и сбор предварительной информации для корреспонденции и телеочерка, а также формулирование вопросов для телеинтервью « |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся выбирать темы для корреспонденции и телеочерка и формулировать вопросы для телеинтервью. |
|
Тема28 Телепрограмма как жанровая форма авторской видеосъемки. Виды телепрограмм и их структура. |
Теория 2ч |
« Съемка корреспонденции и телеочерка « |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся снимать корреспонденцию и телеочерк. |
|
Тема29 Понятие « сквозного « ведения телепрограммы. Съемка телеведущего. |
Теория 2ч |
Телепрограмма как жанровая форма авторской видеосъемки |
Практика 2ч |
Виды телепрограмм и их структура. |
|
Тема30 Игровой телесюжет как жанровая форма авторской видеосъемки. |
Теория 2ч |
|
Практика 6ч |
Учащиеся изучают понятие и структуру телепрограмм. |
|
Тема31 Сценарий телесюжета – способ воплощения драматургической концепции. |
Теория |
|
Практика 2ч |
« Сценарий игрового телесюжета – способ воплощения драматургической концепции « Учащиеся учатся создавать сценарии игровых телесюжетов |
|
Тема32 Режиссерская и операторская разработка игрового телесюжета. |
Теория 2ч |
« Сценарий и режиссерская разработка игрового телесюжета « |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся выполнять режиссерскую разработку сценария игрового телесюжета. |
|
Тема33 Подбор актеров и работа над сценическими ролями |
Теория |
|
Практика 4ч |
« Подбор актеров и работа над сценическими ролями «. Учащиеся учатся подбирать актеров и работать с ними над сценическими ролями |
|
Тема34 Использование грима и костюмов для создания художественных образов. |
Теория 2ч |
« Использование грима и костюмов для создания художественного образа « |
Практика 2ч |
Учащиеся учатся использовать грим и костюм для создания художественного образа. |
|
Тема35 Разработка схемы освещения для съемки игрового телесюжета в интерьере и применение различных операторских методов. |
Теория |
|
Практика 2ч |
« Разработка схемы освещения и применение различных операторских методов при съемке игрового телесюжета « Учащиеся учатся разрабатывать схему освещения и применять различные операторские методы при съемке игрового телесюжета |
|
Тема36 « Понятие « сквозного « ведения телепрограммы. Съемка телеведущего в интерьере и на натуре «
|
Теория |
|
Практика 2ч |
Учащиеся изучают « сквозное « ведение телепрограммы и учатся снимать телеведушего |
|
Тема37 Монтаж игрового телесюжета. |
Теория |
|
Практика 2ч |
Учащиеся учатся монтировать игровой телесюжет и выполнять его шумовое и музыкальное озвучание. |
|
Тема38 Монтаж игрового телесюжета. Шумовое и музыкальное озвучание. |
Теория |
|
Практика 2ч |
Шумовое и музыкальное озвучание « Использование компьютерной графики при создании титров. |
|
Тема39 Итоговое |
Практика 2ч |
Итоговое занятие. Учащиеся просматривают отснятые видеопроекты, обсуждают их и подводят итоги |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение
Учебные видеоматериалы;
Образцы сценариев, режиссерских разработок и монтажных планов авторских видеопроектов;
Карточки с заданиями по операторскому мастерству и видеомонтажу;
Выделяют следующие группы форм организации обучения:
• по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, форум, практикум, экскурсия, конференция, творческая мастерская, творческая лаборатория, конкурс, кинофестиваль, отчетный вечер, защита проектов, круглый стол.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесные: устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста сценария, анализ произведения;
• наглядные: показ видеоматериалов, показ педагогом приёмов исполнения ролей, наблюдения; взаимообучение подростков, показ по образцу и т.д.;
• практические: тренинги ведущих телепрограмм, конкурс ведущих закадрового текста фильма, актерские и операторские тренинги, лекции по режиссуре, выездные творческие вечера и отчеты, встречи со зрителями на кино-видео-фестивалях, и т.д.).
Материально-техническое обеспечение
МТБ для реализации программы должна быть обоснована и достаточна. В разделе необходимо указать все необходимые составляющие реализации программы:
• сведения о помещении, в котором проводятся занятия: учебный кабинет, компьютерный класс;
• сведения о наличии подсобных помещений :кладовые, костюмерные, раздевалки;
• перечень оборудования учебного помещения, кабинета: классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы ;
• перечень оборудования, необходимый для проведения занятий: телевизионная панель, видеокамера, штатив, цифровой фотоаппарат, компъютер, накамерные осветительные приборы, микрофоны, и т.п..
Условия реализации программы
Представлены современные информационно-методические условия реализации программы (электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др.). Также указывается перечень видео и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет), необходимое оснащение и приборы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Список литературы, используемый при написании программы.
Список использованной литературы
Цикл программ ИЦЭФ Выпуск №2 Усов Ю.Н.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дополнительным структурным элементом является приложение (или приложения), в котором отражена информация, разработанная педагогом, или информация полезная и актуальная для реализации программы.
Примеры приложений:
• примерный список ();
• словарь терминов (к любому виду деятельности); • используемый иллюстративный материал;
• сценарии;
• мастер-классы;
• и другое. Персональный сайт педагога- http://teatkiho.umi.ru Стиль и культура оформления программы
Спиридонов Дмитрий Робертович
2014-2015 - разработка
2015-2016-доработка
г Москва