возраст обучающихся 9—15 лет, срок реализации — 3 года
Автор-составитель: Рыкова Надежда Анатольевна,педагог дополнительного образования
Пояснительная записка 1 год обучения
Программа «Сударушка» имеет художественную направленность, является авторской. Программа «Сударушка» состоит из разделов: Основы мастерства, русский и удмуртский народный костюм, история русской моды. Учащимся интересно заниматься творчеством, познавать новое, необычное и интересное. На уроках технологии учащимся не хватает времени для развития творчества. Поэтому дополнительное образование позволит им это сделать, расширится поле творческой деятельности, дети будут расти в глазах своих товарищей, утверждаться в коллективе своих товарищей. Мода всегда была и будет актуальной в современное время.
Программа «Сударушка» – многопрофильная, позволит узнать историю костюма через изобразительное искусство и прикладное творчество. Учащиеся смогут ориентироваться в многообразии современного и исторического костюма, научатся выполнять эскизы моделей одежды, изготавливать сувениры, декоративное панно.
Итогом обучения в объединении – будут модели одежды, сшитые учащимися для показа. Кукла станет образом – объектом творчества, учащихся, средством развития эстетического и художественного воспитания личности, она охватывает знания не только истории костюма разных эпох, но и учит видеть прекрасное вокруг себя, будет развивать художественный вкус, красоту, через флористические композиции панно, через пошив театральных костюмов для кукол и для показа костюмов на подиуме.
Целью программы является развитие знаний учащихся об истории костюма
Задачи: 1) овладение знаниями истории моды
2) развитие художественного, эстетического вкуса учащихся при изготовлении моделей
3) раскрытие творческих способностей учащихся при выполнении костюмов и панно
4) воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия, любознательности, старательности, умения доводить начатое дело до конца
Новизна программы заключается в развитии познавательного интереса учащихся к моде, к истории костюмов разных эпох и времен, в развитии творческих способностях детей. В основе данной программы лежит принцип непрерывности художественного развития. Педагогической целесообразностью является то, что программа позволяет творчески проектировать педагогический процесс, опираясь на развитие интересов ребенка, его возрастную психологию. Смена видов деятельности, разнообразные формы укрепляют интерес ребенка к декоративно-прикладному творчеству. Особое внимание в программе уделено формированию духовности детей, их культурных и национальных ценностей.
Возраст детей с 9 – 15 лет, умеющих работать с разными материалами, иглой, швейной машиной, наполняемость группы от 10 -15 учащихся. В процессе обучения программе у детей предполагается сформировать следующие компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности: уметь находить новые нестандартные решения; -уметь получать новую информацию и применять ее; уметь оценивать произведения литературы и искусства; в коммуникативной сфере: работать в коллективе, общаться со своими сверстниками; в сфере гражданско-правовой деятельности: понимать различия и изучать традиции разных народов, живущих рядом; уважать честь и достоинство представителей различных народностей; в сфере культурно - досуговой деятельности: уметь организовывать свой досуг, используя умения, полученные на занятиях по декоративно-прикладному творчеству в бытовой сфере: умение владеть своими эмоциями, как на занятии, так и в домашних условиях; умение рационально организовывать свой режим дня. Программа «Сударушка» рассчитана на 3 года обучения и охватывает возраст детей 9-15 лет.
Формы занятий: игры, круглый стол, беседы и творческие задания, коллективные и индивидуальные методы работы. Задания будут нестандартными, развивающими, дающими возможность проявить своё «я». Должны нести в себе творческое начало, развивать воображение и самостоятельность мышления. А коллективные работы помогут сплотить детей.
Методы обучения: словесные беседы, объяснения; наглядные презентации, практические работы, исследования, тесты.
Режим занятий: Всего 144 ч, 4 часа в неделю, продолжительностью по 45 минут.
Сроки реализации: Программа составлена на три года. Учащиеся знакомятся с основой любого художественного творчества - законами композиции в применении к декоративно прикладному искусству. Изучают историю костюма, виды природного материала, методами его обработки, знакомятся с основами технологии изготовления костюма, панно из природных материалов. Изучают виды ручных и машинных стежков и строчек, учатся применять их при изготовлении костюма и предметов декоративно-прикладного искусства. Учатся демонстрировать свои изделия на выставках и подиуме.
Контроль знаний умений и навыков проводится по результатам творческих работ (просмотры, обсуждение и анализ работ), методом творческих заданий, тестирования, проведения викторин и интеллектуальных игр.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ |
Название темы занятий |
Всего |
Теория |
Прак |
Формы контроля |
1 |
Введение. ТБ, ППБ на занятиях Основы мастерства 1.Цветоведение: -основные, дополнительные цвета -теплые и холодные цвета 2.Основы построения композиции -понятие о композиции -построение композиции -построение орнамента 3.Из истории игрушки «Кукла-душа народа--- -народная игрушка, -игрушка из природного материала, -игрушка-сюрприз -история матрешки -обрядовые куклы -кукла «Берегиня» -кукла «Аленка» -объемная бумажная кукла |
32 4 4 22 |
2 2 10 2 1 1 2 1 1 1 1 |
2 2 12 2 2 2 2 1 1 2 |
Лекция, Тестирование Устный опрос Опрос-карта Собеседование Проверка выполнения Работа в паре Работа в паре |
2 |
Рус. и удмуртский народный костюм. ТБ, ППБ 1.Нацональная культура и традиции 2.Символы вышивки 3.Техника вышивки счетной гладью 4.Техника бисерного низания 5.Техника ручного шитья 6.Сарафанный комплекс 7.Народный костюм 8.Игрушкка «Дарёнка» |
66 |
10 2 1 1 1 1 1 2 1 |
56 2 2 10 2 10 10 10 10 |
Оценка качества работы индивидуальная |
3. |
История русской моды 1.Киевская Русь 11в 2.Московская Русь 17 в 3.Петровские реформы, костюм 18 в 4.Кукла – современный образ |
44 |
4 1 1 1 1 |
40 4 4 4 28 |
Тестирование собеседование |
4 |
Итоговое занятие, зачет |
2 |
2 |
Опрос - карта |
|
Итого: |
144 |
28 |
116 |
Содержание образовательной программы 1 год обучения
Введение. Основы мастерства. 1.Цветоведение: основные, дополнительные цвета; теплые и холодные цвета. Теория: Цветоведение. Практика: выбор сопутствующих оттенков в композиции рисунка, поделки.
* Основы построения композиции: понятие о композиции, построение композиции, построение орнамента. Теория: теория о построении композиции в орнаменте национальных предметов. Практика: выполнение панно по выбору.
* Из истории игрушки «Кукла-душа народа»: Теория по теме народная игрушка, игрушка из природного материала, игрушка-сюрприз, история матрешки, обрядовые куклы, кукла «Берегиня», кукла «Аленка», объемная бумажная кукла. Практика: изготовление кукол.
2. Русский и удмуртский народный костюм. Теория по темам: национальная культура и традиции; символы вышивки; техника вышивки счетной гладь; техника бисерного низания;
техника ручного шить; сарафанный комплекс, народный костюм; игрушка «Дарёнка».
Практика: выполнение работы по технике и технологии изготовления народного костюма.
3. История русской моды. Теория о Руси в разные эпохи, о нарядах женщин и мужчин: в Киевской Руси 11в; в Московской Руси 17 в; в Петровские реформы, костюм 18; Кукла – современный образ. Практика: изготовление куклы, пошив наряда для куклы, изготовление украшений, составление презентации.
4. Итоговое занятие, зачет. Учащиеся демонстрируют свою куклу или одежду, показывают и рассказывают о ней в своей презентации.
Прогнозируемый результат по итогам первого года обучения
Дети должны знать: правила ТБ, ППБ при работе с инструментами, разновидности материалов для творческих работ, правила кроя изделий
Должны уметь: пользоваться выкройками для раскроя ткани, шить изделия согласно модели, выполняя простые ручные швы (младшие классы) и машинные – (старшие классы) девочек, украшать панно
Методическое обеспечение: Инструкции и таблицы по ТБ, ППБ на занятиях, методические разработки по дополнительному образованию учащихся, возможности сети интернет, книги и журналы по истории костюма, по изготовлению панно, консультации специалистов, образцы лекал, выкроек, тестов для проверки знаний учащихся, технические средства обучения (проектор, ноутбук) в кабинете информатики и в кабинете технологии.
Пояснительная записка театра моды «Сударушка» второго года обучения
Программа «Сударушка» имеет художественную направленность, является авторской. Программа «Сударушка» состоит из разделов: Флористика, Мягкая игрушка и Театр кукол - игрушек. Программа «Сударушка» – многопрофильная.
Новизна программы в практической направленности, использовании современных педагогических технологий – исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность программы заключается в раскрытии артистических талантов при выступлении с готовыми куклами игрушками на сцене. Дети хотят выступать, но не все это могут делать. Задача педагога обучить этому мастерству.
Целью программы является развитие артистических способностей учащихся при выступлении на сцене.
Задачи: 1) овладение сценической речью, дикцией
2) развитие памяти, мышления, терпения учащихся при работе
3) раскрытие творческих способностей учащихся при выполнении кукол и панно
4) воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия, любознательности, старательности, умения доводить начатое дело до конца
В основе данной программы лежит принцип непрерывности художественного развития.
Педагогической целесообразностью является то, что программа позволяет творчески проектировать педагогический процесс, опираясь на развитие интересов ребенка, расширит круг его интересов, научит общению, сценической речи при выступлении.
Особое внимание в программе уделено формированию навыков работы в группах, аккуратности и старательности. Возраст детей с 9 – 15 лет, умеющих работать с разными материалами, иглой, швейной машиной, наполняемость группы от 10 -15 учащихся.
В процессе обучения программе у детей предполагается сформировать следующие компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности: уметь находить новые нестандартные решения; -уметь получать новую информацию и применять ее; уметь оценивать произведения литературы и искусства; в коммуникативной сфере: работать в коллективе, общаться со своими сверстниками; в сфере гражданско-правовой деятельности: понимать различия и изучать традиции разных народов, живущих рядом; уважать честь и достоинство представителей различных народностей; в сфере культурно - досуговой деятельности: уметь организовывать свой досуг, используя умения, полученные на занятиях по декоративно-прикладному творчеству; в бытовой сфере: умение владеть своими эмоциями, как на занятии, так и в домашних условиях; умение рационально организовывать свой режим дня.
Формы занятий: игры, круглый стол, беседы и творческие задания, коллективные и индивидуальные методы работы. Задания будут творческими, развивающими, дающими возможность проявить себя. Работа в группе, в паре должны развивать взаимоуважение и самостоятельность мышления.
Методы обучения: словесные беседы, объяснения; наглядные презентации, иллюстрации; практические работы, исследования, тесты.
Режим занятий: Всего 144 ч, 4 часа в неделю, продолжительностью по 45 минут
Сроки реализации: Программа составлена на 1 год и охватывает возраст детей 9-15 лет.
Контроль знаний умений и навыков проводится по результатам творческих работ (тестирования, выступления со сценкой перед первоклассниками)
Учебно-тематический план второго года обучения
№№ п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практ. |
|||
1. |
Водное занятие. Охрана труда и техника безопасности |
4 |
4 |
тест |
|
2 |
Флористика |
30 |
10 |
20 |
выставка |
2.1 |
Сбор и обработка природного материала |
20 |
8 |
12 |
|
2.2 |
Выполнение композиций с применением природных материалов |
20 |
6 |
14 |
Проверка выполнения работы |
3 |
Мягкая игрушка-кукла |
30 |
10 |
20 |
Сам. работа |
3.1 |
Охрана труда и ТБ при работе |
4 |
4 |
||
3.2 |
История создания игрушек-кукол, Моделирование и конструирование |
6 |
2 |
4 |
собеседование |
3.3 |
Технология пошива куклы-игрушки Виды ручных и машинных швов |
20 |
4 |
16 |
|
4 |
Театр кукол-игрушек |
60 |
6 |
54 |
выставка |
4.1 |
Охрана труда и техника безопасности при работе. Инструменты для работы |
2 |
2 |
собеседование |
|
4.2 |
Изготовление декораций |
4 |
2 |
2 |
|
4.3 |
Постановка, репетиции, выступление |
54 |
2 |
52 |
представление |
5 |
Исследовательская работа |
20 |
4 |
16 |
|
5.1. |
Охрана труда и ТБ |
2 |
2 |
собеседование |
|
5.2 |
Оформление презентации |
16 |
2 |
14 |
|
5.3 |
Итоговое занятие Презентация костюма |
2 |
2 |
Презентация |
|
Итого |
144 |
34 |
110 |
Содержание образовательной программы второго года обучения
1.Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности
Инструкция по ТБ, ППБ на занятиях. Знакомство с детьми. Перспективы работы объединения. Мероприятия на учебный год. Занятие по безопасности жизни детей
2. Флористика
2.1. Сбор и обработка природного материала
Теория: Сроки, места сбора и разновидности материала. Инструменты, средства защиты при сборе природного материала.
Практика: Сбор необходимого материала. Разбор природного материала. Сушка и хранение материала. Складирование материала.
2.2.Выполнение композиций и сувениров из природных материалов
Теория: Материалы и оборудование для: работы. Понятие композиции, коллажа, панно, эскиза. Цветовой гаммы. Технология составления композиций. Материалы и инструменты необходимы для составления композиций.
Практика: Разработка эскиза композиции. Выбор композиции. Подбор материалов необходимых для составления композиции. Составление композиций изготовление рамочек, обшив дисков и пластинок. Изготовление композиций на тему «Осень».
3. Мягкая игрушка-кукла
3.1.Охрана труда и ТБ при работе.
Теория: Необходимые материалы и инструменты для работы. Как применять колющиеся и режущие предметы. Инструкция ТБ, ППБ на занятиях
3.2. История создания игрушек-кукол, Технологии выполнения работ по пошиву мягкой игрушки-куклы
Теория: Рабочее место при работе. История создания кукол-игрушек. Материалы и инструменты, применяемые в работе. Схемы. Цветовая гамма. Композиционное решение работы.
Практика: изготовление куклы-игрушки из разных материалов. Подбор тканей. Моделирование, конструирование и пошив куклы.
З.З. Технология пошива куклы-игрушки. Виды ручных и машинных швов, строчек. Теория: Технология выполнения куклы-игрушки. Материалы и оборудование для работы. Пряжа, нитки, изолон, мех ткань применяемые для работы. Декоративное оформление костюма куклы-игрушки.
Практика: Разработка эскиза работы. Подбор материалов и инструментов для работы. Выполнение работы по собственному замыслу на свободную тему. Оформление куклы.
4.Театр кукол-игрушек
4.1 Охрана труда и техника безопасности при работе. Инструменты для работы.
Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с острыми и колющими предметами Рабочее место. Оборудование и материалы, необходимые при работе.
Практика: использование кожи для глаз и лапок. Способы украшения игрушек.
4.2. Изготовление декораций
Теория: История создания театра кукол. Виды кукол. Материалы и инструменты, необходимые для изготовления декораций. Правила культуры поведения в театре
Практика: выбор мини-сказки, распределение ролей, заучивание текста выступления
4.3. Постановка, репетиции, выступление
Теория: сценическая речь, перевоплощение в роли сказочных героев.
Практика: постановка мини-сказки
5. Исследовательская работа
5.1.Охрана труда и ТБ при работе с компьютером
5.2.Оформление презентации
Теория: Алгоритм исследовательской работы
Практика оформление презентации исследовательской работы
5.3 Итоговое занятие. Презентация костюмов
Подведение итогов работы за учебный год. Награждение учащихся. Планирование работы на следующий учебный год.
Прогнозируемый результат по итогам второго года обучения
Должны знать: правила ТБ, ППБ при работе с инструментами, разновидности материалов для творческих работ, правила работы с разными материалами: (природным, клеем), уметь моделировать и конструировать новые модели кукол – игрушек, уметь перевоплощаться в сказочных героев, работать над проектом, научиться делать презентацию своей темы и выступать с ней. Должны уметь: пользоваться выкройками для раскроя ткани, шить изделия согласно модели, выполняя простые ручные швы (младшие классы) и машинные – (старшие классы) девочек, украшать панно.
Методическое обеспечение: Инструкции и таблицы по ТБ, ППБ на занятиях, методические разработки по дополнительному образованию учащихся, возможности сети интернет, книги и журналы по истории костюма, по изготовлению панно, консультации специалистов, образцы лекал, выкроек, тестов для проверки знаний учащихся, технические средства обучения (проектор, ноутбук) в кабинете информатики и в кабинете № 5
Пояснительная записка театра моды «Сударушка» третьего года обучения
Программа «Сударушка» имеет художественную направленность, является авторской. Программа «Сударушка» состоит из разделов: Бумажная пластика, валяние, вторая жизнь вещам, декоративное оформление изделия. Программа «Сударушка» – многопрофильная, развивает художественные способности учащихся.
Новизна программы в практической направленности, обучению новых методик декоративно-прикладного творчества, в современных педагогических здоровьесберегающих технологий и обучению исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность программы заключается в развитии творческих способностей, фантазии учащихся. В необходимости делать красивой жизнь вокруг себя, радовать друг друга необычными предметами. Как этого не хватает в современное быстро меняющее время!
Целью программы является развитие художественно-эстетического вкуса учащихся.
Задачи: 1) научить учащихся приемами работы с бумагой, клеем
2) развитие старательности, выдумки, фантазии и терпения учащихся при работе
3) воспитание любознательности, старательности, умения доводить начатое дело до конца
В основе данной программы лежит принцип непрерывности художественного развития. Педагогической целесообразностью является то, что программа позволяет творчески проектировать педагогический процесс, опираясь на развитие интересов ребенка, расширит круг его интересов. Особое внимание в программе уделено формированию навыков работы в группах, аккуратности и старательности. Возраст детей с 9 – 15 лет, умеющих работать с разными материалами, иглой, швейной машиной, наполняемость группы от 10 -15 учащихся.
В процессе обучения программе у детей предполагается сформировать следующие компетентности: 1) в сфере самостоятельной познавательной деятельности: уметь находить новые творческие решения, фантазировать, использовать разный природный материал 2).в коммуникативной сфере: работать в коллективе, общаться со своими сверстниками 3) в сфере гражданско-правовой деятельности: внимательно относиться к старшему поколению 4) в сфере культурно - досуговой деятельности: уметь организовывать свою работу и режим дня, используя умения, полученные на занятиях по декоративно-прикладному творчеству; 5) в бытовой сфере: умение рационально организовывать свое время Формы занятий: беседы и творческие задания, коллективные и индивидуальные методы работы. Задания будут творческими, развивающими, дающими возможность проявить себя. Работа в группе, в паре должны развивать взаимоуважение и самостоятельность мышления.
Методы обучения: словесные беседы, объяснения; наглядные презентации, иллюстрации; практические работы, исследования, тесты.
Режим занятий: Всего 144 ч, 4 часа в неделю, продолжительностью по 45 минут. Сроки реализации: Программа составлена на 1 год и охватывает возраст детей 9-15 лет.
Контроль знаний умений и навыков проводится по результатам творческих работ (тестирования, выступления на подиуме в новых костюмах)
Учебно-тематический план в третьего года обучения
№№ п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практ. |
|||
1. |
Водное занятие. Охрана труда и техника безопасности |
4 |
4 |
тест |
|
2 |
Бумажная пластика |
30 |
10 |
20 |
выставка |
2.1 |
Сбор и обработка природного материала |
10 |
4 |
6 |
|
2.2 |
Выполнение композиций – картин с применением природных материалов |
20 |
6 |
14 |
Проверка выполнения |
3 |
Валяние |
30 |
10 |
20 |
выставка |
3.1 |
Охрана труда и ТБ при работе |
4 |
4 |
||
3.2 |
Технология выполнения работ по технике валяния |
6 |
2 |
4 |
Индив. помощь |
3.3 |
Составление и выполнение композиций |
20 |
4 |
16 |
Работа в паре |
4 |
Вторая жизнь вещам |
60 |
6 |
54 |
выставка |
4.1 |
Охрана труда и техника безопасности при работе. Инструменты для работы |
2 |
2 |
собеседование |
|
4.2 |
Моделирование и конструирование |
4 |
2 |
2 |
Проверка |
4.3 |
Технология пошива костюма. Стиль и современная мода |
54 |
2 |
52 |
Работа в паре |
5 |
Декоративное оформление изделия |
20 |
4 |
16 |
|
5.1. |
Охрана труда и ТБ |
2 |
2 |
собеседование |
|
5.2 |
Проектно-исследовательская работа |
16 |
2 |
14 |
|
5.3 |
Итоговое занятие Презентация костюма |
2 |
2 |
Презентация |
|
Итого |
144 |
34 |
110 |
Содержание образовательной программы третьего года обучения
1.Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности. Инструкция по ТБ, ППБ на занятиях.
Знакомство с детьми. Перспективы работы объединения. Мероприятия на учебный год. Занятие по безопасности жизни детей
2. Бумажная пластика
2.1. Сбор и обработка природного материала
Теория: Сроки, места сбора и материала. Инструменты, средства защиты при сборе природ материала. Практика: Сбор необходимого материала. Разбор природ. материала. Сушка и хранение.
2.2.Выполнение композиций. Теория: Материалы и оборудование для: работы. Понятие композиции, коллажа, панно, эскиза. Цветовой гаммы. Технология составления композиций. Материалы и инструменты для составления композиций. Практика: Разработка эскиза композиции. Выбор композиции. Подбор материалов необходимых для составления композиции. Составление композиций, изготовление картин, обшив дисков и пластинок. Изготовление композиций на свободную тему.
3. Валяние
3.1.Охрана труда и ТБ при работе. Теория: Необходимые материалы и инструменты для работы. Как применять колющиеся и режущие предметы. Инструкция ТБ, ППБ на занятиях
3.2.Технологии выполнения работ по технике Валяние. Теория: Рабочее место при работе. Технология изготовления изделий в технике. Материалы и инструменты. Схемы. Цветовая гамма. Композиционное решение работы. Практика: Выполнение бус, картин. Прокалывание фигур на листке картона. Подбор цвета шерсти.
З.З. Составление и выполнение композиций. Теория: Технология выполнения работ в технике валяния. Композиционное расположение фигур на картине. Цветовое решение композиции. Материалы и оборудование для работы. Применение в работе сложных рисунков. Практика: Разработка эскиза работы. Подбор материалов и инструментов для работы. Выполнение работы по замыслу на свободную тему. Оформление работ в рамки
4.Вторая жизнь вещам.
4.1 Охрана труда и ТБ при работе. Инструменты для работы.
Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с острыми и колющими предметами Рабочее место. Оборудование и материалы, необходимые при работе.
4.2. Моделирование и конструирование нового костюма. Теория: История создания нового костюма. Лоскутная техника. Материалы и инструменты. Практика: Выбор ткани по цвету, выбор лекала для пошива.
4.3. Технология пошива костюма. Стиль и современная мода. Теория: Технология пошива костюма. Материалы и оборудование для работы. Правила подбора номеров игл и нитей. Стиль и современная мода.
Практика: Пошив и художественное оформление костюма.
5. Презентация костюма.
5.1. Охрана труда и ТБ. Правила поведения обучающихся на занятиях.
5.2. Оформление презентации. Теория: История возникновения лоскутной техники. Формы и способы оформления изделий. Практика: работа в сети интернет, оформление работы. Репетиции выхода на подиум. Подбор музыкальной композиции для выступления.
5.3 Итоговое занятие. Презентация костюма. Подведение итогов работы за учебный год. Награждение
Прогнозируемый результат по итогам третьего года обучения
Должны знать: правила ТБ, ППБ при работе с инструментами, разновидности материалов для творческих работ, правила работы с разными материалами: бумагой, клеем, шерстью, уметь моделировать и конструировать новые модели, уметь выполнять презентацию, проектную работу и выступать с ней, показывать и рассказывать о проделанной работе. Должны уметь: пользоваться выкройками для раскроя ткани, шить изделия согласно модели, выполняя простые ручные швы и машинные –девочек, украшать панно, картины.
Методическое обеспечение: Инструкции и таблицы по ТБ, ППБ на занятиях, методические разработки, возможности сети интернет, книги и журналы по истории костюма, по изготовлению панно, консультации специалистов, образцы лекал, выкроек, тестов для проверки знаний учащихся, в кабинете информатики и в кабинете № 5
Список литературы для учителя
1. Программа для внешкольных учреждений под редакцией Воропаевой Н.В. М. Просвещение, 1986 г
2. Николаенко Н.П.- «Композиции из цветов. Икэбана. - Узбекистан 1988г.
3. Белецкая Л.Б.- Прессование. Флористика. Эксмо. - Москва 2007
Список литературы для учащихся
1. Популярная энциклопедия рукоделия - Москва 1995 г
2. Симоненко В.Д. Учебник технологии для учащихся - М, Издательский центр Вентана-Граф, 2009
Татьяна
Надежда