12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Комарова Елена Ивановна35
Россия, Тамбовская обл.

Конспект урока русского языка «Однородные члены предложения» (4 класс).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ТДЦ:
Образовательная:
Систематизация знаний обучающихся об однородных членах предложения, обобщение и совершенствование знаний об особенностях однородных членов предложения.: одинаковая синтаксическая роль в предложении, выражены одной и той же частью речи, зависимость от одного и того же слова.
Развивающая:
Развитие у обучающихся памяти, внимания, мышления и речь; развитие учебной самостоятельности ,параллельное развитие устной и письменной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля ,т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно-оценочных действий.
Воспитательная:
Воспитание любви к родному языку; самостоятельности, активности.
Медиаобразовательная:
Нахождение информации в различных источниках.

Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная
2. Индивидуальная
3. Групповая
4. Работа в парах

Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
с позиции средств обучения:
-информационные технологии
-словесные (беседа): фронтальный опрос, изложение устного материала;
-наглядные: для осуществления индивидуального похода, что необходимо для данного класса;
-практические (тренировочные задания): умение применять полученные теоретические знания  и умения на практике;
-игровые;
-объяснительно-иллюстративный метод.
С позиции характера учебной деятельности:
-дедуктивные (синтаксический разбор)
-репродуктивные: с опорой на ранее изученный материал (работа с готовыми заданиями) и соотношение репродуктивного и творческого методов.
-продуктивный: обучающиеся самостоятельно находят некоторый материал (при подготовке к уроку)
-поисковой метод;
-проблемное обучение.
Методы стимулирования учебной деятельности школьника в процессе обучения:
-методы формирования учебной деятельности школьника в процессе обучения;
-методы формирования познавательного интереса ;
-методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности (словесное поощрение);
-метод создания ситуации успеха (дифференцированный подход )
-творческое применение знаний, умений, навыков.

2.Метод контроля и самоконтроля в обучении:
-самоконтроль (работа с доской, взаимоконтроль);
-методы устного контроля (слушают и дополняют друг друга);
-письменный контроль (проверка тетрадей);
-карта самоконтроля.

Оборудование:
Учебник «Русский язык» 4 класс, авторы Л. Я. Желтовская, О.Б.Калинина, иллюстрированный материал, карточки, презентация.  

                                           Ход урока:

                                                                                                                                  Вводно-мотивационный этап.
-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок.  К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Наступил новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

- В классе стало тепло от ваших улыбок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное и всё у нас получится!

-Чтобы работа на уроке прошла организованно, и вы экономно распределили время, вспомним, правила поведения на уроке:

- «Хочешь говорить - подними руку»;

- «Умей слушать отвечающего»;

- « Содержи в порядке рабочее место»;

- « Закончил работу в парах, покажи знак»

 Каким вы видите сегодня наш урок?
-Я тоже хочу, чтобы он таким и получился. Но для этого мне нужна ваша помощь. Сегодня на уроке мы будем вместе работать , друг другу помогать, и тогда у нас все получится.

- Сегодня на уроке мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье.

Для этого у меня есть много разных лекарств (аптечка с лекарствами)

Я думаю, что они помогут нам зимой укрепить и сохранить здоровье.

Вы согласны?

Почему?

Тогда как же, не используя  лекарств, укрепить и сохранить наше здоровье?

Правильно, я думаю, что мы всегда будем помнить об этом и стараться сохранить своё здоровье.

Для сохранения своего здоровья ещё нужно правильно питаться. Кушать много витаминов.

А где содержится много витаминов? ( Показ картинки)

Сядьте на своих местах  удобнее. Приготовьтесь к гимнастике для пальчиков.

Вспомним отрывок из стихотворения Ю. Тувима « Овощи», а проведёт пальчиковую гимнастику …

                              Пальчиковая гимнастика

Хозяйка однажды с базара пришла, (хлопки в ладоши)

Хозяйка с базара домой принесла ( постучать в кулачки)

Картошку (массаж большого пальца),

Капусту ( массаж указательного пальца),

Морковь ( массаж среднего пальца),

Горох ( массаж безымянного пальца)

Петрушку и свёклу ( массаж мизинца),

Ох! …

                     Словарная работа

Выпишите из стихотворения слова-названия овощей.  Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

Найдите лишнее слово ( свёкла )

Почему? ( Не относится к словарным словам)

 Почему букву «ё» считают особенной?

                           Чистописание

                  Здоровье и счастье не живут друг без друга.

Как вы понимаете эту пословицу?

Найдите грамматическую основу предложения.

Что вы можете рассказать про это предложение? ( простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, с однородными  членами предложения - подлежащими ).

                                 Определение темы и  целей урока.
Сформулируйте  тему и цели нашего урока.

1. Вспомнить…
2. Повторить правило…
3. Развивать умение находить…
Учитель дополняет ответы уч-ся:
- Сегодня на уроке мы должны будем систематизировать знания по теме               « Однородные члены предложения», работать с предложениями, слушать и дополнять друг друга, работать в группах и в парах.

Что мы должны знать и уметь, чтобы работа оказалась плодотворной? ( слайд 3)

Что вы знаете об однородных членах предложения? За каждый правильный ответ вы получите букву. ( с,о,ю,з,ы)

Предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку.

Однажды Запятая отправилась в царство Грамматики. И вот на её пути показался городок, в котором живут однородные члены предложений. На крыше каждого домика была нарисована запятая.

-  Значит здесь живут друзья, - подумала Запятая и смело подошла к городским воротам.

А на воротах написано:

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно!

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

 – Мы рады тебе и всегда берём с собой, когда связаны между собой интонацией перечисления.

И Однородные члены предложений открыли свою Главную Книгу города.

- Спасибо вам за науку, -сказала Запятая и пошла по тропинке через лес. А в лесу так замечательно пели птицы, что наша героиня не заметила, как вышла на опушку.

- Какой красивый дом! – воскликнула Запятая и подошла поближе.

В этом доме жили союза а , но и да.  Запятая увидела, что на фонариках добрые жители нарисовали её портрет. И она решила зайти в гости. А союзы показали ей ковёр, висящий на стене. Вместо узоров на нём были написаны пословицы.

                                           Работа по учебнику

 Упражнение 241, стр. 107

-Прочитайте пословицы. Что общего в их значении? А в строении?

- Какую роль играют в них союзы а, но, да: только соединяют или, соединяя, противопоставляют?

Заметьте! Перед союзами а, но, да (противительными) всегда ставится запятая.

                        Физкультминутка для глаз, стоя на ковриках

Поблагодарила Запятая Союзы и отправилась дальше. Тропинка привела её к быстрой речке. На её берегу стоял маленький дом с одним окошком. А на крыше почему-то нарисован восклицательный знак. Он будто предупреждал нашу героиню о чем-то.

Оказалось, что в этом домике живёт союз и.

- А почему на крыше твоего дома стоит восклицательный знак? – спросила его Запятая.

- Этот знак я нарисовал для тебя, - ответил серьёзный Союз. – Ты должна запомнить, что когда я соединяю однородные члены предложения, ты не должна появляться на строчке!

                                      Работа в группах

- Предлагаю вам поработать в группах и найти ошибки на схемах предложений. После выполнения этого  задания раздать карточки с написанными на них предложениями и   попросить  соотнести их с имеющимися схемами.)

                                                 Работа в парах

                                             « Помоги Незнайке»

У вас на партах лежат конверты. Это задание прислал из редакции один известный сказочный герой по имени Незнайка, который работает в типографии корректором.

Кто  из вас знает, кто такой корректор? Если мы не знаем значение какого-либо слова, каковы наши действия?

- Аня Звоникова  сейчас возьмёт толковый словарь и сообщит  нам о значении слова корректор.

В типографии проверяет текст на наличие ошибок и знаков препинания корректор. Значит, мы с вами побудем в роли корректоров.

                                          Резерв. Творческая работа.
Каждый самостоятельно в тетрадях составляет по одному предложению о зиме с однородными членами предложения.

                                          Рефлексия.

– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке?

Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;

Я умею:
–  Находить  в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Ели вы без особого труда справлялись  со всеми заданиями и  даже можете объяснить другим, то нарисуйте на полях  в тетради зелёный кружок.

Если вы не очень уверены в своих силах, допускаете ошибки - нарисуйте жёлтый кружок.

 Выполнение  многих заданий вызывает у вас трудности, то у вас на полях должен быть красный кружок.                               

                                              Домашнее задание

У нас в классе есть 3 воздушных шарика разного цвета, а под ними кармашки с карточками для работы дома. Если на полях у вас в тетради красный кружок, то карточку возьмите ту, которая находится под красным шариком и  т.д.

 

                                         Спасибо за урок!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.