Статья «Организационно-методический аспект проведения психолого-педагогического исследования коллектива младших подростков в результате прохождения педагогической практики»
Организационно-методический аспект проведения психолого-педагогического исследования коллектива младших подростков в результате педагогической практики
В результате педагогической практики было выполнено задание по психологии, которое заключалось в психологическом исследовании коллектива учащихся, а именно 5 «В» класса МАОУ Н.. Количество учащихся в классе: 25 человек, из них: юношей – 13, девушек – 12. Данный класс является общеобразовательным (непрофильным). Текучесть учащихся в классе отсутствует. Учащиеся 5 «В» класса относятся к младшему подростковому возрасту (по периодизациям Л.С.Выготского – 11-13 лет, Д.Б.Эльконина – 12-15 лет). Возраст учащихся 5 «В» класса не превышал 12 лет. Опираясь на психологические исследования Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович стоит отметить, что данный период характеризуется следующими психологическими особенностями.
Во-первых, социальная ситуация развития характеризуется расширением границ социального взаимодействия ребенка. Открываются новые формы и субъекты взаимодействия.
Во-вторых, ведущий тип деятельности характеризуется переходом с учебной деятельности на общение со сверстниками и интимно-личностное общение. Но нужно понимать, что общение со сверстниками рассматривается в контексте учебной деятельности.
В-третьих, появление «противоречивого» чувства взрослости (несамостоятельность с одной стороны, и процесс взросления – с другой), включение ребенка в референтные группы, самостоятельность и автономия. Все вышеназванные качества составляют такой элемент, как новообразования подросткового возраста.
В-четвертых, следует упомянуть и об особенностях интеллектуальной сферы. Она характеризуется развитием самосознания, критического мышления, самоанализа. Среди форм организации учебной деятельности преобладают проблемное обучение и групповая работа.
Отметим, что огромная роль в процессе создания ученического коллектива в младший подростковый период, принадлежит классному руководителю. Классным руководителем 5 «В» класса является Марина Юрьевна О., учитель русского языка, литературы, риторики. Является молодым специалистом со стажем работы в МАОУ Политехническая гимназия – 3 месяца. Используя методы анкетирования учащихся 5 «В» класса отметим, что у учащихся 5 «В» класса с Мариной Юрьевной О. в процентном соотношении: доброжелательные отношения – 80%, средние отношения – 13%, недоброжелательные – 7%. Данный факт может говорить о проблемах адаптации к новому классному руководителю некоторых учащихся при переходе в 5 класс. По данным анкеты классного руководителя, отношение ее с классом – доброжелательные.
Очень важно сказать о целевых установка 5 «В» класса с точки зрения классного руководителя и учащихся. Классный руководитель отмечает, что целью класса является стать дружнее, повысить уровень сплоченности, быть достойными своей школы. Учащиеся отмечают целью своего класса – стать дружнее, хорошо учиться, занимать призовые места в конкурсах.
Большое внимание в 5 классах стоит уделить созданию благоприятного психологического климата в коллективе. По результатам тестирования по методике А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив?» можно сделать вывод о том, что 5 «В» класс занимает уровень развития коллектива – «Мерцающий маяк» с показателем 3,375 из 5 баллов максимальных. А.Н.Лутошкин дает следующую характеристику данному уровню развития коллектива: «…Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив. Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь час то вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех…». По данным социометрического исследования сплоченность коллектива 5 «В» класса мы можем определить с показателем 0,542 при максимально возможном значении равном 1. Вышеназванный уровень можно считать средним, но стоит оговориться, что он достаточно оптимистичен для 5 класса, т.к. в данный период проходит адаптация учащихся к новому социальному окружению. Классный руководитель должен уделить данному вопросу отдельное внимание, и сделать акцент в программе внеурочной работы на показатель сплоченности.
В данный возрастной период формируются основные качества личности, и закрепляется стратегия межличностных отношений. Большое внимание при психологической характеристике класса стоит уделить социальному статусу каждого учащегося в коллективе, так как одним из наиболее важных элементов возраста является поиск референтной группы. По результатам проведенного социометрического исследования коэффициент взаимности в классе составляет 26,6% из 100% возможных, что является достаточно низким показателем. Поэтому, классному руководителю стоит уделить большое внимание, во-первых, ежемесячному мониторингу данного показателя в классе, а, во-вторых, проведению внеурочных мероприятий по развитию и укреплению взаимопомощи внутри коллектива. При проведении социометрии был выявлен социальный статус каждого учащегося в коллективе. По результатам исследования, учащиеся 5 «В» класса были разделены на 5 групп социальных статусов в следующем количественном и процентном соотношении: «звезды» - 4 человека (16%), «предпочитаемые» - 1 человек (4%), «принятые» - 5 человек (20%), «непринятые» - 8 человек (32%), «отвергнутые» - 7 человек (28%). Отметим, что в классе преобладают социальные статусы «непринятые» и «отвергнутые». Данный факт может быть обусловлен сменой социальной парадигмы учащихся, расширением пространства для взаимодействия, усложнением эмоциональной сферы учащихся. Классному руководителю стоит уделить данной проблеме большее внимание, потому что, если не включить в данный возрастной период, учащихся со статусами «непринятые» и «отвергнутые» в систему взаимодействия, то впоследствии это может привести к длительным конфликтным ситуациям.
Также отметим, что в классе существуют формальные и неформальные лидеры. Сам коллектив разделен на несколько социальных групп, в которых учащиеся связаны увлечениями и итогами успеваемости. Формальные лидеры по большей степени создали группы по успеваемости, а неформальные лидеры создали группы по увлечениям.
Для определения наличия конфликтов в классе и путей их разрешения был проведен тест К.Томаса. Результаты теста показали, что учащиеся 5 «В» класса выбирают стратегии поведения в конфликте в следующем процентном соотношении: «соперничество» - 7%, «сотрудничество» - 21%, «компромисс» - 23%, «избегание» - 21%, «приспособление» - 28%. Мы видим, что большинство учащихся выбирают стратегии «приспособление» и «компромисс». К.Томас определяет данные стратегии следующим образом: «Приспособление» - принесение в жертву собственных интересов ради другого; «Компромисс» - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. Можно сделать вывод, что конфликтные ситуации в 5 «В» классе будут конструктивно и динамично разрешены.
Сплочению и созданию благоприятного психологического климата во многом помогают классные традиции, нормы, правила. В анкете классного руководителя были указаны следующие групповые нормы и правила – дежурство по классу и школе, а также традиции – день рождения класса, отмечать праздники, ходить в походы и на каток. Из анкет учащихся можно выделить некий диссонанс, так как 30% учащихся отмечают отсутствие классных норм и правил, а 70% учащихся отмечают наличие дежурства и взаимопомощи. На вопрос о наличии традиций в классе мнения разделились: 25% учащихся ответили, что традиции отсутствуют, 75% - ответили, что среди традиций можно выделить празднование дня рождения, оформление кабинета к различным праздникам. В контексте того, что учащиеся перешли в 5 класс, к новому классному руководителю, традиции, нормы и правила только начинают формироваться. Классный руководитель вместе с классом должны обозначить традиции, нормы и правила, которые охватывают наиболее важные аспекты школьной жизни.
Данные исследований показывают, что ученический коллектив 5 «В» класса находится на среднем уровне развития. При этом хочется акцентировать внимание на последний вопрос в анкете учащихся: «Ваш класс – это…». Учащиеся ответили на него очень многогранно: «Ваш класс – это дружная семья; сплоченность; сплоченная команда; группа, идущая к одной цели; одно целое; лучший класс; дружный сплоченный коллектив. Эти определения свидетельствуют о наличии большого потенциала для перехода коллектива на более качественный уровень.
Список литературы:
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 460 с.
Лутошкин, А.Н.
Психологический климат детского коллектива / А.Н. Лутошкин. – Москва // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия : для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва : Академия, 2001. – С. 57-58.