Организационно-структурные вопросы формирования эффективной образовательной среды школьного музея: практики вовлечения обучающихся в образовательный туризм
Организационно-структурные вопросы формирования эффективной образовательной среды школьного музея: практики вовлечения обучающихся в образовательный туризм
Гришина В.И., учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты
Школьный музей – живой, развивающийся организм. Его фонды постоянно пополняются новыми материалами, оформляются новые разделы и выставки. Музей – центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе. Он способствует углублению знаний, развитию творчества, познавательной активности, профессиональной ориентации обучающихся.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в перечне поручений от 16 января 2014 года поставил задачу расширения использования возможностей музеев в образовательной деятельности.
На протяжении последних лет в Мурманской области наблюдается количественный рост вновь созданных музеев образовательных организаций. В процессе музейной деятельности у школьников формируются современные образовательные результаты посредством изучения истории, культуры, природы родного края, занятий поисковой и исследовательской деятельностью, создания новых экспозиций и выставок, разработки и проведения экскурсий в школьном музее. При этом практика показывает, что серьезные трудности у школьников вызывает работа по составлению текста экскурсии, выбор методов рассказа и показа, умение свободно и грамотно изложить свои мысли без опоры на текст, юные экскурсоводы слабо владеют музейной терминологией.
В этом учебном году на базе школьного литературного музея Николая Рубцова реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный музеевед». Занятия по данной программе дадут возможность обучающимся повысить свою компетентность в области музейной, экскурсионной деятельности.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Программа «Юный музеевед» способствует обеспечению духовно-нравственного воспитания, формированию и развитию творческих способностей обучающихся, их профессиональной ориентации, социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе. Изучение и освоение материала Программы осуществляется в прямом контакте с музейными предметами (экспонатами) школьного литературного музея Николая Рубцова, расположенного в МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты.
Помимо поисково-собирательной работы обучающиеся включены в экскурсионную, научно-исследовательскую и фондовую деятельность по обработке новых поступлений, в подготовку и проведение массовых мероприятий, что позволяет расширить общеобразовательный кругозор и специальные знания школьников, сформировать научный интерес и профессиональные склонности, навыки общественно-полезной работы. При этом основной вид деятельности обучающихся в творческом объединении «Юный музеевед» проектно-исследовательский, что является педагогически целесообразно для данного возраста и отвечает требованиям ФГОС.
Проектно-исследовательская деятельность для обучающихся имеет практическую значимость, не только в смысле личного развития, но и в смысле общественного значения (например, пополняется экспозиция музея). Имеет научную основу и длительный период проведения исследований (изучаются научные источники, проводится работа в архивах, обучающиеся защищают свои работы на научно-практических конференциях).
Изучая экспонаты музейных коллекций школы, города, а подлинный музейный предмет обладает глубоким значением и смыслом, юные исследователи раскрывают страницы истории, пополняют новыми сведениями и материалами экспозиции музея. Огромно значение такой работы для личностного становления подростка, так как за каждым экспонатом стоит человек, его судьба, его поступки, соотнесение их со временем, в котором он жил, что дает пищу для размышления о собственных ценностях, эмоционально обогащает духовный мир подростков, учит пониманию истории.
Программа развивает информационно-коммуникационные навыки учащихся, так как предполагает широкое использование интернет-пространства:
- знакомство с музеями города, страны, мира в процессе обучения по той или иной теме при помощи виртуальных экскурсий;
- поиск информации через интернет при работе над проектом;
- функционирование групп в социальной сети «ВКонтакте» как способ общения между единомышленниками;
- установление контактов с другими литературными музеями Николая Рубцова через сайты и социальные сети.
Программа адресована подросткам (юношам и девушкам) 11– 15 лет и
реализуется в течение 1 года. В группу обучения принимаются все желающие, в том числе, учащиеся с ОВЗ, не имеющие медицинских противопоказаний. Основным критерием при этом является желание и готовность осваивать азы музееведческой науки. Другим критерием является интерес к музейным профессиям.
Особенности построения образовательного процесса заключаются в следующем:
Некоторое время обучающиеся знакомятся с общими вопросами, связанными с историей музееведения, а затем выбирают то направление, которое им кажется в данный момент наиболее интересным. Кто-то берется за исследования, кто-то начинает готовить авторскую экскурсию по музею или, используя написанный ранее текст экскурсии по экспозициям, кто-то заинтересовывается работой в фондах, кого-то привлекает музееведческая работа (создание новых экспозиций, выставок, поиск новых форм проведения массовых мероприятий для посетителей музея). Обучающиеся всегда могут поменять направление деятельности или работать в нескольких направлениях.
В зависимости от темы и задач, стоящих перед обучающимися, выбираются формы занятий:
- Информационные лекции с элементами беседы призваны познакомить со способами и приемами изучения истории музееведения; рассказать о методах и приемах изучения истории предметов и документов, хранящихся в фондах музея.
- Индивидуально-групповое занятие в малых творческих группах направленно на подготовку ребят к проведению экскурсий в школьном музее, подготовке исследовательских работ, подготовке к музейным играм и проектам.
- Самостоятельная практическая работа по поиску и сбору предметов истории и материальной культуры для тематических разделов музейной экспозиции, изготовлению предметов для вспомогательного фонда музея (плакаты, карты, муляжи и различные пособия к занятиям) помогают раскрыться творческим способностям учащихся.
- Индивидуальные занятия по обработке и анализу собранного материала, включение его в фонды музея; подготовке к участию в краеведческих чтениях и историко-краеведческих конференциях.
- Экскурсии в музеи Мурманской области и школьные музеи города Апатиты расширяют кругозор обучающихся.
- Занятие-экскурсия формирует навыки юного экскурсовода.
- Занятие-игра.
- Открытое занятие или занятие-презентация проводится в конце учебного года для демонстрации результатов обучающихся.
С помощью Программы мы решаем вопрос занятости детей. Ведь не секрет, что к 9 классу большинство школьников перестают посещать кружки, спортивные секции, ссылаясь на занятость, подготовку к государственной итоговой аттестации.
Основным направлением в работе по профориентации школьников на всех стадиях обучения остается своевременное, на всем протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду. Необходимо научить подростка прежде всего оценивать себя в контексте требований рынка, что поможет ему адаптироваться во взрослой жизни, возможно, даже несмотря на неблагоприятные социально-экономические условия. В данном аспекте музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Получив изначальные знания профориентационного характера, адекватно оценив свои склонности, интересы и умения, подросток сможет принимать сознательные решения относительно своего дальнейшего обучения и выбора профессии. Занятие в кружке «Юный музеевед» систематизирует интересы школьников, ориентируя их на будущую профессиональную деятельность.
Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме – в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного.