12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Алексеевна Окутина42
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
0

Применение технологий «Организация проектной деятельности в школе»

Организация проектной деятельности в школе

Современному человеку для достижения успеха в жизни необходимо уметь быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, находить общий язык с людьми самых разных профессий, идеологических, политических взглядов и культур.

И, наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. По моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого. Научиться «схватить кошку за хвост», то есть быть активным членом общества, преуспевать в различных сферах общественной жизни, решать нестандартные задачи, успешно сотрудничать с другими людьми помогает данный метод

В средней школе организована проектная деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования по ФГОС СОО, способствующая повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. И именно программа развития универсальных учебных действий включает формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Организация проектной деятельности способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и отечественных педагогов, состоит в том, что он позволяет детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало полезные знания и навыки, способствовало зарождению новых импульсов к последующим делам. В целом школьные проекты строятся на действительном интересе детей к жизни и выступают прообразами жизненных проектов. В школьных проектах акцент делается на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научится сам составлять планы и проекты. Проектная деятельность способствует развитию умения практически применять полученные знания, развитие рефлекторное мышление. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

В чем отличии проекта от исследовании? Проектно-творческая деятельность направлена на достижение определенного результата, то есть основным критерием пpoeкта является достижение заранее спланированного результата. Исследование - творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом .

1. Проект - это цельная работа, ее нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт.

2. Проект - сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций - каждый подвид деятельности представляет собой целый пласт ЗУН, при этом все составные части проектной деятельности объединены цельностью.

З. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто ее моделирование) - практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.

4. Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Особенности оценки метапредметных результатов

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.

Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учащимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Самое сложное для учителя, как руководителя проекта учащегося, на мой взгляд, это помочь ребенку определить то некоторое неудобство, дискомфорт, что мешает жить. И чтобы это неудобство было именно для этого учащегося актуальным. Это как камушек в ботинке, кто-то чувствует неудобство, но постепенно привыкает и старается не обращать внимания, а кто-то пытается найти способ этот камушек извлечь.

Как руководитель проекта учитель должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достиже­ние цели

специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обя­зательно во всех областях)

консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам

руководитель (особенно в вопросах планирования времени)

"человек, который задает вопросы" - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей

координатор группового процесса

эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Как организована работа над проектами в нашей школе.

Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс старшей школы предметного или метапредметного характера. Данное требование ФГОС ООО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса.

При составлении индивидуального учебного плана учебный проект сразу включается в учебный план каждого десятиклассника, и не выполнить его нельзя, так как эта ситуация соответствует невыполнению учебного плана учащегося; (вспомним Стандарт: «В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)».

В прошлом учебном году, когда стандарт старшей школы мы опробовали впервые, выяснилось, что учащимся не хватает знаний по организации и реализации проектной деятельности. Проанализировав первые результаты, было решено включить в расписание час на проектную деятельность, в ходе которого учащиеся подробно знакомятся с основами проектной деятельности, этапами и сроками работы над проектами, встречаются с представителями ВУЗов Хабаровского края, участвуют в мастер-классах по проектной деятельности. ВУЗы края активно откликнулись на наше предложение о сотрудничестве, каждую среду на втором уроке в актовом зале - единый урок проектной деятельности, график встреч с представителями ВУЗов расписан.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный - определение руководителей проектов, поиск проблемного поля, выбор темы и ее конкретизация. Наверное, один из самых сложных этапов, так как учащемуся порой сложно определиться с проблемой, с тем камешком в ботинке, который ему мешает. Найти руководителя проекта, тьютора тоже дело непростое. И если в прошлом году в большинстве своем это были родители или родственники наших учащихся (52%), то в это учебном году количество руководителей проектов из числа родителей сравнялось с руководителями проектов из числа учителей (у нас сегодня это диспетчер по расписанию, классный руководитель, психолог, учитель, руководитель образовательной организации).

Поисковый – уточнение тематического поля и темы проекта, ее конкретизация, определение и анализ проблемы, постановка цели проекта. При определении темы проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика- основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы

3. Аналитический – анализ имеющейся информации, сбор и получение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта, пошаговое планирование работ, анализ ресурсов.

4. Практический - выполнение технологических операций, текущий контроль, внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию

5.Презентационный - подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

6. Контрольный – анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.


 

Направление проектной деятельности учащихся 10-х классов 2016-2017 год:

химико-биологическое (19 человек);

-экологическое (6 человек);

-социально-экономическое (18 человек);

-инженерно-техническое (12 человек);

-лингвистическое (8 человек);

-историческое (6 человек);

-художественно-технологическое (11 человек);

-спортивное (2 человека).

Направление проектной деятельности учащихся 10-х классов 2017-2018 год:

Лингвистическое + художественно-литературное – 9 человек

Социально-экономическое - 16 человек

Инженерно-техническое 10 человек

Социальное 37человек

Химико-биологическое + экологическое (11 человек)

Спортивное - 6 человек

В начале 2017-2018 учебного года был составлен План-график работы над проектами учащихся 10-х классов, согласно которому каждому учащемуся необходимо было определиться с проблемой, темой и руководителем проекта до конца октября, то есть до конца первой четверти.

Промежуточная защита выполненной работы, в которой учащийся представляет цели, задачи, продукт по заданному шаблону осуществляется до 15декабря

После сбора всех заполненных шаблонов, проекты были объединены в группы по направлениям (6 групп)

Презентация проекта, публичная защита определена на начало февраля, учащиеся представят результаты проектной деятельности комиссии

Часть учащихся, работающих в рамках двухгодичного проекта, представят промежуточные результаты деятельности.

Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.