12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Львова Светлана Алексеевна24056
Россия, Самарская обл., Кошкинский район с. Новая Кармала
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

 

Виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

 

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

1 уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

 

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

 

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

 

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.

 

Методический конструктор внеурочной деятельности

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеурочной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

- краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности школьников;

- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеурочной деятельности;

представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех

уровней результатов внеурочной деятельности.

Вид внеурочной деятельности

Образовательные формы

Уровень результатов внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результатов

Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально- моделирующая игра

Приобретение школьником социальных знаний

Ролевая игра

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Деловая игра

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Социально- моделирующая игра

Познавательная

Викторины, познавательные игры, беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности

( олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, беседы.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности

( олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3.Проблемно- ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно- ценностная дискуссия.

Приобретение школьником социальных знаний

Этическая беседа

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Дебаты, тематический диспут

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Проблемно- ценностная дискуссия.

Досугово- развлекательная деятельность

( досуговое общение)

Культпоходы в театр, музей, концертные залы , выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки.

Приобретение школьником социальных знаний

Культпоходы в театр, музей, концертные залы , выставки.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки.

5.Художественное творчество.

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки , фестивали искусств, спектакли в классе и школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности.

Приобретение школьником социальных знаний

Кружки художественного творчества.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Художественные выставки , фестивали искусств, спектакли в классе и школе.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности.

6. Социальное творчество

( социально значимая волонтёрская деятельность)

Социальная проба ( инициативное участие ребёнка в социальной акции, организованной взрослыми

КТД ( коллективно- творческое дело)

Социальный проект

Приобретение школьником социальных знаний

Социальная проба ( инициативное участие ребёнка в социальной акции, организованной взрослыми

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

КТД ( коллективно- творческое дело)

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Социальный проект

7. Трудовая ( производственная деятельность).

ЛЕГО- конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремёсел

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно- ролевые игры « Почта», « Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

Приобретение школьником социальных знаний

ЛЕГО- конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремёсел

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно- ролевые игры « Почта», « Фабрика».

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

8. Спортивно- оздоровительная деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции – проекты.

Приобретение школьником социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Школьные спортивные турниры.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции – проекты.

9.Туристко- краеведческая деятельность.

Образовательная экскурсия.

Туристический поход.

Краеведческая экспедиция.

Туристско- краеведческая экспедиция.

Приобретение школьником социальных знаний

Образовательная экскурсия.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Туристический поход.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Краеведческая экспедиция.

Туристско- краеведческая экспедиция.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.